Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Цели:

1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.

2.    Развивать мышление, память.

3.    Воспитывать взаимовыручку, старательность, мотивацию достижения успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moy.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа 2100»

Тема «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели:

  1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.
  2. Развивать мышление, память.
  3. Воспитывать взаимовыручку, старательность, мотивацию достижения успеха.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н. и Е.В.Бунеевых,
  • «Тетрадь по чистописанию 3 класс» М.А.Яковлевой,
  • Презентация к уроку из  слайдов
  • ТСО: компьютер, медиапроектор,
  • Сигнальные карточки для обратной связи,
  • Папки (на каждую парту) «Помоги себе сам» с образцом разбора.
  • Карточки для групповой работы

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Форма работы

1.Организа-

Ционный

Проверка дом. зад.

(веб- камера)

Хочется счастья вам пожелать,

Самое главное - не унывать!

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

У меня такое настроение, а у вас?

Начинает урок ученик.

Дома вы выполняли упр.5(веб- камера)

Раб. Тетр.№1-3

Повыш  ур. №

2.Мотива-

ционный

-Выйдите к доске те ребята, кто поработал в тетради отлично.

Благодарность за работу.

фронтальная

3.Минутка

 чистописания

-Чтобы письмо в тетрадях было красивым и старательным, потренируем руку в письме сочетаний.

-Но прежде чем это сделать, проведем пальчиковую гимнастику

-Отгадайте сочетания, которые будем писать.

Одно из них встречается в словах ворона, воробей. Оро

-Другое встретите в словах машинный, хороший, широкий. Ши

-Пропишите старательно и аккуратно сочетания

Оро ши

-На стр.52 тетради по чистописанию найдите предложение, в котором есть слово с такими сочетаниями.

Что это за высказывание?

-Объясните смысл этой пословицы.

-Запишите старательно и аккуратно:

«Хорошие речи приятно и слушать»

-На полях обозначьте самооценку за эту работу.

Индивидуальная

индивидуальная

4. Релаксационная минутка для глаз

Презентация «Оранжевая песенка»

фронтальная

5.Словарная

работа

 -Назовите знакомые  части речи в пословице.

(имя сущ., имя прил., наречие, глагол)

-Что такое «имя прилагательное»?

-Что знаете об именах прилагательных?

-Найдите прилагательные, правописание которых нужно запомнить на «волнах»

Запись в тетради:

Словарь: багряный, багровый, коричневый.

-Образуйте с этими прилагательными словосочетания по образцу.

прил.м.р.ед.ч.+сущ.м.р.ед.ч.

прил.мн.ч+сущ.мн.ч.

-Скажите, со словами какой части речи будем работать?

Работа в тетрадях.

6.Креативная

психогимнастика

 -Назовите зашифрованные, хорошо вам известные термины словообразования.

(приставка, корень, окончание)

-Какое общее название у терминов? (части слова)

-Какой 4-ый термин мог быть зашифрован?

7.Формулировка

темы и задач урока

-Со словами какой части речи будем работать?

-По предыдущему заданию определите, чему надо научиться на нашем уроке.

-Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи поставим на уроке?

-  Какая перед нами стоит проблема?

8.Открытие

новых знаний

Повторим правила работы в группах.

 У нас 3 группы, по рядам.

Нужно будет выбрать спикера.

-Рассмотрите схему и сделайте вывод, как образуются имена прилагательные. Используя  основу, составьте грамотный ответ.

Выдаются карточки для групп:

  1. Шёлк—шёлковый.  Новый--- новенький.
  2. Мороз—морозный. Хороший--- хорошенький.
  3. Цвет--- цветной. Умный—умненький.

Основа: Прилагательное … образовано от основы существительного … с помощью суффикса …

Прилагательное … образовано от основы прилагательного … с помощью суффикса… .

  Выступления спикеров.  

-Сделайте вывод, от основ каких частей речи образуются имена прилагательные?

Работа в группах

9.Первичное

закрепление

Учебник стр.85 упр.338.

-Прочитайте слова 2-го столбика. С помощью каких основ образованы имена прилагательные? С помощью каких частей слова?

-Какое слово запишите вместо ? Посоветуйтесь в парах. Назовите (настольный).

-Необходимо разобрать слово по составу. Найдите алгоритм разбора слова по составу. Что необходимо сделать сначала?

У доски 1 ребёнок разбирает слово.

-Прочитайте слова 3 столбика. Обратите внимание, на какой согласный заканчивается основа имени сущ.?  (н)

-С помощью какого суффикса образуется имя прилагательное?

-Как правильно записать прилагательное?

У доски 3 человека выполняют разбор слов

 Длинный- комментирование вслух

Лунный- самостоятельно

Сонный- самостоятельно

-С помощью сигналов оцените разборы товарищей.

-Сделаем вывод: чтобы разобрать имя прилагательное по составу, сначала надо назвать окончание, затем назвать словообразующие части (приставку, суффикс), затем определить, от основы какого слова образовано имя прилагательное и выделить корень.

-В каких случаях в прилагательном на стыке корня и суффикса пишется удвоенный согласный?

Работа по учебникам.

Работа в парах.

Работа с индивидуальными папками «Помоги себе сам»

10. Физминутка

-Если слышите имя прил.- приседаете, если слышите имя сущ.- встаёте на носочки, тянете руки вверх.

Ученик читает отрывок из стих-ия:

Лес- точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

1 ученик читает стихотворение, класс выполняет

11.Обобщение

Экспресс-опрос.  + да, - нет

1)имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных

2)имена прилагательные образуются с помощью окончаний

3)имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов

4)удвоенный согласный пишется, если  корень заканчивается на тот же согласный, что  и  суффикс

5)в прилагательном  конный пишется одна «н»

6) в прилагательном  конный пишется две «н»

Проверка результатов Самооценка

-На полях поставьте знак !, если нет ошибок, знак +, если 1 или 2 ошибки, знак -, если больше 2 ошибок.

индивидуальная

12.Самостоятельная работа (карточки по цвету)

1) на с.52 Тетради по чистописанию в пословице разобрать по составу имя прил.  

2) образовать от имён сущ. имена прил. и разобрать их по составу

Лимон, ягода

Разноуровневая работа

Упр.339

13. Обобщение

-С помощью каких основ образуются имена прилагательные?

-С помощью каких частей слова образуются имена прилагательные?

-Как выполнить разбор имени прилагательного по составу?

фронтальная

11. Итог урока

фронтальная

12.Домашнее

задание

На выбор:

  1. упр.№  стр.91
  2. записать 5 прилагательных с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса, разобрать прилагательные по составу

  1. записать 2-3 пословицы, поговорки с именами прилагательными, выполнить разбор по составу имён прилагательных

Разноуровневые задания на выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"

Представлен урок русского языка  в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии  деятельностного метода....

Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

Новое знание:имена прилагательные изменяются по родам и числам.Проблема:почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?Цели:·        С...

конспект урока по русскому языку "Разбор имен прилагательных по составу" (3 класс)

Урок развития умений, посвящённый ко дню космонавтики....

презентация к уроку по русскому языку "Разбор имён прилагательных по составу" (3 класс)

Презентация к уроку по русскому языку "Разбор имён прилагательных по составу" 3 класс, посвящённому ко дню космонавтики...

Урок русского языка 4 класс по теме " Морфологический разбор имени прилагательного. " УМК "Школа России

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Цель: развивать умение называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор Оборудование: ...