Главные вкладки

    Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»

    Цель: повторить   и  обобщить  знания  об  однородных членах предложения;

    учить синтаксическому разбору простого предложения

    Задачи:

    - вспомнить понятие “однородные члены предложения”

    - развивать умение распознавать однородные члены предложения

    - закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

    - формировать навыки орфографической зоркости

    - прививать интерес к русскому языку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку

    Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»

    Цель: повторить   и  обобщить  знания  об  однородных членах предложения;

    учить синтаксическому разбору простого предложения

    Задачи:

    - вспомнить понятие “однородные члены предложения”

    - развивать умение распознавать однородные члены предложения

    - закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

    - формировать навыки орфографической зоркости

    - прививать интерес к русскому языку

    1.Орг.момент

    2.Минутка чистописания

    Оо  Оо   Оо

    1. День пригреет – возле дома
      Пахнет позднею травой,
      Яровой сухой соломой
      И картофельной ботвой.
      По оврагам, по обрывам,
      Через пальцы ивняка
      Льётся тихо и пугливо
      Желтолистая река
      .

    – О каком времени года идёт речь?
    – Какие приметы осени вы здесь услышали?

    1. Август месяц хлопотливый -

    Спеют яблоки и сливы,

    Спеют персики и груши.

    Только успевай их кушать,

    А вот клены во дворе

    Опадают в … (сентябре)

    3.Всё мрачней лицо природы:

    Почернели огороды,

    Оголяются леса,

    Молкнут птичьи голоса,

    Мишка в спячку завалился.

    Что за месяц к нам явился?     (Октябрь)

    4.Поле чёрно-белым стало:
    Падает то дождь, то снег.
    А ещё похолодало —
    Льдом сковало воды рек.
    Мёрзнет в поле озимь ржи.
    Что за месяц, подскажи?
    (ответ: ноябрь)

     Осень сентябрь октябрь ноябрь

    .

    4. Систематизация и повторение.

    1. Синтаксический разбор предложения

    По опушкам леса в октябре растёт много зеленоватых и розовых сыроежек.

    -Запишите в тетрадь.

    -Что мы записали? (предложение)

    - Что такое предложение?

    - Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации?

    - Что такое грамматическая основа предложения?

    -Какое предложение называется простым? Сложным?

    -Какие бывают предложения по наличию- отсутствию второстепенных членов?

    -Что интересного заметили в этом предложении? ( однородные второстепенные члены)

    -Выполним  синтаксический разбор предложения.

    -Сегодня на уроке мы поговорим и про однородные члены предложения.

    - Какие члены предложения мы называем однородными?

    1. Отвечают  на один и тот же вопрос
    2. Являются одним членом предложения ( подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения)
    3. Относятся к одному и тому же члену предложения
    4. Обычно выражены одной и той же частью речи

    -Вспомним правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

    Физкульминутка

    2.Составление предложений с однородными членами по схемам.

    - Составьте  предложения об осени, чтобы они соответствовали схеме      1вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (2 ученика у доски).

    - Разберите  свои предложения по  частям речи. Взаимопроверка.

    Физкультминутка для глаз

    3.Преобразование нескольких предложений в предложения с однородными членами.

    -Ребята, я хочу предложить вам одно задание:

    - перед вами фрагменты сочинения ученика об осени;

    - прочитайте и попытайтесь обнаружить недочеты в тексте

    Осень.

    Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Осенью дни дождливые. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели. В теплые края улетают ласточки. Улетают утки. Улетают скворцы. Перед отлетом они волнуются. Они кричат. Они суетятся. Начался листопад. Кружатся над землей золотые листья. Кружатся над землей лиловые листья. Кружатся над землей багряные листья.

     - Что вы можете сказать об этих коротком описании? (Текст некрасивый, в нем используется частое повторение слов).

    Для чего нужны однородные члены предложения в речи? (Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины)

    - Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами. Запишем текст в тетрадь. Составим схемы предложений.

     Осень.

    Наступила осень. Осенью дни короткие, пасмурные и дождливые. С наступлением осени поля и луга  опустели. В теплые края улетают ласточки, утки, скворцы. Перед отлетом они волнуются, кричат, суетятся. Начался листопад. Кружатся над землей золотые, лиловые, багряные листья.

    5.Тест « Предложения с однородными членами»

     1. Выбери правильный ответ. Однородные члены предложения относятся…

     □ к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;

     □ к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;

     □ к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

     2. Выбери правильный ответ. Однородные члены предложения связаны:

     □ запятыми;

     □ только интонацией перечисления;

     □ интонацией перечисления или союзами и, а, но;

     □ только союзами и, а, но.

     3. Среди данных предложений, найди предложения с однородными членами:

     □ Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.

     □ Совы днем спят, а ночью охотятся.

     □ Ветер весело шумит, судно весело бежит.

     □ Кожа защищает организм от жары, от холода и от микробов.

     4. Составь схемы предложений с однородными членами:

     □ В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья. _____________________________

     □ Не страшны носорогу колючки и шипы, сучья и пни. _____________________________

     5. Отметь верную концовку правила: Между однородными членами предложения…

     □ запятая не ставится, если они связаны союзом и;

     □ запятая ставится, если они связаны союзом и;

     □ запятая ставится перед союзами а, но;

     □ запятая не ставится перед союзами а, но.

     6. Отметь предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая:

     □ Зимой земля отдыхает __ а весной расцветает.

     □ Белка запасает на зиму грибы __ и орехи.

     □ Мы побывали в музее __ театре __ на выставке.

     □ Поднялся сильный ветер __ но не разогнал туч.

     8. Вставь пропущенные запятые, подчеркни однородные члены предложения:

     Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки с громом промчался по небу. Хочется побродить по лесам походить по полям послушать звонкие песни жаворонка.

    6.Итог урока. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

    -Что мы повторили?

    -Что понравилось больше всего?

    -Что вызвало затруднения?

    Домашнее задание на листках:

    - напишите небольшой рассказ с однородными членами

    Наступила     ,      осень. Небо стало     и      . .          ,          и           пожелтели.  Листья             ,            ,               .            ,             ,               улетают в теплые края.

    Слова для вставки: дождливая, темным, холодная, низким , клены, липы, шуршат, березы, скребутся, лопочут, ласточки, грачи, скворцы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Синтаксический разбор предложений" - презентация урока русского языка в 4 классе

    Данная презентация урока русского языка позволит повторить и закрепить знания детей по теме "Синтаксический разбор предложений", а герои любимого мультфильма сделают урок ярким и интересным....

    План синтаксического разбора предложений в начальной школе

    Данная памятка поможет учащимся начальной школы без усилий запомнить и в дальнйшем выполнять  без ошибок  синтаксический разбор предложений....

    Синтаксический разбор предложения.

    Практическое пособие "Синтаксический разбор предложения"  поможет любому ученику достигнуть оптимального уровня знаний по сложной теме русского языка....

    Памятка "Синтаксический разбор предложения"

    Как правильно и поэтапно объяснить ученикам полный синтаксический разбор предложения? Для этого предлагаю вам разработанную памятку, с помощью которой ребята смогут научиться делать синтаксический раз...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении"

    Личностно- ориентированный урок русского языка с использованием технологии деятельностного метода обучения....

    Памятка "Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения" для учащихся 3 - 4 классов

    Памятка "Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения"  для учащихся 3 - 4 классов...