Урок русского языка в 3 классе "В гостях у русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Юрина Марина Борисовна

 

Урок русского языка по теме "Состав слова" , тип урока-урок-обобщение. Нетрадиционная форма урока, урок-игра, позволяет непринуждённо закрепить изученный материал, вызывает у учащихся интерес к знаниям, активизирует внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-игра.50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема:«В гостях у русского языка».

Учитель: Юрина Марина Борисовна

      

     Цели: 

         1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова.

         2.Расширить кругозор детей о слове.

         3.Работать над развитием  речи учащихся.

         4.Формировать интерес к русскому языку.

       Тип урока: Урок - обобщение.

          Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.

          Форма урока: урок – игра.

          Формы работы: фронтальная, индивидуально – групповая.

        Оборудование:

          1.Рисунки двух кленовых деревьев с листочками.

          2.Кузовок с кроссвордом.

          3.Рисунки: ведьма, медведь, земляника, ежевика, рябина, курочка Ряба.

          4.Жетоны.

           5.Смайлики.

                                            Литература:

           1. Н.Н.Ушаков " Внеклассные занятия по русскому языку в начальных  классах".

           2.В.П.Канакина «Радость познания - в слове».

            3.Интернет – ресурсы.

Слайд 1                                                                                                  

   1.Постановка проблемы..Слайд 2

-Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём творческую игру по русскому языку. Цель - выявить знатоков этой темы.  Послушайте стихотворение  С.Острового  "Первородство" и определите тему урока. В этом стихотворении есть вам подсказка.

     

Чтение учащимися стихотворения Сергея Острового "Первородство".

.  

К словам привыкаешь день ото дня,

А   они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня!

 Это значит:

- Исключи меня из вины!  

У слова цвет своего огня,

Своё пространство, свои рубежи.  

И когда я слышу:

 - Обереги меня!

 Это значит:  

- Берегами меня окружи.    

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

 Когда я слышу:

- Защити меня!  

Это значит:

 - Укрой меня за щитом!  

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!  

У слова свой  норов. Своё нутро.  

И если ты в эту проникнешь суть -   

Слово тебе сотворит добро.  (Состав слова)   

 

- Последние строки стихотворения будут девизом нашей игры. Слово тебе сотворит добро.  

2.Разминка

 1) Ребята, от какого слова произошло слово "извини "? Какой корень в этом слове?  Назовите остальные части слова. (От слова вина, корень - вин, приставка – из, окончание -и)

 2) - От какого слова произошло слово "обереги"? Какой  корень в этом слове? Разберите по составу. (От слова беречь, корень – берег, приставка – о, окончание – и)

 3) От какого слова произошло слово? Какой корень в  слове "защитник"? Определите состав слова..

(от слова щит, корень – щит, приставка –за, окончание – нулевое, суффикс – ник)

Молодцы! Разминка прошла успешно.

    3. Проверка домашнего задания. Слайды 3,4,5

  Вы получили задание найти в словарях, интернете информацию о том, что обозначают слова ведьма и медведь и каково их значение? Как вы думаете, являются эти слова родственными?  

  1) - Действительно, слова ведьма и медведь  родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, т.е. знать. Ведьма  - знающая, знахарка. Когда - то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим.

  2) Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мёд. Назовите корни в этих словах.

  3) - Какого цвета курочка  Ряба?  Почему её назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

 - Верно, курочка Ряба - рябая, пёстрая.  

    4.Конкурс " Наполни кузовок". Слайд 6

   - Чтобы наполнить этот кузовок, нужно вписать в пустые клеточки отгадки, которые являются названиями ягод.  

 - Чтобы помочь, я загадаю загадки.

а) Вот первая.

  - Почему её так назвали?

 Слово рябина, как и слово Ряба, произошло от славянского слова  ряб,  что обозначает рябой, пёстрый. Ведь сочетание ярко- зелёных мелких резных листьев рябины и оранжево- красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

  - Как вы думаете, какой корень в слове рябина? (ряб, рябин)

Одни говорят, что корень - ряб -,  а другие - рябин-

. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но даже и новые корни. Суффикс – ин - так прирос в слове рябина к корню ряб -, что получился новый корень - рябин -.А из него выросли новые слова.

 Назовите как можно больше слов с этим корнем. ( Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый.)   

  б) Отгадайте вторую загадку.

 Вкус у ягоды хорош,

 Но сорви  её  поди - ка :  

  Куст в колючках, будто ёж,

- Вот и  назван... (Ежевика)

 - Какой корень в слове ежевика?  (ежевичное варенье- корень - ежевик, окончание –а)

 в)  - А теперь третья загадка.

 Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

 Кто любит меня, тот и рад поклониться.

 А имя дала мне родная землица. (Земляника).

 - Какой корень в этом слове?  (корень- земл , окончание – а, суффиксы- -ян- -ик-)

  - Молодцы. Вот мы и наполнили кузовок.

 5 .Составление семейки слова Русь.   Слайд 7

 - Ребята, как называется страна,  в которой мы живём?   (Россия.) 

 - А как называлась наша страна в стародавние времена?  (Русь).

   - А почему назвали так нашу страну? Не знаете?

 А вот послушайте, что пишет об этом С. Романовский:  " Короткое - в один слог всего! А какое просторное и загадочное слово!   Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто – нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские.  Россия. Россияне. Не мне одному представляется, что слова эти родственны  словам: Русло, то есть ложе реки, по которому оно течёт. Русалка - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса  и производное от неё слово росяница - обильная, толстая роса, лежащая поутру на траве или деревьях. Иными словами, Русь - это сторона, где много рек и озёр, а русский - это человек, живущий у воды».

 

  - Теперь назовите мне семейку слов,  родственных со словом Русь. ( Русский, русло, Русалка.)

   6. Конкурс  " С какого дерева упали листья?" Слайд 8

 

  - На лес налетел ураган. С двух деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева,  какие листья упали.  

       - Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие корни, как у деревьев. Собираем листочки "цепочкой", по очереди.

  Проверка.

 Первое  дерево: водник,  водокачка,  водоворот,  водолаз,  водопой,  водоросль,  водоём, половодье, заводь.

  Второе  дерево:  водитель,  наводчик,  заводной,  вожатый,  поводок,  провод, завод,  заводила, вводный.

  -Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что же на нём написано?

 Прочитайте: водопровод

. С какого дерева этот листик?  ( Он может быть и с первого и со второго.)

  7.    Конкурс "Кто больше?"  Слайд 9

 1) Постарайтесь назвать как можно больше  родственных слов с корнем.

. А вот с каким корнем, вы узнаете,  отгадав загадку: " Лежал, лежал, а весной в реку побежал".   ( Снег, снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегопад, подснежник, снежище, бесснежный.)

- Какой корень в этих словах? Что вы заметили? ( Снег -,  -снеж-. Чередование г- ж.)

  2) Послушайте стихотворение В. Берестова  " Гуси".

 Ваша задача - запомнить все родственные слова из стихотворения к слову гуси. 

  Тот, кто с гусятами близко знаком,  

 Знает, гусята гуляют гуськом;  

 Тот же, кто близко знаком с гусаком,  

 К ним не рискнёт подойти босиком.

 (Гусята, гуськом, гусак.) Какой корень в этих словах? (Гус) 

Назовите ещё родственные слова к слову гуси. ( Гусыня, гусиный.)  

  8. Игра с приставками. Слайд10

 Напишите приставки к слову бежать. ( Вы,  по,  до, от,  пере, за,  у,  на,  в,  при, с,  об, из.)  

 9. Игра на развитие памяти. Слайд 11

За 10 секунд прочитайте и постарайтесь запомнить слова.  

                                                                                                                налетели

                                                                                                                круг

                                                                                                                катер

                                                                                                                кенгуру

                                                                                                                карандаш

                                                                                                                подарок

                                                                                                                корабли  

  - Сколько было слов? Назовите их.

Какое слово разбирается по схеме :  приставка, корень, суффикс. (Подарок )

А теперь я открою эти слова. Составьте из последних букв каждого слова новое слово и разберите его по составу. (Игрушки.)

  10. Игра "Эхо". 

 Скажу я слово: - Высоко!

  А ты ответишь:-  (Низко!)

  Скажу я слово:- Далеко!

  А ты ответишь:- (Близко!).

  Скажу тебе я слово:  - Трус!  

 Ответишь ты: - (Герой!)

 Теперь "начало " я скажу,  

  Ну, отвечай:- (Конец!)   

11. Рефлексия.  Слайд 12

 - И для нашего урока пришёл конец.

Понравился ли вам сегодня урок? Проголосуем смайликами.

Слайд 13

Я рада, что вам понравился сегодняшний урок. Мне тоже понравилось, как вы работали на уроке.

Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете. И тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.

Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....

Урок русского языка во 2 классе "Великий русский язык"

Урок русского языка во 2 классе "Великий русский язык"Цели: Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совер...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Конспект урока русского языка «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык», 2 класс

Тема урока: «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык»...