Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов"1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Романова Ирина Николаевна

рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_mire_slov.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

.Пояснительная  записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях.     Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель и задачи кружка.

Цель кружка:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи кружка:

Обучающие:

  1. развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  2. приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  3. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  4. развитие мотивации к изучению русского языка;
  5. развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  6. совершенствование общего языкового развития учащихся;
  7. углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  1. воспитание культуры обращения с книгой;
  2.  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  1. развивать  смекалку и сообразительность;
  2. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  3. развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  4. учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 Принципы:

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся.

         Кружок «Занимательной грамматики»  позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

 Формы проведения занятий  кружка:

  1. Беседы;
  2. практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  3. Игры-драматизации;
  4. анализ и просмотр текстов;
  5. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; издание стенгазет, составление книжек-малюток.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Основные методы и технологии:

  1. технология  разноуровневого обучения;
  2. развивающее обучение;
  3. технология  обучения в сотрудничестве;
  4. коммуникативная технология.
  5. Информационно-коммуникационная технология;
  6. Здоровьесберегающая технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

        Программа рассчитана на  год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе).  

        В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

 

2.Содержание занятий.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)   Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. Что такое азбука? Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). (1ч.)                                                    

Тема3. Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов.  (1ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема/ 4-5. Выбор друзей в Стране Слов.    (2ч.)   Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1)  Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема 7 Удивительные невидимки звуки .

Чудесные превращения слов.(1ч.)                                            

 Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту. Сказка о веселом язычке. (2ч)        

 Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв. Артикуляционная гимнастика (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Чистоговорки и скороговорки. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. (1 ч.)

 Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.)  Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.  Решаем анаграммы (1ч.)                                                  Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)  Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15.  Парад орфограмм.  (1ч.)                                                                  

 Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

Тема 16.  Безударные гласные. (1ч.)

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”                                             

Тема 17. . Парные согласные. (1ч.)                                                      

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18. Чудеса в Стране Слов. (1ч.)

 Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы

 Тема 19.  . Непроизносимый согласный. (1ч.)

 Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)  Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21. На карнавале слов(1ч.)  Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема  22. Слова – спорщики.  Слова с противоположным значением. (Антонимы). Подбор антонимов. Дидактические игры

Тема 23.  В театре близнецов.  Слова-друзья. (1ч.)                        

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов.)        Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Месяцы-кудесники . Оформление книжек-малышек о месяцах.   (1ч.)   Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.                                                              

Тема 25.Фразеологизмы. (1ч)

Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч)   Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Олимпиада по русскому языку.. (1ч.)  «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. Когда один, когда много. (1ч.)

Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Тема 29. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (1ч.)  Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!».

Тема  30. Экскурсия в прошлое..  (1ч.)                        

     Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 31. Конкурс «Русский медвежонок» (1ч.)

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы,

Тема 32. Полёт в будущее. Игры с буквами и словами  (1ч.)  Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «В гостик лёту».  

Тема 33. Занимательные кроссворды.(1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам

3. Место курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «В мире слов» рассчитана на 4 года (1–4 класс), 272 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

 

 4. Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

6.Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу  1 - го класса

1-й класс

Личностные результаты:

  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  3. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

ОЛИМПИАДА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА


1. Напиши слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на 7 дней. (1 балл)
_____________________________________________________________

2. Найди общее начало для всех слов. Допиши эти слова. (2 балла)
___ход    ___ловник    ___дкова
___вар    ___дарок   
3. Какие гласные обозначают два звука? Обведи. (1 балл)
        а    я    у    ю    ы
4. Восстанови пословицы. (2  балла)       
_________ человека кормит, а _____________ –  портит.

5. Закончите фразы. (2 балла)
Хитрый как  ________________.         Трусливый как __________________.
Колючий как  _______________.        Упрямый как  ___________________.

6. Подбери слова с противоположным значением.  (1,5 балла)
Мягкий - _____________, высоко  - ___________________, широкая -____________.


