Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (ФГОС, УМК "Гармония)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

Тарасова Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 2 класса разработана на основе авторской программы курса «Русский язык» (авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, 2012г., гриф – «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ») в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Нормативные документы:

  • Закон об образовании.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом  Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).
  • Федеральный базисный учебный план (утверждён приказом Министерства образования России от 9 марта 2004г. №1312).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885)

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Таким образом, основной целью курса «Русский язык» является создание условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи.

При этом во 2 классе решаются следующие развивающие, образовательные и воспитательные задачи:

  1. Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний.
  2. Формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний.
  3. Формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации, а также базовых знаний и умений из области фонетики, словообразования (морфемики) и грамматики.
  4. Совершенствование каллиграфических умений учащихся: формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
  5. Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе, как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

Место и роль учебного курса.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам.

Материал, изучаемый во 2-м классе, очень значим для успешного освоения всего курса русского языка. Здесь продолжается, углубляется и расширяется работа в разных направлениях – по развитию речи и совершенствованию видов речевой деятельности, по лексике, фонетике, графике, грамматике и орфографии.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии. По данной программе именно во 2-м классе решается ключевая орфографическая задача – научить (и в какой-то мере приучить) младших школьников сознательно действовать при письме. Осознанные же орфографические действия предполагают:

 а) обнаруживание орфограмм;

б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться;

в) применение правила, если оно известно;

г) самопроверку написанного.

Обучение всему комплексу этих действий и осуществляется во 2-м классе.

Формы текущего контроля знаний:

  • фронтальный опрос,
  • индивидуальный опрос,
  • самопроверка,
  • взаимопроверка,
  • кроссворд,
  • викторина,
  • опрос-беседа,
  • графическая работа,
  • контрольное списывание,
  • динамичная самостоятельная работа,
  • диктант.

Формы организации образовательного процесса.

  • урок (изучения и первичного закрепления знаний; закрепления новых знаний и выработки умений; обобщающий; комбинированный, контроля знаний),
  • творческие зарисовки,
  • коллективные способы обучения: работа в группах и парах,
  • урок-викторина.

Учебно-методический комплект.

  1. Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Букварь: Мой первый учебник: для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г.
  2. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. –  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г.
  3. Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г.
  4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г.
  5. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г.

Все учебники комплекта соответствуют ФГОС 2009г., рекомендованы Министерством образования и науки РФ и входят в Федеральный перечень учебников на 2012-2013 уч.г.

Содержание рабочей программы.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).

Название раздела

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся по данному разделу

Знаем – повторим, не знаем – узнаем

Поговорим об ушедшем лете. О нашей речи. Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам. Повторение известного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор. Совершенствование различных умений. Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных. Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу). Правописание ь между двумя согласными. Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ.

Научатся:

  • анализировать речевые ситуации;
  • сравнивать средства языка , выбирать их;
  • выявлять средства оформления предложений в письменной речи, соотносить их со способами оформления в устной речи;
  • обозначать мягкость согласных звуков и звук [й'] разными способами.

Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

Орфограммы безударных гласных и  парных по глухости-звонкости согласных. Обучение письму с «окошками». Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов. Обучение словесному рисованию: сочинение загадок.

Научатся:

  • понимать информацию , представленную в таблицах, схемах, моделях и словесно формулировать её;
  • видеть «опасности письма» в словах;
  • находить безударные гласные в словах и подбирать проверочные слова способом изменения формы слова и подбором единственного и множественного числа;
  • находить парные согласные в корне, подбирать проверочные слова;
  • приёму письма с «окошками»;
  • объяснять написание слов;
  • создавать несложные тексты в форме описания и повествования.

Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении)

Повторение и расширение сведений о предложении.

Обучение построению предложений. Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Виды предложений по интонации восклицательные и невосклицательные.

Научатся:

  • вычленять предложение из устной и письменной речи по основным признакам;
  • различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные, невосклицательные);
  • находить такие предложения в тексте;
  • строить разные по цели и интонации предложения.

Хочу сказать больше (Понятие о тексте)

Знакомство с понятием «Текст». Тема и основная мысль текста. Требования к хорошему тексту. Обучение обдумыванию и редактированию текста.

Учимся письменному пересказу. Обучение первым изложениям. Составление рассказов на основе прочитанного.

Научатся:

  • опознавать текст по основным признакам;
  • определять  тему и основную мысль текста;
  • составлять текст по плану и опорным словам и редактировать его;
  • создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
  • составлять рассказы на основе прочитанного;
  • писать изложения.

Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем)

Разговор о значении слова. Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова». Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.

Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня. Создание текста по готовому началу.

Научатся:

  • восстанавливать и записывать деформированный текст;
  • определять значение слова с помощью толкового словаря;
  • находить, подбирать родственные слова;
  • находить корень в слове;
  • писать поздравление к Новому Году.

Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием)

Общее знакомство с понятием «окончание». Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова». Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов. Изменение названий предметов по числам. Изменение названий предметов по «командам» вопросов. Изменения названий признаков предметов и действий.

Научатся:

  • находить однокоренные слова;
  • изменять слова по числам и по «командам» вопросов;
  • находить окончание в словах;
  • решать орфографические задачи на основе знания о единообразном написании корней в родственных словах и формах одного слова;
  • подбирать проверочные слова для названий предметов.

Учимся решать главные орфографичес-кие задачи в корне слова

Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова. Обучение подбору проверочных слов. Как искать проверочные слова для корня? Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова. Буквы на месте непроизносимых согласных звуков. Работа над непроверяемыми написаниями.

Сочиняем, пересказываем, рассказываем.

Научатся:

  • анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово;
  • подбирать проверочные слова;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • применять приём письма с «окошками»;
  • определять вид орфограмм;
  • разграничивать проверяемые и непроверяемые написания;
  • создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике.

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова)

Повторение изученного о строении слов. Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание». Введение понятий «приставка» и «суффикс».

Значение, употребление и написание приставок. Разграничение приставок и предлогов. Значение, употребление и написание суффиксов. Знакомство со способом действия при анализе состава слова. Знакомство с культурой переноса слов. Разбор слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов.

Двойные согласные на границе частей слов. Обучение выбору разделительного знака.

Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова. Написание словесных картин. О значении, строении и происхождении слов.

Научатся:

  • выделять значимые части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
  • осознанно и правильно употреблять суффиксы и приставки;
  • правилу написания удвоенных согласных на границе частей слова;
  • находить в словах «нулевое» окончание;
  • выполнять разбор слова по составу;
  • выполнять словообразовательный разбор;
  • правильно употреблять разделительный знак;
  • выбирать лучшее слово на основе лингвистического эксперимента;
  • составлять словесные картины о значении, строении и происхождении слов.

