"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кауфман Анжелика Олеговна

Цели:

-учить определять  и формулировать тему и цели урока;

-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;

-обобщить  знания  об  имени  прилагательном  как части речи;

-развивать  умения  распознавать  имена  прилагательные  в русском  и  английском  языках, определять  род  и  число  прилагательного  в  русском  языке,  и  невозможность  определения   категории  числа  в  английском;

-воспитывать  любовь и уважение к родному краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы: Кауфман Анжелика Олеговна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 20

Белая Лариса Олеговна, учитель английского языка МБОУ г. Мурманска СОШ № 20

Предмет: русский язык, английский язык

          Класс: 4 класс

          Тип урока: урок формирования и закрепления знаний, умений, навыков

          Вид урока: бинарный урок

          Дата проведения: декабрь

Технологическая карта изучения темы

"Имя  прилагательное  как  часть  речи  в  русском  и  английском   языках. Изменение  имён  прилагательных  по  родам  и  числам. Сравнение  категории  числа  имени прилагательного в русском  и  английском языках"

Тема

"Имя  прилагательное  как  часть  речи  в  русском  и  английском   языках. Изменение  имён  прилагательных  по  родам  и  числам. Сравнение  категории  числа  имени прилагательного в русском  и  английском языках"

Цели

-учить определять  и формулировать тему и цели урока;

-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;

-обобщить  знания  об  имени  прилагательном  как части речи;

-развивать  умения  распознавать  имена  прилагательные  в русском  и  английском  языках, определять  род  и  число  прилагательного  в  русском  языке,  и  невозможность  определения   категории  числа  в  английском;

-воспитывать  любовь и уважение к родному краю

Основные понятия

Межпредметные связи

 литературное чтение,  интегрированный краеведческий курс

Ресурсы:

- дополнительные

- презентация;

- разноуровневое задание №1 на русском языке (Приложение 1);

 -разноуровневое задание №1 на английском языке (Приложение 2);

- разноуровневое задание №2 на русском языке (Приложение 3);

-разноуровневое задание №2 на английском языке (Приложение 4);

- задания для групп (Приложение 5);

- карточки с вопросами и окончаниями имён прилагательных (Приложение 6)

Условные обозначения

         

                                                       

Формы работы

фронтальная, парная, групповая

Этапы  урока

Ход урока

I. Организационный момент

 - Сегодня  нам  предстоит  рассмотреть  одну  тему  с  разных  точек  зрения. Дело  в  том, что  группа  лингвистов  4 класса  обнаружила  в  Интернете статью  о  нашем крае на английском языке. Но  ребят что-то в этой  статье  насторожило. Вот  отрывок  из  неё. Посмотрите  внимательно, может быть, вы поймете,  что  не  так. (СЛАЙД)

 (Перевод с английского выделен  синим цветом.)

Мурманск расположен за Полярным кругом. Это самый большой северный  город.  Улицы - широкие,  дома -  красивые, люди -  добрые.

- Что  не  так?        

- В  каких  частях речи сделаны  ошибки? Обсудите в парах.

- Почему, как  думаете?

- Тогда  нам  необходимо  сравнить  имена  прилагательные  в  русском  и  английском  языках  для правильного  написания  их  в  письменной  речи. Рассмотреть проблему как лингвистам в русском и английском языках.

- Что значит сравнить?

II. Формулирование темы и целей урока

-Определите тему  урока.

- Нам предстоит сравнить категорию  числа (СЛАЙД) в русском и английском языках.

- Сформулируйте  цель нашего  урока.

II. Работа по теме урока

                                                                  

1.Распознавание  прилагательных  в  тексте.

- Прежде  чем  сравнивать  прилагательные, убедимся,  что  вы  умеете  находить  их  в  тексте  и  отличать  от  других  частей речи.

- Найдите  в  тексте  прилагательные. Докажите  правильность  выбора.

Разноуровневые задания.

- Работаем  по  карточкам. (Приложение 1)

Проверка.

- Прочтите  стихотворение.

- Какие  прилагательные  вы  нашли  в  тексте?

- Докажите,  что  выбранные вами части речи - это  прилагательные.

