Главные вкладки

    [27] Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика" 3.1.
    рабочая программа по русскому языку (2 класс)

    Балабанова Таисия Валентиновна

    Данная программа появилась в ответ на новое социальное явление - приток мигрантов в города и сёла России.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2»

    «РАССМОТРЕНО»                         «СОГЛАСОВАНО»                        «УТВЕРЖДАЮ»

    Руководитель ШМО                        Зам. Директора по УВР                 Директор МБОУ СОШ №2

    ________Чегус М.М.                         _________Зигаева С.А.                  ___________Базанов В.А.

    __________   2018г                                                                                    Приказ от_.08.2018г.№___      

    Протокол № _

    ПРОГРАММА    

    внеурочной деятельности

    "К тайнам слова: занимательная лексика"

    Направление «художественно-эстетическое»

    для детей - белингвов

    2-в класс

    Составитель: Балабанова Т.В. учитель начальных классов

    2017 – 2018 учебный год

    Пояснительная записка

    к программе по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика»

    Программа по русскому языку предназначена 

    для учащихся 2-х классов.  

     

        Данная программа появилась в ответ на новое социальное явление- приток мигрантов в русскоязычные города и сёла России. В результате этих социальных процессов возникла достаточно большая группа детей билингвов, испытывающих серьёзные затруднения:

                                                       - в адаптации;

                                                       - в обучении;

                                                       - в общении со сверстниками и педагогами.

          Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, долго не могут научиться правильно понимать инструкции, адекватно реагировать на требования, что в результате  приводит к отставанию по предметам .

       «Свободное владение русским языком должно стать нормой для детей, пришедших в  учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика,   интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка,   развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

     Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы русского языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

      Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

       В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

      Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

      Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся вторых классов к олимпиаде по русскому языку.

       Это могут быть различные формы работы: классные часы; кружок; занятия по интересам в группе продлённого дня, внеурочная деятельность.

     

      Курс «Занимательная лексика» для младших школьников» рассчитан на 34 часа и предлагается для работы с обучающимися 2 класса. Срок ее реализации - 1 год.  Занятия проводятся 1 раз в неделю. К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

     Он состоит из двух частей:

    1) «Таинства лексики»; 2) «Слово о словах».

    В первой части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.

    Во второй части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

     

    Цель и задачи программы

    Основная цель данного курса –создание развивающей речевой среды, способствующей вызвать   интерес к изучению русского языка.

    Задачи курса:

    Развитие интереса к изучению тайн русского языка. 

    Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное. 

    Углубление уже имеющихся знаний о лексике. 

     Развитие связной устной и письменной речи.

    Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся. 

    Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции.

    Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

    Обогащение и активизация речи учеников.

    Воспитания любви и уважения к русскому языку, интереса к чтению литературы.

    Развитие памяти, орфографической зоркости, творческой инициативы.

    Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова.

    Основные принципы организации кружка:

    • Принцип добровольности.
    • Принцип индивидуального подхода к учащимся.
    • Принцип занимательности.

     

    СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  УЧЕБНОГО КУРСА

        Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

           Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. 

        В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова. 

    Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

       Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

    Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

       Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

    Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

    Методы и формы организации

      Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.

    Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. 

    Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

       К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

       В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

       1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

      2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

      3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

      4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

    5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

    Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

        Ожидаемые результаты учащихся:

    - Применение полученных знаний и умений в практической деятельности. - пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с информацией; - создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка.

    - Участие в городских и районных олимпиадах.

     

    Занятие 1. Тема: Чудо из чудес .(Речь в жизни человека).

    Занятие 2. Тема: Наши друзья и помощники – словари.

    Занятия 3. Тема: Знакомство с фонетикой. Какие звуки изучает фонетика.

    Занятия 4. Тема: Пульс в слове (ударение).

    Занятия 5. Тема: Что такое орфография.

    Занятие 6. Тема: Сомнительные согласные в корне слова.

    Занятие 7. Тема: Слова-родственники.

    Занятие 8. Тема: Как разобрать и собрать слово.    

    Занятие 9. Тема: В мире слов или что такое лексика.

    Занятие 10. Тема: Многозначность слов.

    Занятия 11. Тема: Слова-близнецы (омонимы).

    Занятие 12. Тема: Слова-друзья (синонимы). 

    Занятие 13. Тема: Поиграем в слова   Антонимы.

    Занятие 14. Тема: Крылатые слова.

    Занятие 15. Тема: Изобразительные средства языка художественных произведений.

