Урок русского языка в 3 классе на тему" Имя существительное "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Фомина Альбина Алфатовна

Цели  урока: формировать умение распознавать в речи имена существительные;  дать общее представление о  том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных. Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса.Воспитывать интерес к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomina_russkiy_yazyk.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Имя существительное»

ФИО

Фомина Альбина Алфатовна

Место работы

МБОУ «СОШ№8» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Должность

Учитель начальных классов

еmail: albina-fomina@mail.ru 

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс, «Школа России»

Тема и номер урока в теме

«Имя существительное» 2-й урок в разделе «Части речи»

Базовый учебник

Т.Г. Рамзаева «Русский язык»,3 класс

      8.       Цели  урока: формировать умение распознавать в речи имена существительные;  дать общее представление о  том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.

Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса.

Воспитывать интерес к предмету.

9.Необходимое техническое оборудование ноутбук, мультимедийное оборудование.

10.Этапы урока:

1. Организационный момент -1 минута.

2. Проверка домашнего задания - 3 минуты.

3. Минутка чистописания - 2 минуты.

4. Словарно – орфографическая работа. 5 минут.

5. Сообщение темы, цели. 1 минута.

6. Физминутка – 2 минуты

7. Знакомство с новым материалом – 10 минут.

8. Закрепление пройденного материала - 8 минут.

9. Итог урока – 2 минуты.

10. Домашнее задание. Инструктаж. 1 минуты

Этапы урока

№ слайда

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

 Вы растёте и с каждым днём узнаёте что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определённой последовательности. С сегодняшнего дня вы можете расширить свои знания о том, что уже знаете.

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»?

2. Проверка домашнего задания.

- Учащиеся зачитываю текст, который они составили по рисунку.

(Когда последний учащийся заканчивает чтение своего текста)

- Посмотрите, какие замечательные рассказы у вас получились.

- Сколько разных частей речи вы использовали в своих текстах.

- Молодцы.

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране «Речь», в которой дружно живут «Части речи».

- Давайте продолжим наше путешествие.


- 3. Минутка чистописания.

У. Открыли рабочие тетради, записали дату, место выполнения работы. Тему урока мы запишем позже.

Урок начнём с минутки чистописания. Для чего мы её проводим?

Д. Мы её проводим для того, чтобы научиться красиво и правильно писать.

В В В ККК  НН

Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (огурец)

4.Словарно – орфографическая минутка.

- Вывешиваются словарные слова. Дети работают со словами.

-У. Запишем эти слова в тетрадь, но сначала вставим пропущенные буквы.

(Записывают слова  в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают буквы, которые вставили).


5. Актуализация опорных знаний.

                   Всему название дано –

                   И зверю, и предмету.

                   Вещей вокруг полным – полно,

                   А безымянных - нету!

                   И всё, что может видеть глаз, -

                   Над вами и под нами, -

                   И всё, что в памяти у нас, -

                   Означено словами.

- Наша речь состоит из слов. Каждое слово – это части речи. Вот сегодня мы остановим своё внимание на самой главной, самостоятельной  части речи- имени существительном.

- Давайте посмотрим, какие цели мы сегодня ставим на нашем уроке и постараемся этих целей достигнуть.

- Итак, нам предстоит выполнить первое задание.

- Перед вами текст.

- Задание. Выписать из текста только имена существительные. Все.

- (Проверка правильности написание слов.)

- МОЛОДЦЫ!


- Итак,  ребята, кто мне напомнит, о какой части речи мы сегодня говорим?

- Так вот чем отличается имя существительное от других частей речи, мы с вами и выясним сейчас. А поможет нам в этом «Дедушка Существительное».

-А: А можно задать вопрос дедушке?

- Дедушка, а вы можете превратиться ну в дерево, например?

- Пожалуйста!!

- А в кошку?

Пожалуйста!

- А в девочку

Пожалуйста!

- А в чайник???

Пожалуйста!

- Ребята дедушка может превратиться в любой предмет.

- Итак, ребята, почему же имя существительное так назвали???

- Существительное – то есть обозначающее всё что существует!!!

- Ребята, а какими могут быть предметы окружающие нас????

 Живыми и не живыми! А как мы говорим о живых предметах-

одушевлённые, а о не живых - неодушевлённые.

На какие вопросы отвечают одушевлённые предметы? Кто?

А неодушевлённые? Что?


А вот сейчас мы с вами выполним задание и посмотрим, кто из вас умеет отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых.

(У доски работают 2 ученика)

В это время учитель диктует слова а ребята записывают их разделяя в 2 столбика.

  Кто?         Что?

Барсук     тетрадь

Волк         дом

Сорока      чайник

Чайка        море

Мальчик     облако

Радмила     солнце


- Взаимопроверка тетрадей. Проверка учащихся у доски. Оценивание.

- Ребята, а вы заметили в словах, которые мы писали что – нибудь знакомое?