7. К словам в левом столбике подберите близкие по значению из правого, соедини их стрелочками. (1,5 балла)   
алфавит        аккуратный
огонь        алый
чистый        скакать
прыгать        азбука
бросать         пламя
красный         кидать
   
8. Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего. (2 балла)
    М__ __
    М__ __ __

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993  г.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО», 1996
  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 1996 г.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г.
  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ «БАО», 1997 г.
  8. Журналы: «Начальная школа», «Веселые картинки», «Мурзилка».
  9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 1991 г.
  10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС», 2003 г.
  11. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997 г.
  13.  Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991 г
  14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.
  16. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 1995 г.
  17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение», 1991 г.
  18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  19. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. «АРД ЛТД», 1997 г.
  20. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
  21. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва «Просвещение», 1988 г.
  22. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва «Новая школа», 1993 г.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи

6. Календарно-тематическое планирование

1 класс

Номера уроков

по порядку

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды

деятельности

обучающихся

Основное содержание по темам

1.

Сказочный  переполох.

01.09-05.09

 Дидактическая игра с загадками, рисунками  « Угадай сказки»

Игра-драматизация

«В гостях у сказки».

Сказка как жанр устного народного творчества. Рассказывание сказок.

2

В Страну Слов. Первые встречи. Что такое азбука?

08.09-12.09

Дидактические игры

« Доскажи словечко», « Превращения слов»,

Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).

3

Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов.  

15.09-19.09

Чтение стихов  «Жили-были  буквы».

Дидактические игры

« Зеркало»,

«Полустертые слова»

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

4

Игры со словами.

22.09-26.09

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Игры Деда Буквоеда.

Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.

5

Выбор друзей в Стране Слов Весёлые буквы гласные.

29.09-03.10

Дидактические игры

«Хитрый звук»

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

6

К несметным сокровищам Страны Слов Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л.

06.10-10.10

Оформление книжек-малышек о буквах.

К несметным сокровищам Страны Слов Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л.

7

Чудесные превращения слов Удивительные невидимки звуки

13.10-17.10

Дидактические игры

«Буква заблудилась»

«Ленивая буква»

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).

8

В гости к Алфавиту

20.10-24.10

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».

9

Сказка о веселом язычке.

27.10-31.10

Дидактические игры и упражнения.

Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

10

К тайнам звуков и букв Артикуляционная гимнастика

10.11-14.11

Дидактические игры и упражнения.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

11

Чистоговорки и скороговорки.

17.11-21.11

Подготовка устных и письменных сообщений.

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки

12

В Страну Говорящих Скал Занимательные кроссворды.

24.11-28.11

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

13

Решаем анаграммы

01.12-05.12

Оформление  газеты

« Занимательная грамматика».

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

14

 В Королевстве Ошибок.

08.12-12.12

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

15

Парад орфограмм.

15.12-19.12

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

16

Безударные гласные.

22.12-26.12

Составление памятки

Дидактические игры

Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением).

17

Парные согласные.

12.01-16.01

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

18

Непроизносимый согласный.

19.01-22.01

Составление памятки

Дидактические игры

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

19

Чудеса в Стране Слов.

26.01-30.01

Составление памятки

Дидактические игры

А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

02.02-06.02

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Словарное богатство родного языка. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

21

На карнавале слов

16.02-20.02

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

22

Слова – спорщики.

23.02-27.02

Подбор антонимов.

Дидактические игры.

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

23

Слова – друзья. В театре близнецов.

02.03-06.03

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Подбор максимального количества синонимов.

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов.)                    Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

24

Месяцы-кудесники

09.03-13.03

Оформление книжек-малышек о месяцах.

Подготовка устных и письменных сообщений.

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

25

Фразеологизмы.

16.03-20.03

Дидактические игры и упражнения.

Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

26

Необычный урок Разгадываем ребусы.

01.04-03.04

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

27

Олимпиада по русскому языку

06.04-10.04

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

28

Когда один, когда много.

13.04-17.04

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

29

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

20.04-24.04

Дидактические игры и упражнения

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!».

30

Экскурсия в прошлое.

27.04-30.04

Подготовка устных и письменных сообщений

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

31

Конкурс «Русский медвежонок»

04.05-08.05

Дидактические игры и упражнения.

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы,

32

Полёт в будущее.   Игры с буквами и словами. 

12.05-15.05

Дидактическая  игра «Веселая карусель»

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

33

Занимательные кроссворды.

18.05-25.05

Оформление газеты «Занимательная грамматика».

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал».

Итого

часов

по программе

33

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "В мире аппликации"

Данная программа поможет учителю разработать свою программу по внеурочной деятельности,исходя из индивидуальных способностей ребенка....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 4 классе направление: общекультурное «В мире книг »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности в 4 классенаправление: общекультурное«В мире книг »...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной р...

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Художественное слово»

рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального образования для обучающихся с ЗПР....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»

Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...