    Занятие 16. Тема: Работа над словосочетанием. Времена года.    

    Занятие 17. Тема: Работа над предложением. Крутится-вертится шар голубой   

    Занятие 18. Тема: Текст. Работа над заголовком. В гостях у сказки    

    Занятие 19. Тема: Работа с текстом. Словесное рисование. Что нужно школьнику   

    Занятие 20. Тема: Работа по серии картинок. Скатерть-самобранка    

    Занятие 21-22. Тема: Работа над построением(структурой) сочинения.      

    Занятие 23 -24. Тема: Сочинение по наблюдениям (Весна в парке. Прилёт птиц)      

    Занятие 25 - 26. Тема: Обучение детей письму сочинения по картине.     

    Занятие 27 – 28. Тема: Работа над изложением.  

    Занятие 29 - 30. Загадки.

    Занятие 31 – 32. Пословицы и поговорки.

    Занятие 33. Викторина  «Знай и люби родной язык».

    Занятие 34.  Тема: Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай» . 

                                               

    ТРЕБОВАНИЯ

    к уровню подготовки учащихся 4 -х классов, 

    обучающихся по программе «К тайнам слова. Занимательная лексика.»

     

     

    К концу года обучающиеся должны иметь представления:

    об основных терминах, связанных с лексикой. 

    знать:

    откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения; 

    некоторые термины и понятия; 

    некоторые пословицы, поговорки, загадки; 

    уметь:

    правильно употреблять изученные слова в речи; 

    подбирать синонимы и антонимы; 

    различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы

     

     

     Календарно-тематическое планирование курса

    «К тайнам слова. Занимательная лексика для младших школьников»

    (4 класс)

     

    № урока

    Тема

    Цели

    Примечание

    Дата

    1

    Чудо из чудес .

    (Речь в жизни человека).

    1. Обобщить знания учащихся о роли речи  в жизни человека.

    2. На практическом материале  (в занимательной форме) упражнять детей в составлении слов,      предложений.

    05.09

    2

    Наши друзья

     и помощники – словари.

    Познакомить с основными словарями и справочниками для детей.

    Учить пользоваться ими.

              Словари:

    1.  П.Л. Глушков «Орфографический словарик»

    2. Н.М. Неусыпова  «Толковый словарик русского языка»

    3. Школьный     грамматико-  орфографический

    словарь русского языка.

    4. Словарь Ожегова.

    5. Детская энциклопедия «Кто такой? Что такое?»

    И другие.

    12.09

    3

    Знакомство с фонетикой.

    Какие звуки изучает фонетика.

    1. Познакомить с разделом русского языка – фонетикой.

    2. Расширять знания детей о звуках и буквах.

    19.09

    4

    Пульс в слове (ударение).

    1. Совершенствовать умения и знания учащихся

    по определению  ударного слога в  слове.

    2. Учить говорить правильно (рассмотреть постановку ударения в наиболее трудных словах).

    26.09

    5

    Что такое орфография.

    1.Вспомнить понятие –орфография.

    2.Упражнять детей в правильном написании безударных гласных в корне слова.

    03.10

    6

    Сомнительные согласные

     в корне слова.

    Упражнять учащихся в правильном написании парных и непроизносимых согласных.

    10.10

    7

    Слова-родственники.

    1.Совершенствовать знания детей о  родственных словах.

    2.Упражнять в словообразовании.

    С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

    17.10

    8

    Как разобрать и собрать слово.

    1.Упражнять детей в разборе слов по составу,  в словообразовании с помощью  суффиксов и приставок.

    2.Познакомить с новым способом образования слов-сложение сокращённых основ.

    24.10

    9

    В мире слов или

    что такое лексика.

    1.Познакомить учащихся с разделом русского языка-лексикой, с лексическим и грамматическим значением слов.

    2.Развитие речи учащихся, их  словарного запаса.

    07.11

    10

    Многозначность слов.

    1.Дать учащимся общее представление о многозначности слов.

    2. Показать наиболее распространённые случаи переносного значения слов.

    3.Учить различать прямое и переносное значения слов.

    14.11

    11

    Слова-близнецы

    (омонимы).

    1. Расширить понятие об омонимах.

    2. Учить различать значения слов - близнецов.

    21.11

    12

    Слова-друзья

     (синонимы).

    1. Расширить понятие о словах-синонимах.

    2. Упражнять в использовании синонимов в устной и письменной речи.

    28.11

    13

    Антонимы.

