Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
методическая разработка (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Тайны природы» в 3 классе
(нравственно – экологическое направление).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“БЕХТЕРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ . . | СОГЛАСОВАНО зам. директора по учебной работе ________________________ . | УТВЕРЖДЕНО директор школы ________________________ . | |||
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Тайны природы» в 3 классе
(нравственно – экологическое направление).
Учитель : Мухамедзянова Альфия Рамазановна
2024- 2025 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка «Тайны природы» разработана в целях сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, получить все необходимые знания по экологии и о природе родного края, а проведение различных внеклассных мероприятий будут способствовать изучению экологических проблем Крыма и путей их решения, воспитанию бережного отношения к природе, любви и бережному отношению ко всему живому.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
-Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 раздел – « Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – « Волшебный мир»
В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.
3 раздел – « Тайны птичьего царства»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – « О чем шепчут деревья ? » Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – « Загадки животного мира» Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие
6 раздел – « Природа в нашем доме» Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.
7 раздел – « Красота спасет мир»Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.
8 раздел – “Человек – часть живой природы” В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.
9 раздел – « Возьмемся за руки».Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Учащиеся должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Тематическое планирование кружка « Тайны природы».
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Введение в экологию. | 8 ч | |||
1 2 | Экскурсия в парк. Собирание осенних листьев | 1 1 | - учиться видеть прекрасное в природе; - наблюдать за сезонными изменениями; - развивать наблюдательность | |
3 4 | Осенняя выставка « Люблю я пышное природы увяданье». Работа по очистке парка | 1 1 | - знакомиться с осенними приметами; - стараться увидеть отличительные признаки осени; - демонстрировать свои таланты | |
5 6 | Беседа « Охрана недр края» Татарстан – королева нефти. | 1 1 | - предоставлять материал о природных богатствах природы края; - выявлять отрицательные признаки влияния человека в недра Земли; - повторять экологические правила | |
7 8 | Подготовка к утреннику Утренник « Праздник осени». | 1 1 | - раскрывать таланты и творческие способности перед родителями и учащимися начальных классов; - развивать речь и память | |
Волшебный мир. | 6 ч | |||
9 10 | Знакомство с экологическим рассказом « Воскресенье в лесу». Знакомство с экологическим рассказом « Звуки леса» | 1 1 | - обсуждать поведение героев рассказа в гостях у леса; - оценивать свое поведение в лесу | |
11 12 | Живые барометры. Кошки и аквариумные рыбки-предсказатели погоды | 1 1 | - находить информацию об интересных растениях - предсказателях погоды; - учиться определять поведение домашних животных на природные аномалии, стихийные бедствия; - учиться бережному отношению друг к другу | |
13 14 | Викторина « Все обо всем». Конкурс стихов про природу | 1 1 | - учиться находить правильные ответы на вопросы из области экологии; - развивать любознательность, стремиться узнавать больше интересного из жизни природы | |
Тайны птичьего царства. | 6 ч | |||
15 16 | Урок-радиопередача « Птицы – наши друзья». Узнай по голосу --игра | 1 1 | - предоставлять дополнительную информацию из жизни птиц; - развивать умение слушать; - понимать значение птиц в природоведческой цепи | |
17 18 | Смелые перелеты. Беседа : «Перелетные птицы» | 1 1 | - учиться характеризовать перелетных птиц и понимать их значимость в природе; - знакомиться с интересными фактами из жизни птиц; - повторять правила поведения в природе | |
19 20 | Экскурсия в парк « Устроим птичью елку». Изготовление кормушек | 1 1 | - развешивать кормушки и понимать их значение для жизни птиц в зимнее время; - наблюдать в природе за поведением птиц и следить за их посещением птичьей «столовой» | |
О чем шепчут деревья? | 6 ч | |||
21 22. | Лес « сердится ». Просмотр презентаций про лес | 1 1 | - характеризовать причины « обиды» леса на жизнедеятельность человека; - учиться передавать настроение природы на рисунке; - развивать фантазию, творческое воображение | |
23 24 | Мой дом на дереве. Изготовление скворечников | 1 1 | - знакомиться с жителями деревьев и причинами их расселения на деревьях; -получать дополнительную информацию об их жизнедеятельности, опасностями; - воспитывать бережное отношение к детенышам животных | |
25 26 | « Легкие» нашей планеты. Что можно и нельзя делать в лесу | 1 1 | - рассказывать о лесных массивах и понимать важность леса для жизнедеятельности человека; - оформлять листовки «Береги лес»; - повторять правила поведения человека в лесу | |
Загадки животного мира. | 6 ч | |||
27 28 | Путешествие к острову «Морского дьявола». Как избегать катастроф | 1 1 | - знакомиться с жизнью и проблемами морских животных; - выявлять причины отрицательного воздействия человека на загрязнение Мирового океана | |