Планируемые результаты освоения.

      В  результате  изучения  курса русского языка  у  выпускников  2 класса будут  сформированы  предметные знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные,  регулятивные,  познавательные  и  коммуникативные  универсальные  учебные  действия  как  основа  умения  учиться.

  1. Личностные универсальные учебные действия.

У второклассника будут сформированы:

  • первичное представление о русском языке как языке его страны;
  • осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.

Второклассник получит возможность для формирования:

  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развитие коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
  • познавательного интереса к русскому языку;
  • сознательного отношения к качеству своей речи.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник  научится:

  • принимать учебную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
  • действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации:  речь учителя, учебник и т.д.;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
  • использовать речь для регуляции своих действий;
  • оценивать свои достижения.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, принимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Ш. Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник  научится:

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную  в явном виде;
  • самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
  • владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
  • строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
  • делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

IV. Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник  научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
  •  задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
  • поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.);
  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
  • осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответсвующие языковые средства.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей
  • принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
  • создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка.

V. Предметные результаты

Общие результаты освоения программы:

  • второклассники овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о норме литературного языка и правилах письма;
  • ученики освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
  • обучающиеся приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

  1. В области речи, речевой деятельности

Второклассник  научится:

  • участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения;
  • создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов;
  • соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
  • под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;
  • самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;
  • понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;
  • замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;
  • участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;
  • при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
  • строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения;
  • понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что?– в ясных случаях, при её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;
  • использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их;
  • подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки);
  • проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на памятку);
  • создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку);

Второклассник  получит возможность научиться:

  • вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;
  • слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;
  • создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи;
  • соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
  • самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;
  • самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);
  • отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;
  • создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
  • среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;
  • по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;
  • редактировать, улучшать собственные тексты.

  1. В области фонетики и графики

Второклассник  научится:

  • различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;
  • сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции);
  • объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й,]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й,] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);
  • проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й,]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;
  • правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;
  • проводить полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции).

  1. В области лексики

Второклассник  научится:

  • понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;
  • объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;
  • выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;
  • замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.

  1. В области словообразования (морфемики)

Второклассник  научится:

  • выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;
  • подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;
  • осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);
  • понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;
  • классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);
  • замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;
  • конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;
  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.

  1. В области морфологии

Второклассник  научится:

  • различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;
  • узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т.п.;
  • изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др. – без терминов) для решения орфографических задач.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).

  1. В области синтаксиса и пунктуации

Второклассник  научится:

  • отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);
  • различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске);
  • различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  • характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;
  • находить в тексте предложения разных видов;
  • отличать текст от группы предложений, объяснять различие;
  • правильно оформлять границы предложений;
  • ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • строить предложения разных видов;
  • замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;
  • наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;
  • замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».

  1. В области орфографии

Второклассник  научится:

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;
  • осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;
  • применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);
  • грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;
  • соблюдать изученные правила переноса слов;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника;
  • использовать приём письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен;
  • проверять написанное;
  • списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • обнаруживать значительную часть орфограмм текста;
  • замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости: лезть, кость);
  • оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;
  • эффективно осуществлять проверку написанного.

Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов, из расчёта 5 часов в неделю.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов, из расчёта 5 часов в неделю. Из них количество часов для проведения контрольных работ – 9.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Виды и формы контроля

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Всего

Контрольные,

самостоятельные работы, развитие речи

I.

ЗНАЕМ – ПОВТОРИМ, НЕ ЗНАЕМ - УЗНАЕМ

21

1/1/0

1.

Поговорим об ушедшем лете

1

-

Фронтальный опрос

Рассматривают учебник, его обложку, страницы, выявляют новые условные обозначения, обмениваются впечатлениями об отдыхе, сравнивают и выбирают слова со значением оценки, отбирают материал для своих рассказов, моделируют предложения. Исправляют предложения мальчика-иностранца, вносят уточнения в текст, объясняют изменения. Пользуются знаниями об «опасных местах» и изученными правилами для исправления ошибок, аргументируют исправления. Обнаруживают в записи «опасные места», планируют процесс списывания и действуют по плану. Выполняют основные требования к речи и речевому поведению.

03.09.

2.

О нашей речи

1

-

Текущий контроль

04.09.

3.

Что ты знаешь о словах

2

-

Фронтальный опрос

Сравнивают, классифицируют слова по их назначению, осознавать недостаток знаний. Читают материал учебника для получения информации, употребляют в речи новый термин,  ставят вопросы к словам, распознают слова, называющие предметы по освоенным признакам, ведут рассуждения, делают умозаключения.  

05.09.

4.

Словарная работа

06.09.

5.

Будем говорить понятно

2

-

Фронтальная работа

Анализируют качество устной речи: ясность, внятность. Систематизируют информацию о звуках, анализируют звуки, модели, добавляют в модель недостающие значки, характеризуют звуки и классифицируют их.

07.09.

6.

Фонетический разбор

10.09.

7.

Может ли быть непонятной письменная речь?

1

-

Текущий контроль

Определяют границы предложений при зрительном восприятии текста, передают их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Создают словесную картину, разыгрывают ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывают и пишут под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действий.

11.09.

8.

Стартовая диагностика (диктант)

1

1

Диктант

Применяют полученные знания, выявляют их возможную недостаточность, запрашивают и используют дополнительную информацию.

20.09.

9.

Работа над ошибками

1

-

-

Оценивают свои достижения, выполняют работу над ошибками.

12.09.

10.

Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?

4

-

Фронтальная беседа

Наблюдают за использованием ь между двумя согласными, выявляют закономерность, делают умозаключение, предполагают правило письма. Читают материал учебника, проверяют и уточняют информацию, пользуются новой информацией при письме. Анализируют позицию мягкого согласного звука и выбирают написание. Классифицируют и группируют слова в зависимости от написания. Анализируют написание слов и расширяют знания об «опасных  местах», систематизируют их в таблице, пользуются составленной таблицей как справочником при письме, используют приобретённые знания при списывании и письме под диктовку, передают знания другим.

Разграничивают орфограммы на изученные правила и неизученные. Пользуются словарём учебника, выбирают в нём слова по заданным признакам. Наблюдают за использованием слов в текстах, за их ролью, значением и написанием, накапливают опыт использования слов для повышения точности речи.

