Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в 3 классе (научно – познавательное направление).
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Якименко Тамара Дмитриевна

Рабочая программа внеурочной деятельности

кружка «Занимательная математика» в 3  классе

(научно – познавательное направление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_matematike.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №29»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Рассмотрено»

«Утверждено»

Руководитель МК

Т.Д. Якименко

ЗД поУВР

Т.А.Бондарь

Педагогическим

советом

Директор Л.А.Новикова

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от «    »___ 2014

от «    »___ 2014

от «    »___2014

от «    »___ 2014

Рабочая программа внеурочной деятельности

кружка «Занимательная математика» в 3 – б классе

(научно – познавательное направление).

Количество часов по учебному плану

В год:        34

В неделю:        1

Программу составила учитель ГБОУ СОШ №29:

Якименко Тамара  Дмитриевна

г. Севастополь

2014- 2015 уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся.

Цель: развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;
  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА

по развитию логического мышления

п/п

Дата

Темы занятий

1

03.09

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2

10.09

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

3

17.09

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

4

24.09

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

5

01.10

Римские цифры. Как читать римские цифры?

6

08.10

Решение задач из стенгазеты № 1.

7

15.10

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

8

22.10

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

9

05.11

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

10

12.11

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

11

19.11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

12

26.11

Деление. Упражнения, игры, задачи.

13

03.12

Делится или не делится.

14

10.12

Решение задач из стенгазеты № 2.

15

17.12

Новогодние забавы.

16

24.12

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

17

14.01

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

18

21.01

Игра «Веришь или нет».

19

28.01

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

20

04.02

Экскурсия в компьютерный класс.

21

11.02

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

22

18.02

Математические фокусы.

23

25.02

Конкурс знатоков.

24

04.03

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

25

11.03

Решение задач из стенгазеты № 3.

26

18.03

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

27

01.04

Решение задач повышенной трудности.

28

08.04

Игра «Цифры в буквах».

29

15.04

КВН «Царица наук».

30

22.04

Задачи с многовариантными решениями.

31

29.04

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

32

06.05

Игра «Поле чудес».

33

13.05

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

34

20.05

Интеллектуальный марафон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика"

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика" 1 класс...

Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности

Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное  развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которы...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).

Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности«Мои первые исследования»Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных измене...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика" 1 класс

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»  составлена на основе программы  факультатива «Занимательная математика»  автора  Е.Э.Кочуровой   (Программа внеурочно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Занимательная математика для 1-4 классов

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.      Про...