рабочая программа по русскому языку для 4 класса(УМК "2100)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Гук Светлана Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc641.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №33»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________Г.Ф.Васильева

«______»________________2013г.

Утверждаю

Директор МБОУ ООШ №33

_________________Л.П.Трофимова

«______»__________________2013г.

Русский язык  4 класс

Рабочая программа.

Составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева,  Е.В.Бунеевой,  О.В.Прониной «Русский  язык» для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ

                                                                         

Рассмотрено на

заседании методического                                        

объединения                                                        

протокол № ___от « ___»________2013г.

руководитель м/о _______ Гук С.Ю.                                 Авторы: Бунеев Р.Н.,

                                                            Бунеева О.В., Пронина О.В.

Количество часов: 170

Составитель: Гук С.Ю.

                                                                                             2квал.категория

                                             

                                             

Ленинск – Кузнецкий

2013

Содержание

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА…………………………………………………….
  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..
  3. ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ЗНАНИЯМ,  УМЕНИЯМ  И  НАВЫКАМ  УЧАЩИХСЯ  К  КОНЦУ  4-го  ГОДА  ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………….
  4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ………………………………….
  5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………………...
  6. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН…………………………………………………………….
  7. ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ………………………..
  8. КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………………………

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Русский язык» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.  Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675.

Класс

I

II

III

IV

Итого

Количество

часов

165

170

170

170

675ч

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые составляют часть урока русского языка. В системе работы над группами букв закрепляются  гигиенические навыки письма, развитие мелких мышц и свобода движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, ритмичности и плавности письма.

Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов, представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Данные разделы не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп синонимов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  ПРЕДМЕТА РУСКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС

На изучение данного предмета в 4 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю)

В курсе русского языка во 2-4 классах предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Для тематического контроля предлагаются проверочные работы на печатной основе (Е.В.Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» для 2, 3, 4 классов). Их цель – проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса. Каждое задание в проверочной работе контролирует одно базовое умение или навык. Базовые умения по всем темам курса проверяет итоговая контрольная работа.

Формы итогового контроля – проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты. Проверочное списывание проводится в начале учебного года и в конце I полугодия, контрольное списывание – в конце учебного года. Тексты контрольных диктантов и заданий к ним опубликованы в методических рекомендациях к учебникам.

КОЛИЧЕСТВО ИТОГОВЫХ РАБОТ В 4 КЛАССЕ И

ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ 

Название предмета

Виды работ

1

2

3

Год




Русский язык

Контрольные диктанты

4

1

2

7

Контрольное списывание

1

1

1

3

Контрольные словарные диктанты

1

1

1

3

Проверочные работы

6

3

3

12

Развитие речи:

всего уроков

изложения

сочинения

cв. диктант


5

2

1

2


5

2

2

1


5

1

1

3


15

5

4

6

ОБЪЁМ ДИКТАНТА И ТЕКСТА ДЛЯ СПИСЫВАНИЯ

Класс

I

II

III

IV

IV

40-50

50-55

55-60

70-90

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Слово.
1. Закрепление умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (
снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с
ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными согласными в корне, например
класс, жужжит, ссора, с двойными согласными на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание безударной гласной в корне (в двусложных словах, в трехсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых согласных. Освоение написания слов типа
вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с безударными гласными в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых четко проявлялось бы каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами.
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род, число имен существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределенной формы.
Предложение и текст.
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания: запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование правильного типа читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

3.ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ЗНАНИЯМ,  УМЕНИЯМ  И  НАВЫКАМ  УЧАЩИХСЯ  К  КОНЦУ  4-го  ГОДА  ОБУЧЕНИЯ

.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • названия и признаки изученных частей речи, правила правописания слов с изученными орфограммами.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • опознавать изученные части речи по их признакам;
  • разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
  • видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условие выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • производить звукобуквенный анализ слов;
  • пользоваться толковым словарем;
  • практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и,а,но), в сложных предложениях из 2-х частей (без союзов, с союзами и,а,но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
  • разбирать доступные слова по составу, подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать изложение текста повествовательного характера (90 – 100слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20 – 25 предложений);
  • уметь читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности, самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения, делить текст на части, составлять

      план, пересказывать текст по плану.

  1. Особенности организации контроля по русскому языку

Виды контроля 

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:  

  самоконтроль — при введении нового материала,  

  взаимоконтроль — в процессе его отработки,  

  рубежный контроль — при проведении проверочных работ,  

  итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.  

Контроль   за   уровнем   достижений   учащихся   по   русскому   языку проводится   в  форме   письменных   работ:  диктантов,   грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант  служит   средством   проверки   орфографических   и пунктуационных умений и навыков.

Тексты   диктантов   подбираются   средней   трудности   с   расчетом   на возможность   их   выполнения   всеми   детьми.   Каждый   текст   включает достаточное   количество  изученных   орфограмм  (примерно  60%  от   общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно   включать   в   диктанты   и   слова,   правописание   которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты  –  либо авторские, адаптированные   к   возможностям   детей,   либо   составленные   учителем. Тематика   текста   должна   быть   близкой   и   интересной   детям:   о   природе, дружбе,  жизни   детей,   родной   стране,   путешествиях   и   т.п.  Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять   из   2  –  8   слов   с   включением   синтаксических   категорий,   которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор  есть средство проверки степени понимания учащимися   изучаемых   грамматических   явлений,   умения   производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для   проверки   выполнения   грамматических   разборов   используются

контрольные   работы,   в   содержание   которых   вводится   не   более   2   видов

грамматического разбора.