13.09.

11.

-

Фонетический разбор

14.09.

12.

-

Текущий контроль

17.09.

13.

-

Фронтальный опрос

18.09.

14.

За какими буквами прячется звук [й’]?

4

-

Фронтальный опрос

Анализируют позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,], осмысливают информацию, представленную в моделях, уточняют знания о способах обозначения звука [й,], вносят дополнения в модели. Выявляют недостаток знаний. Наблюдают за звучанием и написанием слов, делают вывод о правиле письма. Читают материал учебника, проверяют и уточняют вывод. Дополняют известные способы действия новым; осуществляют и контролируют выбор нужного способа обозначения звука [й,]. Понимают функцию разделительных ь и ъ, накапливают опыт их использования. Классифицируют и группируют слова с ь и ъ, проверяют написанное.

Обобщают и систематизируют знания о способах обозначения звука [й,], применяют полученные знания при письме.

19.09.

15.

-

Выборочный диктант

21.09.

16.

-

Текущий контроль

24.09.

17.

-

Словарная работа

25.09.

18.

Обобщение

3

-

Текущий контроль

Словарный диктант

Различают звуки и буквы, соотносят их. Решают фонетико-графические задачи. Выбирают правильное решение, осуществляют взаимо- и самоконтроль, определяют задания, которые вызывают затруднения, планируют действия при письме под диктовку и осуществляют их. Моделируют предложения и работают с моделями.

26.09.

19.

-

27.09.

20.

-

28.09.

21.

Проверочная работа. Подведём первые итоги.

1

1с.р.

Самостоятельная работа. Тест.

Применяют полученные знания, выявляют их возможную недостаточность, запрашивают и используют дополнительную информацию.

01.10.

II.

ГЛАВНЫЕ ОПАСНОСТИ ПИСЬМА. КАК ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК

24

1/1/2

22.

Новое научное слово - орфограмма

1

-

Текущий контроль

Сравнивают естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленяют неверно обозначенный звук, объясняют ошибку. Формулируют (с опорой на модель) способ действия при при выборе буквы, выполнять нужные действия.

02.10.

23.

Орфограммы безударных и ударных гласных

1

-

Фронтальный опрос

«Переводят» звуковые запии слов в буквенные, анализируют и классифицируют слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой.

03.10.

24.

Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных

1

-

Выборочный диктант

Различают правильное и неправильное написание слов, проверяют написанное. Применяют правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверяют собственные записи.

04.10.

25.

Когда согласным можно доверять?

2

-

Письмо с комментированием

Обобщают и систематизируют сведения о непарных по глухости-звонкости согласных, различают парные и непарные, делают выводы о наличии  или отсутствии орфограмм. Классифицируют слова в зависимости от характера последнего звука, выбирают слова с указанными видами орфограмм.  Сравнивают ранее полученные знания с новыми, уточняют и дополняют сведения, находят слова с разными орфограммами, оперируют признаками, отличают орфограммы от «не орфограмм», определяют количество главных орфограмм, рассказывают о своих наблюдениях и сделанных выводах, моделируют их, обосновывают, используют новые термины. Осмысливают обобщения, представленные в схематичной (алгоритмичной) форме, оформляют их словесно.

05.10.

26.

-

Текущий контроль

08.10.

27.

Закрепление изученного

1

-

Тест

Решают некоторые орфографические задачи, применяют при письме известные правила, обобщать их, проверяют написанное и вносят коррективы.

09.10.

28.

Учимся записывать орфографические задачи

1

-

Фронтальный опрос

Находят на слух и зрительно места на изученные правила, применяют их; обнаруживают другие орфограммы, обращаются к словарю учебника для решения задач, находят в них нужные слова, задают вопросы о написании слов.

10.10.

29.

Обращаемся в орфографическое «справочное бюро»

1

-

Словарная работа

11.10.

30.

Учимся писать без ошибок

2

-

Текущий контроль

Находят на слух и зрительно места на изученные правила, применяют их; обнаруживают другие орфограммы, Регулируют свои действия при списывании, письме под диктовку, проверке написанного, оценивают свои действия.

12.10.

31.

-

Письмо с комментированием

15.10.

32.

Орфографические задачи, которые легко решать

2

-

Самостоятельная работа. Тест

Анализируют написание слов, выявляют закономерности, делают умозаключения  о правилах письма. Выводят способ действия при решении некоторых орфографических задач, начинают использовать полученные знания, обобщают и систематизируют их, пишут с «окошками» и решают задачи освоенными способами.

16.10.

33.

1с.р.

17.10.

34.

Знаю или не знаю? Пишу или…?

3

-

Выборочный диктант.

Текущий контроль

Анализируют памятку 4, сравнивают известный способ действия с новым, находят отличия. Планируют действия при письме по памятке 4 и действуют по плану. Пользуются орфографическим словарём учебника, решают с его помощью орфографические задачи. Используют новый способ письма в своей письменной речи. Уточняют по словарям значение и произношение слов.

18.10.

35.

-

19.10.

36.

-

22.10.

37.

Бывает ли буква одна, а орфограммы две?

1

-

Фонетический разбор

Формулируют способ действия при выборе буквы, выполняют нужные действия. Планируют решение задачи письма. Обобщают правила русской графики.

23.10.

38.

 Проверяем себя

3

-

Самостоятельная работа

Обнаруживают орфограммы, различают их, пишут, оставляя «окошки». Проверяют свои умения, составляют проверочные работы для одноклассников, обобщают полученные знания, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

24.10.

39.

-

Текущий контроль

25.10.

40.

-

Словарная работа

26.10.

41.

Научим друг друга

1

1 р.р.

Творческая работа «Составляем рецепты»

Анализируют структуру кулинарного рецепта, определяют особенности текста, учитывают их при создании своего рецепта. Конструируют рецепты из готовых элементов. Действуют по памятке 4, разграничивают решаемые и пока не решаемые задачи, пользуются приёмом письма с «окошками».

29.10.

42.

Контрольный диктант

1

1

Диктант с грамматическим заданием

Применяют полученные знания, выявляют их возможную недостаточность, запрашивают и используют дополнительную информацию.

30.10.

43.

Работа над ошибками

1

-

Тематический контроль

Анализируют и оценивают свои достижения и трудности. Выполняют работу над ошибками.

31.10.

44.

Пробуем сочинять загадки

2

-

Творческая работа «Сочиняем загадки»

Анализируют «устройство» загадок, сравнивают тексты,  преобразовывают некоторые в загадки, подбирают сравнения, рифмы, коллективно сочиняют загадки, записывают их, используя приём письма с «окошками». Сотрудничают в коллективной и парной работе.

