Рабочая программа внеурочной деятельности «Открываем тайны слова» 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Глызина Ольга Петровна

В материале представлена программа учебного курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Открываем тайны слова" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryvaem_tayny_slova.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №    _______

к основной образовательной программе

начального общего образования

Рабочая программа учебного курса

внеурочной деятельности

общекультурного направления

 

«Открываем тайны слова»

3 класс

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

«Открываем тайны слова»

3 класс (34 часа)

1 раздел

Тайны слова.

Важные для каждого человека слова: Родина, Отечество, мама, семья, собственное имя; их значение в становлении личности гражданина и патриота страны. Происхождение и значение собственных имён. Наиболее распространенные фразеологические обороты и их лексический смысл. Роль слова в речи человека, возможности слова. Слово – это поступок, верность данному слову. Слова чести, совета, молитвы. Слова, без которых можно обойтись в общении. Создание собственных новых слов.

2 раздел

Речь, речь, речь….

Речь наших предков и современная речь. Речь носителей других языков, возможности и способы понимания чужой речи. Мудрость народа, заключенная в пословицах, поговорках, загадках. Народные сказки и притчи, чему они могут научить нас.

3 раздел

Я мыслю – я говорю.

Речь как одна из важнейших характеристик человека: проявление в речи характера, уровня образованности и воспитанности, мировоззрения, отношения к другим людям. Умение человека выразить мысль чётко и понятно. Многословие, хвастовство. Способность сказать правду. Совесть и раскаяние, выраженные в слове. Великий дар прощения.

4 раздел

Я и мой собеседник.

Способность людей слушать и понимать друг друга. Формы диалогической речи (диалог, беседа, дискуссия) их особенности. Спор и ссора: отличительные черты. Самые важные правила беседы.

5 раздел

Красота человеческого общения.

Способности человека к общению с другими людьми, причины по которым речевой контакт может не состояться, способы преодоления непонимания. Общение с родными и незнакомыми людьми. Современные средства общения.

Планируемые результаты освоения учебного курса

внеурочной деятельности «Открываем тайны слова»

Обучение диалогу - одна из центральных задач развития устной речи учащихся младших классов. С одной стороны, овладение лексикой и умением выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – формирование умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций. Поэтому работа над диалогической речью школьника выступает как цель и как средство практического овладения языком, обогащения интеллектуальной и духовной сферы его личности.

Основная идея учебного курса «Открываем тайны слова» заключается в мотивации учащихся к освоению диалога как высшего, духовно и личностно ориентированного уровня человеческого общения, в формировании потребности использовать диалогическую речь как необходимое условие общекультурного, личностного  развития человека.

Курс направлен на формирование и развитие речевых компетенций  в области диалогического общения и диалогической речи младших школьников. В основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы, а также духовно-информационный подход к слову (В.Ю. Троицкий).

Учебный курс внеурочной деятельности «Открываем тайны слова» носит  образовательно-воспитательный характер и направлен на формирование целостной личности младшего школьника, его интеллектуальных, духовных и нравственных качеств посредством развития диалогической речи учащегося в условиях ценностно-ориентированного диалога.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • общие представления о языке, как основном средстве общения между людьми.
  • умение гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
  • умение сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
  • умение понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;
  • уважать чужое мнение; обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • представлений о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в речевой деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  •  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
  • решать проблемы творческого и поискового характера;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Обучающийся  получит возможность для формирования начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • готовности слушать собеседника и вести диалог;
  • умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • правильно пользоваться всеми составляющими  родного языка: звук, слово, грамматическая система;
  • логически правильно выражать мысли и чувства в форме развернутого    высказывания (текста) с соблюдением главных требований к речи;
  • налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения;
  • сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать, аргументировать свои высказывания;
  • самостоятельно формулировать и задавать вопросы с целью поддержания диалогического общения;
  • в вежливой форме аргументировано выражать согласие или несогласие с действиями или мнением партнера, высказать просьбу, совет, поручение, благодарность; пользоваться этикетными формулами приветствия и прощания и т.д.;
  • соблюдать очередность высказываний (игровых речевых действий);
  • продуцировать в процессе диалога такие высказывания как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обобщение, обсуждение.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения слушать и слышать партнера по общению;
  • умения понимать друг друга в диалогах разного характера, т.е. овладение культурой взаимопонимания;
  • умения инициативно высказываться;
  • речевого внимания; фонематический слух, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи;
  • способности учащегося вступать в инициативные отношения с учителем и учащимися;
  • умения поддерживать диалог с партнером по общению, обмениваться с ним  мыслями и чувствами;
  • умения исследовать учебную ситуацию с помощью вопросов;
  • умение вести беседу, участвовать в дискуссии, коллективном обсуждении проблем, вести разговор по телефону;
  • умение правильно использовать интонацию в побудительных предложениях с выражением просьбы, совета, требования;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств.