29 30 | Животные зоопарка. Конкурс рисунков о животных зоопарка | 1 1 | - путешествовать (виртуально) в «город» животных; - знакомиться с животными – «иностранцами» и условиями их жизни в нашей стране; - познакомиться с правилами ухода и содержания животных зоопарка; - уважительно относиться к труду работников зоопарка | |
31 32 | Рыбьи « прогнозы ». Просмотр видеороликов о морских обитателях | 1 1 | - понимать причины гибели рыб в морях и океанах; - выпускать листовки «Помоги морским обитателям»; - развивать любознательность | |
Молчаливые соседи. | 6 ч | |||
33 34 | Беседа «Верные друзья». Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг» | 1 1 | - готовить сообщения о собаках – помощниках людям – инвалидам; - учиться быть толерантными, терпеливыми, вежливыми; - учиться отвечать за свои поступки | |
35 36 | Жизнь обитателей аквариумов. Просмотр презентаций | 1 1 | -знакомиться с жизнью обитателей аквариумов условиями их содержания; - проявлять ответственность по отношению к домашним любимцам | |
37 38 | Смешные истории. Смешные истории со мной и с героями сказок | 1 1 | -учиться пересказывать, правильно говорить, передавать свои эмоции с помощью связной речи; - понимать юмор | |
Природа в нашем доме. | 8 ч | |||
39 40 | Лучший знаток народной медицины. Состаление о отгадывание загадок о растениях | 1 1 | - представлять лекарственные растения и уметь находить их в природе; - разгадывать загадки | |
41 42 | Выставка « Мир моих увлечений». Мир увлечений моих родителей | 1 1 | - принимать активное участие в выставке; - понимать значение «хобби» в жизни человека»; - интервьюировать родителей о роли «хобби» в их жизни | |
43 44 | Лесной календарь. Просмотр мультфильма «Времена года» | 1 1 | - характеризовать времена года, месяцы; - знать русские народные названия месяцев; - характеризовать месяцы по временам года | |
45 46 | История каменной соли. Про город Соль Илецк | 1 1 | - знать характеристику происхождения каменной соли, ее свойствами и методах добычи; - совершенствовать умение применять на практике полученные знания | |
Красота спасет мир. | 6 ч | |||
47 48. | Весна в поэзии, картинах и музыке. Конкурс чтецов | 1 1 | - учиться у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы; - раскрывать свои таланты на практике | |
49 50 | Выставка рисунков « Бал весенних цветов». Составление гербария | 1 1 | - развивать познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе; - проявлять творческие способности | |
51 52 | Конкурс рисунков «Хоровод берез». Березкины слезки. Конкурс рисунков «Мой мир» | 1 1 | - изготавливать рекламные листовки об угрозе березовой роще; - представлять значение березы – символа России для нашей Родины; - воспитывать патриотические чувства к своей Родине | |
Человек - часть природы. | 8 ч | |||
53 54 | Экология устами младенца. Рисование на тему «Законы леса» | 1 1 | - представлять взаимосвязь человека и природы, об ответственности за мир природы; - учиться выполнять законы природы; - воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром; - развивать активность и самостоятельность | |
55 56 | Экскурсия « По тропинке в парк пойдем». Уборка на территории парка | 1 1 | - учиться видеть прекрасное рядом; - наблюдать за изменениями в окружающем мире с приходом весны; - развивать воображение, фантазию | |
57 58 | Экологическая профессия. Игра «Я садовник» | 1 1 | - узнавать о профессиях, связанными с природой, оберегающими ее; - самостоятельно подготавливать сообщения о людях этих профессий; - тренироваться в оценке разного рода воздействий человека на природу | |
59 60 | Экодесант « Укрась клумбу». Работа на пришкольном участке | 1 1 | - проявлять такие качества, как трудолюбие, взаимовыручка, дружба, необходимые в выполнении общего дела; - воспитывать уважительное отношение к труду | |
Возьмемся за руки. | 8 ч | |||
61 62 | История белого колокольчика. Бережное отношение к лесу | 1 1 | - вызывать интерес к потребности в новых знаниях; - собирать информацию о численности исчезающего растения ландыша; - выпускать листовки с обращениями к тем, кто ими торгует; - бережно относиться к растениям леса | |
63 64 | Разноцветная река. Экономное расходование питьевой воды | 1 1 | - знакомиться с источниками загрязнения водоемов; - вырабатывать правила поведения на водоеме; - стремиться к экономному расходованию питьевой воды | |
65 66 | Путешествие капельки воды. Знакомство с озером Байкал | 1 1 | - разрабатывать предупреждающие знаки по утечке питьевой воды и устанавливать их в школьной столовой, у водопроводных кранов в школе; - следить за рациональным использованием воды; - самостоятельно находить информацию о запасах пресной воды на планете | |
67 68 | Игра « Звездный час» . Подведение итогов.Экскурсия в парк | 1 1 | - подводить итоги своей деятельности; - учиться оценивать свои достижения и достижения других ; - соблюдать правила совместной работы | |
Итого: | 68 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в 3 классе (научно – познавательное направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Занимательная математика» в 3 классе(научно – познавательное направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности«Мои первые исследования»Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных измене...

Программа внеурочной деятельности (кружка) «Тайны русского языка» 1-4 классы.
Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это о...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Открываем тайны слова» 3 класс
В материале представлена программа учебного курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Открываем тайны слова" для 3 класса...