01.11.

45.

1р.р.

02.11.

III.

ВЫРАЖАЕМ МЫСЛИ И ЧУВСТВА (ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ)

11

1/0/0

46.

Как мы строим предложения?

3

-

Словарный диктант

Осознают назначение предложений, наблюдают за выделением предложений в устной речи, сравнивают его со способами обозначения границ предложения в письменной речи. Воспринимают информацию на слух, выделяют новые сведения. Анализируют неудачно построенные предложения, выявляют причины погрешностей и их следствие. Осмысливают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную. Читают информацию учебника, выделяют новую. Находят границы предложений по освоенным признакам. Формулируют мысли и записывают предложения. Отличают предложения от набора слов, аргументируют решение, опираясь на признаки предложения. Используют знания о требованиях к предложению, конструируют предложения из слов, определяют, о чём и что будет говориться в предложении, выбирают вариант построения предложения, осознают порядок действий при составлении предложений, упражняются в нём. Сотрудничают с одноклассниками, работая в парах и коллективно.

12.11.

47.

-

Фронтальный опрос

13.11.

48.

-

Текущий контроль

14.11.

49.

Какие бывают предложения?

3

-

Выборочный диктант

Читают текст, определяют явление по его описанию; находят предложение по указанным признакам, объясняют назначение и особенности каждого. Воспринимают при чтении или на слух новую информацию, соотносят её с прочитанными предложениями, характеризуют предложения, подводят под понятие. Анализируют материал, находят различные предложения, объясняют, с какой целью они говорились. Определяют разновидность предложения, пользуются терминами, выявляют недостающий вид предложения составляют его, выбирают предложения нужных видов, действуют по памятке списывания. Сравнивают предложения по интонации, выявляют различие, дополняют знания о предложении, обобщают полученную информацию, осмысливают её представление в модели.

Характеризуют предложения по двум параметрам, сравнивают их, соотносят интонацию со знаками препинания, определяют интонацию по смыслу предложений, передают её в устной и письменной речи, оформляют предложения при письме.

15.11.

50.

-

Текущий контроль

16.11.

51.

-

Словарная работа

19.11.

52.

Как спросишь – так и отвечу

1

-

Текущий контроль

Наблюдают за интонацией вопросительных предложений, выразительно их произносят, выделяют специальные вопросительные слова, выбирают с учётом этих слов точные ответы, самостоятельно строят такие ответы.  Объясняют взаимосвязь между вопросом и ответом на основе информации учебника, составляют различные вопросы, конструируют ответы на них и оценивают соответствие. Сотрудничают, работая в парах, используют приобретённые умения в речевой практике.

20.11.

53.

Отвечаем на вопрос «Почему?»

1

-

Фронтальный опрос

Анализируют построение ответов на вопрос «почему?», обсуждают информацию, представленную в модели, переводят её в словесную форму. Конструируют ответы на вопрос «почему?» разными способами, самостоятельно строят ответы.

21.11.

54.

Предлагаем, просим, желаем

1

-

Словарная работа

Вычленяют предложения из текста, анализируют их по освоенным признакам, выделяют предложения указанного вида, классифицируют их с точки зрения выражаемого значения, находят ключевые слова; подводят конкретные предложения под понятия, аргументируют решение, группируют предложения по заданным признакам, произносят предложения с различной интонацией, варьируя её, понимают связь смысла и интонации. Осознано пользуются побудительными предложениями в речи, используют слово «пожалуйста», грамотно записывают с ним предложения. Наблюдают за построением предложений-пожеланий, по аналогии создают свои.

22.11.

55.

-

Текущий контроль

23.11.

56.

Закрепление изученного

1

-

Тест

Составляют различные предложения, используют их при письме записок. Вычленяют предложения из потока речи, определяют их виды по цели и интонации, обобщают полученные знания о предложении, строят монологические сообщения на основе изученного. Конструируют различные предложения. Анализируют их, создают свои. Используют разные предложения в письменной речи и грамотно оформляют их.

26.11.

57.

Контрольное списывание

1

1

Контрольное списывание

 Применяют полученные знания на практике. Списывают текст каллиграфически правильным почерком.

27.11.

IV.

ХОЧУ СКАЗАТЬ БОЛЬШЕ (ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ)

13

1/1/4

58.

А если одного предложения мало?

1

-

Фронтальный опрос

Читают предложение и обсуждают его смысл, предполагают возможное продол-жение, соотносят предложение с предъяв-ленным вариантом продолжения. Критичес-ки оценивают их соответствие, выбирают нужное; анализируют и выявляют условие связности предложений. Воспринимают на слух или при чтении новую информацию, выделяют термин и признаки понятия. На основе признаков текста различают предло-жение и текст, текст и набор предложений.

28.11.

59.

Тема и основная мысль текста

1

-

Словарная работа

Анализируют устройство игрушки «пирамидки», сравнивают его с устройством текста, делают умозаключение о строении текста и его признаках. Осваивают термины «тема» и «главная мысль», наблюдают за раскрытием темы и развитием мысли в тексте, находят предложения, отражающие тему, главную мысль; сравнивают заголовки с точки зрения темы и главной мысли, выбирают более точный, придумывают свой.

29.11.

60.

Как сделать текст хорошим?

1

-

Письмо с комментированием

Анализируют тексты, определяют цель их создания, выявляют недостатки, выводят требования к хорошему тексту, проверяют и уточняют свои выводы на основе учебника. Конструируют текст, редактируют его.

30.11.

61.

От слов к тексту

2

1 с.р.

Самостоятельная работа

Оценивают тексты с точки зрения сформулированных требований. Осознают  назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста и внесения правки. Исправляют «чужие» тексты, озаглавливают их с разных точек зрения, создают собственные, проверяют и редактируют  написанное с точки зрения темы и основной мысли.

03.12.

62.

-

Текущий контроль

04.12.

63.

Составляем и пишем диктанты

3

-

Творческая работа «Составляем и пишем диктанты»

Осознают  назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста и внесения правки. Исправляют «чужие» тексты, озаглавливают их с разных точек зрения, создают собственные, проверяют и редактируют  написанное с точки зрения темы и основной мысли. Наблюдают за развитием мысли в тексте, восстанавливают нарушенную последовательность предложений,  выявляют роль первого и последнего предложений, конструируют тексты, озаглавливают их, составляют свои, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

05.12.

64.

-

06.12.

65.

-

07.12.

66.

