Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Сочинение по картине В.М.Васнецова "Три Богатыря"

    Гололобова Юлия Геннадьевна

     

    Учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение  к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sochinenie_po_kartine_vasnetsova_tri_bogatyrya.docx399.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сочинение- описание по картине В. М.  Васнецова «Три Богатыря».

    Урок подготовила и провела :  Гололобова Ю.Г, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани

    Цель урока:  учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение  к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.  

                                                                                                             

     Ход урока:

    1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
    2. "Вступительное слово " учителя.

    Творчество  художника  В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее  в Васнецовском  зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением  всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

    « Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить  свои обязанности  перед ними так, как их понимал и чувствовал.»

    «Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу  старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».

    _  Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?

    - Назовите героев былин.

    (  Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)

    Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова  на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

    Рассматривание репродукции:

    -Ваше впечатление от картины.

    -Какие чувства она у вас вызывает?

    -Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

    -Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?

    -Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.

    ( Спокойное, мужественное лицо, на  вороном  коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

    ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.

    На заставе был богатырь Илья,

    Илья Муромец , сын Иванович

     Из – под славного города из- под Мурома,

    Из того ли села Карачарова,

    И конь под Ильёй словно лютый зверь,

    Он сам на коне как ясен сокол….

    -Добрыня Никитич. Описание.

    ( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.

    ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)

    И был на заставе Добрыня Никитич – млад,

    Что Добрынюшка  Никитич – млад

    Сын богатого гостя рязанского

    И жены его Амелфы Тимофеевны

    Что можно рассказать об Алёше Поповиче?

    ( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с  усмешкою смотрит  в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

    И был там Алёша Попович- млад,

    Он Добрыне Никитичу крестовый  брат,

    Что из присна города, из Ростова,

    Сын богатого попа ростовского.

    - Как изображены богатыри?

    ( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)

    - Что почувствовали в их взглядах и позах?

    ( Большая сила, готовность  в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

    - Они как бы возвышаются над землёй. Почему?

    ( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)

    _ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?

    ( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)

    - Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?

    ( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)

    - Как объясните смысл названия картины «Богатыри?

    (  Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)

    - Какие краски использовал художник показать степь, холмы?

    ( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)

    ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.

    1. Замысел художника.

    Стихотворение  Никитина:

    Широка ты, Русь,

    По лицу земли

    В красе царственной

    Развернулась!

    У тебя ли нет

    Богатырских сил,

    Старины святой,

    Громких подвигов!

    -  Какие слова Никитина можно отнести к картине?

    ( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы

    «  Стать за честь твою против недруга,

    За тебя в нужде сложить голову.»

    (На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.

    - Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?

    ( Прославляет защитников,  хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

    - Такую картину мог создать какой человек?

    ( Который любил свой  народ, свою историю. Картина  заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)

    « Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.»           ( Л. Толстой.)

    1. Составление плана.

    1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)

    2. Основная часть:

    А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.

    Б) Природа на картине.

    В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

    Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.

    3. Заключение. Отношение художника к своим героям.

           5. Лексико- орфографическая подготовка:

    А) Значение слов:  палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.

    Б ) Опорные слова:

    Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.

           6.Письмо сочинения.

    Работа ученика.

               Одна из самых известных картин В. М. Васнецова –

    « Богатыри».Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном чудожника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.

                 В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке  _ щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове _ шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- кочевников.

    Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно.Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.

            Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.

              За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.

               Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.

               Картина «Богатыри» - это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.

    Использовала  литературу:  Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников. Издательство Дом  «Литера».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

    Передо  мной  картина  Виктора  Михайловича  Васнецова  «Богатыри».  Художник  писал  это  произведение  почти  20  лет  с  н...

    Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри"

    Урок знакомит с творчеством великого художника Виктора Михайловича Васнецова, способствует воспитанию у младших школьников чувства патриотизма,формированию интереса к героическому прошлому нашего наро...

    Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» Русский язык. 4 класс

    Цель:познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте....

    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Урок по развитию речи в 4 классе.

    Предварительная подготовка к восприятию картины проходит на уроках чтения, изобразительного искусства – дети  знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях. На уроке русского ...

    Внеклассное мероприятие по подготовке к написанию сочинения по картине Васнецова В.М. "Богатыри".

    Внеклассное мероприятие помогает учителю уйти от шаблонов написания, учит учеников мыслить творчески....

    Урок русского языка в 4-ом классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова "Богатыри"

    Сочинения по картине служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося. На таком уроке проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие ...

    Презентация к уроку русского языка по теме: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри"

    Презентация к уроку русского языка по теме: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри" 2 класс...