Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Воронкова Елена Анатольевна

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные

Цели деятельности учителя:  

 -дать понять в чём связь имён прилагательных с именами существительными;

-объяснить значение «Сложные прилагательные».

 

Планируемые результаты:

 

 

Предметные:

- уметь определять связь имён прилагательных с именами существительными;

-узнать что такое «Сложные прилагательные».

 

Личностные:

 - самостоятельно оценивать результаты своей работы;

- соблюдать правила поведения на уроке

 

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование:.5 чистых листков а 6, учебник Русского языка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wd0000021.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

1мин

-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете, что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!

Приветствовать учителя

К:

- общение и взаимодействие

II. Актуализация знаний и мотивация

2мин

-орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.

Лес(?)ница,  в.р.бей,  про . ьба,  су . ота,  сер(?)це,  в . сёлый,  . на,  л . пата,  

н . овинка,  прил . тал

- Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ? (Ответы детей: это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)

- Что вы расскажите о слове ОНА? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода)

По ходу работы все слова прикрепляются на доску.

-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)

- Как вы его выделили из этой группы слов? (Ответы детей: по вопросу Какой? )

- Так что такое имя прилагательное? (Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?  И обозначает признак предмета.)

Осмысливать вопросы.

Отвечать на вопросы

К:

- общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: определение темы урока

4мин

 -Отгадайте – ка загадку:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Какая часть речи  может о себе так сказать?  (Ответы детей: прилагательное)

-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?  (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)

- Почему имя прилагательное имеет такое название?   (предположения детей)

- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть речи.)

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так  называется, с какой частью речи связано.

Отвечать на вопросы

Придумывать план

К:

- общение и взаимодействие;

- использовать речевые средства;

- умение устанавливать рабочие отношения

VI. Решение частных задач

20 мин.

 На слайде слова:

Новенький                         настроение  

Праздничное                   смородина

Душистая                            костюм

Голосистые                         соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы?   (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания.  (записывают их в тетрадь)

- Проверка.   (Ответы: новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи)

- Почему именно так вы соединили пары?   (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему?  (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?  (Ответ: с именем существительным).

Ребята, сейчас мы с вами изучали простые прилагательные, но подумайте, какие ещё есть прилагательные? (Сложные)

Правильно! Так что мы будем изучать дальше?

Хорошо! У кого-нибудь уже есть мысли, что значит «сложные прилагательные»?

Сейчас я вам дам слова, а вы разделите их на две группы и посмотрим, что получится.

серебристо- белый

твёрдый

темно-каштановый

волнистый

ярко-красный

солнечный

светло-желтый

жаркий

бледно-розовый

красивый

черно-белый

Как вы делили эти слова? (с дефисом и без дефиса)

Какие прилагательные простые, а какие сложный? (простые без дефиса, сложные с дефисом).

Молодцы!

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: ответы на вопросы

15 мин.

Физминутка.

На сложные прилагательные прыгаем.

На простые, приседаем.

А сейчас поработаем самостоятельно УПР.116. стр.67.

Задание: прочитайте, озаглавьте и выпишите в один столбик простые прилагательные, во второй сложные, но вам надо выписать эти прилагательные с теми словами, с которыми они связаны. Привести пример.

Давайте проверим:

 Простые: красивые пингвины, золотистые хохолки, красные клюв и глаза, белая грудка, шёлковой, она гладкая и блестящая.

 Сложные: брови ярко-жёлтые, бока изумрудно-зелёные.

Молодцы.                                     

Теперь поработайте по упр.117.

Давайте прочитаем задание вслух: Из простых прилагательных образовать сложные, думаю задание вам понятно, можете приступать.

Принимать участие в физминутке

Отвечать на вопросы

Составлять план

П:

-понимать представленную информацию;

-учитывать разные мнения.

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: самоанализ

5мин

Нарисовать смайлики на листочках.

 - если понравился урок

- если нет.

Анализировать свою работу на уроке

Л:

-следование в поведении моральным нормам

VII. Домашнее задание

 Составить 5 предложений со сложными и.прил. и 1 предложение разобрать по членам предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...