Хорошо   успевающим   учащимся   целесообразно   предложить дополнительное   задание   повышенной   трудности,   требующее   языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное   списывание,   как   и   диктант,   –   способ   проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил,  сформированности умений и навыков.  Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,   обнаруживать   орфограммы,   находить   границы   предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для   контрольных   списываний   предлагаются   связные   тексты   с пропущенными знаками препинания.

Изложение  (обучающее)  проверяет,   как  идет  формирование  навыка  письменной   речи;   умения   понимать   и   передавать   основное   содержание  текста   без   пропусков   существенных   моментов;   умение   организовать  письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с  четкой   сюжетной   линией.   Постепенно   можно   использовать   тексты   с  несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые   задания  –  динамичная  форма   проверки,   направленная   на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Виды и формы организации учебного процесса

 

 Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

 

 Виды занятий: проверочная работа, урок:  

 

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

 

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции

собственных действий.

Содержательная  цель:  закрепление  и  при  необходимости  коррекция  изученных  способов  действий  –

математических понятий, алгоритмов и др.

 

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

 

Урок развития речи.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

– нарушение   правил   написания   слов,   включая   грубые   случаи   пропуска,

перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых

очерчен   программой   каждого   класса   (слова   с   непроверяемыми

написаниями);

– отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения

и заглавной буквы в начале предложения);

– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

– существенные   отступления   от   авторского   текста   при     написании

изложения, искажающие смысл произведения;

– отсутствие     главной     части     изложения,   пропуск   важных   событий,

отраженных в авторском тексте;

– употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

– отсутствие   знаков   препинания   в   конце   предложения,   если   следующее

предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких

таких слов)на одно и то же правило;

– незначительные   нарушения   логики   событий   авторского   текста   при

написании изложения.

При   оценке   контрольной   работы   учитывается   в   первую   очередь

правильность   ее   выполнения.  Исправления,   которые   сделал   учащийся,   не

влияют   на   оценку   (за   исключением   такого   вида   работ,   как   контрольное

списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы

также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может

быть   недостаточно   объективным.   При   оценивании   работы   учитель

принимает во внимание каллиграфический навык.

При   оценивании   работы   принимается   во   внимание   не   только

количество,   но   и   характер   ошибок.  Например,   ошибка   на   невнимание   в

меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При   оценке   изложения   необходимо   обратить   внимание   на   полноту

передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных

моментов   в   тексте,   на   искажения   при   передаче   авторского   замысла,   на

отсутствие главной части повествования.

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.  

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •     единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

   За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания :

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-                   более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Оценка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

                                        Словарные диктанты

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.         

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3 и более ошибок.

  1. Тематический план

№ темы

Тема

Кол-во часов

Из них

Формы контроля

По программе

По плану

теория

практика

1

Вводный урок.

1

1

1-сочин.

2

Повторение

15

19

1-к/спис.

1-излож.

1-диктант(вход.)

3

Раздел.  Предложение. Текст .




35ч.

35ч

2-пр/работа

2-изложения

3-диктанта

3-сочинения

Простое предложение. Предложения с однородными членами  


13


13

1-излож.

1-пр/р

1-сочин.

1-к/дикт.

Сложные предложения с союзами и, а, но

11

12

1-к/дикт.

1-сочин.

1-пр/р

Предложения с прямой речью

11

10

1-излож.

1-сочин.

1-к/дикт.

Раздел. Слово. Части речи



.(103ч.)

.(103ч.)


5-пр/работ

4-изложения

5-диктант.

6-сочинеий


4



Раздел. Имя существительное 




Что мы знаем об имени существительном  

45 ч






5

45 ч







4

к/дикт-3

излож.-1

сочин.-3

пр/р-3



1-сочин.

Изменение имён существительных по падежам

12

16

Тем.контр.матер.-1

(ТМК)

1-пр/р

1-к/дикт.

Три склонения существительных  

7

7

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных  

8

8

1-пр/р

1-сочин.

1-к/дикт.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных  

13

10

1-излож.

1-пр/р

1-сочин.

1-к/дикт.

5

Раздел. Имя прилагательное 




Что мы знаем об имени прилагательном  

20 ч





5

16ч.





3

1-излож.

1-пр/р

1-сочин.

1-к/дикт.

Словоизменение имён прилагательных  

4

2

 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных  



11

11

1-излож.

1-пр/р

1-сочин.

1-к/дикт.

ТКМ-1

6

Раздел. Глагол 






Что мы знаем о глаголе  

36 ч






4

42ч






4


2-излож.

1-пр/р

3-сочин.

3-к/дикт.

1-к/спис.

Словоизменение глаголов

2

2

Правописание безударных личных окончаний глаголов  

17

19

1-излож.

1-сочин.

1-к/дикт.

Разбор глагола по составу

13

17

1-излож.

1-пр/р

2-сочин.

2-к/дикт.

1-к/спис.

7

Раздел. Повторение

Резерв

8

10

12

1-к/спис.

1-пр/работа

1-диктант

Всего

170

170

2-к/спис.,                8-пр/работ,                           7-излож.,

11-дикт.,

11-сочин.

  1. Календарный план

№урока п/п

№урока в теме

Содержание

часы

Сроки проведения

Словарь

Дом./зад.

