Рабочая программа по русскому языку 1 кл. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Редих Елена Николаевна

Рабочая программа по русскому языку авт. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина создана на основе авторских программ с учетом требований ФГОС. В рабочую программу включены: пояснительная записка, прохождение программы по разделам, а также тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, утвержденного приказом Мнобрнауки России №373 от 06.10.2009г., введенного в действие с 01.01.2010
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 г.;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004 г.;
  • Регионального базисного учебного плана Костромской области на 2011 -2012 уч.год
  • Учебного плана МОУ СОШ № 30 г. Костромы на 2011-2012 уч.год.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20011/2012 учебный год»
  • Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 30 г. Костромы, утверждённая директором школы приказ №84/2 от 26.04.2011г.
  • «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 - 4 - й классы. Учебно - методический комплект «Перспектива» М. «Просвещение», 2011г.
  • Примерных программ по предметам в УМК «Перспектива», рекомендованных Министерством образования РФ,  научный руководитель Петерсон Л.Г.

 Формы организации образовательного процесса:

-Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. Классные и внеклассные. Вариативная часть программы предполагает взаимосвязь уроков изобразительного искусства и различных форм дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся.

Типы уроков: ( их сокращения, принятые в данном тематическом планировании)

 -Урок изучения и первичного закрепления знаний - уипзз;

-Урок закрепления новых знаний и выработки умений - узнзву;

 -Урок комплексного использования знаний - укиз;

 -Урок обобщения и систематизации знаний - уосз;

           -Урок проверки, оценки и контроля знаний - упокз;

 -Комбинированный урок - ку.

      Технологии обучения:

-технология развивающего обучения;

  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология разноуровнего обучения;
  • технология опорных конспектов;
  • информационные технологии.

Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: индивидуальные, коллективные формы выполнения заданий, группы по 4-5 человек, работа в парах, презентация творческой работы, выставка.

  В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

 Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  •  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно деятельностного подхода. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов: 

  1. коммуникативного;2) познавательного;3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно практического и наглядно образного уровня до усвоения понятий в абстрактно логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко- буквенной и формально грамматической (абстрактной) его формы. Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает: пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»(последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

 Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

  Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией. Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению. Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся. Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса —анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях(сравнение, классификация, систематизация и обобщение).В число основных содержательных линий Программы входят:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация ;
  • развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки.  Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым)значением слов в грамматике. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим(единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные),по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий. Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их. Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка. Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов. Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения(вербальных и невербальных).Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте. Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.60

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно познавательных текстов. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обученииродному языку.

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=25593

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.В первом классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч(23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

-сравнение;

-анализ;

-синтез;

-классификация и обобщение по родовидовым признакам;

-установление аналогий и причинно следственных связей;

-построение рассуждений;

-отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание курса. Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

 Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания иих применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
  • употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
  • употребление ъ и ь как разделительных знаков;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух

и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Систематический курс русского языка

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии

с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика .Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звукобуквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью нагляднообразных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

   Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями. Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

  Распределение основного содержания по классам и темам представлено вследующем разделе программы, который включает:

II. Тематическое планирование по русскому языку к учебникам:

1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс.В 2 ч. Ч. 1.

3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс.В 2 ч. Ч. 2.

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 3 класс.В 2 ч. Ч. 1.

5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 3 класс.В 2 ч. Ч. 2.

6. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 4 класс.В 2 ч. Ч. 1.

7. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 4 класс.В 2 ч. Ч. 2.

                                                                          Русский язык. 3 четверть.           

                3 четверть – 10ч               4 четверть – 40 ч                                              

        Выполнение

                                       программы.

Разделы

      программы.

3 четв.

4 четв.

Год.

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

В мире общения

Роль слова в общении

Слово и его значение

Имя собственное

Слова с несколькими значениям

Слова , близкие и противоположные по значению

Группы слов

Звуки и буквы. Алфавит

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами

Слоги. Перенос слов

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. обозначение их буквами

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами

От слов к предложению. Знаки препинания в конце предложения

От предложения к тексту

Итог.

2

2

3

2

1

 

10

2

2

3

2

 1

 

10

 

1

2

3

2

2

2

3

3

3

3

5

5

6

40

 

1

2

3

2

2

2

3

3

3

3

5

5

6

40

 

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

3

3

3

5

5

6

50

 

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

3

3

3

5

5

6

50

Русский язык. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

№ урока

Тема урока

 Задачи  урока

Планируемые результаты

ИКТ

1.

