Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Соловьева Наталья Николаевна

 

Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе.

 

Цели:

  • Коррекционно-образовательная

расширить словарный запас детей.

автоматизировать словарь по теме. «Зима»

Усовершенствовать и увеличивать образование сложных слов

  • Коррекционно-развивающая

развивать и корректировать фонематические процессы;

развивать высшие психические функции (внимание, восприятие, пространственное мышление, операции мышления: анализа и синтеза).

  • Коррекционно-воспитательная

развивать потребность говорить правильно и красиво;

формировать высокий уровень мотивации к занятиям

учить слышать и слушать друг друга

Оборудование: снежинки из бумаги, пакеты с лучиками для групповой работы,  скороговорки, , тексты для чтения, рисунки с тучами (серая и белая)

 

Учитель

Ученик

1

Организационный момент

 

Игра «Всем нам хорошо»

- Ты пришел, и я пришел (указательные пальцы)

- Вместе нам хорошо (кончиками всех пальцев)

- Будем мы читать, писать (соединяют ладони обеих рук и скрещивают пальцы между собой)

- Научимся считать (прикасаются друг к другу локтями)

- Если будет трудно, справимся мы дружно (ладонями хлопают по плечам)

-Послушайте загадку, кто знает отгадку, садится на свое место

  • Мы слепили снежный ком,

            Шляпу сделали на нем,

            Нос приделали и в миг

            Получился ...  (Снеговик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети хором называют отгадку.

 

2

Речевая разминка

 

1)Упражнения на отработку техники чтения.

  • Цель: Развивать речевое дыхание.

 

- Проведем речевую разминку, для того чтобы наша речь была красивая, плавная. В этом нам помогут чистоговорки и скороговорки. Читать чётко, проговаривая окончания.

 

- Давайте представим, что мы на улице и подышим свежим воздухом.

вдох – нос, выдох – рот

вдох – рот, выдох – нос

вдох – рот, выдох – рот

вдох – нос, выдох – нос

Скороговорка

  • На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.

- Важно четко произносить все звуки в словах.

 

- каждую скороговорку читаем в  отдельности по плану:

  • чтение медленное за учителем;
  • чтение шёпотом за учителем;
  • чтение быстрое за учителем;
  • самостоятельное громкое и  быстрое  чтение
  • Прочитать, поменяв местами начало и конец.
  • Читают в паре

 

Литературное чтение. Русский язык

3

Отработка техники чтения. Пятиминутка.

 

  • Цель: научиться читать правильно, бегло, выразительно, сознательно.

Упражнение " найди букву".

Цель: Профилактика оптической дисграфии, зрительная память Развитие и концентрация внимания

 

 -  Какие буквы в скороговорке похожи по начертанию.(О и С) 

-  при чтении  вычеркиваем букву О и  подчеркиваем - С

  • Дети с ОВЗ - со мной один с О, другой с С
  • Сильные сильные – усложненный текст
  • Остальные читают и подчеркивают  слова, в которых есть и буква С и буква О

- какие слова нашли с буквой  - О?, С?  где О и С?.

Проверка  - вывод

 

- О каком времени года читали тексты? – о зиме

 

  • Цель:  развитие словарного запаса и работа над грамматическим строем (Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.) Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания

 

Игра « Передай снежинку и скажи, какая зимушка-зима»

  • Зима какая?

 

Вывод: зимушка-зима разная: тихая и снежная, игривая и шаловливая, а порой злая и ворчливая. Сегодня на занятии вы были внимательными

Для детей с ОВЗ (карточки)

  • Морозная, снежная, холодная, лютая - это зима или снежинка. Подчеркни
  • Белая, легкая, пушистая, серебристая – зима или снежинка. Подчеркни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова: снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, ворчливая, суровая, студеная, ледяная, прохладная ….

 

 

- зима

 

- снежинка

Математика, информатика, окр. мир.

 

 

Упражнение на развитие мышления, усложненное запоминанием.

Цель; работа над синтезом  и анализом слова

 

- Выполни математическое действие и прочитай слова.

Моя + нож – оя – ест + вро – р =      элли + ем – ли + енот – о =                                                       

- Какие слова  получились?

- что такое множество? Элементы множества?

- составьте множества

 

  • Цель: закрепление обобщающих слов (развитие словаря)

по группам

Явления природы зимой: снегопад метель вьюга  пурга  ветер  мороз листопад   ливень дождь  град

Сложные слова; снегопад  снегоход снегирь снеготаяние снегоступы снегопогрузчик снегурочка снежинка

 Однокоренные слова  подобрать к слову мороз: 

 

Дети с ОВЗ

Составьте зимнее множество

 - Давайте вспомним, какие ещё  признаки зимы мы знаем.

         На доске -  круг с надписью « зима»,  а также круги со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

- Надо соединить признаки зимы со словом "зима"

Вывод: Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.

 

Вывод: назови мн –во и его элементы

 

- А вы знаете, что существуют тысячи видов снежинок?

Основная их форма - это шестиугольные пластинки. На землю снежинки падают шестилучными звездочками. Если нет ветра и сильного мороза, то они сохраняют свою форму. Сильный холодный ветер сталкивает снежинки друг с другом, отчего они ломаются, слипаются и смерзаются.

Снежинки начинают падать из облака, когда температура воздуха опускается ниже нуля.

 

 

 

 

 

 

 

 

- множество, элемент

 

 

 

 

 

 

Дети составляют из слов снежинки

 

4

Рефлексия

 

 

- Назовите главные слова нашего занятия

- На доске: облако белое - туча серая -

   приклеить снежинку – оценить работу на занятии

 

    
 Выноска-облако: image
 
 

 


Звучит музыка «Серебристые  снежинки»

 

 

– зима, буквы О и С …

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon наглядность71.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

    

Составь множество

«ЗИМНИЕ СЛОВА»


        

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое использование развивающих упражнений на уроках в начальных классах

Использование  на  уроках  в начальных классах развивающих  упражнений  оказывает  своё  положительное  влияние  на  развитие  творческого...

Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...

Использование коррекционных упражнений на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагаются некоторые коррекционные приемы по формированию у учащихся с нарушениями письменной речи навыков учебной деятельности, которые могут использовать как учителя русского языка...

Использование исторического материала на уроках математики и во внеурочной работе в начальной школе

Статья посвящена проблеме межпредметных связей  в процессе обучения младших школьников начальному курсу математики на уроках и во внеурочной деятельности....