1. Вводный урок


1


1/1


Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.


1


Сочинение-миниатюра

2. Повторение

19ч

2


2/1


Повторение фонетики и графики.


1


д/м у.6;7

3

2/2

Повторение фонетики. Слог и ударение.

1

д/м. у.13;14

4

2/3

Графика, графические знаки.

1

д/м у.18

5

2/4

Русский алфавит. Систематизация знаний о графике как науке

1

д/м у.19

6

2/5

Порядок фонетического разбора слова.

 

1

С16 у. 18

7

2/6

Упражнения в фонетическом разборе слова.

1

С.18 у. 24

8

2/7

Контрольное списывание № 1 по теме «Повторение»

1

С.17 определение

9

2/8

Повторение изученных орфограмм, их графическое обозначение.

1

С.34 у.3

10

2/9

Систематизация знаний об орфограммах

1

д/м у.21

11

2/10

Упражнения в написании слов с изученными орфограммами.

1

д/м у.23

12

2/11

Повторение состава слова. Порядок разбора слова по составу.

1

С.35 у. 4

13

2/12

Разбор слова по составу

1

С.23 учить определение

14

2/13

Повторение изученного о частях речи.

1

С.26 определение

С.27 у.38

15

2/14

Пунктуация

1

С30 у.44.с30 определение

16

2/15

. Повторение изученного по синтаксису.

1

С29 у.41

17

2/16

Изложение № 1по коллективно составленному плану «Золотой рубль».

1

Звуко-буквенный анализ капитан

корабль

18

2/17

Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Повторение».

1

С33-словарные слова

С.32 у.46

19

2/18

Контрольный  диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение»./Входной/

1

С. 32 у.47

20

2/19

Работа над ошибками. Упражнения в фонетическом разборе слова.

1

д/м у.19






3раздел.  Предложение. Текст


Простое предложение. Предложения с однородными членами

35 ч


13ч  






21


3/1

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Составление схем предложений.



1



С.36 у.53

22

3/2

Отличие простого предложения от сложного. Разбор предложения.

1

д/м у.29 тревога

23

3/3

Предложения с однородными членами в художественном тексте.  Однородные члены без союзов и с союзом и.

1

д/м у.30

24

3/4

 Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

1

С.45 у.1 лиловый

фиолетовый

25

3/5

Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах

1

С.44 у.2

26

3/6

Упражнения в постановке запятой в предложениях с однородными членами

1

д/м.у.31

27

3/7

Зрительное изложение  № 2 по самостоятельно составленному плану «Что я люблю» 

1

самопроверка

28

3/8

 Работа над ошибками. Упражнения в постановке  знаков препинания в предложениях с однородными членами

1

д/м у.32

29

3/9

Повторение. Проверочная работа № 1 по теме «Предложения с однородными членами».

1

С.44 у.3

30

3/10

Работа над ошибками. Правильное построение предложений.

1

С.44 у.4

31

32

3/11

3/12

Обучающее сочинение № 1 «Что я люблю».

2

14.10

15.10

Дописать сочинение

33

3/13

Работа над ошибками. Словарная работа.

1

16.10

д/м у.33

34

3/14

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

1

17.10

Повторение определений





Сложные предложения с союзами и, а, но


12ч



35

3/15

Работа над ошибками. Отличие простого предложения от сложного. Запятая  в сложном предложении с бессоюзной связью.


1

18.10

Прочитать рассказ Драгунского «Что любит Мишка».

36

3/16

Запятая  в сложном предложении с союзами и, а, но.

1

21.10

С.55 у.1

37

3/17

Запятая  в сложном предложении с союзами и, а, но.

1

22.10

С.55 у.2

38

3/18

Запятая  в сложном предложении с союзами и, а, но и простых предложениях с однородными членами и союзами и, а, но.

1

С.55 у.4свобода

39

3/19

Контрольный диктант с грамматическим заданием  № 3

1

С.49 определениетрадиция

рояль

40

3/20

Работа над ошибками. Упражнения в постановке запятой в предложениях с однородными членами 

1

д/м у.31

41

42

3/21

3/22

.

Сочинение № 2 «Субботний вечер  у нас дома».

2

д/м у.40

43

3/23

Работа над ошибками. Синтаксический разбор предложения.

1

д/м у.33

44

3/24

Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».

1

.

Словарные слова с.55

45

3/25

Работа над ошибками. Упражнения в постановке запятой в предложениях с однородными членами.

1

С.53 у.81

46

3/26

Составление предложений по заданному типу. Контрольный словарный диктант.

1

д/му.35

Предложения с прямой речью

10ч

47


3/27

Понятие о прямой речи.


1


С.57 определение

д/м 48 решение

48

3/28

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

1

С.58 определение у.88 коридор

49

3/29

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

1

С.60определение

С.61у.93 пожалуйста

карнавал

50

3/30

Сочинение № 3 «Что сказала мама». Использование в письменной речи предложений с прямой речью.

1

С.61 у.94

вдвоем

51

3/31

Анализ сочинений. Самостоятельное составление предложений по заданной схеме.

1

д/м у.50

52

3/32

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

1

С.63 у.98

цитата

53

3/33

Зрительное изложение № 3 по самостоятельно составленному плану «В здоровом теле здоровый дух».

1

С.64 у.101

54

3/34

Упражнения в постановке знаков препинания в простом предложении и предложении с прямой речью.

1

д/м у.51

55

3/35

Контрольный диктант № 4 по теме «Знаки препинания в простом предложении, предложения с прямой речью».