 В МИРЕ ОБЩЕНИЯ 2 Ч

Речевой этикет . Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика.

С. 4 - 6

 

Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога.

Уметь работать с текстом, книгой; понимать смысл понятия «общение», цель речевого общения.

 

2.

  Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения  

С. 7- 9

 Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок.

Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их.

Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершённости)

Осознавать цель речевого общения; умение слушать и говорить; знать, что для общения используется свой язык; знание смысла понятия «общение».

 

3.

РОЛЬ СЛОВА В ОБЩЕНИИ 2Ч

Роль слова и предложения в общении.  

С. 10- 11

 

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.

Умение выразительно читать, рассказывать; понимать смысловую сторону русской речи.

 

4.

   Диалог

С. 12-14

 Составлять воображаемые диалоги с героями произведений.  Давать характеристику ситуации общения

Знать, что слово – средство общения; умение внимательно относиться к слову; выражать посредством слова отношение к окружающему.

 

5.

 СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 3Ч

Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение   слова и его звуковая и буквенная форма.

С. 15 - 17

 

Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к од

Знать, что язык – средство отражения действительности; слово – двусторонняя языковая единица; умение использовать в речи новые слова.

 

6.

  Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые пред меты . Имена собственные и нарицательные.  

С. 18 - 20

 Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов- названий, по-разному характеризующих его

Умение правильно подбирать слова для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли. Уметь писать имена собственные.

Умение различать имена нарицательные и имена собственные; умение писать имена собственные

 

7.

 Слова со сходным и противоположным значением.  

С. 21 - 23

 Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп

Умение правильно подбирать слова для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли.

 е.

8 -9

 Имя собственное (2 ч)

Различие имен собственных и нарицательных.  

С. 24 – 25, 26 - 28

 

Употреблять заглавную букву в написании имён собственных.

Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи)

Умение писать имена собственные; фантазировать; умение наблюдать за превращением в художественном тексте имён нарицательных в собственные.

 

 10-11

Слова с несколькими значениями (2 ч)

Слова с несколькими значениями.  

С. 29 – 30, 31 - 32

 Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного  слова в конкретных примерах его употребления

Иметь представление о многозначности слов.

Умение объяснять значение многозначного  слова в конкретных примерах его употребления.

 

12-13

 Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч)

Слова, близкие и противоположные по значению, их значение и звучание.  

С . 33 – 34,  35 - 36

 

Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов

 

Иметь представление о словах, близких по значению; умение употреблять такие слова в речи. Иметь представление о словах, противоположных по значению.

 

14-16

 Группы слов (3 ч)

 Группы слов, объединенных основным значением ( предмет, признак предмета, действие предмета).  

С. 37 – 38, 39 – 41, 42 - 44

 Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность).

Умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова; наблюдать за ролью слов в речи.

Умение ставить вопросы к словам; различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов.

 

17.

 Звуки и буквы. Алфавит (2 ч)

  Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова.  

С. 45 - 47

 Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов.

Называть буквы в алфавитном порядке

Знание алфавита. Уметь различать буквы и звуки.

Умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; различать звуки речи и звуки окружающего мира

 

18.

 Алфавит как основа письменности.  

С. 48 - 49

 Понимать и объяснять роль звуков в различении слов.

Называть буквы в алфавитном порядке

Знание звукового состава слова и его связь со значением слова; знание буквы как значка звука

 

19.

 Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч)

  Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме.

С. 50 - 51

 Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко - буквенный анализ слов

Знание звукового состава слова и его связь со значением слова; знание буквы как значка звука.

 ИКТ

20

 Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи.

С. 52 - 55

 Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко - буквенный анализ слов

 Умение распознавать гласные и  согласные звуки по их существенным признакам; умение работать с моделями слов; проводить звукобуквенный анализ слов; сравнивать слова по произношению и написанию; умение чётко произносить звуки в составе слова.

 ИКТ

21

 Слоги. Перенос слов (2 ч)

Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове.

С. 56 – 58

  Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом.

Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять рассказы по опорным словам. Сравнивать

деление слова на слоги и на части для переноса. Применять

правила переноса слов. Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов.

Объяснять деление слов для переноса, работая в паре

Иметь представление о слоге как произносительной части слова; умение соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков.

