Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.
рабочая программа (2 класс) по теме

Соловьёва Наталья Юрьевна

 Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_udivitelnyy_mir_slov_moy.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза

Н.П.Кочеткова села Пышлицы»

Шатурского муниципального района Московской области

                                                                                       «Утверждаю»

Директор школы _____________________Беликова Е.А.

Протокол педсовета №_________

от _____________

Приказ по школе № ________

от _____________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  

для учащихся    2-б    класса

базового уровня

Составитель: Соловьёва Н.Ю.

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей начальных классов

Протокол № _____ от ____________

с.Пышлицы, 2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

для 2-б класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова; сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.              Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф.

Срок реализации – 1 год.

Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 1 занятию в неделю. Всего - 34часа.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: 

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

     Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

     В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

     «Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.  Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

     В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.    Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

     Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

     Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся:  

- предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений;

- проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

     Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

     Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного

пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

✓ развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

✓ формирование представлений о языке как универсальной ценности;

✓ изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

✓ развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

✓ формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

✓ развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

✓ включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА    

     Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

      Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение

курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ» ВО 2 КЛАССЕ

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма  (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— заочная экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского

языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения»,  «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова. «Очеловечивание» мира  (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 выразительно читать и пересказывать текст;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2 КЛАСС

  Тема     раздела    

Универсальные учебные действия

Мир полон звуков.

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- анализировать информацию, представленную на рисунке;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);

- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Азбука, прошедшая сквозь века.

- сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

-  интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической

Всему название дано.

-  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

- воспринимать на слух и понимать информационный текст;

- самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Как делаются слова.

- моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

- самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

- анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

- анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Секреты правильной речи.

- наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

- наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

- самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

Мир полон звуков (6 ч)

Звуки вокруг нас.

Фабрика речи.

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

Полоса препятствий.

Рисуем звуками.

Трудности словесного ударения.

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

Буквы старые и новые.

Так считали наши предки.

Страницы древних книг.

Живая и весёлая буква алфавита.

Загадки русской графики.

Всему название дано (5 ч)

Рождение языка.

Сколько слов в языке?

Имена, имена, имена…

Увлекательные истории о самых простых вещах.

Словари — сокровищница языка.

Как делаются слова (7 ч)

«Дальние родственники».

Слова «готовые» и «сделанные».

Есть ли «родители» у слов?

Внимание, корень!

Такие разные суффиксы.

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

Что нам стоит слово построить?

Секреты правильной речи (11 ч)

Словарное богатство русского языка.

Вместе и врозь

Выбираем точное слово.

Одно или много?

Когда у слов много общего?

Когда значения спорят?

Слова одинаковые, но разные.

«Местные жители» и «иностранцы».

Как рождаются фразеологизмы?

Выбор фразеологизма в речи.

Выбор фразеологизма в речи.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Материально- техническое обеспечение

Ноутбук учителя

Телевизор-монитор

Видео, фото-слайды.

Материалы для учителя:

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...