Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов"2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Романова Ирина Николаевна

рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_zap_v_mire_slov.docx28.95 КБ
Файл ktp_v_mire_slov.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «В мире слов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе авторской программы Волиной В.В.

Цель  курса:расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса: 

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Принципы программы.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

 Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

2. Общая характеристика курса

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий цикла  “В мире слов ”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу  “ В мире слов ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения кружка  “ В мире слов ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

3. Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

4.  Содержание курса

 Особенности программы  « В мире слов »

1 кл.  «Путешествия по Стране Слов»

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательная лингвистика»

Тема 1-2.  Как обходились без письма?(1 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 3-4.  Древние письмена.(2 ч.)

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 5-6.  Как возникла наша письменность? (2 ч.)

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 7-8.  Меня зовут Фонема.(2 ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 9-10.  Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 11-12.  «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 13-14.  . Опасные согласные. (2 ч.)

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 15-16.  На сцене гласные.(2 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 17-18. «Фонемы повелевают буквами».(2 ч.)

       Фонемное правило. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 19-20. 2Когда ь пишется, а когда не пишется? Особенности ь.»(2 ч.)

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 21-22.  Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(2ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 23-24. «Заколдованные буквы».(2 ч.)

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 25-26.  «Правила о непроизносимых согласных. Заколдованные буквы» (2 ч.)

Тренировочные упражнения в применении правила. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова».

 

Тема 27-28.  Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 29-30. Строительная работа морфем.(2ч.)

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

 Память и грамотность.(2ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 31-32.  Где же хранятся слова?(2ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 33-34.  «Виды словарей» (2ч.)

Учиться находить  слово в словаре. Работать с разными  словарями.

Тема 35– 36. Поговорим обо  всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 37– 38. «Предлог и приставка» (2ч.)

Игры с предлогами и приставками. Много ли  на свете приставок и предлогов. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. Игры и упражнения с приставками и предлогами.

 Тема 39-40.  Слова – «родственники».(2ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 41-42.  «Слова с омонимичными корнями».( 2ч.)

 Секреты родственных слов. Игра «Удивительные корни». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 43-44.  «Ох, уж эти слова».Происхождение слов.(2ч.)

Определять секреты происхождения  слов. Выполнять тренировочные упражнения. Игры со словами.

Тема 45-46.  «Цепочки родственных слов».(2ч.)

Составлять цепочки родственных слов. Выполнять тренировочные упражнения.

Тема 47-48.  «Состав слова» (2ч.)

Игры в состав слова. Тренировочные упражнения по разбору слов.

Тема 49 – 50. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 51 – 52. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 53-54. «Пересаженные» корни.(2ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные

упражнения.

Тема 55-56. «Веселые кроссворды» (2ч.)

Разгадывание и составление кроссвордов.

Тема 57-58. «Слова-ребусы» (2ч.)

Разгадывание и составление ребусов.

Тема 59-60. «Загадки. Составление загадок.» (2ч.)

Разгадывание и составление загадок.

Тема 61-62. «Заколдованные слова.» (2ч.)

Разгадывание «зашифрованных» слов. Тренировочные упражнения.

 Тема 63-64. «Письмо Незнайки.» (2ч.)

Находить ошибки в тексте. Развивать орфографическую зоркость.

Тема 65-66. «Подбираем слова и составляем рассказ» (2ч.)

Упражнение в составлении рассказов по картинкам.

Тема 67-68. Итоговое занятие. Путешествие в волшебную страну «Офография».(2ч.)

Подводить итоги выполненной работы.

5. Результаты освоения курса

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях.

Литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991
  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  18. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

_________/_Комиссарова Г.П./

«_____»_____________________2015г.

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО (РМО)

Протокол №1 от «27августа»2015г.

Руководитель ШМО (РМО)

_________/_Романова И.Н. /



Предварительный просмотр:

Календарно- тематический план

по курсу «В мире слов»

на 2015 – 2016 учебный год.

Номера уроков

по порядку

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1-2

Как возникла речь. Как обходились без письма?

Подбирать слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Познакомиться с сигналами – символами. Заучивание песенок – «напоминалок».

01.09 – 07.09

3-4

Древние письмена.

Выполнять рисуночное письмо. Изучить иероглифы -  «священные знаки.

08.09 – 14.09

5-6

Как возникла наша письменность?

Славянская азбука

Познакомиться с финикийским и греческим алфавитом.  Выполнить творческое задание «Придумай свой алфавит».

15.09 – 21.09

7-8

Меня зовут Фонема.

