Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»
рабочая программа (1 класс) по теме

Александрова Ольга Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_peshehoda.doc126.65 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Рабочая программа по направлению:

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Азбука пешехода»

                                                           

                                                            Составил учитель начальных классов

Александрова Ольга Владимировна


Пояснительная записка по внеурочной деятельности

«Азбука пешехода»

1 класс.

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс).

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;

учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.

Задачи программы:

Образовательные

повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;

оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Содержание обучения.

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Методы и средства обучения:

 - Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

 - Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

 - Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.

Согласно образовательному плану МБОУ СОШ №15 на проведение занятий внеурочной деятельности “Азбука пешехода» на 1 класс выделяется — 33 часа (1 час в неделю).

Содержание курса:

  • Участники дорожного движения – 3 часа
  • Виды пешеходных переходов – 4 часа
  • Светофор и его сигналы – 3 часа
  • Дорожные знаки – 3 часа
  • Безопасные маршруты в школу – 3 часа
  • Виды транспорта – 5 часов
  • Мы – пассажиры – 4 часа
  • Безопасные места для детских игр – 8 часов

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Способствует:

умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Результаты изучения курса “Азбука пешехода”.

Учащиеся должны знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Учащиеся  должны уметь:

  • переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
  • В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Планируем

сроки прохожден

Скоррект

сроки

прохожд

Тема занятия

1

Знакомство. Что такое «Азбука пешехода».

2

Участники дорожного движения.

3

Движение пешеходов и машин.

4

Виды пешеходных переходов.

5

Где и как правильно переходить дорогу?

6

Какой переход самый безопасный?

7

Найди пешехода-нарушителя?

8

Светофор и его сигналы.

9

Три чудесных цвета.

10

Виды светофоров.

11

Дорожные знаки.

12

Закрепление.  Игра «Дорожные знаки»

13

Сами не видят, а дорогу указывают.

14

Безопасные маршруты в школу.

15

Путь в школу в городе.

16

Путь в школу в сельской местности.

17

Виды транспорта.

18

Виды наземного транспорта.

19

Личный транспорт.

20

Специальные машины.

21

Машины-помощники.

22

Закрепление. Игра «Наши помощники».

23

Мы – пассажиры.

24

Поведение детей в автобусе.

25

Как поступишь ты, если …

26

Безопасные места для детских игр.

27

Где нельзя играть?

28

Где можно играть?

29

Где можно кататься и машин не опасаться.

30

Проект «Я знаю дорожные знаки».

31

Обобщение знаний по предмету.

32

Викторина Переходика «Проверь себя».

33

Инструктаж перед летними школьн. каникулами.


Материально-техническое обеспечение.

Для учителя:

1. Учебно-методический комплект Р. П. Бабина По безопасности дорожного движения для учащихся 1 – 4 классов.издательство «Мнемозина» 2010г

2. Р. П. Бабина. Методические рекомендации к рабочей программе «Азбука пешехода» 1 класс. Москва. 2010г

3. Р. П. Бабина Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода»

Для учащихся:

1. Р. П. Бабина Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Азбука мудрости"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса для 3-4 классов, учебно-тематический план, ожидаемые результаты и предлагаемаемую литературу для проведение занятий....