Главные вкладки

    Внеурочная деятельность по занимательной грамматике "Части речи". 3 класс
    план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

    Есмагулова Татьяна Викторовна

    Данное занятие помогает проверить уровень знаний по теме Части речи"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»3 класс.

    Тема: «Части речи.»

    Цели: 1. Формировать умение распознавать части речи, правильно употреблять их в устной и письменной речи;

    2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.

    3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

    4.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку, развивать творческие способности учащихся;

    Ход занятия.

    I.  Организационный момент.

    - Прозвенел уже звонок,

     Начинается занятие.

     А теперь все повернитесь,

     И друг другу улыбнитесь.

     Улыбнитесь мне, гостям

     И садитесь по местам.

    Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь,  наше сегодняшнее занятие принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

    1.РАЗМИНКА «Подумай – отгадай»

    Ведущий: Приступаем к разминке! Отгадайте загадки.

    1.Загадки по частям речи:

    Всё что существует, оно обозначает,

    На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

    А чтоб не обижался весь честной народ,

    Оно всегда имеет и число, и род.(имя существительное)

    Он предметы оживляет,

    Всех их в дело вовлекает,

    ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

    Строго сам за тем следит.

    Детям строят много школ,

    Чтоб все знали про … (глагол)

    Художницу нашу знает весь свет:

    Раскрасит художница всякий предмет.

    С папой Существительным

    Живёт на редкость дружно:

    Изменит окончание,

    Когда ему так нужно.

    Она с ним не расстанется

    Никогда уже:

    Стоит с ним в одном роде,

    Числе и падеже.(имя прилагательное)

    НА дороге пёс сидит,
    ЗА дорогой столб стоит.
    ДО дороги добегу,
    ПОД дорогой пробегу.
    Там подземный переход.
    ОТ дороги - кот идёт,
    У дороги - поворот.
    Нам С дорогой повезло,
    В дождь её не развезло.
    Нам В рассказе О дороге
    Очень помогли…
    (предлоги)

    Применяем все мы это
    Вместо имени предмета,
    Вместо признака предмета
    Применяем тоже это,
    И количество предметов
    Заменяет часто это.
    Нам на всё оно укажет,
    Но имён ничьих не скажет.
    Часто очень применяется,
    Сильно очень изменяется.
    Без него, как ни крутись,
    В речи нам не обойтись.
    (местоимение )

    Ведущий: Молодцы! Вижу, что с частями речи вы знакомы.

    2.Задание: Определить части речи выделенных слов.(на доске)

    - Посадила мама в печь пироги с капустой печь.  

    - Снежное покрывало всё поле покрывало.

    - Ведро дало течь, и вода стала течь.

    3.Задание: отгадать загадку и определить часть речи.

    - Стоит дом, Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (Школа)

    Белый зайчик прыгает по черному полю. Слёзы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел)

    - Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь)

    4. Задание: «Слово – змейка». На время на доске по очереди слова пишут.

    Командам предлагается за 1-2 мин. Записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, н-р: адрес, салют,…

    Дорога, арбуз …; пенал, лимон, …

    5.Задание: раскрыть смысл крылатых выражений.

    - Рукой подать -…, В час по чайной ложке -…, морочишь голову - …, во весь дух - …, склонять по падежам - …, засучив рукава - …, спустя рукава - …, прикусить язык - …, ни пуха, ни пера - …

    6. Игра «Наоборот».

       Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру наоборот.                                                       Скажу я слово высоко, а ты ответишь … низко,                                                                             Скажу я слово далеко, а ты ответишь … близко.                                                                        Скажу я слово потолок, а ты ответишь … пол,                                                                                  Скажу я слово потерял, а скажешь ты … нашёл.                                                                            Скажу я слово трус, ответишь ты …храбрец,                                                                              Теперь начало я скажу, а ты скажи … конец.

    - Как называются слова противоположного значения?