 

22

 Закрепление знаний о слоге. Правила переноса.

С. 59 – 60

  Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом.

Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять рассказы по опорным словам. Сравнивать

деление слова на слоги и на части для переноса. Применять

правила переноса слов. Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов.

Объяснять деление слов для переноса, работая в паре.

Умение делить слово на слоги; правильно переносить на письме слова; умение озаглавливать текст

 ИКТ

23.

 Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч)

Ударение . Ударный и безударные слоги.

С. 61 – 63

 Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами.  Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова.

Умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова

.

 

24

 Роль ударения в узнавании слова.

С. 64 – 66

 Анализировать ритм стихотворной речи

Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слов.

 

25

 Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных.  

С. 67 – 70

 Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова.

 . Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова.

 ИКТ

26-28

 Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч)

 Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.

С. 71 – 74, 75 – 76, 77 -79

 Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель)

 

 Умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака и букв е,ё,и,ю,я.  Умение переносить слова с мягким знаком.

 ИКТ

29-31

 Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч)

Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи-ши.

С.  80 – 82, 83 – 84, 85 - 87

 

   Писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Находить

ний жи—ши, ча—ща, чу—щу

в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам

 Иметь представление о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; знать правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 

32

 Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч)

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

С. 88 - 90

 Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания.

перед буквами е, ё, ю, я, и.  Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак.  

Умение наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; умение списывать слова

 

33

 Употребление разделительного твердого знака.

С. 91 - 93

 Писать слова с раз делительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления по заданной форме.

Знать о разделительном твёрдом знаке; умение писать слова с разделительным твёрдым знаком; умение составлять текст.

 

34

 Употребление разделительных знаков (обобщение).

С. 94 - 96

 Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания.

перед буквами е, ё, ю, я, и.  Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с раз делительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления по заданной форме.

. Умение наблюдать за произношением и написанием слов с разделительными   знаками; умение списывать слова.

 

35

 Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (5 ч)

Звонкие и глухие согласные.

С. 97 - 98

 Характеризовать звуки (гласные — согласные, твёрдые —мягкие, звонкие — глухие), приводить свои примеры.

Иметь представление о звонких и глухих согласных; умение проводить звуковой анализ слова; различать звонкие и глухие согласные.

 ИКТ

36-39

  Парные звонкие и глухие согласные на конце слова и перед гласными.

С. 99 - 100

 Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих)согласных на конце слова и перед гласными. Использовать

при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать

слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу). Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию.

. Знать способы проверки парных согласных на конце слова; умение писать  слова с парными согласными на конце.

 

40.

 От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (5 ч)

Предложение.  Смысловая и интонационная законченность предложения.

С. 101 – 102

 Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе).

 Умение различать слово и предложение; иметь представление о предложении как связанных по смыслу слов, выражающих мысль; умение наблюдать над связью слов в предложении; умение строить предложения.

 

41.

 Смысловая связь слов в предложении.

С. 103 - 105

 Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе).

Умение различать слово и предложение; иметь представление о предложении как связанных по смыслу слов, выражающих мысль; умение наблюдать над связью слов в предложении; умение строить предложения.

 

42

 Роль предложения в речевом общении, его  функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме.

С. 106 - 108

 Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку

. Умение различать предложения по интонационным особенностям; умение использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения; умение составлять предложения по вопросу; умение видеть границы предложения в тексте

 И КТ

43-44

  Знаки препинания.

С. 109 - 111

 Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку

Умение различать предложения по интонационным особенностям; умение использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения; умение составлять предложения по вопросу; умение видеть границы предложения в тексте.

45-46

 От предложения к тексту (6 ч)

Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения).

С. 112 – 113, 114 - 115

 Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.

Составлять воображаемый диалог с героями произведений.

Характеризовать особенности ситуации общения.

содержание текста.

Умение различать предложения по интонационным особенностям; умение использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения; умение составлять предложения по вопросу; умение видеть границы предложения в тексте.

 

47-50.

 Текст как речевое произведение, автор текста.

С. 116 – 119, 120 – 121, 122 - 124

 Различать

практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности.

Задавать вопросы, уточняющие содержание текста.

Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать своё отношение к изучению русского языка

Умение различать текст и предложения; умение составлять письменные тексты; озаглавливать текст.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...