Программа к курсу "Развитие речи"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Петровских Татьяна Ивановна

Программа  к курсу   "Развитие речи" для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_rechi_poyasnitelnaya_zapiska.zip6.8 КБ
Package icon ktp_razvitie_rechi.zip13.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

«УМНИКИ  И  УМНИЦЫ»                                  

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Выразить мысль словом – самое трудное дело для учащихся начальной школы. Поэтому наша задача, задача учителей начальных классов, не только научить учащихся бегло читать и грамотно писать, но и заложить основы творчества у ребенка, приучить пользоваться литературным языком, разбудить в детях любование искусством слова, и, следовательно, желание говорить и писать. Мы знаем,  что развитие речи осуществляется в единстве с развитием познавательной деятельности, мышления. С помощью речи ребенок получает и новые знания об окружающем мире, и, вместе с тем, овладевает все более сложными логическими формами  мышления.                                              Сегодня, когда России нужны творческие интеллектуально-развитые люди, когда произошло резкое снижение речевой культуры подрастающего поколения, важнейшей проблемой современного обучения нашей школы является повышенное внимание к развитию речи школьников. Речь – основа всякой умственной деятельности, главное средство коммуникации, первостепенный показатель всесторонне и гармонично развитой личности. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе также  речевой деятельности.  Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – основной показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и формированию орфографической грамотности.

Система уроков развития речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно- эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый компонент целостной культуры речи. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача педагога - соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее не только соединить, но и раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к речи и русскому языку, в котором  нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежны.

 Курс «Развитие речи» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

 Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствовать навыки лингвистического анализа, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Курс изучения «Развитие речи»  для учащихся 3-х классов ставит следующие задачи:

  1. развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  2. расширение и углубление программного материала;
  3. воспитание любви к великому русскому языку;
  4. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  5. совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

       Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по развитию речи.

      Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к  РОДНОЙ РЕЧИ должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

         Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, ИКТ. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

          Рабочая программа  рассчитана на 1 учебный час в неделю, предусмотренный школьным компонентом учебного плана. При 34 учебных неделях общее количество часов на развитие речи в 3 классе составляет 34 часа.

Программа «Речь», 3 класс.

1. Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.

2. Слово.

Слово, его значение. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Научные слова. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Знакомство с элементами словообразования. Устаревшие слова.

3. Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова.

4. Текст.

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. План. Стили речи: разговорный и книжный.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Связь между предложениями в тексте.

  5.Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.

   

ЛИТЕРАТУРА:

Т.Н. Соколова. Методическое пособие, 3 класс. Курс «Речь». – М.: РОСТкнига, 2007.

Л.Л.Артюхова, Н.А.Шевердтна. Уроки речи в начальной школе (методика и практика преподавания). – Ростов –на Дону: Феникс, 2003.

Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для  логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Другие используемые учебные пособия (тетради, прописи)

ТН.Соколова.  Рабочая тетрадь «Школа развития речи», 1-2 часть.

 - М.: РОСТкнига, 2009.

Пособия разработаны преподавателями Пензенского педагогического университета им. В.Г.Белинского



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Дидактический компонент

Тема / подтема

Дата

Вид урока

Надпредметные умения и навыки

Технологии

Наглядность

Дидактический материал

ЦОРы

ТСО

КИМы

1 четверть

1

Текст. Деление текста на части, составление плана, краткий и подробный пересказ по плану

5.09

Р/Р

Развитие внимания, речи, памяти

Развивающая, здоровье-сберегающая

Текст на карточках

2

Предложение. Связь слов в предложениях. Словосочетания

12.09

Р/Р

Память, речь, аккуратность, внимание

Развивающая, здоровье-сберегающая

Таблица «Знаки препинания», «Виды предложений»

Словосочетания на ИАД

3

Обучающее сочинение – миниатюра по итогам наблюдений за изменениями в осенней природе «Осень»

19.09

Р/Р

Умение анали-зировать, делать выводы, речь, память

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая

Картины, иллюстрации об осени

Карточки со словарными словами

Посещение виртуального музея по Интернету, зал «Пейзаж»

4

Обучающее изложение

26.09

Р/Р

 Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи Речь, память

Развивающая, здоровье-сберегающая

Текст на доске

Индивидуальные карточки для слабых

5

Части слова. Составление однокоренных слов, словообразование.

3.10

Р/Р

Умение сравнивать, анализировать, обобщать, речь

Развивающая, здоровье-сберегающая

Таблица «Состав слова»

6

Текст. Работа с деформированным текстом.  (Антонимы и синонимы)

10.10

    П/Р

Умение работать в парах, сотрудничать

Умение сравнивать, анализировать, речь

Развивающая, здоровье-сберегающая

Карточки со словами – антонимами, синонимами

Текст на карточках

7

Работа с деформированным текстом. Самостоятельное продолжение рассказа

17.10

Р/Р

Внимание, наблюдательность

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции.

.

Развивающая, здоровье-сберегающая

Текст на доске

8

Творческое сочинение о маме

24.10

Р/Р

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая

Презентация с прошлогодними сочинениями «О женщинах просто и возвышенно…»

9

Корректировка текста сочинения

Урок-игра «Путешествие в страну Грамматика»

31.10

Р/Р

Умение анализировать и обобщать

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи

Развивающая, здоровье-сберегающая

Презентация «Путешествие в страну Грамматика»

2 - четверть

10

Что такое сжатое изложение

Сжатое изложение

14.11

Р/Р

Память, речь

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции.