Контрольный диктант

1

1

Диктант

Выполняют действия необходимые при письме под диктовку, осуществляют самоконтроль, вносят исправления.

10.12.

67.

Учимся письменному пересказу

2

2 р.р.

Творческий пересказ

Воспринимают тест на слух, анализируют содержание. Читают текст, уточняют детали содержания, последовательность событий, проводят языковой анализ. Письменно воспроизводят текст, выявляют орфограммы, разграничивают решаемые и пока не решаемые орфографические задачи. пишут с «окошками». Проверяют написанное с точки зрения орфографии, оценивают и редактируют свой текст.

11.12.

68.

12.12.

69.

Рассказываем сами и обобщаем

2

2 р.р.

Творческая работа «Сочиняем сказку»

Анализируют рассказ писателя о книге, высказывают своё отношение, рассказывают о прочитанных книгах, записывают свои мысли. Обобщают полученные знания о предложении и тексте, обсуждают высказывания персонажей, выражают своё мнение, участвуют в общей беседе, соблюдают правила общения.

13.12.

70.

14.12.

V.

РАЗМЫШЛЯЕМ О СЛОВАХ (ЗНАКОМСТВО С РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ И КОРНЕМ)

10

0/0/3

71.

Что в слове главное?

1

-

Словарный диктант

Наблюдают за значениями слов, выявляют зависимость произношения и написания слов от их значений, делают умозаключения о важности понимания значения слов, сравнивают сделанные выводы с информацией в учебнике, рассказывают о сделанных обобщениях. Объясняют значения слов, выбирают слова с учётом смысла текста.

17.12.

72.

Собираем родственников

1

-

Фронтальный опрос

Предполагают значения сочетания «родственные слова», высказывают своё мнение, анализируют слова, оценивают суждение персонажа. Читают информацию учебника, уточняют своё представление о родственных словах, выявляют опознавательные признаки таких слов, группируют слова по опознавательным признакам, находят «лишние». Знакомятся с определением понятия «корень», выводят способ действия для нахождения корня, осваивают его.

18.12.

73.

Закрепление

1

-

Текущий контроль

Подбирают родственные слова, группируют их, находят «лишнее» слово. Наблюдают за единообразием написания корней, получают информацию об этом из учебника. Используют знание «секрета» корней при письме, пользуются словарём учебника для решения орфографических задач.Наблюдают за наличием других частей в словах.

19.12.

74.

Урок-практикум

1

-

Тест

20.12.

75.

Создание текста по готовому началу

1

1 р.р.

Творческая работа

Определяют основную мысль текста, представляют рисуемую картину, словами рисуют её, раскрывают выраженную главную мысль, выбирают для этого слова, улучшают и проверяют написанное.

21.12.

76.

Скоро Новый год!

1

-

Словарная работа

 Анализируют и критически оценивают высказывания персонажа, исправляют ошибку в построении слов, объясняют причину ошибки, делают вывод о необходимости изменения слов, сравнивают его с информацией в учебнике. Выявляют новые сведения об окончании, рассуждают о необходимости окончаний в языке.Изменяют слова, составляют с ними предложения.

24.12.

77.

Изложение

2

-

Текущий контроль

Читают текст, выделяют предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдают за развитием мысли, построением предложением, их связью и выбором слов. Воспроизводят текст, проверяют и совершенствуют написанное.

25.12.

78.

-

26.12.

79.

Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний

2

2 р.р.

Творческая работа

Составляют поздравления, пожелания, вспоминают о подготовке к празднику, слушают рассказы других, обмениваются с одноклассниками своими планами.

27.12.

80.

28.12.

VI.

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗМЫШЛЯТЬ О СЛОВАХ (ЗНАКОМСТВО С ИЗМЕНЕНИЯМИ СЛОВ, С ОКОНЧАНИЕМ)

8

1/0/1

81.

Однажды… Рассказ о зимних каникулах

1

1 р.р.

Творческая работа

Обмениваются впечатлениями о каникулах. Планируют содержание текста, обдумывают его по памятке «Текст». Письменно излагают свои мысли. Проверяют и редактируют написанное.

82.

Повторение изученного о словах

1

-

Словарная работа

Отвечают на вопросы по изученному материалу, проверяют и уточняют ответы, находя нужные сведения в учебнике.

Читают текст, определяют своё отношение к персонажу, выражают его в заголовке. Находят в тексте родственные слова, обосновывают решения.

83.

Вспомним и узнаем новое

1

-

Фронтальный опрос

Находят в тексте изменения одного и того же слова, выделяют изменяемую часть, осознают различие окончаний при сходстве других частей как опознавательный признак изменений слова. Объясняют смысл названия «окончание-невидимка». Находят в тексте родственные слова и  предполагают их другое название: однокоренные, проверяют предположение по учебнику. Разграничивают и группируют изменения слов и однокоренные слова.

84.

Знакомство  синонимами, их отличие от однокоренных слов

1

-

Текущий контроль

Сравнивают слова по значению, группируют близкие по значению. Читают информацию в учебнике, выявляют научные названия этих слов. Находят в тексте синонимы, разграничивают синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и изменения слов. Наблюдают за точным выбором слов в тексте, выделяют главную мысль текста, озаглавливают его. Обобщают изученное о словах, передают информацию другим.

85.

Изменение названий предметов по числам

1

-

Тест

Сравнивают изменения слова, выделяют корень и окончание, находят в тексте учебника новые сведения об изменениях слов, осознают смысл терминов «единст-венное число», «множественное число». Определяют число, в котором употреблено слово, изменяют слова по числам, осознают изменение значений, обнаруживают орфограммы, наблюдают за действием «секрета» корней.

86.

Изменение названий предметов по «командам вопросов»

1

-

Фронтальный опрос

Конструируют предложения, вставляя по смыслу нужные слова, замечают изменения слов, выделяют окончания. Читают инфор-мацию учебника, вычленяют требуемые сведения. Обобщают знания об изменениях слов, строят монологическое высказывание.

87.

 Изменения названий признаков, предметов и действий

1

1

Контрольное списывание

Осознают смысл текста, соотносят слова текста с изученными группами слов, находят названия предметов и названия их призна-ков, наблюдают за изменением зависимых слов,  изменяют слова по командам вопро-сов. Из учебника получают сведения о неизменяемых названиях предметов, осоз-нают отсутствие в них окончаний. Знакомят-ся с понятием «антонимы», подбирают антонимы к словам. Обнаруживают в тексте орфограммы, квалифицируют их как освоенные и неосвоенные, списывают текст, на месте вторых оставляют «окошки».  

88.

Чему учиться дальше?

1

-

Фронтальный опрос

Обобщают сведения об орфограммах, решают орфографические задачи с помощью словаря, используют знание написания корня слова для выбора букв в однокоренных словах. Осмысливают понятие «правило», систематизируют изученные, констатируют незнание способа действия для обозначения орфограмм в корне, списывают текст, оставляя «окошки» на месте этих орфо-грамм. Читают название темы и предпола-гают содержание дальнейшей работы.

VII.

УЧИМСЯ РЕШАТЬ ГЛАВНЫЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В КОРНЕ СЛОВА

45

2/2/9

89.

Слова-подсказки – какие они?

1

-

Фронтальный опрос

Сравнивают и классифицируют  слова; читают информацию учебника, находят ответ на заданный вопрос, используют новые термины, осознают признаки проверяемых и проверочных слов, подводят конкретные слова под эти понятия. Осмысливают графи-ческие способы обозначения, с их помощью объясняют написание слов. Распознают про-верочные и проверяемые слова, группируют их. Знакомятся с основными способами дей-ствия для подбора проверочных слов. Выби-рают слова по заданным признакам, находят в них корень, наблюдают за выбором букв, доказывают его правильность.

90.

Подбираем проверочные слова для названий предметов

4

-

Текущий контроль

Изменяют слова, наблюдают за единооб-разием букв в корнях, выводят способ действия для определения правильной буквы, соотносят его с моделью, обсуждают информацию, представленную в схематич-ной форме, переводят модель в словесную форму, применяют способ действия на практике, аргументируют решение, обсужда-ют выбор решения с одноклассниками, участвуют в групповой и парной работе.

91.

-

Выборочный диктант

92.

-

Словарная работа

93.

-

Фронтальный опрос

94.

Закрепление

1

1 с.р.

Самостоятельная работа

Выявляют недостаточность имеющихся спо-собов действия, на основе анализа и сравне-ния слов, «чтения» моделей открывают но-вые способы действия. Осознают возмож-ность применения нескольких способов ре-шения орфографической задачи, выбирают один из них, пользуются взаимопроверкой слов.

95.

От значения слова к правильной букве

2

-

Словарная работа

Объясняют значения слов с помощью однокоренного, осознают это действие как способ выяснения нужной буквы. Обобщают приобретённые знания, применяют их в процессе письма, проверяют написанное, исправляют «чужие» ошибки, обосновывают исправления, осуществляют взаимо- и самоконтроль при письме.  

96.

-

97.

Как узнать буквы корня в названиях действий

3

-

Текущий контроль

Разграничивают группы слов, распростра-няют известные способы подбора провероч-ных слов, принадлежащих к одной группе, на другую, используют знания в новых усло-виях. Анализируют памятку «Как писать без ошибок?», дополняют её новыми сведения-ми, осознанно действуют при письме, выпол-няя последовательность необходимых операций.

98.

-

Фронтальный опрос

99.

-

Письмо с комментированием

100.

Диктант

1

1

Диктант

Применяют полученные знания.

101.

Работа над ошибками

1

-

Анализируют и оценивают свои достижения и трудности.

102.

Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов

2

-

Письмо с комментированием

Разграничивают группы слов, используют знания в новых условиях. Анализируют памятку «Как писать без ошибок?», допол-няют её новыми сведениями, осознанно действуют при письме, выполняя последова-тельность необходимых операций.

103.

-

104.

Снова о значении слова

1

-

Словарный диктант

Соотносят значение слова и его написание, объясняют значения слов, выбирают букву в зависимости от значения.

105.

Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова

4

-

Текущий контроль

Систематизируют способы подбора прове-рочных слов, представляют их в таблице, сравнивают полученный вариант с вариан-том учебника, формулируют способ дейст-вия при выборе буквы на месте орфограмм корня. Различают проверочные и проверяе-мые слова, соотносят их между собой, нахо-дят ошибки в подборе проверочных слов, аргументируют решение.Решают орфографи-ческие задачи, не решённые ранее, осознают прирост своих знаний и умений.

106.

-

107.

-

Словарная работа

108.

-

109.

Обобщаем и стараемся писать без ошибок

3

-

Текущий контроль

Обобщают сведения о способах подбора проверочных слов для орфограмм корня, оценивают свои достижения. Пользуются приобретёнными умениями для решения различных орфографических задач, распо-знают уже решаемые орфографические задачи и ещё не решаемые,  классифицируют такие слова. Составляют и записывают предложения, списывают тексты и пишут под диктовку, выполняют при этом все освоенные способы действия.

110.

1 с.р.

Самостоятельная работа

111.

-

Фронтальный опрос

112.

Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка»)

2

2 р.р.

Изложение

Наблюдают за строением текста, за разви-тием мысли, выявляют последовательность его частей, соотносят их с соответствующи-ми заголовками, располагают заголовки в порядке следования частей, по частям пись-менно воспроизводят текст, устно рассказы-вают всю историю. При письме применяют приобретённые умения, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

113.

114.

Буква на месте звука, которого нет

3

-

Текущий контроль

Читают текст, вслушиваются в звучание слов, фиксируют звуки условными значками, сравнивают звуки и буквы. Исследуют мате-риал, выявляют возможность разного обо-значения буквами одного и того же сочета-ния звуков. Делают умозаключение о нали-чии орфограммы на месте выявленных зву-ковых сочетаний. Воспринимают на слух или при чтении новые сведения, термины. Применяют ранее приобретённые знания о способах решения орфографических задач корня в новых условиях. Осмысливают вы-полненный способ действия, проверяют его правильность по учебнику, пользуются им для обозначения выделенных звуковых соче-таний буквами. Обращаются к словарю для выяснения букв на месте непроверяемых ор-фограмм. Классифицируют и группируют слова в зависимости от написания. Опознают новый освоенный вид орфограмм, обнаружи-вают соответствующие слова в предложени-ях и текстах.

115.

-

Словарная работа

116.

-

Комментированное письмо

117.

Закрепление изученного

1

-

Творческая работа

Самостоятельно подбирают слова с новой орфограммой, классифицируют их по возможности подбора проверочного слова.

118.

Когда командует словарь

1

-

Словарная работа

Осознают наличие в языке слов с проверяе-мыми и непроверяемыми орфограммами в корне, осмысливают сущность понятия «не-проверяемые орфограммы» и необходимость при встрече с ними обращаться к словарю. Различают слова с проверяемыми и непро-веряемыми орфограммами, классифицируют и группируют их, пользуются словарём учеб-ника для решения задач на месте непроверя-емых орфограмм. Читают в учебнике и вос-принимают на слух информацию о проис-хождении некоторых слов, делают вывод о возможности определяют буквы непроверя-емых орфограмм в отдельных словах по истории появлении слова в языке, делают умозаключение о пользе знаний о происхож-дении слов. Решают орфографические зада-чи всеми освоенными способами, аргументи-руют решение. Пересказывают другим исто-рии происхождения слов.