- Какое прилагательное употреблено в переносном смысле?

- Как вы употребили его в прямом значении?

- Прочтите составленные предложения.

- Какой антоним подобрали к прилагательному родная ?

- Какое предложение составили?

- Назовите однокоренные  слова к прилагательному  морские?

-Подведём  итог. Чем  отличается  прилагательное  от  других  частей речи?

- Каким  членом  предложения  чаще  всего  бывают?

- Мы убедились в том, что вы отлично умеете распознавать имена прилагательные в русском языке и отличать их от других частей речи.

- Как обстоит дело с английским языком?

Распознавание  прилагательных  в  английском  языке. (Приложение 2);

-Children, try to find adjectives in the text « Pandas ». We have three different tasks.

(Ребята, найдите прилагательные в тексте «Панды». У нас есть три различных  задания.)

-The red card task is to read the text, correct the sentences if they are wrong and circle the adjectives.

-The yellow card task is to make up some sentences of the words given, read the text and circle the adjectives.

-The green card task is to read the text and circle the adjectives.

-You have two minutes.

Проверка.

 -Stop working. Let us check your work. What sentences did you correct? (Закончили. Проверяем. Какие предложения вы исправили?)

-What sentences did you make up? (Какие предложения составили?)

-What adjectives did you find? (Какие прилагательные нашли?)  (СЛАЙД)                                                                                  -Thank you very much. You found all the adjectives and we see you can define them from the other parts of speech in English too.  (Большое спасибо! Вы нашли все прилагательные, и мы видим, что вы умеете отличать их от других частей речи и в английском  языке тоже.)

Физминутка

When trees are green and forests are green,

And grass is green and long,

It is good to walk in the forest

And listen to little birds’ song.

When trees are white and forests are white,

Because they are covered with snow,

It is good to be out-of-doors and play,

Oh, I love it so!

( дети выполняют движения)

2.Наблюдение  над  ролью  прилагательных  в  речи.

- С  какой  целью  используются  в  речи  имена  прилагательные?

- Докажите  это, выполнив  следующее  задание.

- Прочтите текст без прилагательных.    (СЛАЙД)                                                                                  

- Вставьте в этот текст подходящие по смыслу имена прилагательные.

Для ребят, работающих на красной карточке даны слова для справок, на жёлтой - частично слова для справок, а на зелёной - предлагаю прилагательные придумать самим. (Приложение 3)

Проверка.

- Какие  наиболее  подходящие  по  смыслу  прилагательные  вы  выбрали  для  точного выражения мысли автора стихотворения?

- Сверьте с первоначальным авторским текстом. (СЛАЙД)                                                                                  

-У кого получился самый точный текст?

- С  какой  частью речи  связано  имя  прилагательное?

- Сделайте вывод. Какова  роль  имён  прилагательных  в  речи?

-А в английском языке? (Приложение 4)

- Let us think about the role of English adjectives. This text will help you. Your task is to fill in the gaps (Давайте подумаем о роли английских прилагательных. Этот текст вам поможет. Задание - заполнить пропуски.)           

-The   red card task is to choose an adjective for each sentence from the pair.

-The   yellow card     task is to choose one adjective among three for each sentence.

-The   green card      task is to insert the adjectives from the table.

(Задание на красной карточке - выбрать прилагательное для каждого предложения из двух. Задание на жёлтой карточке - выбрать одно прилагательное  из трёх. На зелёной - вставить из рамки.)

-You have two minutes. (У вас есть две минуты.)

-It is time to check your work. Look at the blackboard. (Пора проверять. Посмотрите на доску.)

-Read sentence by sentence and name the missing adjectives .(Читаем предложение за предложением и называем пропущенные прилагательные.)

 Проверка.     

-What can you   say about the role of English adjectives? (Что вы можете сказать о роли прилагательных в английском языке?) 

3. Повторение  сведений  об  изменении  имён  прилагательных  по  числам  и  родам.

- Как  узнать  число  и  род  имени  прилагательного?

Задание.

- На  данном  этапе урока  вам  необходимо  проследить,  как  изменяется  окончание  имени  прилагательного  в  зависимости  от  рода  и  числа,  в  котором  оно  стоит. (Приложение 5)

Проверка.     