1

Повторить определения

56

3/36

Работа над ошибками диктанта.

1

Повторение изученных орфограмм .



4 раздел. Слово. Части речи.

Раздел. Имя существительное 

Что мы знаем об имени существительном

103ч

45 ч



57


4/1


Имя существительное как часть речи.

Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.


1


д/м у.53

4/2

Роль имен существительных в предложении и в речи. Сочинение- миниатюра № 4 «Вид из окна».

1

Переписать сочинение на чистовик

4/3

Роль имен существительных в предложении и в речи.

Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1

С.72 у.116

4/4

Наблюдение за словоизменением имен существительных.

1

С.97 у.1 выучить таблицу «падежи»

падеж


Изменение имён существительных по падежам

16ч



4/5


Изменение имен существительных по числам и падежам.

1

С.77 у.126

склонение

4/6

Падежные формы имен существительных, изменение имен существительных по падежам.

1

С.97 у.2

4/8

Упражнения в изменении имен существительных по падежам, определение  падежа имен существительных

1

д/м у.64

4/9

Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе.

1

д/м у.67,68

4/10

Именительный и винительный падежи. Роль слов в этой форме в предложении.

1

Наизусть правило с.81

С.97 у.3

4/11

Упражнение в различении существительных в форме И. п. и В. п.  

1

С.82 у.137

4/12

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

1

Составить рассказ на тему «падежи»

4/13

Работа над ошибками. Родительный падеж. Упражнения в распознавании падежей.

1

С.84 у.143

4/14

Дательный падеж. Упражнения в распознавании падежей

1

С.98 у.5

4/15

Творительный падеж.

Упражнения в распознавании падежей

1

д/м у.67

416

Предложный падеж.

Упражнения в распознавании падежей

1

С.98 у.6

4/17

Обобщение знаний. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» ТКМ.

1

д/м у.69

4/18

Обобщение знаний о падежах. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам».

1

С.90 у.158

4/19

Работа над ошибками. Упражнения на повторение

1

д/м у.65

4/20

Контрольный диктант № 5

1

д/м у.66

4/21

Работа над ошибками. Упражнения на повторение

1

д/м у.68

Три склонения существительных

7ч  


4/22

Понятие о склонении имен существительных. Три склонения имен существительных


1

Определение с.94

С.114 у.1

4/23

Развитие умения определять склонение имен существительных

1

С.96 у.165

костер

4/24

Упражнения в определении  склонения имен существительных.

1

С.114 у.2

4/25

 Морфологический разбор имени существительного.

1

С.114 у.4

конструкция

конструктор

4/26

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1

С.114 у.3

свитер

4/27

Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами.

1

С.99 у.171




Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных






4/28

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.


1

С.115 у.5

камыш

4/29

Упражнения в правописании слов с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имен существительных», графически обозначать выбор написания.

1

С.115 у.6

престиж

4/30

Сочинение № 5  «Пальчики оближешь». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами.

1

С.100 у.173

готовить

4/31

Работа над ошибками. Упражнения в правописании слов с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имен существительных».

1

С.115 у.7

4/32

Проверочная работа № 4 по теме ««Буква ь после шипящих на конце имен существительных».

1

д/м у.79-81

4/33

Работа над ошибками. Применение изученного материала при выполнении практических заданий.

1

д/м у.82-83

4/34

Контрольный диктант № 6 по теме «Изменение имен существительных по падежам».

1

д/м у.84-85

4/35

Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм .

1

С.105-106 обаяние

обаятельный




Правописание безударных падежных окончаний имён существительных


10ч






4/36


Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.




1


С.124 у.1

Правило с. 109

4/37

Правописание  безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных.

1

С.124 у.2

4/38

Правописание  безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, их графическое обозначение.

1

С.124 у.3

компания

кампания

4/39

Изложение № 5 по коллективно составленному плану «Первая газета».

1

С.114 у.200

газета

впервые

несколько

4/40

Работа над ошибками. Упражнения в правописании  безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

1

С.124 у.4

4/41

Сочинение-описание № 6 «Прогулка»

1

С. 115; 106.

4/42

Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм .

1

д/м у.88

4/43

Проверочная работа № 5 по теме «Правописание  безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных».

1

д/м у.89

4/44

Работа над ошибками. Повторение изученного.

1

д/м у.90

4/45

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание  безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных».

1

д/м у.91





5 раздел. Имя прилагательное


Что мы знаем об имени прилагательном


16ч






5/1


Работа над ошибками.

Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи.


1



С.143 у.1

5/2

Роль имен прилагательных – антонимов в речи.

1

С.143 у.2

5/3

Морфологический разбор имени прилагательного. Составление устного рассказа «Что я знаю об имени прилагательном».

1

С.144 у.3

простор



Словоизменение имён прилагательных





5/4


Изменение имен прилагательных по падежам.

1

С. 144 у.4

багряный

багровый

5/5

Словосочетание существительное и прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

С.144 у.5

желтый




Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных



11ч




5/6

Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.


1


С.144 у.6

5/7

Правописание  безударных падежных окончаний имен прилагательных, графическое объяснение выбора написания.

1

С.145 у.7

5/8

Правописание  безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

С. 145 у.8

5/9

Обучающее изложение  № 6 по самостоятельно составленному плану  «Первое путешествие»

1

Подготовка к сочинению с.132 у.230

5/10

Работа над ошибками. Повторение изученного.