119.

Звук один, а букв две

1

-

Текущий контроль

Сравнивают звуки и буквы, узнают новые термины, запоминают слова с удвоенными согласными в корне слова, рассказывают о происхождении слов с удвоенными согласными.

120.

Закрепление изученного

1

-

Фронтальный опрос

Объясняют значения слов, наблюдают за взаимосвязью между значением слова и его написанием, сравнивают слова по значению и написанию. Объединяют и группируют их. Расширяют знания о переносе слов со строки на строку, различают слова, которые можно и нельзя перенести. Работают с орфографи-ческим словарём учебника, выбирают в нём слова по указанным признакам, списывают их и стараются запоминать написание.

121.

Урок-практикум

1

-

Выборочный диктант

122.

Подведём итоги

2

-

Фронтальный опрос

Проверяют свои умения, классифицируют и группируют слова по орфограммам, анализи-руют предложенные варианты проверки безударных гласных в корне слова, оценива-ют их, предлагают свои, решают орфографи-ческие задачи всеми освоенными способами, в том числе, обращаясь к словарю. Прове-ряют написанное, выполняя необходимый способ действия, исправляют обнаруженные ошибки, объясняют исправления. Читают текст, находят в словах орфограммы, дока-зывают выбор букв на их месте. Списывают и пишут под диктовку, осуществляют само-контроль в процессе письма и на этапе проверки, вносят исправления.

123.

-

Словарная работа

124.

Диктант

1

1

Диктант

Применяют полученные знания на практике.

125.

Работа над ошибками

1

-

Обнаруживают свои ошибки, заново решают орфографические задачи, исправляют ошибки, понимают и объясняют их причины.

126.

Учимся писать поздравления

1

1 р.р.

Творческая работа

Анализируют поздравления, составленные детьми, выражают своё отношение к ним, выбирают особо понравившиеся, объясняют свою оценку. Создают свои поздравления, выбирают для них слова, выражения, конструкции предложений, пожелания, грамотно оформляют тексты.

127.

Изложение с выбором заголовка («Спасён!»)

1

1 р.р.

Изложение

Читают тексты, понимают их смысл, в том числе заложенный в подтексте, выбирают более точный заголовок или придумывают свой,  наблюдают за развитием мысли, построением предложений, их связью, отбором слов. Пишут изложения, проверяют и редактируют написанное.

128.

Изложение «Подарок маме»

2

2 р.р.

Изложение

129.

130.

Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики

 

2

-

Текущий контроль

Анализируют предложения, определяют тему и выражаемую мысль каждого, распре-деляют предложения по двум темам, вос-станавливают структуру отрывков, конст-руируют два текста, пересказывают один устно, а другой – письменно. Слушают и оценивают пересказы одноклассников, про-веряют  и улучшают свой написанный текст.

131.

1 р.р.

Творческая работа «Словесные зарисовки»

132.

Вот и весна!

1

1 р.р.

Словесное рисование

Читают словесные картинки и деловые сооб-щения, составленные детьми, находят достоинства и недостатки в построении текстов, устраняют погрешности; проверяют с точки зрения орфографии, исправляют орфографические ошибки. Осознают  глав-ную мысль, выраженную в заголовке и пер-вом предложении текста, раскрывают её, со-здавая свою словесную картинку; проверяют и улучшают написанное.

133.

Совершенствование речевых и орфографических умений

2

-

Текущий контроль

Читают предложения, выделяют в них глав-ные сведения, преобразовывают предложе-ния в телеграммы. Развёртывают представ-ленную телеграмму в полное предложение, конструируют и записывают его. Создают тексты разных жанров: поздравления, записки, проверяют и совершенствуют их.

134.

1 р.р.

Творческая работа

VIII.

КАК УСТРОЕНЫ СЛОВА?

30

2/2/1

135.

Что я знаю о словах?

1

-

Словарный диктант

Обсуждают ранее изученные сведения, рабо-тают в паре, отвечают на вопросы учебника, проверяют ответы друг друга, пользуются материалами учебника для уточнения выска-занных мыслей или их проверки. Сравнива-ют рассуждения персонажей, высказывают своё мнение, аргументируют его. Проверяют выполнение заданий школьниками, оценива-ют их правильность. Находят в тексте слова по различным заданным признакам, списы-вают, выполняя нужные операции.

136.

Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с «нулевым» окончанием

1

-

 Текущий контроль

Наблюдают за изменениями слов, группиру-ют слова по указанным признакам, самостоя-тельно изменяют слова, выделяют оконча-ния, в том числе «нулевое», осваивают но-вый термин. Определяют состав и порядок действий для нахождения в слове окончания, сравнивают своё заключение со способом действия,  сформулированным в учебнике.

Различают изменения слов и однокоренные слова, группируют их. Читают текст, выявля-ют новые сведения, находят в тексте объяс-нение значения слова.

137.

Знакомься: другие части слов!

1

-

Фронтальный опрос

Конструируют слова из частей, наблюдают за значением и назначением частей слова, узнают новые сведения о незнакомых частях слова. Называют действия, представленные в изобразительной форме, наблюдают за изме-нением значения слов, соотносят эти измене-ния с заменой приставок.

138.

Словесный конструктор

1

-

Словарная работа

Выделяют в словах приставки, собирают «коллекцию» приставок русского языка, вно-сят их в свой справочник, наблюдают за на-писанием приставок, группируют их в зави-симости от используемой буквы гласного (о или а), запоминают написание. Конструиру-ют однокоренные слова с разными пристав-ками, обращаются к словарю для выяснения правильного ударения в некоторых словах.

139.

Разграничение приставок и предлогов

1

-

Фронтальный опрос

Находят слова с приставками, различают приставки и предлоги, формулируют прави-ло написания приставок и предлогов, осваи-вают способ действия, помогающий разли-чать их, и пишут, руководствуясь правилом.

140.

Значение, употребление и написание суффиксов

1

-

Текущий контроль

Наблюдают за значением суффиксов и их правописанием, собирают «коллекцию» суф-фиксов русского языка, классифицируют их в зависимости от групп слов, в которых они употребляются, а также значений, которые они вносят, группируют их и вписывают в справочник, запоминают их написание. Оп-ределяют слова по описанию значения и кон-струируют их с помощью суффиксов, нахо-дят в словах суффиксы, объясняют их роль.  

