Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.
    рабочая программа (2 класс) по теме

    Соловьёва Наталья Юрьевна

     Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_udivitelnyy_mir_slov_moy.docx39.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза

    Н.П.Кочеткова села Пышлицы»

    Шатурского муниципального района Московской области

                                                                                           «Утверждаю»

    Директор школы _____________________Беликова Е.А.

    Протокол педсовета №_________

    от _____________

    Приказ по школе № ________

    от _____________

    Рабочая программа

    по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  

    для учащихся    2-б    класса

    базового уровня

    Составитель: Соловьёва Н.Ю.

    Рассмотрено на заседании

    ШМО учителей начальных классов

    Протокол № _____ от ____________

    с.Пышлицы, 2016 г.

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    «Удивительный мир слов»

    для 2-б класса

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова; сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.              Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф.

    Срок реализации – 1 год.

    Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 1 занятию в неделю. Всего - 34часа.

    Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: 

    - осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

    - знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

    - овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

         Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

    —обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

    — уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

    —использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

         В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

         «Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.  Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

         В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.    Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

         Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

         Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся:  

    - предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений;

    - проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

         Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

         Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного

    пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

    Важными ориентирами содержания данного курса являются:

    ✓ развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

    ✓ формирование представлений о языке как универсальной ценности;

    ✓ изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

    ✓ развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

    ✓ формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

    ✓ развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

    ✓ включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

    ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА    

         Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

          Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение

    курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

    Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ» ВО 2 КЛАССЕ

    Мир полон звуков

    Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные.

    Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.

    Универсальные учебные действия:

    — участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

    — анализировать информацию, представленную на рисунке;

    — сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

    — наблюдать за функцией и ударением в слове;

    — контролировать правильность постановки ударения в словах;

    — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

    необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

    — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

    Практическая и игровая деятельность:

    — разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

    —игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

    — проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

    — мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

    Азбука, прошедшая сквозь века

    Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма  (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё».

    Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.

    Универсальные учебные действия:

    — сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

    — интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

    — наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

    Практическая и игровая деятельность:

    — чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

    — заочная экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

    —конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

    — рисование: «Весёлая буква Ё».

    Всему название дано

    Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка.

    Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского

    языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

    Универсальные учебные действия:

    — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

    — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

    — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

    — воспринимать на слух и понимать информационный текст;

    — сравнивать толкование слова в различных словарях;

    —самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

    —оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

    Практическая и игровая деятельность:

    — игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

    — мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

    — проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

    — конкурс «Придумываем название для новых конфет».

    Как делаются слова

    История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные.

    Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

    Универсальные учебные действия:

    —моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

    — самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

    — наблюдать образование слов в русском языке;

    — анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

    — наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

    — группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

    — взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

    — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

    Практическая и игровая деятельность:

    — игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения»,  «Найди родственное слово»;

    — лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

    — конструирование слов по словообразовательным моделям;

    — проект «Как конфеты получают свои названия».

    Секреты правильной речи

    Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.

    Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении.

    Многозначные слова. «Очеловечивание» мира  (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

    Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

    Универсальные учебные действия:

    — наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

    — выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

    — различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

    —подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    — оценивать уместность использования слов в тексте;

    —наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

    —соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

    —самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

    Практическая и игровая деятельность:

    —игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

    — решение кроссвордов;

    — составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

    — составление шуточных рассказов и стихов.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

    Личностные результаты:

     осознавать роль языка и речи в жизни людей;

     эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

     понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

     обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

     определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

     учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

     учиться работать по предложенному учителем плану.

     самостоятельно формулировать тему и цели урока;

     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

     работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

     находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

     делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

     преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

     перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

     пользоваться словарями, справочниками;

     осуществлять анализ и синтез;

     устанавливать причинно-следственные связи;

     строить рассуждения.

    Коммуникативные УУД:

     оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

     слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

     выразительно читать и пересказывать текст;

     договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

     учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

     высказывать и обосновывать свою точку зрения;

     слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

     задавать вопросы.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    2 КЛАСС

      Тема     раздела    

    Универсальные учебные действия

    Мир полон звуков.

    - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

    - анализировать информацию, представленную на рисунке;

    наблюдать за функцией и ударением в слове;

    контролировать правильность постановки ударения в словах;

    - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);

    - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

    Азбука, прошедшая сквозь века.

    - сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

    -  интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической

    Всему название дано.

    -  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

    - составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

    - воспринимать на слух и понимать информационный текст;

    - самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

    - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

    Как делаются слова.

    - моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

    - самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

    - анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

    - анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

    - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

    Секреты правильной речи.

    - наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

    - выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

    - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

    - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    - наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

    - наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

    - самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

    Тематическое планирование

    2 класс (34 часа)

    Мир полон звуков (6 ч)

    Звуки вокруг нас.

    Фабрика речи.

    Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

    Полоса препятствий.

    Рисуем звуками.

    Трудности словесного ударения.

    Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

    Буквы старые и новые.

    Так считали наши предки.

    Страницы древних книг.

    Живая и весёлая буква алфавита.

    Загадки русской графики.

    Всему название дано (5 ч)

    Рождение языка.

    Сколько слов в языке?

    Имена, имена, имена…

    Увлекательные истории о самых простых вещах.

    Словари — сокровищница языка.

    Как делаются слова (7 ч)

    «Дальние родственники».

    Слова «готовые» и «сделанные».

    Есть ли «родители» у слов?

    Внимание, корень!

    Такие разные суффиксы.

    Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

    Что нам стоит слово построить?

    Секреты правильной речи (11 ч)

    Словарное богатство русского языка.

    Вместе и врозь

    Выбираем точное слово.

    Одно или много?

    Когда у слов много общего?

    Когда значения спорят?

    Слова одинаковые, но разные.

    «Местные жители» и «иностранцы».

    Как рождаются фразеологизмы?

    Выбор фразеологизма в речи.

    Выбор фразеологизма в речи.

    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    Материально- техническое обеспечение

    Ноутбук учителя

    Телевизор-монитор

    Видео, фото-слайды.

    Материалы для учителя:

    Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

    Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

    Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

    Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

    Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

    Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО

    Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

    Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

    Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007

    Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

    Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

    Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

    Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964

    Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

    Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

    Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

    Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

    Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

    Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

    Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

    Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

    Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

    Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

    Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

    Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...