Развивающая, здоровье-сберегающая

11

Творческое списывание

21.11

Р/Р

Умение выражать свои мысли литературным языком, языком науки

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая

Словосо-четания.

12

Сочинение по картине

28.11

Р/Р

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции

Умение выражать свои мысли литературным языком, языком науки

дифференци-рованное обучение

Развивающая, здоровье-сберегающая

Картина

Посещение виртуального картинного музея

13

Предлоги и приставки.

Правописание и значение приставок

5.12

П/Р

исследование

Умение работать по цепочке

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции.

Развивающая, здоровье-сберегающая, дифференци-рованное обучение

Таблица «Предлоги и приставки»

Карточки, упражнения

Презентация

14

Диктант с творческим заданием

12.12

Р/Р

Речь

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции

Внимание

Развивающая, здоровье-сберегающая, дифференци-рованное обучение

Индивидуальные карточки

15

Творческое сочинение

19.12

Самостоя-тельная работа

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции Умение выделять главное

Развивающая, здоровье-сберегающая,

Сигнальные карточки

Предложения

Связь слов в предложении

16

Урок-игра  «Язык родной!»

26.12

П/Р

Умение работать в парах,  в группе

Память, речь

Умение корректно выслушивать мнение одноклассников

Развивающая, здоровье-сберегающая, ИКТ

Презентация

Задания на ИАД

3 - четверть

17

Русское народное творчество

Роль пословиц и поговорок в русской речи

Р/Р

исследование

 Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции

Умение работать в парах,  в группе

Развивающая, здоровье-сберегающая,

игровая

Карточки с пословицами и поговорками

18

Русское народное творчество

Загадки народные и авторские.

Сочиняем сами

Р/Р

исследование

Умение работать в парах,  в группе

Умение излагать мысль письменно

Развивающая, здоровье-сберегающая,

игровая

Карточки с загадками

Карточки с творческими заданиями

19

Изложение подробное

Р/Р

Умение классифицировать, анализировать, внимание

Развивающая, здоровье-сберегающая, дифференци-рованное обучение,  

Карточки, Сигнальные карточки

Сюжетная линия

20

Репродуктивное сочинение по своим наблюдениям за изменениями в природе

Р/Р

Умение наблюдать, обобщать, делать выводы

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи 

Развивающая, здоровье-сберегающая

Карточки с трудными словами

21

Изложение сжатое

Р/Р

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции

Развивающая, здоровье-сберегающая

Текст на доске

Главная мысль

22

Работа со словарями: орфографическим, толковым, фразеологическим

 П/Р

Умение работать со словарями

 Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая

дифференци-рованное обучение

Образцы разных словарей

На партах орфографические,  толковые, фразеологические словари

23

Творческое изложение (с творческими изменениями и дополнениями)

Р/Р

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции

Развивающая, здоровье-сберегающая, дифференци-рованное обучение,  

Карточки индивидуальные (для слабых)

Сюжетная линия, творчество

24

Творческое сочинение

Р/Р

Память, внимание, речь

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи

Развивающая, здоровье-сберегающая,

-.

Творчество, фантазия

25

Народные и авторские сказки

Пересказ сказки в лицах, мораль сказки

Р/Р

Умение излагать мысль устно и письменно

Умение делать выводы

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая

Презентации «По дорогам сказок» и «Лото сказок»

26

Сказку сочиняем сами

П/Р

Умение излагать мысль письменно по алгоритму.

 Логическое мышление

Развивающая, здоровье-сберегающая, дифференци-рованное обучение,  игровая

Карточки с алгоритмом

Творчество, фантазия

27

Урок-игра «По дорогам народного творчества»

Р/Р

Умение анализировать, делать выводы.

Память, внимание

Умение излагать мысль устно и письменно

Развивающая, здоровье-сберегающая,

ИКТ, игровая

Книги с загадками, пословицами, сказками и т.д.

Карточки – половинки (деформированные загадки, поговорки и т.д.)

Презентация «Устное народное творчество»

4 - четверть

28

Слова русские, разные. Исторические корни слова

Р/Р

исследование

Умение работать с ИА Умение «озвучить» свою презентацию.

Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции.

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая, ИКТ

Таблица «Состав слова»

Толковые словари

Детские презентации и исследовательские работы «Корни слова»

29

Слова русские, разные. Исторические корни слова. Происхождение слов

П/Р

исследование

Умение работать с ИА Умение «озвучить» свою презентацию Умение самостоятельно выполнять задания по инструкции.

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая, ИКТ

Толковые словари

Детские презентации и исследовательские работы «Корни слова»

30

Творческое сочинение

Р/Р

Логическое мышление, творческое мышление, речь

Развивающая, здоровье-сберегающая

Творчество, фантазия

31

Составление сказки (рассказа) по началу

Р/Р

Логическое мышление, творческое мышление, речь

Развивающая, здоровье-сберегающая

32

Составление сказки (рассказа) по концовке

Р/Р

Умение анализировать, работать в группах

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая, дифференци-рованное обучение,

Сохранение сюжета

33

Составление сказки ( рассказа) по опорным словам от имени главного героя

Р/Р

Умение работать самостоятельно, память, письменная речь

Развивающая, здоровье-сберегающая

Главная мысль

34

Урок-игра (викторина)

Р/Р

Умение работать с ИА доской, внимание

Умение составлять алгоритм, анализировать по алгоритму, сравнивать

Развивающая, здоровье-сберегающая, игровая, ИКТ

Презентация «Мой русский язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...