- Составим  таблицу  родовых  окончаний  имён  прилагательных.

- Прикрепите карточки с вопросами и окончаниями имён прилагательных. (Приложение 6)

Таблица на доске:

единственное число

мн. число

м.р

ж.р.

ср.р.

- Как  изменяются  имена  прилагательные?

- Какие  имеют  окончания?

- У каких  прилагательных  род  узнать  нельзя?

- На какой вопрос они отвечают?

- Какие имеют окончания?

- Сделайте  вывод:  отчего  зависит  род  и  число  имени  прилагательного?

- А в английском языке?

-To discover how adjectives in English change let’s translate into English these word combinations. (Чтобы исследовать, как изменяются прилагательные в английском языке, переведём на английский эти словосочетания.) (СЛАЙД)                                                                                   -What can you say? (Что можете сказать?)

- Adjectives in English didn’t change at all. нглийские прилагательные не изменились никак.)  They   don’t  change  for  number.   (Они  не  изменяются  по  числам.)    

-You are absolutely right. (Вы абсолютно правы.)

-Correct the article.  (Исправьте статью.) (СЛАЙД)                                                                                  

 6. Обобщение  знаний  об  именах  прилагательных  по  плану.

-Обобщим знания об именах прилагательных пол плану. (СЛАЙД)                                                                                  

-Обобщим  на  английском  языке.

1. Adjectives qualify nouns.

2. Adjectives in English do not change for number.

-В чём сходство и отличие имён прилагательных в русском и английском языках?

IV. Итог урока

- Решили мы проблему лингвистов?

-Обоснуйте свой ответ.

V. Рефлексия

- Выберите и закончите фразу.

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

VI. Домашнее задание

- Составьте сказку об имени прилагательном на русском или английском языках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

MURMANSK IS SITUATED BEYOND THE POLAR CIRCLE. IT IS THE BIGGEST NORTHERN CITY . THE STREETS ARE WIDES. THE HOUSES ARE BEAUTIFULS. PEOPLE ARE KINDS .

Слайд 2

«Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках»

Слайд 3

NICE HUGE SOFT FURRY BLACK WHITE LARGE HEAVY BAD STRICT YOUNG PEACEFUL FRIENDLY HARMLESS

Слайд 4

МЕСТО ЕСТЬ В БОРУ _________ ГДЕ ПОД __________ КУСТОМ БОРОВИК РАСТЁТ ___________ С ВИДУ __________ И ___________ ОН СТОИТ В _________ ПАНАМЕ В_________, ___________ ПАНАМЕ, УПИРАЕТСЯ НОГОЙ В МОХ ___________ И ____________.

Слайд 5

МЕСТО ЕСТЬ В БОРУ ГУСТОМ ГДЕ ПОД ЯГОДНЫМ КУСТОМ БОРОВИК РАСТЁТ ГРОМАДНЫЙ С ВИДУ ВАЖНЫЙ И НАРЯДНЫЙ ОН СТОИТ В БОЛЬШОЙ ПАНАМЕ В БЕЛОЙ , ЗАМШЕВОЙ ПАНАМЕ , УПИРАЕТСЯ НОГОЙ В МОХ ЛОХМАТЫЙ И СЕДОЙ . Ю.НИКОНОВ

Слайд 6

We live on the Earth . It is very very big. There are a lot of long rivers, beautiful lakes, large forests and fields and high mountains. Different animals live on the Earth . Different plants grow on it. The Earth is beautiful . There are large countries and small countries. There are warm countries and cold countries. People live in different countries. They speak different languages.

Слайд 7

СИНЯЯ ПТИЦА СИНИЙ КАРАНДАШ СИНЕЕ МОРЕ СИНИЕ ОБЛАКА BLUE BIRD BLUE PENCIL BLUE SEA BLUE CLOUDS

Слайд 8

MURMANSK IS SITUATED BEYOND THE POLAR CIRCLE. IT IS THE BIGGEST NORTHERN CITY. THE STREETS ARE WIDE. THE HOUSES ARE BEAUTIFUL. PEOPLE ARE KIND .