- Да, имя девочки Радмилы.

-Ребята значит Радмила – часть речи?

- Я - Радмила, девочка, третьеклассница, ученица и совсем я не существительное и не часть речи(((((((

-  Ты сама конечно не часть речи, но слова, которые ты произнесла - всё это существительные.

- Ребята, а как называются существительные, к которым мы отнесли имя Радмила?

- Имена собственные!!!

У. Как пишутся имена собственные?

Д. Имена собственные пишутся с большой буквы.

У. А вот ещё названия кинофильмов, журналов, газет, детских садов и пароходов для важности ещё выделяют кавычками.


У. А как называются все остальные существительные?

Д. Имена нарицательные.

У. Приведите примеры нарицательных существительных.

- Как пишутся имена нарицательные?

Д. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы.

У. Какие признаки имени существительного мы повторили?


Д. Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что?. Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

-Давайте запишем предложение, в котором встретятся имена собственные и имена нарицательные.


Анна Ивановна попросила девочек подняться в библиотеку.


6. Физминутка

Имя существительное –

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления оно обозначает.

На вопросы кто? и что?

Всегда отвечает.

У. Если я назову предмет, вы должны присесть, а если назову явления природы, то вы должны хлопнуть в ладоши.

Буран, лопата, заяц, компьютер, холод, девочка, лампочка, шкаф, туман.


-Ребята мы ничего не забыли сказать о имени существительном?

- Изменяется по числам.

7. Работа по учебнику.

-Упражнение 391.

-Упражнение 390


8. Итог урока.

- Что мы называем именем существительным?

- Что могут обозначать существительные?

Экспресс – опрос. Да или нет.

Если согласны с утверждением, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -.

  1. Имя существительное – часть речи.
  2. Сорока, яблоня, вагон – это неодушевлённые существительные.
  3. Леса, моря, дороги – это существительные во множественном числе.
  4. Белизна, доброта, дружба указывают на признак как существительное.
  5. Дождь – это не явление природы.
  6. Ходьба, бег, рисование указывают на действие как предмет.

1

2

3

4

5

6

+

-

+

+

-

+


     Слова, слова, слова…

     Язык и стар, и вечно нов!

     И это так прекрасно:

     В огромном море – море слов –

     Купаться ежечасно!

     Слова, слова, слова…


9. Домашнее задание. Инструктаж.

С. 52, № 8.

10. Оценки за урок.
























1 слайд








2 слайд.



















Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

Слайд 7




Слайд8



Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12

Слайд13





Слайд 14




























Слайд 15



Слайд16



Слайд 17
















18 слайд











Слайд 19



20

21





























9 слайд





























Фомина Альбина Алфатовна,

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Самоанализ урока русского языка, 3 класс

                                тема: Имя существительное

  1. Общие сведения об уроке.

3 класс

23 учащихся

Тип урока – комбинированный.

  1. Организация урока.

Урок начат организованно. Для мобилизации внимания учащихся на учебную работу применен элемент психологического настроя, активизация работы мозга посредством воздействия на нервные окончания ладоней и пальцев.

  1. Тема и основные задачи урока.

Место урока в программе.

Тема: Имя существительное Урок 2.

Цель и задачи урока:

- формировать умение распознавать в речи имена существительные;  дать общее представление о  том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных;

-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

-воспитывать интерес к предмету.

  1. Организационные стороны урока

Все этапы взаимосвязаны. Цель урока и тема сформулирована учащимися. Весь урок способствует формированию толерантной позиции личности, анализируются такие нравственные понятия,  как доброта, ответственность, агрессия и т.д. (метапредметность)

Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействия учащихся.

        Использованы различные формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная (практическая деятельность).

Собственная педагогическая деятельность основана на следующих методах:

А) ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ

- словесные (объяснение, беседа)

- наглядные (демонстрация видеоролика, презентации, опорных табличек)

- практические (работа с моделью)

Б) ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- объяснительно – иллюстративные

- продуктивные

В) ПО ЛОГИКЕ ИЗЛОЖЕНИЯ

- индуктивные (от частного к общему)

- методы мотивации:

        Эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

        Познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

Волевые (познавательные затруднения, самооценка деятельности)

  1. Содержание деятельности учителя и учеников.

        Новая тема сообщалась на основе практической работы с морфемами. Учащиеся сами делали вывод.        

С целью здоровьесбережения использованы: физминутка с упражнениями для глаз и мобилизующей музыкой, двигательная активность при работе в группах. Смена видов деятельности также способствует здоровьесбережению

Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

        В процессе урока наблюдалось конструктивное сотрудничество учащихся между собой и с учителем.

Реализованы этапы целеполагания и рефлексии урока. Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. На следующем уроке необходимо включить промежуточный контроль усвоения нового способа действия.

Учащиеся обнаруживали самостоятельность в действиях, были эмоционально активны.

       Урок достиг целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"

Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...