Главные вкладки

    Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Бездушная Дария Вадимовна

    Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    русского языка

    Челябинск, 2018

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    Класс: 2-А

    Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

    Цель: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.

    Планируемые результаты

    предметные:

    - повторить, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета;

    - научиться ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным, устанавливать связь между прилагательным и существительным в предложении и словосочетании, подбирать примеры имён прилагательных к существительным и наоборот.

    личностные: 

    - оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (взаимопроверка, самооценка);

    - стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

    Тип урока: урок комплексного использования знаний.

    Оборудование: учебник; проектор; компьютер; доска; тетрадь.

    Этап урока

    Метод и приемы

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный момент.

    • Здравствуйте, ребята!

    Настраиваться на работу.

    Р.: принимают учебную задачу.

    2.

    Мотивационный

    этап.

    Словесный метод:
    беседа

    Практич.: минутка чистописания

    Минутка чистописания

    • Посмотрите, какие чудесные узоры написаны на доске. У каждого из вас есть волшебная палочка (ручка) для того, чтобы повторить эти узоры так красиво, как только сможете. Вы будете сегодня волшебниками.
    • Запишите эти узоры у себя в тетради.
    • Посмотрите внимательно на наши узоры: напоминают ли они вам что-нибудь?
    • Назовите слова, которые бы оканчивались также, как выглядят эти узоры? (Весенняя, теплое, жаркие, холодные, любимая, крепкий, осеннее, тонкий, неугомонный.)
    • Какой частью речи являются названные вами слова?
    • Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
    • Молодцы! Вы много знаете по этой теме.

    Писать в тетрадях:

    ая, ое, ие, ые, яя, ее, ий, ый.  

    Выдвигать предположения, приводить примеры слов с окончаниями ая, яя, ое и др.

    Отвечать на вопросы.   

    Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

    3.

    Постановка учебной задачи и ее решение.

    Словесный метод:
    беседа

    Практич.: словарная работа

    Словарная работа

    • На слайде записаны слова: ветер, земляника, суббота, сахар, берёза. 
    • Определите часть речи слов, записанных на слайде. (Имя существительное.)
    • Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?)
    • От данных существительных образуйте прилагательные.
    • Назовите их с вопросом.
    • Запишите их с подходящими по смыслу существительными.
    • Как вы будете их подбирать? На что вы будете опираться?

    Ветер – ветряная мельница

    земляника – земляничный пирог

    суббота – субботний вечер

    сахар – сахарная пудра

    берёза – берёзовый сок

    • Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.
    • Что нам помогло подобрать нужные слова? (Жизненный опыт, уже имеющиеся знания.)
    • Какие именно знания вам пригодились? (Знания об имени прилагательном, существительном.)
    • Образованные вами прилагательные обозначают предметы? Действия предметов? (Нет. Признаки предметов.)
    • Как подбирать к прилагательным существительные?
    • Что можно сказать о существительном и прилагательном? Можно ли их назвать друзьями? Почему?
    • Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.)
    • Предположите, какая у нас сегодня будет тема. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)
    • А теперь задание на внимание по нашей теме. Я буду называть слова, а вы подбирать подходящие по смыслу слова – существительные и записывать в тетради на следующей строке с красной строки.
    • Например, маленький, колючий (ёж).

    Серый, хищный, глупый… (волк)

    Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса)

    Косой, слабый, трусливый… (заяц)

    Сухое, свежее, душистое… (мыло)

    Солнечный, весёлый… (день)        

    • Проверьте по образцу.
    • Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)
    • Почему вы догадались, о ком или о чём идёт речь? (Были названы признаки предметов.)
    • Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? (Какой? Какая? Какое?)
    • Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос.)
    • Какую роль играют прилагательные в нашей речи? Докажите. (Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, точной, яркой и выразительной.)

    Образовывать прилагательные и записывать их в тетрадях.

     Подчёркивать карандашом,  обозначать орфограммы.

    Отвечать на вопросы.

     Записывать в тетрадях.

    Осуществлять самопроверку по образцу.

    Р.: осмысляют учебный материал;

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    Р.: контроль, коррекция, оценка.

    4.

    Решение частных задач.

    Практич. метод: работа по учебнику

    Физминутка.

    Первичное закрепление

    • Откройте учебники на стр. 103  и найдите упр. 144. Прочитайте задание.
    • Что нам необходимо сделать? (Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать составленные словосочетания.)
    • Какие прилагательные мы можем подобрать к этим существительным?
    • Давайте подберем к существительному прилагательное на слайде.
    • Выберите понравившееся вам прилагательное и запишите в тетрадь получившееся словосочетание.
    • Прочитайте получившееся словосочетание.
    • Все прилагательные, относящиеся к одному существительному, обязательно отвечают на один вопрос. (Ландыш какой?)

    • А сейчас мы отдохнем, физминутку проведем!

    • Найдите следующее упражнение. Упр.145.
    • Что здесь нам необходимо выполнить? (Составить из слов предложения и записать их. Подчеркнуть все имена прилагательные.)
    • Выполнять это упражнение вы будете в группах по четыре человека.
    • Какие вы знаете правила работы в группе?

     Встанем и немного отдохнем.

    Работать по учебнику. Выполнять упражнения.

    Повторять движения за героями на экране.

    Делиться на группы.

    Выполнять задание.

    Осуществлять самопроверка

    Отвечать на вопросы учителя.

    П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    Л: установка на ЗО

    К: достижение договоренностей и согласование общего решения;

    Л: осознание ответственности за общее дело.

    Р.: контроль, коррекция, оценка.

    Словесный метод:
    беседа

    Практич.: работа с текстом

    Февральская метель.

    Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

    • Каким вы представляете февраль? (Холодным, пасмурным, снежным и т.д.)
    • К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

    Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?)..., пелена…

    • Давайте проверим, правильно ли вы выписали прилагательные. Посмотрите на слайд.

    ветер (какой?) яростный

    вихри (какие?) снежные

    пелена (какая?) белая

    солнце (какое?) тусклое

    позёмка (какая?) злая

    метель (какая?) косая

    • У кого также?
    • У кого по-другому? Почему?
    • Какие прилагательные употребил автор для описания февраля? (Яростный, снежные, белая, тусклое, злая, косая.)
    • Какой делают нашу речь прилагательные? (Яркой, эмоциональной, выразительной.)
    • Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
    • Вспомните весь наш урок, выберите и попробуйте продолжить одно из предложений:

    Слушать учителя.

    Отвечать на вопросы.

    Выписывать из текста прилагательные по образцу.

    Сверять свою работу с образцом выполнения на слайде. Отвечать на вопросы.

    Р.: осмысляют учебный материал;

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    Р.: контроль, коррекция, оценка.

    5.

    Подведение итога урока. Рефлексия.

    • Что мы повторили на уроке? (Что такое имя прилагательное и имя существительное.)
    • Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?)
    • А что мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
    • Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Узнали о связи имени прилагательного с именем существительным.)
    • Достигли ли мы цели урока? (Да.)
    • Спасибо вам за урок, до свиданья!

    Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

    Называть основные понятия нового материала.

    Л: самооценка;

    П.: рефлексия способов и условий действий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

    Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

    Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

    Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

    Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...

    Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

    Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

    Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

    Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...