Определять звуки-смыслоразличители. Различать фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

22.09 – 28.09

9-10

Для всех ли фонем есть буквы?

 Различать звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие фонемы.

29.09 – 05.10

11-12

«Ошибкоопасные» места

Определять  «Зеркальные и незеркальные слова». Развивать орфографическую зоркость. Выполнять тренировочные упражнения.

12.10 – 16.10

13-14

Опасные согласные

Развивать орфографическую зоркость. Выполнять тренировочные упражнения.

19.10 – 23.10

15-16

На сцене гласные

Развивать орфографическую зоркость. Выполнять тренировочные упражнения.

26.10 – 30.10

17-18

«Фонемы повелевают буквами»

 Определять  фонемное правило. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

02.11 – 06.11

19-20

Когда ь пишется, а когда не пишется? Особенности ь.

 Писать слова с ь. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

09.11 – 16.11

21-22

Ваши старые знакомые

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

23.11 – 27.11

23-24

Заколдованные буквы

Развивать орфографическую зоркость. Выполнять тренировочные упражнения.

30.11 – 04.12

25-26

Правила о непроизносимых согласных

Заколдованные буквы

Развивать орфографическую зоркость. Выполнять тренировочные упражнения.

07.12 – 11.12

27-28

Волшебное средство – «самоинструкция»

Познакомиться с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Составлять краткий пересказ.

14.12 – 18.12

29-30

Строительная работа морфем

Определять «Строительные блоки» для морфем. Игра «Образуй слова».

21.12 – 25.12

31-32

Где же хранятся слова?

Учиться находить  слово в словаре. Познакомиться с определением  «Лингвистика» .Работа со словарями.

28.12 – 08.01

33-34

Виды словарей

Учиться находить  слово в словаре. Работать с разными  словарями.

11.01 – 15.01

35-36

Поговорим о всех приставках сразу

Работать  со стихотворением С. Есенина. Повторить  правила написания приставок. Тренировочные упражнения.

18.01 – 22.01

37-38

Предлог и приставка

Повторить  правила написания приставок и предлогов.  Тренировочные упражнения.

25.01 – 29.01

39-40

Слова – «родственники»

Определять секреты родственных слов. Выполнять тренировочные упражнения.

01.02 – 05.01

41-42

Слова с омонимичными корнями

Определять секреты родственных слов. Выполнять тренировочные упражнения.

08.02 – 12.02

43-44

«Ох, уж эти слова»

Происхождение слов.

Определять секреты происхождения  слов. Выполнять тренировочные упражнения.

15.02 – 19.02

45-46

Цепочки родственных слов.

Составлять цепочки родственных слов. Выполнять тренировочные упражнения.

29.02 – 04.03

47-48

Состав слова

Определять состав слова. Выполнять тренировочные упражнения по разбору слов.

07.03 – 14.03

49-50

Кто командует корнями?

Определять чередование гласных в корне. Тренировочные упражнения. Работа с текстами.

15.03 – 21.03

51-52

«Не лезьте за словом в карман!»

Применять правила правописания слов. Различать понятия « форма слова» и «однокоренное слово.» Тренировочные упражнения.

22.03 – 28.03

53-54

«Пересаженные» корни

Определять, откуда пришли знакомые слова. Работать  со словарём. Выполнять тренировочные упражнения.

29.03 – 04.04

55-56

Веселые кроссворды

Разгадывать и составлять кроссворды

05.04 – 11.04

57-58

Слова-ребусы

Разгадывать и составлять ребусы.

18.04 – 22.04

59-60

Загадки. Составление загадок.

Разгадывать и составлять загадки.

25.04 – 29.04

61-62

Заколдованные слова

Разгадывать «зашифрованные» слова.

02.05 – 06.05

63-64

Письмо Незнайки.

Находить ошибки в тексте. Развивать орфографическую зоркость.

09.05 – 13.05

65-66

Подбираем слова и составляем рассказ

Упражнение в составлении рассказов по картинкам.

16.05 – 20.05

67-68

Путешествие в волшебную страну «Офография».

Работать в группе. Распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки. Подводить итоги выполненной работы.

23.05 – 27.05

Итого

по программе

68

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол №1от «27» августа 2015г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Романова И.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "В мире аппликации"

Данная программа поможет учителю разработать свою программу по внеурочной деятельности,исходя из индивидуальных способностей ребенка....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 4 классе направление: общекультурное «В мире книг »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности в 4 классенаправление: общекультурное«В мире книг »...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной р...

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Художественное слово»

рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального образования для обучающихся с ЗПР....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»

Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...