урок обучение грамоте "Заглавные буквы ГРПТ" "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Вакулина Ирина Васильевна

Интегрированный урок обучение грамоте и презентаци к нему "Написание заглавных букв Г,П,Р,Т." " Заглавные буквы Г,П,Р,Т. Упражнени в чтении". В  презентации даны иллюстрации к пониманию сложных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.

Литературное чтении: Заглавные буквы «Г», «П», «Т», «Р». Упражнения в чтении .

 Русский язык : Написание заглавных букв Г,п,т,р.

Цели: познакомить с заглавными буквами «Г», «П», «Т», «Р»; учить различать начертания букв; развивать мелкую моторику рук; прививать интерес к слову; выразительно читать стихи-четверостишия, отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику звукам; объяснять значения слов.

Личностные: осознавать роль зыка и речи в жизни людей.

Метапредметные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы по иллюстрации, делать выводы в результате совместной работы, уметь слушать и понимать других.

Регулятивные: высказывать предположения на основе работы с учебником, работать по плану с коллективом, коммуникативные: оформлять мысли в устной речи, понимать речь других

Оборудование: «Букварь», с. 46–47, Прописи № 2, с. 14,  схемы-человечки всех изученных букв; физическая карта мира, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

                Вновь под шорох страниц

                В сказку, друзья, стремимся.

                На волшебный корабль

                Поудобней садимся.

II. Объявление темы урока.

– Сегодня мы отправляемся в Страну больших букв. Вспомните, что мы знаем о большой букве, с какой большой буквой мы уже познакомились. (С большой буквы пишутся имена людей, клички животных, начало предложения. Мы знаем заглавную букву «О».)

 Изучение нового материала.

– Догадайтесь, кто поведет наш корабль?

На доске ребус:

 Ответы: «П», «Г», «Т», «Р».

– Что вы можете рассказать об этих буквах – капитанах корабля? (Эти буквы обозначают согласные звуки. «П», «Т» – глухие согласные, «Р», «Г» – звонкие согласные. Каждая буква обозначает два звука – твердый и мягкий.)

                Теперь мы в океане Знаний,

                А наша комната – фрегат.

                Да, да, корабль, а мы – матросы.

                Отважно мы пустились в путь.

                Команда, буквы не забудь!

– Надо познакомиться с командой. Команда, смирно!

(К доске прикреплены звуковички всех изученных букв.)

– Все матросы нам знакомы, расскажите о каждом из них. (Ответы детей.)

– Внимание! Человек за бортом!

– Надо бросить канат из слогов. Составьте как можно больше слогов с изученными буквами. (Дети пишут печатными буквами слоги на доске: га, та, ра, Ор, Ог, Оп.)

– Канат готов, тянем его. (Чтение слогов.)

– Посмотрите, мы спасли букву «Г» – печатную и письменную. Бедняжки! Они очень устали! Надо придать им сил.

 Работа по учебнику.

– Найдите заглавную букву «Г» в учебнике на с. 46. Сравните ее с маленькой буквой. Прочитайте слоги с буквами «Г», «г». (Чтение хором, по одному.)

– В каких случаях слова пишутся с большой буквы Г? Дополните слоги до слов. (Гоша, Гиви – это имена.)

– Печатная буква окрепла, но ее сестра – письменная «Г» – нуждается в помощи.

 Работа в Прописи.

– Откройте Прописи на с. 14.

– Найдите букву «Г». Из каких элементов состоит буква?

(Показ учителем написания буквы.)

– Начинаем писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до строки, начинаем закруглять влево. Верхний элемент пишется слева направо. Начинаем с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.

– Обведите букву «Г» на табло.

– Найдите элементы этой буквы на первой строке. Обведите их синим карандашом.

– Какие элементы букв не обвели? (Наклонные линии.)

– Обведите их зеленым карандашом.

– Найдите и обведите все буквы «Г» на этой странице.

– Ребята, капитаны зовут нас обедать. К кому обратимся за обедом? (К коку.)

– Сегодня в меню все на букву «П». Что это может быть? (Пироги, печенье, пряники, пельмени и т. д.)

– Понравился обед? Поблагодарим кока Пита. Давайте придумаем про него предложение по схеме:

– Напечатайте его имя на доске. (Не можем этого сделать, так как имена пишутся с большой буквы, а мы еще не умеем ее писать.)

                Букву «П» заглавную

                Запомнить очень просто.

                От «п» – своей сестры –

                Она отличается только ростом.

(Показ букв «П», «п».)

– Какие еще имена начинаются на букву «П»?

 Работа по учебнику.

– Найдите и прочитайте слоги, которые начинаются на «П», «п».

– Одинаково или по-разному читаются эти слоги?

По                по

Пи                пи

Па                па

Пы                пы

(Слоги читаются одинаково.)

– Дополните слоги, чтобы получились слова.

– Как называются слова в первом столбике? (Это имена.)

– Возьмем эти слова в команду? (Да.)

Физкультминутка

И. п. – наклон вперед, спина прямая, руки вперед.

1– присед, руки за голову.

2 – и. п.

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

 Работа в Прописи.

– Рассмотрите букву «П» на табло. Сравните ее с «Г».

 Показ написания буквы «П» на доске:

– Начинаем писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до строки, начинаем закруглять влево. Второй элемент: начинаем писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до строки, начинаем закруглять вправо. Верхний элемент начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.