Слайд 10

1.Что это такое? 2.Что обозначают? 3.На какие вопросы отвечают? 4. С какой частью речи употребляются? 5. Как изменяются? 6. Каким членом предложения чаще всего бывают?

Слайд 11

Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что …

Слайд 12

Интернет-ресурсы: http ://images.rambler.ru ( дата обращения: 30.03.2014)



Предварительный просмотр:

За  сопками, освистанные  ветром,

Во  льдах  лежат  морские  берега.

Куда  ни  глянь, на  сотни  километров

Снега, снега, колючие  снега.

Здесь  нет  дорог, здесь всё  живое  стынет.

Снега, пурга, ветра  и  вечный  лёд.

Но  даже  здесь, в  заснеженной  пустыне,

Родную  землю  сердце  узнаёт.

                                                (В.Ледков)

Найдите  прилагательное, употреблённое  в переносном  значении.

Употребите  это  прилагательное  в  прямом  значении, составьте  и  запишите  с ним  предложение.

За  сопками, освистанные  ветром,

Во  льдах  лежат  морские  берега.

Куда  ни  глянь, на  сотни  километров

Снега, снега, колючие  снега.

Здесь  нет  дорог, здесь всё  живое  стынет.

Снега, пурга, ветра  и  вечный  лёд.

Но  даже  здесь, в  заснеженной  пустыне,

Родную  землю  сердце  узнаёт.

                                                (В.Ледков)

Подберите  антоним  к  прилагательному  родная,

составьте  и  запишите  с  ним  предложение.

За  сопками, освистанные  ветром,

Во  льдах  лежат  морские  берега.

Куда  ни  глянь, на  сотни  километров

Снега, снега, колючие  снега.

Здесь  нет  дорог, здесь всё  живое  стынет.

Снега, пурга, ветра  и  вечный  лёд.

Но  даже  здесь, в  заснеженной  пустыне,

Родную  землю  сердце  узнаёт.

                                                (В.Ледков)

Подберите  и  запишите  однокоренные  слова  к  прилагательному морские.



Предварительный просмотр:

Pandas.

 

Pandas are lovely.

They look so nice, rather like huge soft furry toys.

No wonder people love them.

The most striking thing about pandas is their black and white coloring.

They are black with white ears, white eye patches, black legs and a black stripe between their shoulders.

Pandas are large, heavy animals and can weigh up to 115

kilograms.

However, they are bad swimmers.

Pandas are strict vegetarians.

They eat young bamboo stems.

Pandas are peaceful, friendly and harmless, they have no enemies.

Read the text; circle the adjectives (прочитайте текст, обведите прилагательные)

Pandas.

Pandas are lovely.

They look so nice, rather like huge soft furry toys.

No wonder people love them.

The most striking thing about pandas is their black and

white coloring.

They are black with white ears, white eye patches, black legs and a black stripe between their shoulders.

Pandas are large, heavy animals and can weight up to 115

kilograms.

However, they are bad swimmers.

Pandas, vegetarians, are, strict.

They, young, eat, steams, bamboo.

Pandas are peaceful, friendly and harmless, they have no enemies.

Make up some sentences of the words given, then read the text and circle the adjectives (составьте несколько предложений из подчёркнутых слов, затем прочитайте текст и обведите прилагательные)

Pandas.

Pandas are lovely.

They look so nice, rather like huge soft furry toys.

No wonder people love them.

The most striking thing about pandas is their brown and

white coloring.

They are black with white ears, white eye patches, brown legs and a black stripe between their shoulders.

Pandas are large, heavy animals and can weight up to 115

kilograms.

However, they are good   swimmers.

Pandas are strict vegetarians.

They eat old bamboo stems.

Pandas are peaceful, friendly and harmless, they have no enemies.

Read the text (прочитайте текст)

Correct the sentences if they are wrong (исправьте предложения, если они неправильные, обратите внимание на подчёркнутые слова)

Circle the adjectives (обведите прилагательные)



Предварительный просмотр:

Место  есть в  бору……… ,

Где  под …………кустом

Боровик  растёт……….. ,

С  виду……….  и ………… .