  1. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Открываем тайны слова» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Коли чест

во

часов

Форма проведения

Целе

вые прио ритеты воспитания

ЭОР (электрон ные образова тельные ресурсы)

1

Тайны слова.

14

беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактичес кие игры, работа со словарями

1, 2, 3а, 3б,3в, 3д, 3ж, 3з, 3и, 3к, 4

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

2

Речь, речь, речь…

5

дискуссия,  анализ проблемных ситуаций, дидактичес кие игры, инсцениров ка

1, 2, 3а, 3в, 3г, 3д, 3е, 3к

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

3

Я мыслю – я говорю.

7

эвристичес кая беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактические игры, инсцениров ка

1, 2, 3а, 3б, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к, 4

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

4

Я и мой собеседник.

4

дискуссия,  анализ проблемных ситуаций, дидактичес кие игры

1, 2, 3а, 3в, 3г, 3д, 3е, 3к

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

5

Красота человеческого общения.

4

итоговый проект

1, 2, 3,4

http://window.edu.ru/

http://vos.1september.ru/

Итого

34

Целевые приоритеты воспитания:

  1. Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
  3. Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

  1. быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
  2. быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  3. знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  4. беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
  5. проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  6. стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  7. быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  8. соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  9. уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  10. быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

«Открываем тайны слова»

№ п/п

Тема занятия

Коли чество часов

Дата прове дения

Раздел 1. Тайны слова.

1.

Дорогие сердцу слова

1

2.

Тайна имени

1

3.

Какие слова душу согревают?

1

4.

Слово, откуда ты родом?

1

5.

Почему мы так говорим?

1

6.

Сила слова

1

7.

Слово пуще стрелы разит

1

8.

Слово –  это поступок

1

9.

Верность данному слову

1

10.

Честное слово

1

11.

Совет и послушание

1

12.

Сила молитвенного слова

1

13.

Лишние слова

1

14.

Создадим слово сами

1

Раздел 2. Речь, речь, речь…

15.

Из глубины веков … до наших дней

1

16.

Чужая речь, что дремучий бор

1

17.

Народная мудрость (поговорки, пословицы, загадки)

1

18.

В гостях у сказки

1

19.

Мудрые притчи

1

Раздел 3. Я мыслю – я говорю.

20.

По речи узнают человека

1

21.

Умение сказать главное

1

22.

Многословие – молчание. Хвастовство

1

23.

Вымысел, небылицы

1

24.

Что легче: правда или ложь?

1

25.

Совесть и раскаяние

1

26.

Великий дар прощения

1

Раздел 4. Я и мой собеседник

27.

Умеем ли мы слушать и понимать друг друга?

1

28.

Диалог, беседа, дискуссия

1

29.

Спор и ссора. Умеем ли мы убеждать?

1

30.

Самые важные правила беседы

1

Раздел 5. Красота человеческого общения.

31.

Анкетирование «Умею ли я общаться? Что мне мешает?»

1

32.

Общение с родными и незнакомыми людьми.

1

33.

Дискуссия «Современные средства общения: «за» и «против»»

1

34.

Подготовка и презентация проектов на тему «Значение общения в жизни человека»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс

Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир слов" 3 класс

Данный материал содержит программу внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-их классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).

Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс....

[27] Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика" 3.1.

Данная программа появилась в ответ на новое социальное явление - приток мигрантов в города и сёла России....