    1. Расширить понятие об антонимах.

    2. Упражнять детей  в нахождении антонимов.

    05.12

    14

    Крылатые слова.

    1.Познакомить учащихся с крылатыми словами.

    2.Упражнять детей в использовании крылатых слов в речи.

    12.12

    15

    Изобразительные средства

    языка художественных

    произведений.

    1.Познакомить учащихся с изобразительными средствами языка.

    2.Развивать умение находить их в тексте и использовать в своей речи.

    19.12

    16

    Работа над

    словосочетанием.

    1.Формировать умение составлять и использовать словосочетание в своей речи.

    2.Воспитывать культуру речи и речевую интуицию.

    26.12

    17

    Работа над

    предложением.

    1. Закреплять  и расширять знания учащихся о предложении.

    2. Развивать умение строить разные предложения, работать с деформированным

    текстом.

    09.01

    18

    Текст.

    Работа над заголовком.

    1. Закреплять знания детей о тексте, учить делить текст на части и выделять

    главную  мысль.

    2. Продолжить работу по обучению детей письму изложений и сочинений.

    16.01

    19

    Работа с текстом.

    Словесное рисование.

    1.  Упряжнять  детей в работе с текстом.

    2. Развитие устной речи учащихся.

    23.01

    20

    Работа по серии

    картинок.

    1. Развитие речи учащихся.

    2. Развивать умение составлять рассказ по серии картинок.

    30.01

    21-22

    Работа над построением

     (структурой) сочинения.

    1. Учить детей отбирать материал по данной теме.

    2. Вести работу по составлению плана, устного рассказа по плану.

    3. Учить учащихся правильно выражать свои мысли письменно

    06.02

    13.02

    23 - 24

    Сочинение по наблюдениям

    (Весна в парке. Прилёт птиц)

    1. Учить учащихся наблюдать, отбирать материалы по теме, составлять и оформлять

    рассказ письменно.

    20.02

    27.02

    25 -26

    Обучение детей письму

    сочинения по картине.

    1.Учить внимательно рассматривать картину, выделять в ней главное и

    второстепенное.                                2.Обучать учащихся выражать письменно свои мысли по данной картине.

    06.03

    13.03

    27 - 28

    Работа над изложением.

    1. Совершенствовать умение работать с текстом, делить текст на части,

    составлять план и писать по составленному плану.

    (изложение с творческим заданием)

    20.03-03.04

    29-30

    Загадки.

    1.Показать детям цель загадки: раскрытие поэтической стороны простых и хорошо известных всем предметов.

    2.Развивать творчество детей: умение самим составлять загадки.

    10.04-17.04

    31-32

    Пословицы и поговорки.

    1.Расширить представления детей об отличительных особенностях пословиц и поговорок.

    2.Развивать у детей   умение употреблять пословицы и поговорки в разговорной речи.

    3.Учить подбирать и объяснять смысл пословиц на заданную тему.

    24.04-08.05

    33

    Викторина

    «Знай и люби родной язык».

    1.Обобщить знания, полученные на занятиях.

    15.05

    34

    Итоговое занятие. Игра «счастливый случай».

    1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка

    2. Обобщить знания, полученные во время занятий.   3.Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

     Бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями

    22.05

    ПЕРЕЧЕНЬ

    учебно-методического обеспечения

    к программе «К тайнам слова. Занимательная лексика»

    в  4 – х классах 

    1. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
    2. Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
    3. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
    4. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
    5. Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.
    6. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся                  (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.
    7. Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
    8. Материалы газет «Начальная школа»
    9. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1991.
    10. Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.
    11. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.
    12. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1978.
    13. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981
    14. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие. М.: Рост-книга,2005.
    15. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. С-Пб.: СМИО ПРЕСС, 2002.
    16. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. М.: ООО «Вако», 2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района  города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...

    Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика"

    Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика" по теме "Имя, отчество, фамилия"...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путь к успеху» (социальное направление)

    Цели курса:формирование ключевых компетентностей у учащихся по­средством интеграции самостоятельной познавательной исследо­вательской деятельности, направленной на исследование актуаль­ных социальных ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны и загадки природы"

    Рабочая программа внеурочной деятельности по окружающему миру для 2 класса "Тайны и загадки природы" научно-познавательного характера....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 4 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса....

    Программа предметно -ориентированного курса "К тайнам слова: занимательная лексика" для 3 класса

    Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана для учащихся начального общего образования в соответствии с требованиями Федера...