Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_po_rkmpch.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 2 классе.

Тема урока: Роль имен прилагательных в русском языке.

Тип урока: Изучение нового материала 

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока: сформировать представление о  роли имени прилагательного в русском языке

Задачи:

Предметные

1.Научить детей правильно использовать имена прилагательные в речи,  находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

Метапредметные

2.Развивать критическое мышление: учить детей ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы.

3.Продолжить работу по формированию мыслительных процессов анализа и синтеза, обобщения полученных данных.

4.Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками

Цели учебной деятельности:

  1. Осознать взаимосвязь между прилагательным как частью речи и изобразительно-выразительным средством языка.
  2. Научиться использовать в речи прилагательные  в соответствии с речевой ситуацией.
  3. Продвинуться в умении самостоятельно добывать знания.

Программа: система развивающего обучения Л.В. Занкова, учебник русского языка для 2 класса  (авт. А.В. Полякова)

Структурные элементы урока

Содержание взаимодействия с учащимися.

Организационный момент.

1 мин.

- Для ребят звенит звонок, начинается урок.

Время даром не теряйте, на вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд, знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

СТАДИЯ ВЫЗОВА

10 мин.

Чистописание (выполняется в рабочей тетради)

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

Слайд 1

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 н

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 н

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 н

 е

-  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про эти звуки?

 - Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половину строки).

Пока дети пишут, появляется карточка.

- А какое правило напоминает вам это соединение?  (Написание слов с  удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание  букв НН.

Слайд 2

На доске появляются  слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените каждое  слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе. Назовите орфограммы в этих словах.

Взаимопроверка выполнения задания по словам, открытым на интерактивной доске.

Актуализация опорных знаний.

Слайд 3

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования на уроке?    (имя прилагательное)

Класс делится на 4 группы.

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу (каждая группа  имеет на столе карточки, необходимые для работы)

Слайд 4

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

 

Коллективная  работа, проверка выполнения задания, заполнение таблицы на интерактивной доске.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Сообщение темы и целей урока.

На интерактивной доске появляется тема урока:

Слайд 5

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Прием " Дерево предсказаний

 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные)  записываются  на доску (составляется кластер), задается  при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?                         

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

20 мин.

 Работа по проблеме урока. 

Наблюдения  над  ролью прилагательных в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Слайд 6

Толстые  ?

Тонкие  ?

С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы

 Задание 1.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1 и 3. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?... (Лиса.)

2 и 4.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

 

 Подготовьте устное описание своего зверька.  

- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное, используя только существительные.

- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

(Дети готовятся 3 минуты.)

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

 - Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)  

На доске появляется карточка:

Слайд 7

Задание 2. Индивидуальная  работа.

  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их в тетради по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк. 

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый              м...две...

к...лючий               за...ц  

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения по доске.  Орфографическая работа.

 - Знание  какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слова?

- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)

- Выполнение этого упражнения,  помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?

             

  Физкультминутка для глаз.

 Слайд 8

Задание 3.  Работа в группах.

 Прочитайте 2 текста. Сравните их.

    Текст 1.

         Текст 2.

 - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
 - На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка:

Слайд 9

Задание 4.     Сказка.  

 

 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?   Что поможет украсить его?

Постановка домашнего задания.

2 мин.

Дома  детям предлагается улучшить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

             

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (РЕФЛЕКСИЯ).

7 мин.

Подведение итогов урока.

  - Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

  - Какую роль они выполняют в речи?

Обращается внимание на дерево предсказаний.    

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Слайд 10

Групповая работа. Заполнение таблицы «ЗХУ»

Заслушиваются ответы детей.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой, образной.

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах). - Зачитайте свои синквейны. 

Возможный вариант синквейна

Имя прилагательное

яркие    разнообразные

украшают   описывают   уточняют

Без них речь  наша пуста!

богатство

       Схема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...

«Роль имени прилагательного в русском языке».

для педагогов работающих в 3 классе...