Главные вкладки

    Развитие орфографической зоркости.
    статья по русскому языку по теме

    Докучаева Лариса Юрьевна

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon po_orfograficheskoy_zorkosti.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Влияние использованных методов и приемов на формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.

    Правописание, орфография (от др. греч. – «правильный» и «пишу») – единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме; свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания.

    Посредством орфографии люди письменно общаются между собой, имеют возможность точно и ясно передавать и выражать свои мысли.

    Для основного раздела русской орфографии, определяющего обозначения звуков буквами, характерны следующие принципы: морфологичность (фонематичность – требование одинакового написания одних и тех же морфем), фонетичность (написание должно соответствовать произношению), традиционность (признается правильным написание, закрепленное традицией: словарные слова), дифференциация логических и грамматических значений (необходимо разграничить одинаково звучащие слова), коммуникативность (регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.)

    Знание основных принципов орфографии позволяет обобщать изученные правила, находить в них единую закономерность и вместе с тем помогает учителю дифференцированно выстраивать методику изучения написаний, относящихся к разным принципам.

    Орфограмма возникает там, где есть выбор написания хотя бы из двух вариантов. Важным условием в работе над орфографической грамотностью должна быть потребность учеников в письме, которое становится для них мотивированным, произвольным, свободным.

    В начальных классах занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Необходимо задуматься над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.

    По данным статистики психологов-экспериментаторов за последние десятилетия грамотность учащихся в начальных классах существенно не снизилась, но и не повышается. Причинами сложившегося положения являются следующие отрицательные факторы:

    -понижение уровня чтения, особенно самостоятельного;

    -понижение уровня познавательного интереса учащихся;

    -невысокий уровень развития у младших школьников оперативной памяти.

    Итак, можно наметить два пути повышения грамотности: развитие оперативной речевой памяти при помощи специальных упражнений, выполняемых на уроках русского языка; совершенствование методики самопроверки письменных работ.

    Говоря об обучении орфографии, имеют ввиду формирование орфографических навыков.

    Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности.

    Навыки формируются на основе знания способов выполнения действия. Наиболее успешно – быстро и безошибочно – учащиеся овладевают навыком на основе знания и применения алгоритма.

    Условия, необходимые для формирования орфографических навыков таковы:

    -высокий научный уровень преподавания орфографии;

    -связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;

    -знание орфографических правил;

    -знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

    -упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.

    Показателями успешного формирования навыка являются: увеличивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений; повышение их качества, точности, согласованности; падение физического и нервного напряжения у самого работающего человека.

    В процессе выработки навыка у человека огромную роль играет речь и те меры социального воздействия людей друг на друга, которые связаны с многообразными формами межлюдского общения. Важное значение в выработке навыка имеет осознание ребенком цели автоматизируемых действий и его собственное желание овладеть соответствующим навыком. Велика так же роль самоконтроля.

    В обучении орфографии прослеживаются три основных направления работы, которым соответствуют три метода обучения: метод языкового анализа и синтеза; метод запоминания и заучивания образцов; метод решения грамматико-орфографических задач.

    Запоминание и заучивание применяются в основном для усвоения слов, непроверяемых правилами.

    Метод решения грамматико-орфографических задач с наибольшей полнотой выражает сущность морфологического принципа русской орфографии. Наряду с анализом и синтезом этот метод обеспечивает развивающее обучение школьников и создает возможности для повышения уровня самостоятельной активности учащихся.

    Выбор метода зависит от особенностей орфографического материала, типа орфограммы, возрастных особенностей детей, языковой основы (изученного грамматического материала).

    Все эти методы применяются на практике одновременно, параллельно, во взаимодействии, однако на ранних ступенях обучения преобладают первый и второй способы, постепенно уступая место третьему, более сложному.

    Приемы предупреждения орфографических ошибок

    Рифмованные упражнения

    Эти упражнения построены на «привычке к ритму движений», а это есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению собственными движениями, к экономной трате своей нервной энергии. Л. С. Выготский считает, что движение ума ребенка начинается только тогда, когда есть движение его тела.

