Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бездушная Дария Вадимовна

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русского языка

Челябинск, 2018

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Класс: 2-А

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Цель: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.

Планируемые результаты

предметные:

- повторить, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета;

- научиться ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным, устанавливать связь между прилагательным и существительным в предложении и словосочетании, подбирать примеры имён прилагательных к существительным и наоборот.

личностные: 

- оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (взаимопроверка, самооценка);

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: учебник; проектор; компьютер; доска; тетрадь.

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята!

Настраиваться на работу.

Р.: принимают учебную задачу.

2.

Мотивационный

этап.

Словесный метод:
беседа

Практич.: минутка чистописания

Минутка чистописания

  • Посмотрите, какие чудесные узоры написаны на доске. У каждого из вас есть волшебная палочка (ручка) для того, чтобы повторить эти узоры так красиво, как только сможете. Вы будете сегодня волшебниками.
  • Запишите эти узоры у себя в тетради.
  • Посмотрите внимательно на наши узоры: напоминают ли они вам что-нибудь?
  • Назовите слова, которые бы оканчивались также, как выглядят эти узоры? (Весенняя, теплое, жаркие, холодные, любимая, крепкий, осеннее, тонкий, неугомонный.)
  • Какой частью речи являются названные вами слова?
  • Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
  • Молодцы! Вы много знаете по этой теме.

Писать в тетрадях:

ая, ое, ие, ые, яя, ее, ий, ый.  

Выдвигать предположения, приводить примеры слов с окончаниями ая, яя, ое и др.

Отвечать на вопросы.   

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный метод:
беседа

Практич.: словарная работа

Словарная работа

  • На слайде записаны слова: ветер, земляника, суббота, сахар, берёза. 
  • Определите часть речи слов, записанных на слайде. (Имя существительное.)
  • Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?)
  • От данных существительных образуйте прилагательные.
  • Назовите их с вопросом.
  • Запишите их с подходящими по смыслу существительными.
  • Как вы будете их подбирать? На что вы будете опираться?

Ветер – ветряная мельница

земляника – земляничный пирог

суббота – субботний вечер

сахар – сахарная пудра

берёза – берёзовый сок

  • Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.
  • Что нам помогло подобрать нужные слова? (Жизненный опыт, уже имеющиеся знания.)
  • Какие именно знания вам пригодились? (Знания об имени прилагательном, существительном.)
  • Образованные вами прилагательные обозначают предметы? Действия предметов? (Нет. Признаки предметов.)
  • Как подбирать к прилагательным существительные?
  • Что можно сказать о существительном и прилагательном? Можно ли их назвать друзьями? Почему?
  • Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.)
  • Предположите, какая у нас сегодня будет тема. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)
  • А теперь задание на внимание по нашей теме. Я буду называть слова, а вы подбирать подходящие по смыслу слова – существительные и записывать в тетради на следующей строке с красной строки.
  • Например, маленький, колючий (ёж).

Серый, хищный, глупый… (волк)

Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса)

Косой, слабый, трусливый… (заяц)

Сухое, свежее, душистое… (мыло)

Солнечный, весёлый… (день)        

  • Проверьте по образцу.
  • Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)
  • Почему вы догадались, о ком или о чём идёт речь? (Были названы признаки предметов.)
  • Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? (Какой? Какая? Какое?)
  • Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос.)
  • Какую роль играют прилагательные в нашей речи? Докажите. (Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, точной, яркой и выразительной.)

Образовывать прилагательные и записывать их в тетрадях.

 Подчёркивать карандашом,  обозначать орфограммы.

Отвечать на вопросы.

 Записывать в тетрадях.

Осуществлять самопроверку по образцу.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

4.

Решение частных задач.

Практич. метод: работа по учебнику

Физминутка.

Первичное закрепление

  • Откройте учебники на стр. 103  и найдите упр. 144. Прочитайте задание.
  • Что нам необходимо сделать? (Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать составленные словосочетания.)
  • Какие прилагательные мы можем подобрать к этим существительным?
  • Давайте подберем к существительному прилагательное на слайде.
  • Выберите понравившееся вам прилагательное и запишите в тетрадь получившееся словосочетание.
  • Прочитайте получившееся словосочетание.
  • Все прилагательные, относящиеся к одному существительному, обязательно отвечают на один вопрос. (Ландыш какой?)

  • А сейчас мы отдохнем, физминутку проведем!

  • Найдите следующее упражнение. Упр.145.
  • Что здесь нам необходимо выполнить? (Составить из слов предложения и записать их. Подчеркнуть все имена прилагательные.)
  • Выполнять это упражнение вы будете в группах по четыре человека.
  • Какие вы знаете правила работы в группе?

 Встанем и немного отдохнем.

Работать по учебнику. Выполнять упражнения.

Повторять движения за героями на экране.

Делиться на группы.

Выполнять задание.

Осуществлять самопроверка

Отвечать на вопросы учителя.

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Л: установка на ЗО

К: достижение договоренностей и согласование общего решения;

Л: осознание ответственности за общее дело.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

Словесный метод:
беседа

Практич.: работа с текстом

Февральская метель.

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

  • Каким вы представляете февраль? (Холодным, пасмурным, снежным и т.д.)
  • К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?)..., пелена…

  • Давайте проверим, правильно ли вы выписали прилагательные. Посмотрите на слайд.

ветер (какой?) яростный

вихри (какие?) снежные

пелена (какая?) белая

солнце (какое?) тусклое

позёмка (какая?) злая

метель (какая?) косая

  • У кого также?
  • У кого по-другому? Почему?
  • Какие прилагательные употребил автор для описания февраля? (Яростный, снежные, белая, тусклое, злая, косая.)
  • Какой делают нашу речь прилагательные? (Яркой, эмоциональной, выразительной.)
  • Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
  • Вспомните весь наш урок, выберите и попробуйте продолжить одно из предложений:

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Выписывать из текста прилагательные по образцу.

Сверять свою работу с образцом выполнения на слайде. Отвечать на вопросы.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

5.

Подведение итога урока. Рефлексия.

  • Что мы повторили на уроке? (Что такое имя прилагательное и имя существительное.)
  • Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?)
  • А что мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
  • Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Узнали о связи имени прилагательного с именем существительным.)
  • Достигли ли мы цели урока? (Да.)
  • Спасибо вам за урок, до свиданья!

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Называть основные понятия нового материала.

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...

Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...