Условие успешного обучения - активизация познавательной деятельности
методическая разработка по русскому языку

Моценко Елена Викторовна

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности младшего школьника,

как условие успешности обучения

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к, учение — ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.

В.        А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В период первоначального школьного обучения ведущая деятельность детей младшего школьного возраста из игровой переходит в учебную. Но игра - не исчезает, она сохраняется, как второстепенный вид деятельности, на ряду с учебной.

Умелое использование игровых технологий в учебном процессе позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы ребенка. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Применение дидактических игр в обучении младших школьников способствует активизации познавательной деятельности учащихся и выступает как условие успешности обучения.

Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия; выполнение заданий, чтение книг, решение задач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.

Деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательную деятельность человека

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой, учебной): человек в процессе любого занятия приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их. Всё это способствует развитию умения ребёнка осваивать мир на новых этапах познавательной деятельности.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

  1. JI. Рубинштейн писал: «Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность... В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры» .

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей.

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка. JI. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития» .

Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности .

Для дидактических игр характерно: наличие задачи учебного характера

  • обучающей задачи; устойчивая структура (игровой замысел, игровые действия и правила), где все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру, определение роли педагога в игре.

Игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

  1. й        набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
  2. й        набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

1

рыбка

вьюга

чулок

2

склад

подъезд

...

ворона

дубки

варенье

чучело

град

съемка

ворота

гриб

ручьи

чум

клад

подъем

воробей

« Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

-32-

« Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил ански къоинк лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

«Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА «Назови слово, противоположное по значению»

Учитель бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий. Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово - низкий. Затем игра продолжается с другими словами, например длинный, широкий, глубокий, мелкий.

«Красный — белый»

Учитель предлагает детям внимательно вслушаться в слова и определить, в каком из них есть заданный звук. При наличии такого звука в произнесенном слове учащиеся поднимают красный флажок, при отсутствии его - белый. «Кто быстрее соберет вещи»

Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками

ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками - 4 шт.

Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.

«Кто быстрее, кто точнее»

Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж,ш,ч,щ и умение вычленять эти звуки.

Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные

ж,ш,ч,щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность.

«Будь внимателен»

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.

Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:

  1. Жили в хижине чижи,

Мыши, ежики, стрижи,

В гости к ним идут моржи И жирафы и ужи.

  1. Жилет, животное , живот,

Жирафы, живопись, живет,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить,

Шипеть и шить.

Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И питтти!

«Словознайкин, дай ответ»

Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление , речь.

Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых

встречаются слова и заданное правило - «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:

Пословицы и поговорки:

Жизнь дана на добрые дела.

Шила в мешке не утаишь.

Поспешишь -людей насмешишь.

Жизнь прожить- не поле перейти.

Дружба как стекло, разобьешь — не склеишь.

Загадки:

Два березовых коня Он высокий и пятнистый Через лес несут меня. С длинно, длинной шеей,

Кони эти рыжие, А питается он листьями,

А зовут их.. .)лыжами). Листьями деревьев(жираф)

Четверостишье:

Шила шубку - сшила юбку,

Шила шапку - сшила тапку!

Хорошая швея Наташа!

«Одним словом»

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

  1. Обрубок дерева - .. .(чурбан).
  2. Шестьдесят минут-...(час).
  3. Густой частый лес- .. .(чаща).
  4. Хищная рыба с острыми зубами - .. .(щука).
  5. Из чего делают тяжелые сковородки -... (чугун).
  6. Прикрывать глаза от солнца - ... (щуриться).
  7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - (чайник) и

«Все наоборот»

Цель: закрепить написание слов с сочетанием -чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.

Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа

существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов

включало в свой состав сочетание —чн-.

Игрушка для елки-.. .(елочная игрушка)

Герой сказки- ... (сказочный герой)

Сок яблока-... (яблочный сок)

Суп из молока - .. .(молочный суп)

Варенье из клубники-... (клубничное варенье)

Каша из гречки-... (гречневая каша)

Вода из речки-... (речная вода)

Скважина в замке -.. .(замочная скважина)

  • 36 -

Мука из пшеницы . (пшеничная мука) и т.п.

«Замени букву»

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать

орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем

последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание -

чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее

количество слов.

дочка ручка

бочка речка

ночка свечка

кочка печка

точка почка

тучка дочка

тачка ночка

«Назови один предмет»

Цель: отработка способов проверки безударных гласных.

Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.

Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.

«Большая буква»

Цель, закрепление правила написания заглавной буквы в словах. Оборудование, у каждого ученика набор сигнальных карточек.

Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно

-37-

защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше букв - подруг Смотрят с почтением На букву подруги,

Но почему?

За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело: Ставиться в слове Не зря и непросто Буква такого высокого роста. Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало мы замечали. Имя, фамилия Пишутся с нею,

Чтобы заметнее быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое

Имя улицы, города.

Буква большая - Совсем не пустяк,

В букве болыной- Уважения знак.


(С.Измайлов)

«Пол-минутки для шутки»

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных. Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.

Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.

Жили- были дед, да баба С маленькою внучкою.

Кошку рыжую свою Называли Жучкою,

А Хохлатой они Звали жеребенка,

А еще у них была Курица Буренка,

Собачонка Мурка,

А еще два козла,- Сивка и Бурка.

«Составь слово»

Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. Оборудование: карточки с буквами русского алфавита.

Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А,Л,С,М,Ь,0. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше ело «Найди ошибку»

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примерный материал:

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта,        солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка,        мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

«Найди пару»

Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.

-39-

Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.

«Заполни квадрат»

Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова.

Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки - картинка.

Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д.

Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя - 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках ...

Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.

В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших ...

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения...