Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Окунева Анна Валерьевна

В пояснительной записке к рабочей программе даны общие сведения об особенностях организации уроков чтения в 4 классе спеиальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета

«Чтение и развитие речи»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой. Москва: «Просвещение»,  2008 год, регионального базисного учебного  плана общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательных учреждений VIII вида Нижегородской области.

Чтение и развитие речи

 4 класс

Пояснительная записка

Основными задачами обучения чтению в  4 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

        Для реализации Программы на уроках целесообразно применять технологии автоматизации навыков чтения Г.Г.Мисаренко, рационального обучения чтению А.Л.Каюсова, педагогической дифференциации учащихся с ОВЗ В.В.Воронковой.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух учащиеся читают про себя.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно – следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное  значение.

Учитель в процессе обучения чтению уделяет особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в 4 классе в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

4 класс

(6 часов в неделю)

Техника чтения

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения,

необходимой интонации.

Понимание читаемого

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла

читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание загла

вий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем

слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее

прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов,

выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние

заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных

эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных,

о занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.

Оценка навыков чтения

При оценке навыков чтения принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой

чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной

мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии со следующими требованиями по каждому году

обучения:

4 класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно

исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, а в

4 классе – логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,

правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;

допускает 1 - 2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в 4 классе – логических ударений;

допускает неточности в ответах на вопросы и в пересказе содержания, но исправляет их сам или с  

незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1 - 2  самостоятельно исправленные

ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова – по слогам;

 допускает 3 – 4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз,

 логических ударений;  отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью

 учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает в основном по слогам, даже лёгкие слова; допускает

 более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при

 пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не

 знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении

большее количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы и не может

передать содержания прочитанного; не знает наизусть стихотворения.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения  изученного

материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя

обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает

единичные ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает

неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые

ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1 -2 ошибки, которые

исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной

темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок  в речи;

затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя;

нуждается в постоянной помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части

изученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие их смысл; в работе с

 текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Литература

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
  подготовительный, 1 – 4 классы Москва «Просвещение» 2006г.

2.Обучение чтению в специальных коррекционных классах 1 класс Л.И.Рудченко Волгоград
  издательство «Учитель» 2006г. Поурочные разработки.

3.Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей.

   Под  редакцией В.Г.Петровой Москва «Просвещение» 1976г.

4.Уроки чтения в 3 классе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  
  Г.М.Гусева Е.Н.Моргачёва  Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2007г.

5.Чтение коррекционно – развивающие занятия 2 класс Л.И.Рудченко Издательство «Учитель»

   Волгоград 2006г.

6.Коррекция письменной речи в начальной школе. Разработка занятий 1 – 4 классы. Авторы –  
  составители: Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Издательство «Учитель» Волгоград
  2009г.

7.Психология умственно – отсталого школьника С.Я.Рубинштейн Издательство «Просвещение» Москва
  1970г.

8.Русский язык. Учимся играя. В.Волина  Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО» 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....

Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида.

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Календарно - тематическое планирование уроков чтения для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной.

Календарно - тематическое планирование включает коррекционные упражнения на уроках чтения, перечень оборудования и средств наглядности для оснащения уроков, материал для словарной работы....

Календарно - тематическое планирование уроков чтения для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной.

Календарно - тематическое планирование включает коррекционные упражнения на уроках чтения, перечень оборудования и средств наглядности для оснащения уроков, материал для словарной работы....

Адаптированная рабочая программа по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Программа составлена на учебный год, содержит коррекционные задачи....