Главные вкладки

    Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_urok_po_rkmpch.docx45.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку в 2 классе.

    Тема урока: Роль имен прилагательных в русском языке.

    Тип урока: Изучение нового материала 

    Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

    Цель урока: сформировать представление о  роли имени прилагательного в русском языке

    Задачи:

    Предметные

    1.Научить детей правильно использовать имена прилагательные в речи,  находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

    Метапредметные

    2.Развивать критическое мышление: учить детей ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы.

    3.Продолжить работу по формированию мыслительных процессов анализа и синтеза, обобщения полученных данных.

    4.Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками

    Цели учебной деятельности:

    1. Осознать взаимосвязь между прилагательным как частью речи и изобразительно-выразительным средством языка.
    2. Научиться использовать в речи прилагательные  в соответствии с речевой ситуацией.
    3. Продвинуться в умении самостоятельно добывать знания.

    Программа: система развивающего обучения Л.В. Занкова, учебник русского языка для 2 класса  (авт. А.В. Полякова)

    Структурные элементы урока

    Содержание взаимодействия с учащимися.

    Организационный момент.

    1 мин.

    - Для ребят звенит звонок, начинается урок.

    Время даром не теряйте, на вопросы отвечайте,

    Дружно тему обсуждайте.

    Не пройдёт ваш даром труд, знанья пользу принесут.

    - Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

    СТАДИЯ ВЫЗОВА

    10 мин.

    Чистописание (выполняется в рабочей тетради)

    -  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

    Слайд 1

     к

     н

     о

     р

     ы

     ч

     м

     и

     ю

     й

     ц

     в

     н

     а

     п

     р

     д

     б

     г

     щ

     у

     ы

     ч

     т

     н

     э

     я

     з  

     х

     ф

     ъ

     о

     д

     ж

     н

     е

    -  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

    - Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про эти звуки?

     - Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половину строки).

    Пока дети пишут, появляется карточка.

    - А какое правило напоминает вам это соединение?  (Написание слов с  удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание  букв НН.

    Слайд 2

    На доске появляются  слова: длина, осень, лимон, луна.

    - Измените каждое  слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

    - Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе. Назовите орфограммы в этих словах.

    Взаимопроверка выполнения задания по словам, открытым на интерактивной доске.

    Актуализация опорных знаний.

    Слайд 3

    -  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.

     « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

    - А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

    -На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования на уроке?    (имя прилагательное)

    Класс делится на 4 группы.

    Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

    - Заполните таблицу (каждая группа  имеет на столе карточки, необходимые для работы)

    Слайд 4

    З - что мы знаем   про имя прилагательное?

    Х – что хотим узнать?

     

    Коллективная  работа, проверка выполнения задания, заполнение таблицы на интерактивной доске.

    З - что мы знаем   про имя прилагательное

    Х – что хотим узнать?

    Часть речи.

    Связана с именем существительным.

    Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

    Зачем используется в речи?

    Сообщение темы и целей урока.

    На интерактивной доске появляется тема урока:

    Слайд 5

    - Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

    Прием " Дерево предсказаний

     Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные)  записываются  на доску (составляется кластер), задается  при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?                         

    СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

    20 мин.

     Работа по проблеме урока. 

    Наблюдения  над  ролью прилагательных в речи.

    Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

    Слайд 6

    Толстые  ?

    Тонкие  ?

    С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?

    Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

    Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?

    Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

    Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?

    Группы озвучивают свои вопросы

     Задание 1.

    Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

    1 и 3. Хитрая плутовка,
        Рыжая головка,
        Пушистый хвост-краса.
        Кто ж это?... (Лиса.)

    2 и 4.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

     

     Подготовьте устное описание своего зверька.  

    - Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное, используя только существительные.

    - Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

    (Дети готовятся 3 минуты.)

    - Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

     - Чьё описание оказалось более точным?

    - С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)  

    На доске появляется карточка:

    Слайд 7

    Задание 2. Индивидуальная  работа.

      - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

    Вставьте пропущенные буквы. Запишите их в тетради по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

    Образец: голодный как волк. 

     г...лодный               лиса

    неуклюж...й           волк

    трусливый              м...две...

    к...лючий               за...ц  

    хитрый                    ё...

     Проверка выполнения по доске.  Орфографическая работа.

     - Знание  какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слова?

    - Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)

    - Выполнение этого упражнения,  помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?

                 

      Физкультминутка для глаз.

     Слайд 8

    Задание 3.  Работа в группах.

     Прочитайте 2 текста. Сравните их.

        Текст 1.

             Текст 2.

     - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

     - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
     - На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

    На доску помещается карточка:

    Слайд 9

    Задание 4.     Сказка.  

     

     -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?   Что поможет украсить его?

    Постановка домашнего задания.

    2 мин.

    Дома  детям предлагается улучшить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

                 

    СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (РЕФЛЕКСИЯ).

    7 мин.

    Подведение итогов урока.

      - Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

      - Какую роль они выполняют в речи?

    Обращается внимание на дерево предсказаний.    

    - Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

    - Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

    Слайд 10

    Групповая работа. Заполнение таблицы «ЗХУ»

    Заслушиваются ответы детей.

    З - что мы знаем   про имя прилагательное

    Х – что хотим узнать?

      У – что мы узнали

    Часть речи.

    Связана с именем существительным.

    Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

    Зачем используется в речи?

    Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

    Речь человека становится яркой, образной.

     - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах). - Зачитайте свои синквейны. 

    Возможный вариант синквейна

    Имя прилагательное

    яркие    разнообразные

    украшают   описывают   уточняют

    Без них речь  наша пуста!

    богатство

           Схема


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

    Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

    Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

    Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...

    «Роль имени прилагательного в русском языке».

    для педагогов работающих в 3 классе...