Интеграция урочной и внеурочной деятельности «Путешествие в страну Имени Прилагательного» (ИКТ, русского языка, литературного чтения, польского языка)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Образовательная система "Школа 2100", русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26.02_urok_-_kopiya_2.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Интеграция урочной и внеурочной деятельности «Путешествие в страну Имени Прилагательного» (ИКТ, русского языка, литературного чтения, польского языка)

Ход урока

  1. Организационный момент

Послушайте маленькую сказку. Но сказку с заданием. Я читаю, а вы внимательно слушаете и запоминаете только имена прилагательные.  

Какая бывает зима?

Спросили однажды у животных, какая бывает зима.

Зима бывает трудная, голодная, – ответил снегирь. Синичка добавила: «Очень длинная зима».

Холодная, морозная зима, – пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: «Зима короткая, тянется всего одну ночь».

  • А почему у всех персонажей оказались разные ответы?
  • Проверим, какие прилагательные вы услышали. (Трудная, голодная, длинная, холодная, морозная, короткая)

  1. Определение темы. Целеполагание

Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока? А цели урока. «Путешествие в страну Имени Прилагательного»

  1. Актуализация знаний  

Мы заканчиваем изучать раздел «Имя прилагательное».

  • Что такое имя прилагательное?
  • Как изменяются имена прилагательные? (по родам и склоняется, то есть изменяется по падежам и числам)
  • Начальная форма имени прилагательного – это форма (ед. ч., м.р.)
  • Каким членом предложения является имя прилагательное?
  • Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного)
  • Как правильно написать безударное окончание прилагательного? (задать вопрос)
  • Какую роль в языке выполняют имена прилагательные? (описывают предметы, делают их более яркими)
  • А знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка? (Эпитет) 

Эпитет – слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

  • Что же такое эпитет? (образное сравнение, описание). Имена прилагательные нужны для красоты описания, с ними речь становится красивее.

  1. Интеграция урочной и внеурочной деятельности

В польском языке имя прилагательное называется przymiotnik

pochmurny

пасмурный / облачный

mroczny

хмурый / мрачный

łagodny

слабый (о силе ветра)

chłodny

прохладный

ciepły

тёплый

pogodny

погожий

piękna

прекрасная

złа

плохая

świetna

отличная

mroźnа

морозная

okropna

ужасная

słoneczna

солнечная

białe

белое

żółte

желтое

czerwone

красное

czarne

чёрное

zielone

зелёное

brązowe

коричневое

Какое сегодня число, день недели?

Który dzisiaj jest?

Dzisiaj jest dwudziesty szósty lutego.

Jaka jest pogoda?

Dziś jest czwartek. Prognoza pogody na dzisiaj: przed południem będzie słonecznie i ciepło, ale wieczorem będzie padać deszcz, będzie wiać silny wiatr i przejdą burze. Proszę pamiętać о parasolach! Temperatura beż większych zmian – pięć stopni powyżej zera.  

  1. Работа в группах, в парах

Тема нашего предметного дня: «Образование – клад, труд – ключ к нему»

Как вы понимаете эти слова?

Вспомним наши правила Дружбы. Какие правила работы группы вы знаете?

Правила работы группы, пары

  • Помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать.
  • Слушать своих товарищей, находить верное решение.
  • Спорить, доказывать.
  • Свободно обмениваетесь мнениями.
  • Вы имеете право на ошибку.
  • Не критиковать, а предлагать.
  • Уважать мнение каждого участника.
  • Шум может быть только рабочим.

Правила общения

  • Взялся помогать – не подводи, доведи дело до конца.
  • Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.
  • Помогая одному, думай об успехе всего коллектива.
  • Тебе помогают, помогай и ты, чем можешь.
  • Будь внимателен и требователен к себе.

1)Работа в группах

  1. Назвать как можно больше определений-прилагательных, характеризующих следующие существительные.

Задание для 1-й и 4-й группы

Погода: безветренная, благоприятная, великолепная, весенняя, ветреная, дивная, дождливая, жаркая,   замечательная, зябкая, изменчивая, изумительная, капризная (разг.),     морозная, неважная, ненадежная, ненастная, непостоянная,   неустойчивая, облачная, осенняя, отвратительная, отличная, очаровательная, переменчивая, плохая, прекрасная, прохладная,   снежная, солнечная, сухая, сырая, теплая, тихая, туманная,   ужасная (разг.), унылая, холодная, хорошая, чудесная, ясная.  