1

Записать имена прилагательные

5/11

Роль имен прилагательных в речи. Сочинение- описание № 7 «Моя любимая игрушка».

1

Подготовка к словарному диктанту

5/12

Работа над ошибками. Упражнения на повторение

1

д/м у.95

5/13

Проверочная работа № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных».

1

д/м у.96

5/14

Работа над ошибками. Повторение изученного

1

д/м у.97

5/15

Контрольный диктант №  7 по теме «Имя прилагательное».

1

д/м у.98

5/16

Работа над ошибками. Что я знаю об имени прилагательном. ТКМ.

1

С.111-116 д/м

6 раздел. Глагол

Что мы знаем о глаголе

42ч



6/1

Понятие о глаголе как о части речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. Роль глаголов в предложении, в речи.

1

д/м у.125-126

концерт

отчаяние

6/2

Значение и грамматические признаки глаголов. Правописание глаголов с частицей НЕ

1

д/м у.129

стеречь

6/3

Значение и грамматические признаки глаголов.

1

д/м у.130

6/4

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

1

д/м у. 134


Словоизменение глаголов



6/5


Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.


1

д/м у.138

пополам

поровну

6/6

Определение спряжения глагола с ударным окончанием

1

д/м у.140

сочинить

сочинение


Правописание безударных личных окончаний глаголов


19ч



6/7

Определение спряжения глагола с безударным окончанием.


1

Правило с.149;

С.180 у.1

традиция

профессия

6/8

Упражнения в определении спряжения глагола с безударным окончанием по алгоритму.

1

д/м у.142

6/9

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.

1

С.180 у.3

6/10

Контрольный диктант № 8 «Глаголы»

1

Правило с. 152

6/11

Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм .

1

д/м у.145

6/12

Сочинение № 8 по картинкам на тему

«Картинки весны».

1

Нарисовать

Картинку, написать слова-глаголы

6/13

Работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

С.181 у.5

6/14

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

С.157 у. 270

6/15

Разбор глагола как части речи

1

д/м у.153

6/17

Знакомство с возвратной формой глагола. Вывод правила о написании –тся и -ться в глаголах

1

С.181У.6

6/18

Упражнения в правописании глаголов

с тся- и ться-.

1

д/м у.143

6/19

Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

1

С.161 у.279

6/20

Правописание буквы ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

1

д/му.161

6/21

Правописание буквы ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

1

С.181у.7

6/22

Правописание глаголов с безударной гласной в личных окончаниях.

1

д/му.163

6/23

Правописание глаголов с безударной гласной в личных окончаниях.

1

С.165-166у.200

6/24

Правописание глаголов с безударной гласной в личных окончаниях.

1

С.165у.288

С.166у.290

6/25

Обучающее изложение «Первые школы»

1

у.291с.166

6/26

Работа над ошибками. Редактирование текста изложений.

1

С.160 повтор

Разбор глагола по составу

17ч

6/27

 Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.


1


д/му.165

6/28

Разбор глаголов по составу.

1

д/му.169

6/29

Упражнения в разборе глаголов по составу, правописании безударных личных окончаний.

1

д/му.167

6/30

Упражнения в разборе глаголов по составу, правописании безударных личных окончаний.

1

д/му.168

6/31

Контрольный диктант №9

1

С.174у.306

6/32

Работа над ошибками.

1

Повторение изученных орфограмм .

6/33

Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени. Сочинение № 9 по опорным словам по материалам экскурсии в библиотеку.

1

У.300

Дописать сочинение

6/34

Работа над ошибками. Редактирование текста сочинения.

1

Повторение изученных орфограмм .

6/35

Повторение по теме «Глагол».

1

С.175у.4;6;

6/36

Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» Упражнения в правописании глаголов.

1

С.173у.305

6/37

Работа над ошибками.

1

Повторение изученных орфограмм

6/38

Сочинение № 10  по самостоятельно составленному плану. «День моей мамы».

1

Подготовка к словарному диктанту

6/39

Работа над ошибками. Редактирование текста.

1

С.174у.305(2последних задания)

6/40

Обобщение. Что я знаю о глаголе. ТКМ.

1

С.174у.307

6/41

Повторение по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

1

Повторение изученных орфограмм

6/41

Контрольное изложении № 8 «Странный дуэт»

1

С.180-181у.313

6/42

Работа над ошибками. Редактирование текста.

Контрольное списывание № 2

1

д/м у.171

7 раздел. Повторение

12ч


7/1

Повторение. Фонетика и графика.

1

д/му.172

7/2

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

1

д/му.173

7/3

Повторение. Разбор слов по составу.

1

д/му.174

7/4

Сочинение «О чем рассказывает слово»

1

Дописать сочинение

7/5

Повторение. Имя существительное.

1

с.180у.312

7/6

Повторение. Имя прилагательное.

1

С.122повтор определения

7/7

Итоговая контрольная работа

1

С.188-189

повтор

7/8

Работа над ошибками.

1

Повторение изученных орфограмм .

7/9

Повторение. Глагол.

1

С.149;152

повтор

7/10

Итоговый контрольный диктант.

1

С.159-160

повтор

7/11

Работа над ошибками. Урок-игра «Знатоки русского языка»

1

д/му.182

7/12

Комплексное повторение изученного материала.

1

д/м итоговый тест

  1. Литература и информационные источники

Для учащихся:

О.В. Пронина «Русский язык». Учебник 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,

М.: «Баласс» 2011- 2012гг.
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4 класса.

