Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Ваничева Светлана Николаевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.odt144.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

    Цель данной рабочей программы обучения в области формирования знаний, умений по предмету: открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению частоты, выразительности, уникальности родного слова, побудить интерес и стремление к его изучению.

   Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

 - формирование у младших школьников представления о русском родной языке как целостной системе;

 - освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

 - ознакомление учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.

      -  осознание детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии;

      - поддерживание интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

      -  развитие способности моделировать факты языка;

      - овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

   Согласно  авторской программе «Русский язык» Л.М. Зелениной, Т.Е.Хохловой  на изучение русского языка в 4 классе  отводится 170 часов, в том числе на проведение диктантов – 11 часов, изложений – 4 часа, контрольного списывания – 3 часа, сочинений – 2 часа.

          Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Для реализации программного содержания используются:

Учебник для общеобразовательных учреждений  Русский язык. 4 класс в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 2012.

Тетрадь «Проверочные работы»  Русский язык. 4 класс Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 2013.

Рабочая тетрадь Русский язык. 4 класс Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 2013.

       Рабочая программа ориентирована на  общеобразовательный класс, состоящий из 4 девочек и 8 мальчиков. Программа первых трех лет обучения  в целом пройдена успешно. 2 человека (Маслова Е. и Сорокина А.) усвоили программу на высоком уровне, 7 человек – на среднем уровне и 3 человека на низком уровне. Рабочая программа направлена на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку.

Количество часов в год – 170.

 Количество часов в неделю – 5.

 Количество часов в   I четверти – 45.

 Количество часов во II четверти – 33.

 Количество часов в   III четверти – 50.

 Количество часов в   IV четверти – 42.

     Формы организации учебного процесса: уроки изучения нового материала, закрепление первичных знаний, уроки комплексного применения новых знаний, контроля знаний, уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний, повторения пройденного материала и повторения материала по темам.

Контроль бывает итоговый, тематический и текущий.

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. При текущем контроле используются разнообразные формы опроса: индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый, выборочный, по новому материалу или изученному ранее и т. д.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фик сирует результат.

Итоговый контроль проводится как оцен ка результатов обучения за определенный, до статочно большой промежуток учебного време ни - четверть, полугодие, год.

       Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, словарных диктантов,  изложений, сочинений; итоговая аттестация – согласно уставу образовательного учреждения.

           

  Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Диктанты

 

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •   единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

   За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1-2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-        правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-        допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-             две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-           более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-        нет ошибок и исправлений;

-     работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Оценка "2" ставится:

-    имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контрольный диктант

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-25 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-6- слов

4 класс

60-70 слов

70-80 слов

Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Ошибки:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.

4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл  произведения.

5. Употребление слов в несвойственном  значении (в изложении).

Недочеты.

1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

2. Отсутствие «красной строки».

3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.

4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает  достаточное количество  изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа  всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного  диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8  слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-30 слов

2 класс

30-35 слов

40-50 слов

3 класс

50-60 слов

60-65 слов

4 класс

65-75 слов

75-90 слов

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Первое полугодие

Второе полугодие

1-й класс

-

5-6 слов

2-й класс

8-10 слов

10-12 слов

3-й класс

10-12 слов

12-15 слов

4-й класс

12-15 слов

15-18 слов

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

ТЕСТ

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

СОЧИНЕНИЕ

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

Критерии оценки работ творческого характера.

 

        К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной  ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не  выставляются и в классный журнал не заносится.

        Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

        В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  

Нормы оценки работ творческого характера.

 

        За содержание:

-         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-         оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

-         оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

-         оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

-         оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно–два исправления;

-         оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

 В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени - 10%. В четвёртом  классе – 170 часов, из расчета 5 часов в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать/понимать:

-признаки простого и сложного предложений; знаки пре пинания в этих предложениях; признаки главных и второ степенных членов предложения;

-термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоя тельство, определение;

признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен при лагательных, личных местоимений, глагола, наречия;

-морфемный состав имен существительных, имен прилага тельных, глаголов, наречий;

-признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;

признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

-правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;

использовать   приобретенные   знания   и   умения в    практической   деятельности    и    повседневной жизни для:

-выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятель ных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);

-выразительного произнесения предложений и текстов (ло гическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;

-устного и письменного составления предложений и текс тов на определенную тему и текстов, выражающих благодар ность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравле ние;

-правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (75—85 слов) с изу ченными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);

-готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию раз личных справочных материалов (словарей, таблиц, алгорит мов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.

Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид контроля

1

Предложение

33

Диктант – 3

Изложение – 1

Контрольная работа - 1

2

Имя существительное

39

Диктант – 3, изложение – 2, сочинение - 1

3

Имя прилагательное

25

Диктант – 1, сочинение – 1, изложение - 1

4

Местоимение

10

Редактирование текста - 1

5

Глагол

46

Диктант – 3,

к/с – 1, сочинение – 2, редактирование текста - 1

Наречие

                        4

6

Повторение

13

Контрольная работа – 1, к/с - 1

Итого:

170 часов

Диктантов  – 10, к/с – 2, изложение – 4, сочинение – 4, редактирование текста – 2, к/р - 2

                                                Основное содержание

       Предложение (синтаксис и пунктуация)(33ч)

        Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные

 (обстоятельство, определение, дополнение). Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Обращение.  Знаки препинания в предложении с обращением.

    Знать: Признаки простого и сложного предложения, признаки главных и второстепенных членов предложения, признаки однородных членов предложения.

   Уметь: Производить синтаксический разбор предложения, расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами, устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

     Части речи (морфология)  

    Обучающиеся должны знать: лексико – грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия; признаки 1, 2, 3-го склонения имен существительных, признаки I , II спряжений глаголов.