    Дети с удовольствием выполняют эти упражнения, не замечая усталости. Таким образом, повышается плотность и эффективность урока, когда объем прочитанного повышается в 3-4 раза.

    Среди рифмованных упражнений можно выделить следующие группы: «запоминалки», «тренажеры», «контролеры», «орфографические пятиминутки». В качестве примеров используются упражнения из опыта работы Т. В. Журавлевой, учителя начальных классов Кировской области.

    «Запоминалки» являются своеобразным средством опережающего обучения и читаются задолго до знакомства с правилом. Например:

    Имена знакомых,

    Клички животных,

    Названия рек, города,

    С заглавной буквы пиши всегда.

    Рифмовки «тренажеры» способствуют расширению представления детей о несоответствии написания и произношения, служат накоплению словарного запаса. Например:

    Не сердись, не скучай, не спеши

    «Не» с глаголом отдельно пиши.

    Работа над подобными рифмовками может строиться по-разному. Например, можно попросить детей дополнить рифмовку своими глаголами, или выбрать из предложенных учителем. Возможен и такой вариант, когда учитель умышленно допускает ошибку, прием какографии, и просит детей найти и исправить ее. Рифмовки «контролеры» служат средством контроля и самоконтроля для младших школьников. Во 2 классе можно предложить следующее:

    Если в слове гласная

    Вызвала сомнения

    Ты ее немедленно ставь под ударение.

    Д(а/о)мА – дом

    С(а/о)мы – сом.

    Прием какографии целесообразнее проводить на уроках закрепления, когда правописание орфограммы изучено и отработано. При выполнении «орфографических пятиминуток» идет отработка навыков правописания на основе нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость. «Орфографические пятиминутки»учитель может предложить детям на уроках чтения и письма. Одну и ту же рифмовку можно использовать многократно.

    Кот Матроскин в лес пошел,

    Белый гриб большой нашел,

    Пробежал вокруг поляны,

    Кто увидел орфограммы?

    Многоразовое использование одной диктовки на примере орфографического диктанта

    Разберем орфографический диктант. Ключом к грамотности правописания является многоразовое использование одной диктовки.

    1.Прочитайте слова, вспомните правило к каждой орфограмме.

    Щука, ночью, весна, река, пень, лопата, Лена, удача.

    2.Вставьте пропущенные буквы (в те же слова).

    Щ…ка, ноч…ю, в…сна, р…ка, пен…, л…пата, …ена, удач….

    3.Комментированное письмо с выделением всех орфограмм.

    4.Выборочный диктант. Дети выписывают слова только на заданную орфограмму.

    Работа с алгоритмом

    При определении «опасного места» ученик должен решить орфографическую задачу, при этом важно воспользоваться алгоритмом работы:

    1.Найди орфограмму.

    2.Определи тип орфограммы.

    3.Гласный или согласный.

    4.Ударный или безударный.

    5.Определи часть слова.

    6.Подбери проверочное слово, если нужно.

    7.Запиши правильно.

    Виды словарных диктантов

    1.Словарный диктант «с подсказкой».

    Учитель называет слово, указывает, в какой ее значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы.

    Например: рожь. Орфограмма находится на конце слова после шипящего. Необходимо определить род, и подумать пишется Ь или нет.

    2.Словарный диктант с грамматическим заданием.

    Например: ночь, ерш…Определить род и число.

    3.Словарный диктант с самопроверкой.

    Его цель: формирование у детей навыков самоконтроля. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, затем с помощью указанных учителем параграфов дети проверяют диктант, выделяют орфограммы.

    4.Словарный диктант с продолжением.

    Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем следует самодиктант: к каждому слову ученики придумывают и записывают ряд слов на ту же орфограмму.

    Например:

    Река – (стена)

    Вьюга – (листья)

    Солнце – (известный)

    5.Словарный диктант с элементами игры.

    Игра «Зоркий глаз» - кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм.

    Игра «По щучьему веленью» - ученики высказывают пожелания увидеть определенную орфограмму.

    Игра «Я работаю волшебником» - формирует умение полученные знания применять в новых ситуациях. Например: преврати имена собственные в имена нарицательные: девочка Роза – цветок роза; пес Шарик – воздушный шарик.