 М.: «Баласс» 2011- 2012гг Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1) для  4класса

 Для учителя:

 Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя.изд. 4-е - М.: Баласс, 2010 -                 (Образовательная система «Школа 2100».)

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2004.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник 4 класс.

М.: «Баласс» 2011- 2012гг
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4 класса.

М.: «Баласс» 2011- 2012гг Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для  4 класса

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.
http://www.ug.ru 

http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1.html 

http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz 

  1. Контрольные материалы

Входной контрольный диктант.

Удивительный случай.

           Лес переливался веселыми звездами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка.

            Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой березе.

             Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой березовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на  лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать.

         (80 слов)

Задания:

1.Графически обозначить орфограммы в словах и между словами./в 1-2 –ом предложениях/.

2.Составить схемы предложений./5-го и 7-го/.

3.Разобрать по составу слова./голоса, веселыми/.

Итоговый контрольный диктант.

Лоси.

             Вышла на край леса старая лосиха с маленьким лосенком. Учится бегать детёныш. Спотыкаются о кочки его длинные ноги. Ласково греет в редком лесу  весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. лоси сломали березовую ветку, из неё сочится и капает сладкий сок. Синими кажутся в лесу весенние лужи. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Хорошо пахнет в весеннем лесу! Задремала на теплом солнце лосиха, но чутко слышит она все звуки. Спокойно резвится лосенок. Не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

          (83 слова).

Задание:

1.Графически объяснить в тексте написание всех изученных орфограмм.

2.Постановку знаков препинания объяснить с помощью схем.

Контрольное списывание №1.

Вариант 1.

Прочитай текст про себя. Найди и подчеркни все знакомые орфограммы. Спиши текст.

После случая с Говорящим Сверчком в каморке под лестницей стало скучно. День тянулся, и в животе у Буратино тоже было скучновато.

             Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла.

              Буратино пошёл шарить по углам в поисках корочки хлебца или куриной косточки. Вдруг он увидел в корзинке со стружками куриное яйцо. Схватил его, поставил на подоконник и носом разбил скорлупу.

                                                                                          ( по А.Н.Толстому)

Задание:

1.Поставь ударение и подчеркни все знакомые орфограммы в словах и между словами в 1-м абзаце.

Контрольное списывание №1.

Вариант 2.

Прочитай текст про себя. Найди и подчеркни все знакомые орфограммы. Спиши текст.

В лагере « Синие камни» шатров не нашлось, но двухместные палатки Серёжа достал. Их поставили на широкой поляне. Вокруг поляны росли частый березняк и шиповник. Они создавали плотную зеленую стену с яркими пятнами цветов.

        Девятнадцать палаток образовали большой круг, а  двадцатая стояла в середине. Получился настоящий рыцарский табор: с мочальными хвостами и с пёстрыми флажками на деревянных пиках у палаток, с разноцветными гербами на фанерных щитах. А над главной палаткой – синий стяг. На стяге были лук и стрела.

( По В.П.Крапивину)

       Задание:

1.Поставь ударение и подчеркни все знакомые орфограммы в словах и между словами в 1-м абзаце.

Контрольное списывание №2.

Вариант 1.

Прочитай текст про себя. Найди и подчеркни все знакомые орфограммы. Спиши текст.

В отъезжем поле.

Сумрак ночи к западу уходит,

Серой мглой над чёрной пашней бродит,

По бурьянам стелется к земле….

Звёзды стали тусклы и далёки,

Небеса туманны и глубоки,

Но восток уж виден в полумгле.

Лошади продрогли. Север дышит

Ветром ночи и полынь колышет….

Вот и утро!- В колеях дорог

Грязь чернеет, лужи заалели….

Томно псы голодные запели….

Встань, труби в холодный , звонкий рог!

(И.А.Бунин)

Задание:

1.обозначь орфограммы в окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов в 1-ом предложении.

 

Контрольное списывание №2.

Вариант 2.

Прочитай текст про себя. Найди и подчеркни все знакомые орфограммы. Спиши текст.

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит в небо ясным взглядом

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

 Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет ,не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

(И.А.Бунин)

Задание: 1.обозначь орфограммы в окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов в 1-ой строфе.

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

1.Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Польза, поймал, маяк, её.

2. Подчеркни слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

Чудо, минута, шина, пойду.

3. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Сказка, звон, стук, голосок.

4.Раздели слова на слоги. Запиши.

Арена, использовать, его, сыроежка.

5.Раздели слова для переноса. Запиши.

Арена, ссора, подъезд, польза.

6.Поставь ударение.

Позвонишь, одновременно, торты, повторишь, красивее, поняла.

7.Подчеркни только однокоренные слова.

Каша, кашка, кашель, кашица, кашалот, кашевар.

8.Подчеркни только формы слова.

Морской, морского, море, морскому, о морском, моряк.

9.Разбери слова по составу.

Придорожная, подсказка, расходимся.

10.Напиши, какие части слова подчёркнуты.

Утюжок, колосья, подход , ввёл.

11.Надпиши над каждым словом, какая это часть речи.

Мы стояли у окна и прислушивались к тихим и печальным звукам скрипки.

12.Разбери слова как части речи.

Стояли ___________________________________________________

У окна ___________________________________________________

(к) тихим звукам ___________________________________________

Мы _______________________________________________________

13.Запиши по 2 слова с указанными орфограммами. Подчеркни эти орфограммы.

а) буква Ь после шипящих на конце имен существительных.

б) безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных.

в) безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных.

г) правописание частицы НЕ с глаголами.

д) безударные гласные в личных окончаниях глаголов.

е) ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.

ж) буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.

14.Подчеркни в предложениях грамматическую основу.

    Снег кружил над миром. Он заносил всё вокруг. Танцевали, вертелись, неслись вихрем серебристые снежинки. В долгий сон погрузилась земля.

15.Прочитай предложения и определи, в каких из них есть однородные члены. Расставь пропущенные запятые. Графически обозначь однородные члены предложения.

     Пришла весна и разбудила землю. Сразу всё проснулось  задвигалось зазвучало. Как-то сразу проклюнулись и листья и трава. Птицы запели наперебой. Звонкие радостные счастливые птичьи голоса наполнили город.

16.Составь и запиши предложения по схемам.

«П»,-а.

А: «П!»

17.Прочитай предложения и определи, какие из них являются простыми, а какие – сложными. Покажи это с помощью схем. Расставь пропущенные запятые.

Солнце поднялось из-за горизонта. Оно окрасило розовым цветом мир и земля благодарно улыбнулась солнцу. Проснулись люди они тоже послали теплому солнцу свои улыбки.  

Итоговая контрольная работа

Вариант 2.

1.Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Бойцы, моя, пойми, скользит.

2. Подчеркни слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

Шила, линейка, часто, пусто.

3. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Взлёт, борьба, гимназия, учёба.

 4.Раздели слова на слоги. Запиши.

Опера, подъехали, майский, они.

5.Раздели слова для переноса. Запиши.

Опера, введение, полью, рассветный.

 6.Поставь ударение.

Звонишь, облегчить, повторит, красивее, начал.

7.Подчеркни только однокоренные слова.

Год, годик, годовалый, годится, годовщина, выгодный.

 8.Подчеркни только формы слова.

Озеро. К озеру, озёра, озёрный, над озером, озерцо.

 9.Разбери слова по составу.

Безобидный, пословица, разглядела.

 10.Напиши, какие части слова подчёркнуты.

Утюжок, колосья, подход , ввёл.

11.Надпиши над каждым словом, какая это часть речи.

Из дома до нас доносились звонкие голоса детей и веселая музыка.

12.Разбери слова как части речи.

доносились ___________________________________________________

музыка___________________________________________________

веселая___________________________________________

(до) нас _______________________________________________________

13.Запиши по 2 слова с указанными орфограммами. Подчеркни эти орфограммы.

а) буква Ь после шипящих на конце имен существительных.

б) безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных.

в) безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных.

г) правописание частицы НЕ с глаголами.

д) безударные гласные в личных окончаниях глаголов.

е) ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.

ж) буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.

14.Подчеркни в предложениях грамматическую основу.

   Дождь лил весь день и всю ночь. Он очень сильно шумел и заглушал другие звуки. Стучали, гремели, барабанили по железной крыше дождевые струи. Под нашим окном образовалось озеро.

 15.Прочитай предложения и определи, в каких из них есть однородные члены. Расставь пропущенные запятые. Графически обозначь однородные члены предложения.

     Пришла весна и разбудила землю. Сразу всё проснулось  задвигалось зазвучало. Как-то сразу проклюнулись и листья и трава. Птицы запели наперебой. Звонкие радостные счастливые птичьи голоса наполнили город.

16.Составь и запиши предложения по схемам.

«П»,-а.

А: «П?»

17.Прочитай предложения и определи, какие из них являются простыми, а какие – сложными. Покажи это с помощью схем. Расставь пропущенные запятые.

На лесной поляне расцвел одуванчик. Он поднял к солнцу жёлтую головку и солнце ласково погладило его своим лучом. Тогда и другие одуванчики потянулись к солнцу они тоже хотели тепла.

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся

выпускных классов начальной школы.

                                                         Диктант.

Русский лес.

           Хорош русский лес  ранней весной. Гибкие ветви берёз густо  покрыты  смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились  на опушке леса. Они ждут весеннего тепла. Ветерок бежит от берёзки к осинке. В высоком небе купаются вершины сосен. К старой ели подлетели птицы. Ветки закачались. Из спелых шишек полетели лёгкие семена. В свежем воздухе пахнет смолой. У ручья красуется ива. Над её золотистым пушком радостно жужжат пчелы. Мягким мхом порос старый пень. На поляне разместился старый дуб. Скоро всё зазеленеет, зацветёт.

            Слышишь, как звенят  колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах душистого ландыша.

Грамматические задания.

  1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи, определить падеж имен существительных.

1 вариант                                                                

3 предложение текста                                                

2 вариант.

6 предложение  текста

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова и 2 слова  с парной согласной в корне слова, подобрать к ним проверочные слова.
  2. Разобрать слова по составу.

1 вариант                                                                

золотистым, вершины, зазеленеет.

2 вариант

пушком, зацветёт, душистого


Анализ контрольного диктанта.

Школа №_____ класс__________ чел. ________________ %

Число учащихся по списку _____________________ чел. _______________ %

Писали работу _______________________________ чел. ________________ %

Написали без ошибок _________________________ чел. ________________ %

Написали с 1-2 ошибками ______________________ чел. _______________ %

Написали с 3-5 ошибками _______________________чел. _______________ %

Допустили более 5 ошибок ______________________чел. _______________ %

  1. Ошибки, допущенные в диктанте.

