Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr.chtenie.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений  II  вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации,  Москва:  «Просвещение»,  2006г.).        

Программа рассчитана на 102 ч по 3 часа в неделю

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного программой формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  ключевых компетенций.

Учебно-информационные:

-умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства,

- замечать изменения,  с происходящим с объектом,

- умение соотносить результаты наблюдения с поставленной целью,

- умение производить измерения разными способами для решения учебных и практических задач,

- умение использовать готовые модели для изучения свойств и качеств  предметов,

- адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи,

- сознательное чтение текста разного типа (художественный, научно-популярный, учебный) вслух и про себя,

- выделять главные мысли  текста,

- нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение),

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

Учебно-коммуникативные:

- формирование монологической речи учащихся,

- совершенствование диалогической речи учащихся; умение составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения,

- способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией,

- адекватно воспринимать устную речь,

- безошибочное списывание,

- написание под диктовку,

- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов.

Учебно-организационные:

- умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания,

- умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи,

- владеть способом контроля и оценки деятельности, соотнести результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом,

- определять причины возникших трудностей, выбрать пути преодоления ошибок.

Учебно-интеллектуальные:

- умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения,

- владение способами объединения предметов по общему признаку, определение общих свойств, признаков предметов (по результатам наблюдения, опытов, объяснений учителя, высказываний сверстников),

- распределять объекты в группу по общему признаку,

- формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

             Специфика курса литературного чтения во 2 классе заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие      художественно-творческих       и       познавательных
    способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
    произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
    совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
    выразительно читать и рассказывать, импровизировать.
  2. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным
    чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
    формирование    читательского     кругозора    и    приобретение     опыта
    самостоятельной читательской деятельности.
  3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к
    чтению  и  книге,  потребности  в  общении  с  миром  художественной
    литературы;   обогащение   нравственного   опыта   младших   школьников.
    Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
    развитие    нравственных    чувств,    уважения    к    культуре    народов
    многонациональной России.

Методика чтения в школе для слабослышащих детей выделяет три большие группы задач: образовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие.

К образовательно-познавательным задачам можно отнести:

  1. Формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
  2. Формирование умений школьников анализировать читаемые тексты (в объеме требований программы каждого класса).
  3. Уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о человеке и его духовном мире; сообщение знаний о писателе, эпохе, отраженной в произведении.
  4. Обогащение учащихся знаниями о литературе, смежных видах искусства.
  5. Развитие навыков устной и письменной речи школьников.

Часть названных задач определена в школьных программах по чтению, часть же из них учитель должен сам сформулировать при изучении того или иного произведения исходя из его тематики и проблематики.

К коррекционно-развивающим задачам можно отнести:

  1. Обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизма и недостатков произношения.
  2. Создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики.
  3. Развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений.
  4. Развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование интеллектуальных, организационных и учебных умений.

Специальные требования, предъявляемые к урокам чтения:

  1. Эмоциональность урока, вызываемая не только содержанием читаемого, но и применяемыми методами и приемами, рассчитанными на адекватное проявление у школьников определенных эмоциональных переживаний.
  2. Непосредственная связь изучаемого произведения с жизненным опытом учащихся и жизнью страны, что позволяет понять конкретный и обобщенно-художественный смысл читаемого произведения.
  3. Стимулирование творческой деятельности школьников в .процессе изучения литературных произведений включением вариативных заданий: отгадывание загадок, придумывание продолжения рассказа, нового его названия, составление викторин, загадок, кроссвордов, сценариев праздников и инсценировок, иллюстрирование, инсценирование.
  4. Развитие связной литературной речи школьников с использованием средств художественной изобразительности в связи с изучаемым произведением, использование методических приемов, стимулирующих разнообразие связных устных и письменных высказываний.

Одним из требований к урокам чтения является проведение коррекционной работы по развитию речи слабослышащих, обогащению их словарного запаса, формированию грамматического строя речи, коррекции недостатков произношения. Кроме навыка чтения и речеведческих умений, учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.

Виды занятий во 2 классе: чтение, ответы на вопросы, беседы, описание сюжетных картинок, наблюдения, работа с текстом, различные виды игр, инсценировка, демонстрация действия, иллюстрирование текста, деление текста на части, озаглавливание, составление плана, пересказ прочитанного

Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по ООМ, речевыми играми, различными дидактическими пособиями.

           Во 2 классе 3 раза проводится проверка техники чтения (в начале учебного года, в конце первого полугодия, в конце учебного года).

Учебно-тематический план по чтению

№ п\п

Учебная

четверть

Наименование разделов

Количество часов

1

Здравствуй, школа!

