Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Александрова Ольга Владимировна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_peshehoda.doc126.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

    Рабочая программа по направлению:

    СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    «Азбука пешехода»

                                                               

                                                                Составил учитель начальных классов

    Александрова Ольга Владимировна


    Пояснительная записка по внеурочной деятельности

    «Азбука пешехода»

    1 класс.

    Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

    Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

    Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

    Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

    Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

    Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

    В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс).

    Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

    Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;

    учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

    Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.

    Задачи программы:

    Образовательные

    повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

    помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;

    оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

    Развивающие:

    развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

    способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

    Воспитательные:

    воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

    выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

    сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

    Содержание обучения.

    Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

    Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

    Методы и средства обучения:

     - Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

     - Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

     - Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

    Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.

    Согласно образовательному плану МБОУ СОШ №15 на проведение занятий внеурочной деятельности “Азбука пешехода» на 1 класс выделяется — 33 часа (1 час в неделю).

    Содержание курса:

    • Участники дорожного движения – 3 часа
    • Виды пешеходных переходов – 4 часа
    • Светофор и его сигналы – 3 часа
    • Дорожные знаки – 3 часа
    • Безопасные маршруты в школу – 3 часа
    • Виды транспорта – 5 часов
    • Мы – пассажиры – 4 часа
    • Безопасные места для детских игр – 8 часов

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

    Способствует:

    умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

    нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

    эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

    трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

    физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

    Результаты изучения курса “Азбука пешехода”.

    Учащиеся должны знать:

    • опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
    • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
    • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
    • опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
    • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
    • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

    Учащиеся  должны уметь:

    • переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
    • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
    • В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Планируем

    сроки прохожден

    Скоррект

    сроки

    прохожд

    Тема занятия

    1

    Знакомство. Что такое «Азбука пешехода».

    2

    Участники дорожного движения.

    3

    Движение пешеходов и машин.

    4

    Виды пешеходных переходов.

    5

    Где и как правильно переходить дорогу?

    6

    Какой переход самый безопасный?

    7

    Найди пешехода-нарушителя?

    8

    Светофор и его сигналы.

    9

    Три чудесных цвета.

    10

    Виды светофоров.

    11

    Дорожные знаки.

    12

    Закрепление.  Игра «Дорожные знаки»

    13

    Сами не видят, а дорогу указывают.

    14

    Безопасные маршруты в школу.

    15

    Путь в школу в городе.

    16

    Путь в школу в сельской местности.

    17

    Виды транспорта.

    18

    Виды наземного транспорта.

    19

    Личный транспорт.

    20

    Специальные машины.

    21

    Машины-помощники.

    22

    Закрепление. Игра «Наши помощники».

    23

    Мы – пассажиры.

    24

    Поведение детей в автобусе.

    25

    Как поступишь ты, если …

    26

    Безопасные места для детских игр.

    27

    Где нельзя играть?

    28

    Где можно играть?

    29

    Где можно кататься и машин не опасаться.

    30

    Проект «Я знаю дорожные знаки».

    31

    Обобщение знаний по предмету.

    32

    Викторина Переходика «Проверь себя».

    33

    Инструктаж перед летними школьн. каникулами.


    Материально-техническое обеспечение.

    Для учителя:

    1. Учебно-методический комплект Р. П. Бабина По безопасности дорожного движения для учащихся 1 – 4 классов.издательство «Мнемозина» 2010г

    2. Р. П. Бабина. Методические рекомендации к рабочей программе «Азбука пешехода» 1 класс. Москва. 2010г

    3. Р. П. Бабина Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода»

    Для учащихся:

    1. Р. П. Бабина Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

    Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

    Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

    Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

    Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

    Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

    Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Азбука мудрости"

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса для 3-4 классов, учебно-тематический план, ожидаемые результаты и предлагаемаемую литературу для проведение занятий....