– Обведите букву «П» простым карандашом.

– Найдите элементы буквы «П» на второй строке. Обведите их.

– Найдите и обведите все буквы «П» на этой странице.

– Наш корабль приближается к Чехии. (На доске физическая карта мира. Учитель показывает на карте Чехию и столицу – Прагу.)

– Главный город Чехии – Прага.

– Выполните звукобуквенный анализ слова «Прага».

– Как называется наша столица? (Москва.)

– Составьте схему этого слова.

– В каком городе мы живем? Составьте схему.

(Все географические объекты должны быть показаны на карте.)

– Какие города вы знаете? Как пишутся их названия?

– Посмотрите, вот идет маленькая буква «т». Она грустит:

                Я хожу по базару,

                Ищу себе пару.

                Помогите мне, друзья!

                Ведь без пары мне нельзя!

– Надо помочь. Осьминоги захватили букву «т» (письменную), потому что приняли за своего друга-осьминога, ведь они очень похожи. Посмотрите, какие осьминоги – серые и черные. Надо их развеселить, обведите и раскрасьте их щупальца цветными карандашами.

– Буква «т» (письменная) свободна. Устроим салют! (Письмо «т» в воздухе.)

Начинаем писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до строки, начинаем закруглять влево, Второй элемент начинаем писать, проводя сверху вниз наклонную линию. Третий элемент – пишем сверху вниз наклонную линию, не доведя до строки, начинаем закруглять вправо. Верхний элемент начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.

– Обведите букву «т» в Прописи на табло.

– Обведите элементы буквы «т» на 3-й строке.

– Обведите «Т», «т» (с. 14).

 Работа по учебнику.

– Прочитайте слова и слоги на с. 46 в учебнике. (Чтение слов и слогов хором, индивидуально.)

– Радист принял сигнал SOS! Что обозначает этот сигнал?
(В море случилась беда.)

– Беда, что мы не можем прочитать все слова и слоги (с. 46). Нам встретились незнакомые буквы. (Показ «Р» – письменная и печатная.)

– Кого напоминает эта буква? Кто догадался? (Это заглавные «Р» – письменная и печатная.)

– Прочитайте оставшиеся слоги и слова.

– Что такое Рига? (Рига – столица Латвии. Показ на карте.)

– Кто такая Рита? Назовите имена детей, которые мы читали. (Пит, Тит.)

 Чтение столбиков слов. Лексическая работа.

 Работа в Прописи.

– Какой элемент отличает букву «Р» от «Г», «П», «Т»? (Шляпка.)

 Показ написания «Р» на доске.

– Напишите «Р» в Прописи на табло.

– Допишите с. 14 до конца.

 Работа по учебнику.

– Прочитайте фамилию, имя автора учебника на с. 47.

– Как они записаны?

– Сколько текстов будем читать? (Четыре.)

– Сосчитайте количество строк в каждом тексте.

– Такие стихи называются четверостишиями.

(Чтение детьми стихов про себя. Нечитающие  дети подчеркивают: знакомые буквы; заглавные буквы; гласные буквы; согласные буквы.)

 Работа с четверостишиями.

Чтение вслух.

Беседа.

– О ком говорится в первом предложении?

– С кем сравнили дым?

– О ком говорится во втором предложении?

– С кем сравнили солнце?

– Почему вы улыбнулись при чтении? (Сравнения подобраны неверно. Все из нас видели дым, солнце, но не все знают кудрявую Олю, рыжего Петю.)

– Что сделала Мила? (Разбила клумбу.)

– Как об этом сказано по-другому?

– Что сделал Иван? (Разбил стакан.)

– Как это понять? (Расколол.)

– У слова «разбил» два значения. Оно многозначное.

– Какое слово повторяется в стихотворении?

– Какое значение у слова «понес» в первом и втором предложениях? В третьем?

– Для чего мальчик забрался под кровать?

– Что из этого вышло?

– Какое значение есть у слова «напугать»?

– Какое четверостишие вы хотите прочитать еще раз?

III. Итог урока.

– С какими буквами мы познакомились во время плавания?

– Для чего нужны большие буквы?

– Приведите примеры слов, которые пишутся с большой буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

Учебно-тематическое планирование уроков обучения грамоте, 1класс, УМК Школа 2100

Учебно – тематическое планирование по УМК «Образовательная система Школа 2100» по предмету «Обучение грамоте и  литературное чтение в первом классе».      Развёрнутое темати...

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте "Заглавная буква Ю" "Школа 2100"

Данный урок проведен в 1 классе в рамках месячника начальных классов и был представлен на конкурс "Современный урок по ФГОС ". Сопровождается презентацией...

Урок обучения грамоте. Буква Б. Закрепление. Бериляка идёт в гости. Школа 2100. ФГОС.

Два интегрированных урока в игровой форме. В гости к детям на урок пришёл герой телеканала "Карусель" Бериляка. Презентация выполнена на mimiostudio, найти её можно на сайте galaleoschina.ucoz.ru...

Календарно -тематическое планирование уроков "Обучения грамоте" по УМК "Школа 2100"

Этот материал поможет любому учителю в планировании своей работы в первом классе....

"Ударение" - к уроку обучения грамоте 1 класс "Школа 2100".

Презентация создана по мотивам сказки "Волшебный молоточек"....

Обучение грамоте. Заглавная буква Б.(Школа 2100)

В презентации собран материал по данной теме урока....