Задание для 2-й и 5-й группы

День (о состоянии погоды; об окраске неба, прозрачности воздуха): безоблачный, влажный, грозовой, душный, знойный,              мглистый, мокрый (разг.), мрачный, нежный, непогожий, ослепительный, палящий, пасмурный, погожий, промозглый (разг.), свежий, серый, студеный, сумрачный, темный, тусклый, удушливый, хмурый, хрустальный, янтарный, яркий.

Задание для 3-й и 6-й группы

Ветер (о силе, быстроте, плотности, звучании): бешеный, быстрый, воющий, говорливый, гулкий, заунывный, звонкий, крепкий, легкий, ленивый, мощный, напористый, неистовый, необузданный, неугомонный, неуемный, неукротимый, нещадный, порывистый, резкий, свирепый, сильный, слабый, страшный (разг.), ужасный (разг.), ураганный, шквалистый, яростный.

  • Записать по 5 прилагательных

Погода:

День:

Ветер:

  1. Подобрать как можно больше определений-прилагательных, характеризующих весну.
  2. Записать по 5 прилагательных

Весна:

  1. Составить предложение, о весне используя имена прилагательные.

Весна. Время года. О характере погоды (температуре, влажности), о листве, ее окраске, нарядности.

Влажная, дождливая, засушливая, зеленая, нарядная, ненастная, непостоянная, погожая (разг.), прохладная, пышная, роскошная, слякотная (разг.), солнечная, студеная, сухая, теплая, холодная, яркая.

О времени, характере наступления, продолжительности весны; о сопровождающих весну звуках, запахах.

Благовонная, буйная, бурная, долгая, дружная, запоздалая, затяжная, звонкая, короткая, мимолетная, многоголосая, молодая, напористая, поздняя, поющая, ранняя, стремительная, тихая, торопливая, юная.

О впечатлении, психологическом восприятии.

Беспокойная, благодатная, веселая, волнующая, волшебная, ликующая, праздничная, прекрасная, тревожная, чарующая, чудесная, чудная.  

5)Составить предложение о весне, выполнить синтаксический разбор предложения. Наступила яркая, солнечная, нарядная, веселая весна.

6) Прочитать отрывок из произведения К.Паустовского, подчеркнуть все имена прилагательные.

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

 (По К. Паустовскому)

7) Из 5-го предложения выпиши все имена прилагательные в начальной форме

8) Разобрать слова серым (утром), жёлтым (светом) как часть речи

9) Напиши словосочетания в указанных формах

осенний лист

ед. ч., Р.п.

мн.ч., Т.п.

солнечный свет

ед. ч., Д.п.

ед. ч., П.п.

10) Выполните синтаксический разбор предложения. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

  1. Использование программы Hot Potatoes

Тест «Имя прилагательное»

п/п

Вопросы

Ответы

1

Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы:

1)что делает? что сделает?

2) кто? что?

3) какой? какая? какие?

2

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

1) действие предмета

2) признак предмета

3) Предметы, явления природы, события, состояния

3

В какой строке записаны прилагательные – синонимы?

1) смелый – трусливый

2) ласковый – нежный

3) мягкий – твёрдый

4

Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании весен… настроение?

1) – яя

2) – ие

в) – ее

5

В каком предложении есть прилагательное среднего рода?

1) Луна освещала ровную гладь озера.

2) Луч золотого солнца пробился в окно.

3) Шарики клевера сливались в красный ковёр.

6

В предложении имена прилагательные являются:

1) главными членами предложения

2) второстепенными членами предложения

7

Имена прилагательные связаны в роде и числе:

1) с именем существительным

2) с глаголом

8

Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

1) по вопросу

2) по существительному

3) по окончанию

9

В каком словосочетании есть имя прилагательное женского рода?

1) громкий голос

2) громкое пение

3) громкая музыка

10

Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное.

К концу лета кукушонок стал похож на взрослую кукушку.

1) в форме м. р., ед. ч., В. п.
2) в форме ж. р., ед. ч., Р. п.
3)
в форме ж. р., ед. ч., В. п.

Ответы детей

  1. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов

Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).

Лев Успенский сказал, что «имя существительное – хлеб русского языка». (Записать в тетрадь) А что же тогда имя прилагательное? Придумайте своё определение.

        «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи.

        Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…»

В.В.Виноградов (русский лингвист XX века)

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...