Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир слов" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Данный материал содержит программу внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-их классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kruzhok_po_russkomu.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №17»

Согласовано                                                                                     Утверждено

заместитель директора по УВР                                                      директор МБОУ СОШ №17                                                                  

_______________ В.Е. Доценко                                                       _________ З.Т.Камашева

«____» _________ 2014 года                                                            «_____» _______ 2014 года

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Увлекательный мир слов»

для учащихся 3-х классов

                                                                       

                                                                      учитель начальных классов:

                                                                       Смолина Светлана Юрьевна

Петропавловск – Камчатский, 2014 учебный год

Пояснительная записка

     «Русский язык» – это один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои чувства, мысли. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Увлекательный мир слов” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Содержание и методы обучения программы “Увлекательный мир слов” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанной программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке, способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

       Актуальность программы «Увлекательный мир слов» расширяет предметную область «Русский язык» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала.      Содержание программы включает в себя направления:

- формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- развитие внимания (объем, переключение, концентрация);

- развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).

      Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.

     

Цель и задачи программы.

     Цель :  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

     Задачи :

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

      Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • конкурсы, викторины, тестовые задания, проекты.

     Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая; практическая, игровая;

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Ожидаемые результаты:

     Личностные УУД:

- интерес к познанию русского языка;

-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

     Метапредметными результатами изучения программы «Увлекательный мир слов» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии  с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

     Предметными результатами изучения программы «Удивительный мир слов» в 3-м классе являются формирование следующих знаний и  умений.

Обучающиеся должны знать:

  •  отличительные признаки основных языковых единиц;
  •  основные термины и понятия, связанные с лексикой;
  • отличительные признаки значимых частей слов, частей речи;
  • орфографические, а также пунктуационные правила;
  •  изобразительно-выразительные средства языка;
  •  лексическое значение и смысл слова в контексте.

Обучающиеся должны уметь:

  • чётко артикулировать слова;
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  •  пользоваться различными словарями;
  • осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи, строить общение в соответствии с правилами речевого поведения.

Место  курса в учебном плане

     Программа «Увлекательный мир слов» рассчитана на 1 год, 34 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Формы подведения итогов

     Конкурсы, викторины, тестовые задания.

                                                           

                                                           

Календарно-тематическое планирование

программы «Увлекательный мир слов»

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

прове

дения

1

Мир полон звуков

     Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик». Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

1

2

Сказочное царство слов.  

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

1

3

Чудесные превращения слов.

     Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады.

1

4

В гостях у слов- родственников.

     Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Игры «Словообразовательное домино», «Найди пару». Конструирование слов по словообразовательным моделям.

1

5

Добрые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

1

6

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

1

7

Новые слова в русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

1

8

Слова – синонимы, слова – антонимы.

    Рассказ учителя о роли антонимов и синонимов в русском языке. Нахождение слов-синонимов и слов – антонимов в тексте.

Игра «Подбери нужные слова».

1

9

Крылатые слова.

     Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.

1

10

КВН «Конкурс грамотеев».

     Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

11

В королевстве ошибок.

   Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно».  

1

12

В стране Сочинителей.

    Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

1

13

Трудные слова.

    Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

1

14

Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

1

15

Шарады и логогрифы.

        Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

1

16

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

1

17

Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

1

18

Слова – антиподы.

     Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».

1

19

20

Фразеологические обороты.

Викторина «Угадай – ка!»

    Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

1

1

21

Словари «чужих» слов.

    Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

1

22

Устаревшие слова.

Использование устаревших слов в современном языке.

    Наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;

 уточнять значение слова по толковому словарю.

     Проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных

вещах, которые хранятся в семье).

1

23

Слова уходящие и слова – новички.

    Старые и новые значения слов. Неологизмы. Как появляются новые слова?

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

 «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами.

1

24

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

   Паронимы в русском языке. Словарь паронимов в русском языке.

1

25

Какой словарь поможет избежать ошибок?

     Рассматривание различных словарей русского языка.

Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

1

26

Многозначность слова.

Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова

по толковому словарю.

     Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его».

1

27

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном

значении).

     Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

     Составление шуточных рассказов и стихов.

1

28

Дидактические игры, упражнения, головоломки.

1

29

Слово о словах.

     Подбор слов на заданную тему. Значение слов. Составление коротких устных зарисовок на темы: «Зима», «Осень», «Весна», сочинение стихотворений.

1

30

Кроссворды.

     Знакомство с понятием кроссворд, разгадывание кроссвордов; составление своих несложных кроссвордов.

1

31

В королевстве ошибок.

     Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно».

1

32

В стране Сочинителей.

   Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. 

1

33

Чудесные превращения слов.

Ребусы, шарады, анаграммы, метаграммы.

1

34

Викторина «Умники и умницы»

1

                                             

Общедидактические принципы:

     1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

     2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

     3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

     4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

     5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Методическое обеспечение

Вид

Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения

Книгопечатная продукция

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011

- Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

 - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Интерактивные программы и  издания  на  электронных  носителях (CD,  DVD)

Технические средства

1.   Классная доска

2.   Магнитная доска.

3.   Персональный компьютер с принтером.

4.   Мультимедийный проектор

Библиографический список

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия «Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М.Бесова «Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян «Крылатые слова», М, Астрель, 2001
  5. В.Волина «Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. Е.Минский «От игры к знаниям» М, 1982
  7.  «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
  8. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

      9.      Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.:     Издательство «Просвещение», 2008.

    10.  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.

           Москва “Просвещение”, 1991 г.

     11. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...