7

Осень пришла

13

О братьях наших меньших

5

24

2

Что  такое хорошо и что такое плохо

19

Новогодний праздник

5

24

3

Учимся трудиться

7

Праздник мамы и весны

14

Родина любимая

9

30

4

Устное народное творчество

8

Скоро лето!

9

Волшебные странички

7

24

Итого

102

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны уметь:

  • правильно, сознательно, плавно читать целыми словами без пропусков; сложные слова читать по слогам;
  • соблюдать при чтении соответствующий темп (50 – 60 слов в минуту);
  • соблюдать правила орфоэпии, читать незнакомые слова с проставленным ударением, соблюдать правильные ударения в знакомых словах;
  • соблюдать правильную интонацию (в предложениях с соответствующими знаками препинания);
  • выразительно читать с соблюдением пауз между предложениями и частями текста; читать знакомый текст про себя;
  • пересказывать содержание прочитанного; описывать иллюстрации к тексту словами из текста;
  • отвечать на вопросы, устанавливающие причинно – следственные отношения, последовательность действий;
  • делить текст на части по вопросам;
  • определять основную мысль прочитанного (с помощью учителя);
  • выделять действующие лица;
  • выбирать из текста слова и предложения, характеризующие действующих лиц, события;
  • читать текст по ролям.

Учащиеся должны знать:

  • стихотворения и отрывки из прозаических произведений (9 – 10 за год).

Содержание тем учебного курса

Навыки чтения.

Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми словами без искажения и пропусков. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов. Соблюдение соответствующего темпа (50—60 слов в минуту к концу года).

Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением.

Соблюдение правильной интонации в предложениях с соответствующими знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Выразительное чтение с соблюдением пауз между предложениями и частями текста (после подготовки с учителем). Выделение при чтении важных по смыслу слов.

Чтение знакомого текста про себя.

Работа над текстом.

Пересказ содержания прочитанного (сначала по вопросам учителя); подготовка к самостоятельному пересказу.

Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно- следственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и др.

Деление текста на части по вопросам. Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного по отдельным вопросам.

Выделение действующих лиц. Выбор из текста (с помощью учителя) слов и предложений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы.

Чтение текста по ролям (с драматизацией и без нее). Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических произведений (9—10 в год).

Литература для учащихся

  1. Красильникова О. А. Чтение: Учебник 2 кл. специальных коррекционных (образовательных) учреждений II вида. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
  2. Трубачева И. З., Дейнега Е. Д. Книга для чтения. Учебник для 2 класса школ глухих. – М.: Просвещение, 1991.

Пособия для учителя

  1. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика преподавания русского языка в школе глухих. – Москва: ВЛАДОС, 2002
  2. Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Красильникова О. А. Уроки чтения  развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: пособие для учителя / О. А. Красильникова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Тексты для проверки техники чтения

Помогли дедушке

Дедушка нес книги. Он очень устал. Дедушка положил книги на скамейку. Он сел отдохнуть. Вдруг книги упали на землю. Мимо проходили Вася и Маша. Ребята подняли книги и дали дедушке. Дедушка сказал ребятам: «Спасибо!»

(36 слов)

Кто нес книги?

Куда дедушка положил книги?

Что случилось?

Кто поднял книги?

что сказал дедушка?

Какие были ребята?

В лесу

Однажды жарким летом дети пошли в лес. Собака Шарик побежал в лес вместе с ними. Дети  собирали грибы и вкусные ягоды. Вдруг под пушистой елкой они увидели маленького ежа. Он свернулся клубком. Шарик хотел укусить ежика. Больно уколол Шарик нос об иголки и испуганно залаял.

(47 слов)

Как называется рассказ?

О ком говорится в рассказе?

Куда пошли дети?

Кто побежал вместе с ними?

Кого увидели дети?

Что сделал Шарик?

Почему Шарик залаял?

Осторожно

Саша пошел с мамой в магазин. Около магазина стояла грузовая машина. Вдруг Саша увидел, что между колесами сидит котенок. Саша испугался. Машина может задавить котенка. Когда из магазина вышел шофер и сел за руль, Саша закричал:

-Осторожно, дядя, ехать нельзя!

Шофер спросил Сашу:

-Почему нельзя?

-Там котенок, - сказал Саша.

Шофер вышел из машины, взял котенка на руки и отдал Саше.

(61 слово)

Как называется рассказ?

О ком говорится в рассказе?

Куда пошел Саша?

Что увидел Саша?

Почему Саша испугался?

Что сделал Саша?

Что сделал шофер?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Чтение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учашищхся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.

Рабочая программа по чтению  для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной

В пояснительной записке к рабочей программе даны общие сведения об особенностях организации уроков чтения в 4 классе спеиальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной. ...

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний".

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний"....

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение...

Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта.             ...