    6.Словарный диктант на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать отгадку, выделив орфограмму.

    7.Выборочный словарный диктант.

    Ученики записывают слова только на заданную орфограмму.

    8. Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

    Ученики поднимают карточку с нужной орфограммой.

    9.Словарный диктант с обобщением. После написания группы слов, дети называют, на какую орфограмму данные слова, и формулируют правило.

    Разнообразные формы словарных диктантов способствуют перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки.

    Работа над ошибками

    В работе над ошибками преследуются следующие цели:

    1.Восстановить знания учащихся по отдельным разделам орфографии.

    2.Закрепить навыки правописания.

    3.Самостоятельно прийти к решению, обосновав свой выбор.

    Для работы в классе выбираются типичные ошибки. Ряд слов на заданную орфограмму находят по тексту сами ученики, ряд слов диктует учитель. Обязательно подбирается проверочное слово, однокоренное.

    Последовательность, которая используется в работе над ошибками после контрольной работы, следующая:

    1Анализ качества знаний и успеваемости.

    2Классификация орфограмм, встретившихся в диктанте.

    3.Воспроизведение теоретических знаний учащихся по данному материалу.

    4.Алгоритм работы над ошибками по каждой орфограмме.

    5.Самодиктант слов с той или иной орфограммой (3-5 слов).

    6.Запись предложения, содержащего слова на заданную орфограмму, под диктовку учителя.

    Работа над ошибками используется не только после контрольных работ. Она может быть проведена и после классной работы.

    Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко используют такие виды упражнений, как предупредительные, объяснительные, выборочные диктанты, письмо по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и  запись текста по диктовку с обязательной самопроверкой с записью в учебнике или выборочное списывание.

    Работа над орфографической грамотностью учащихся – процесс долговременный и трудоемкий. Работу нужно начинать с 1 класса. Каждый урок начинается с орфографической пятиминутки, которые позволяют улучшать орфографическое правописание словарных слов, помогают вспомнить и повторить ранее изученные орфограммы.

    Очень важно ребенку в момент первоначального самостоятельного чтения и письма, прежде чем осмыслить слово, необходимо произнести его по частям и в опоре на ударение, проанализировать каждый звук, вглядеться в буквы. Становление орфографической зоркости в этот момент проходит легко и эффективно. Однако необходимо осуществлять ознакомление с орфограммами доступными средствами.

    Все методы и приемы, описанные в статье, позволяют предупредить ошибки, развивают и совершенствуют орфографический навык, самоконтроль, орфографическую зоркость, то есть повышают уровень знаний.

    Список литературы

    1. Алгазина Н. Н. Изучение русской орфографии. – М.: Просвещение. 2001 – 176 с.
    2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфограмм. – М., - 2-е изд. 1966 – 250 с.
    3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 – 222 с.
    4. Жедек П. С. Усвоение фонемного принципа письма и формирование орфографического действия. – Харьков, 1974 – 256 с.
    5. Жуйков С. Ф. формирование орфографических действий. – М.: Просвещение, 1965 – 355 с.
    6. Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку. – М.: Светоч, 2000 – 176 с.
    7. Иванова В. Ф. принципы русской орфографии. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1977 – 977 с.
    8. Львов М. Р. Основы обучения правописания в начальной школе. – М., 1988 – 243 с.
    9. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977 – 278 с.
    10. Онищук В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981 – 191 с.
    11. Приступа Г. Н. О системе орфографических упражнений//Русский язык в школе. – 1978 - №6 – 68 с.
    12. Савинова З. И. Виды работ по формированию орфографической зоркости//Начальная школа. – 1995. - №1 – 45 с.
    13. Фролова Л. А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. – Магнитогорск, 1995 – 66 с.
    14. Хотенцева Г. И. Работа над ошибками//Начальная школа. – 1995. - №4 – 45 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие орфографической зоркости

    Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

    развитие орфографической зоркости

    много полезных приёмов и средств...

    Презентация"Развитие орфографической зоркости"

    Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

    Развитие орфографической зоркости младши хшкольников

    Развитие орфографической зоркости младших школьников. ...

    Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.

    Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитыв...

    «Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

    Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

    Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

    Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...