1. Запятая при однородных членах ______________ чел. ________________ %

2. пропуск, замена, вставка букв ________________ чел. ________________ %

3. Гласные после шипящих ____________________ чел. ________________ %

4. Перенос слов ______________________________ чел. ________________ %

5. ь разделительный __________________________ чел.  ________________ %

6. Двойные согласные_________________________ чел.  _______________ %

7. Звонкие и глухие согласные__________________ чел.  _______________ %

8. Безударные гласные, проверяемые ударением___ чел.  _______________ %

9. Непроверяемые написания __________________ чел.  _______________ %

10. Непроизносимые согласные _________________ чел.  _______________ %

11. Предлоги и приставки ______________________ чел.  _______________ %

12. Родовые окончания прилагательных __________ чел.  _______________ %

13. Падежные окончания прилагательных ________ чел.  _______________ %

14. Падежные окончания имен существительных ___ чел.  ______________ %

15. Личные окончания глаголов _________________ чел.  _______________ %

16. Прочие ошибки ___________________________ чел.  _______________ %

17. Успеваемость _____________ %

18. Качество знаний ___________ %

19. Средний балл ______________

20. Выполнение заданий.

1. Выполнили все задания полностью  _____________чел. ______________ %  

2. Допустили ошибки в определении членов предложения ______чел. _____%

Допустили ошибки в определении частей речи____________чел.  ________ %

Допустили ошибки в определении падежа имен существительных__чел.__ %

3. а) Ошиблись в разборе слов по составу:

прилагательных: ____________чел.  _________ %

глаголов _________________чел.  __________ %

существительных __________________чел.  __________ %

4.  Не выписали слова с безударной гласной в корне слова, не подобрали проверочное слово. глаголов _________________чел.  __________ %

5. Не выписали слова с парной согласной в корне слова, не подобрали проверочное слово глаголов _________________чел.  __________ %

6. Успеваемость  ________ %

7. Качество знаний  ______ %

8. Средний балл  _________ %

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся

выпускных классов начальной школы

Желтые пески.

На сотни километров раскинулись золотистые гряды песков да белые болота соли.  Высохли под знойными  лучами солнца ручьи, озера. От сильной жары почернели камни, потрескалась глина. На дереве и кустарнике не увидишь листвы. Пригнул к земле колючие веточки лежачий кустарник. Ветер несет тучи горячего песка. Не встретишь здесь жилья человека.  Пустынная страна! Ходят по пустыне степные поезда – караваны верблюдов. Тяжело шагают вьючные животные по дороге. Ноги утопают в сыпучем песке. Жгучее солнце пустыни накалило все вокруг. Пески протянулись до самого горизонта.

Слова для справок:

караван, накалило.

Грамматические задания.

  1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи, определить падеж имен существительных.

1 вариант                                                                

На берегу лесной речки мы услышали соловья                                                

2 вариант

Невзрачные соловьи прячутся в густых зарослях.

  1. Выписать из текста предложение с однородными членами, подчеркнуть их.
  2. Разобрать слова по составу.

1 вариант                                                                

миленький, раздвигаем, травкой.

2 вариант

перешагнут, лучистый, березку

  1. *   Подобрать антонимы к словам:

щедрый –

долгий –

бедный –

прозаик -


Анализ контрольного диктанта.

Школа №_____ класс__________ чел. ________________ %

Число учащихся по списку _____________________ чел. _______________ %

Писали работу _______________________________ чел. ________________ %

Написали без ошибок _________________________ чел. ________________ %

Написали с 1-2 ошибками ______________________ чел. _______________ %

Написали с 3-5 ошибками _______________________чел. _______________ %

Допустили более 5 ошибок ______________________чел. _______________ %

  1. Ошибки, допущенные в диктанте.

1. Запятая при однородных членах ______________ чел. ________________ %

2. пропуск, замена, вставка букв ________________ чел. ________________ %

3. Гласные после шипящих ____________________ чел. ________________ %

4. Перенос слов ______________________________ чел. ________________ %

5. ь разделительный __________________________ чел.  ________________ %

6. Двойные согласные_________________________ чел.  _______________ %

7. Звонкие и глухие согласные__________________ чел.  _______________ %

8. Безударные гласные, проверяемые ударением___ чел.  _______________ %

9. Непроверяемые написания __________________ чел.  _______________ %

10. Непроизносимые согласные _________________ чел.  _______________ %

11. Предлоги и приставки ______________________ чел.  _______________ %

12. Родовые окончания прилагательных __________ чел.  _______________ %

13. Падежные окончания прилагательных ________ чел.  _______________ %

14. Падежные окончания имен существительных ___ чел.  ______________ %

15. Личные окончания глаголов _________________ чел.  _______________ %

16. Прочие ошибки ___________________________ чел.  _______________ %

17. Успеваемость _____________ %

18. Качество знаний ___________ %

19. Средний балл ______________

20. Выполнение заданий.

1. Выполнили все задания полностью  _____________чел. ______________ %  

2. Допустили ошибки в определении членов предложения ______чел. _____%

Допустили ошибки в определении частей речи____________чел.  ________ %

Допустили ошибки в определении падежа имен существительных__чел.__ %

3. а) Ошиблись в разборе слов по составу:

прилагательных: ____________чел.  _________ %

глаголов __________________чел.  __________ %

существительных __________________чел.  __________ %

4. * Ошиблись в подборе антонимов ____чел.  _________ %

6. Успеваемость  ________ %

7. Качество знаний  ______ %

8. Средний балл  _________ %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...