141.

Урок-практикум

1

1 с.р.

Самостоятельная работа

142.

Контрольное списывание

1

1

Контрольное списывание

Применяют полученные знания на практике.

143.

Как узнать строение слова?

2

-

Фронтальный опрос

Предполагают возможное строение слова, выявляют необходимый порядок действия для определения состава слова и выполняют его применительно к тому же слову; сравни-вают свои решения до знакомства с инфор-мацией и после него; делают вывод о необ-ходимости определённого способа действия для разбора слова по составу. Осваивают содержание действий и их последователь-ность для выполнения анализа строения слова. Оценивают правильность действий персонажа при разборе слова по составу, выявляют погрешности. Выполняют дейст-вия памятки «Как узнать строение слова?» при анализе слов, разбирают слова по соста-ву, доказывают решение. Осмысливают ин-формацию о культуре переноса слов со стро-ки на строку, представленную в модельной и словесной форме; стараются соблюдать эти правила. Работают в паре, совместно наблю-дают за строением слов, делают вывод о необходимости пользоваться способом дей-ствия, отражённым в памятке. Используют при письме умение определять состав слова, грамотно писать различные части слов.

144.

-

Выборочный диктант

145.

Разбор слова по составу

1

1 с.р.

Самостоятельная работа

146.

Новое об известных опасностях письма

2

-

Текущий контроль

Повторяют сведения о словах с удвоенными согласными в корне, анализируют слова, в которых удвоенные согласные можно объяс-нить строением слов; расширяют знания о правописании слов с удвоенными согласны-ми на стыке морфем. Разграничивают слова, в которых удвоенные согласные можно и нельзя объяснить строением слова, группи-руют слова по этому признаку. Характери-зуют строение слова по представленной мо-дели, группируют  и подбирают свои слова в соответствии с этими моделями. Пишут сло-ва с удвоенными согласными; где можно, объясняют написание.

147.

-

Фронтальный опрос

148.

Ь или Ъ?

2

Словарная работа

Группируют слова в зависимости от напи-санного разделительного знака (ь или ъ),  наблюдают за строением слов, соотносят наличие или отсутствие приставки с выбо-ром знака. Выводят правило использования разделительных знаков, формулируют его с опорой на модель, сверяют свой вывод с ин-формацией в учебнике. Осознают необхо-димость умения разбирать слова по составу для выбора нужного разделительного знака. Используют приобретённые знания и умения для решения орфографических задач. Обна-руживают орфограммы в словах, определяют их разновидности и решают орфографичес-кие задачи в разных частях слова.

149.

-

Текущий контроль

150.

Урок-практикум

1

-

Выборочный диктант

151.

Повторяем, готовимся к диктанту

4

-

Текущий контроль

Уточняют состав орфографических умений, необходимых для грамотного письма, систе-матизируют их. Упражняются в письме, при-меняя весь комплекс орфографических уме-ний. Проверяют «чужие» работы, выполняя необходимый способ действия; находят и исправляют ошибки, доказывают правиль-ность своего решения. Списывают текст по освоенной технологии, пишут под диктовку, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

152.

-

 Письмо с комментированием

153.

-

Тренировочная контрольная работа

154.

Контрольная работа

1

1

Итоговая контрольная работа

155.

Работа над ошибками

1

-

Тематический контроль

Обнаруживают, исправляют допущенные ошибки, объясняют их причины, планируют работу по их устранению (с учителем).

156.

Теперь я знаю и умею

2

-

Письмо с комментированием

Систематизируют полученные знания, оце-нивают свои достижения. Применяют полу-ченные знания при анализе текстов, их вос-произведении и создании собственных. Чи-тают текст, озаглавливают его с точки зре-ния темы, наблюдают за построением текста, развитием мысли от предложения к предло-жению, письменно пересказывают его, пере-давая содержание и грамотно оформляя за-пись. Рассуждают о необходимости знания орфографических правил и их применении, рассказывают о своих достижениях.

157.

-

Фронтальный опрос

158.

Как сказать лучше?

2

-

Словарная работа

Наблюдают за использованием средств язы-ка в текстах писателей, выясняют, какие ча-сти слова помогают авторам точнее переда-вать мысль, учатся выбирать приставки и су-ффиксы для повышения точности речи, кон-струируют предложения. С помощью инфор-мации в учебники осознают смысл слов «правильно» и «точно». Выявляют недостат-ки в использовании слов, объясняют их при-чины, редактируют детские высказывания. Создают свои словесные картины, выбирают наиболее точные слова, используют сравне-ния; записывают тексты, проверяют и редак-тируют их.

159.

-

Текущий котроль

160.

Написание словесных картин

1

1 р.р.

Творческая работа

161.

Я размышляю о словах своего языка

1

-

Текущий контроль

Исследуют ошибки малышей, выявляют за-ложенный в словах смысл, находят части слов, с которыми связаны погрешности, ис-правляют их. Размышляют над различными названиями предметов, населённых пунктов, улиц, переулков, предполагают их происхо-ждение. Собирают свою «коллекцию» «гово-рящих названий».

162.

1

-

IX.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД

8

0/0/2

163.

Перелистаем страницы

3

-

Тест

Анализируют строение и объясняют значе-ние слова «оглавление», находят в учебнике эту часть книги, выявляют её назначение. Рассматривают оглавление учебника, выде-ляют основные главы, вспоминают их содер-жание. Обращаются к отдельным страницам учебника, обсуждают их содержание, оцени-вают отдельные материалы учебника как интересные или неинтересные, важные или неважные, трудные или лёгкие. Формулиру-ют на основе страниц учебника вопросы к одноклассникам, проверяют их ответы, отвечают на вопросы других; участвуют в общей беседе, соблюдают правила речевого поведения. На основе словарей учебника готовят вопросы викторины, участвуют в её проведении. Пишут поздравления с окончанием учебного года, выбирают содержание и слова с учётом адресата.

Играют в слова и со словами, разгадывают кроссворды.

164.

-

Фронтальный опрос

165.

-

Текущий контроль

166.

Написание поздравлений с окончанием учебного года

2

2 р.р.

167.

168.

Викторины, игры в слова и со словами

3

-

169.

-

170.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 класс с учетом требований ФГОС УМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Содержит раздел "обучение письму" (по Канакиной)...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС ШКОЛА РОССИИ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторс...

Рабочая программа по Русскому языку 3 класс (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса к УМК "Школа России" (В.П.Канакина) с учетом ФГОС ( развёрнутая с УУД)...