    - Подбери антонимы к словам:

    Запрещать- разрешать, отсутствовать – присутствовать, ломать - чинить, 

    Лёгкая - тяжёлая, румяный - бледный

     -Определите, к каким частям речи относятся данные слова.

    7.Игра «Кто какие звуки издаёт?» Нужно к каждому названию животного подобрать и произнести слово, обозначающее, как это животное подаёт голос.

    Курица, ворона, утка, свинья, медведь, козёл, лисица.

    8. Творческое задание. Каждому ряду  дается текст. Нужно в него вписать подходящие по смыслу прилагательные.

    1 карточка.

    (Ласковые) лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут (звонкие) ручейки. Застучала за окошком (веселая) капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут (новый, зеленый) наряд.

    2 карточка.

    Октябрь. На дворе стоит (глубокая) осень. Льют (частые) дожди. (Осенний) ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из (пестрых) листьев.

    3 карточка.

    Побелели поля. Лес стоит в (белом) уборе, словно в сказке. Деревья покрыты инеем. Спит медведь под (снежным) сугробом. Заяц сменил (серую) шубку, на (белую).(чтение текстов).

    Итак, какую же роль в нашем языке играют имена прилагательные?

    Имена прилагательные нужны для красоты и точности описания.

    - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

    -  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

    9. Физкультминутка. 

     А сейчас ребята отдохнём и поиграем.

     Встали, вышли из-за парт.

     Если я буду называть имя существительное, вы  встаёте, поднимаете руки наверх, если имя прилагательное, показываете волну руками, если называю глагол, вы приседаете.

    Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая, белоснежный, пила, печь

    - Кто из вас был внимательным и запомнил, сколько слов  я назвала? (6) – А сколько среди них было глаголов?  - Какие слова вызвали у вас сомнения?

    10. Игра. Отгадай кто это?       

    Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

    Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

    Серый, хищный, жадный.                                                 Волк

    Белый, пушистый.                                                             Снег

    Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко

    - А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

    Широкая, глубокая ……     река

    Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз

    Кудрявая, белоствольная  …… берёза

    -  Давайте проверим, что же у вас получилось?

    -  Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

     (имена существительные)

    Ведущий: Итак, заключительный конкурс. Я прочту стихотворение, а ваша задача ответить на вопрос: слова каких частей  речи встречаются в данном отрывке?

    (Ведущий читает стихотворение, у детей листочки - черновики):

    Мой весёлый, звонкий мяч,

    Ты куда помчался вскач?

    Я тебя ладонью хлопал,

    Ты скакал и звонко топал.

    А потом ты покатился

    И назад не воротился.

    Подведение итогов игры.

    Ведущий.

    Вот закончилась игра,

    Результат узнать пора.

    Кто же лучше всех трудился

    И в турнире отличился?

    ………… лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут …………

    ручейки. Застучала за окошком ……………….

    капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут ……….  ………..  наряд.

    Октябрь. На дворе стоит ……….. осень. Льют

    ………….  дожди.   …………….. ветер срывает

    последние листья с деревьев.  Тропинки в лесу укрыл ковер из  ………….  листьев.    

            

    Побелели поля. Лес стоит в ………….. уборе, словно в сказке. Деревья покрыты инеем. Спит медведь под …………… сугробом. Заяц сменил …………. шубку на ………….. .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности для учащихся 3-го класса «Занимательная математика»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВАЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВАПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВА.МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫПЛАНИРУЕМЫЕ РЕ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в 3 классе (научно – познавательное направление).

    Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Занимательная математика» в 3  классе(научно – познавательное направление)....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика" 1 класс

    Рабочая программа кружка «Занимательная математика»  составлена на основе программы  факультатива «Занимательная математика»  автора  Е.Э.Кочуровой   (Программа внеурочно...

    Программа внеурочной деятельности по информатике для 1 класса "Занимательная информатика"

    Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе....

    Внеурочная деятельность по русскому языку 3 класс "Занимательная грамматика"

    Внеурочная деятельность по русскому языку 3 класс "Занимательная грамматика"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

    Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...