Он  стоит  в ………… панаме ,

В ………  замшевой  панаме ,

Упирается  ногой

В  мох  …………  и  ……….. .

                            /Ю.Никонова/

Место  есть в  бору……… ,

Где  под …………кустом

Боровик  растёт……….. ,

С  виду……….  и ………… .

Он  стоит  в ………… панаме ,

В ………  замшевой  панаме ,

Упирается  ногой

В  мох  …………  и  ……….. .

                            /Ю.Никонова/

Слова  для  справок: седой, густом, громадный, ягодным, важный, нарядный, лохматый, большой, белой.  

Место  есть в  бору……… ,

Где  под …………кустом

Боровик  растёт……….. ,

С  виду……….  и ………… .

Он  стоит  в ………… панаме ,

В ………  замшевой  панаме ,

Упирается  ногой

В  мох  …………  и  ……….. .

                            /Ю.Никонова/

Слова  для  справок: ягодный,  громадный, большая, лохматый.

Если  необходимо,  измените  окончание  в  словах  для  справок.



Предварительный просмотр:

Choose  the  words  which  could  help  us  to  describe  our    planet.

We  live  on  the  earth.

It  is  very  very -------(small, big)

There  are  a  lot  of  -------  rivers (short, long),  beautiful  lakes,    ----------forests  and  fields( large,  little)  and  ------  mountains (high,  low)

Different  animals  live  on  the  earth.

---------  plants  grow  on  it (different, difficult)

The  earth  is  ------------- (ugly,  beautiful)

There  are  large  countries  and  small  countries.

There  are  warm  countries  and  -------  countries (cold, hot)

People  live  in  different  countries.

They  speak  different  languages.

Choose   the words  which  could    help us  to  describe  our    planet.

big,  round,  long,  clean,  large,  little,  high,  different,   cold,  

difficult,  beautiful,  hot,  short

We  live  on  the  earth.

It  is  very  very -------.

There  are  a  lot  of  -------  rivers,  beautiful  lakes,    ----------forests  and  fields and  ------  mountains .

Different  animals  live  on  the  earth.

---------  plants  grow  on  it.

The  earth  is  -------------.

There  are  large  countries  and  small  countries.

There  are  warm  countries  and  -------  countries.

People  live  in  different  countries.

They  speak  different  languages.

Choose  the  words  which  could  help  us  to  describe  our    planet.

We  live  on  the  earth.

It  is  very  very -------(small, big,  round)

There  are  a  lot  of  -------  rivers(short, clean, long),  beautiful  lakes,    ----------forests  and  fields( large,  huge,  little)  and  ------  mountains (high,  low, tall)

Different  animals  live  on  the  earth.

---------  plants  grow  on  it (different, difficult, interesting)

The  earth  is  -------------(ugly, nice, beautiful)

There  are  large  countries  and  small  countries.

There  are  warm  countries  and  -------  countries (wet, cold, hot)

People  live  in  different  countries.

They  speak  different  languages.



Предварительный просмотр:

Составьте сложные  имена  прилагательные и  подберите  к  ним  имена  существительные  трёх  родов  и  множественного  числа.

Выделите  окончания  прилагательных.

Человек, который  любит  труд.

Дорожка, по  которой ходят  пешеходы.

Любящий  жизнь.

Запишите  имена  прилагательные  в  три  столбика.

Выделите  окончания.

Морской  причал, северная  ягода, голубое  озеро, лесной  житель, морское  дно, лесная  речка, ледяная  скорлупа, красивый  олень,  высокое  дерево, саамский  узор, синяя река.

К   данным  прилагательным  подберите  имена  существительные  трёх  родов  и  множественного  числа. Запишите.

Выделите  окончания  прилагательных.

Тихий, голубой, красивый.



Предварительный просмотр:

КАКОЙ ?

КАКАЯ ?

КАКОЕ ?

-ОЙ,-ЫЙ (ИЙ)

-АЯ (-ЯЯ)

-ОЕ (-ЕЕ)

КАКИЕ ?

-ЫЕ (ИЕ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...

Русский язык. Тема: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному».

Второй урок в разделе " Части речи. Имя прилагательное" . Основной упор  делается на согласование  имени прилагательного и имени существительного....