  Уметь: разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы; правильно писать  - тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.

     Имя существительное(39ч). Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род и число существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные типы склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных с твёрдой и мягкой основами. Употребление предлогов с различными падежами имён существительных. Склонение и правописание существительных во множественном числе.

   Знать:

-        определение имени существительного и его признаки

  Уметь:

  • писать падежные окончания имен существительных 1,2;3 скл.;
  • производить разбор имени существительного как части речи.

    Имя прилагательное(25ч). Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Число и род прилагательных.

Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами. Правописание и проверка окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Склонение, правописание и проверка прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Склонение прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Правописание и проверка окончаний прилагательных множественного числа. Прилагательное как член предложения. Употребление прилагательных в речи.

Знать:

  • грамматические признаки имени прилагательного.
    Уметь:
  • писать падежные окончания имен прилагательных;
  • производить разбор имени прилагательного — как части речи.

   Местоимения(10ч). Общие сведения о личных местоимениях. Личное местоимение и имя существительное. Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.

Знать:

-признаки местоимения.

Уметь:

-производить разбор местоимений — как часть речи.

   Глагол(46ч). Лексическое значение, основные грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Время глагола, изменение глаголов по лицам и числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

    I  и  II спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов I  и  II спряжения; мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; глаголы на  -ться,  -тся, глагол как член предложения. Особенности  употребления глаголов в речи.

Знать:

-признаки глагола;

Уметь:

  • писать личные окончания глаголов;

производить разбор глагола - как части речи.

     Наречие (4ч)

   Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки. Правописание суффиксов – о, - а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.

Знать:

- признаки наречия;

  • Уметь:

-разбирать наречие по составу;

 -правильно писать наречия.

  Повторение пройденного в начальных классах (13ч)

 Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Имя существительное.

Имя прилагательное. Наречие. Местоимение. Звуки и буквы. Распознавание однокоренных слов. Правописание предлогов и приставок. Разбор слова по составу. Словообразование сложных слов.

         Слова с непроверяемыми написаниями: Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, валенки, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, квартировать, килограмм, класс, колесо, коллектив, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь,  медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овес, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветствие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолет, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, топор, теперь, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

   

Календарно – тематическое планирование по русскому языку

4 класс

                                         

№п/п

                                      Тема урока

Дата

проведения

Вид

контроля

Примечания

по

плану

по

факту

                                                         1 четверть

 

1.

 Предложение (синтаксис и пунктуация)  (34ч)

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

02.09

фронтальный опрос

 2.

Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения.

03.09

текущий

 3.

Связь слов в предложении. Словосочетание. Обстоятельство.

04.09.

текущий

 4.

Связь слов в предложении. Определение.

05.09

текущий

 5.

Связь слов в предложении. Дополнение.

06.09

текущий

индивид. опрос

 6.

Р/р. Обучающее изложение  зрительно воспринятого текста «Пусть птица выводит птенцов»

09.09

изложение

 7.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Закрепление пройденного материала.

10.09

работа над ошибками

 8.

Диктант «Пришла осень»

по темам «Состав слова», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Разделительный ъ».

11.09

диктант с грамматическим заданием

  9.

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.

12.09

работа над ошибками

 10.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые.

13.09

текущий

 11.

 

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

16.09

словарный диктант

 12.

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

17.09

фронтальный опрос

 13.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

18.09

фронтальный опрос

 14.

Предложения с однородными членами, соединенными союзом и.

19.09

фронтальный опрос

 15.

Предложения с однородными второстепенными членами предложения.

20.09

с/р

 16.

Предложения с однородными дополнениями.

23.09

текущий

 17.

Однородные члены предложения – обстоятельства.

24.09

текущий

  18.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными определениями.

25.09

текущий

  19.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

26.09

текущий

  20.

Закрепление изученного.

27.09

с/р

  21.

Р/р. Свободный диктант. «Солнечный дождь»

30.09

свободный диктант

  22.

Обобщение знаний об однородных членах предложения. Работа над ошибками.

01.10

тематический

  23.

Диктант «В осеннем лесу» по теме «Однородные члены предложения»

02.10

диктант

  24.

Работа над ошибками.

Простые и сложные предложения.

03.10

тематический

индив. опрос

  25.

Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

04.10

текущий

  26.

Простые и сложные предложения,  постановка знаков препинания.

07.10

текущий

  27.

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

08.10

текущий

  28.

 Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

09.10

текущий

  29.

Прямая речь. Закрепление.

10.10

текущий

  30.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

11.10

текущий

 31.

 Совершенствование умения распознавать предложения с прямой речью, определять в них обращение, правильно ставить знаки препинания.

14.10

тематический

с/р

 32.

Контрольная работа по теме «Предложение. Знаки препинания в предложениях».

15.10

диктант

 33.

Анализ контрольной работы.

16.10

работа над ошибками

 34.

Части речи. Имя существительное(39ч)

Имя существительное как часть речи.

17.10

текущий

 

 35.

       

Изменение  имён существительных по числам.

18.10

текущий

 36.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

21.10

текущий

 37.

Склонение имён существительных .

22.10

фронтальный опрос

 38.

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.

23.10

текущий

 39.

Падежные предлоги имён существительных.

24.10

фронтальный опрос

 40.

Именительный и винительный падежи имён существительных.

25.10

фронтальный опрос, словарная работа

 41.

Р/р сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

28.10

сочинение

 42.

Работа над ошибками. Повторение изученного.

29.10

К/с тематический

 43.

Контрольный диктант по теме «Предложения» и «Однородные члены предложения» «Рыбалка»

30.10

диктант

 44.

Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение.

31.10

текущий

фронтальный опрос

 45.

Второе склонение имён существительных.

01.11

текущий

фронтальный опрос

2 четверть

 46.

Падежные окончания существительных второго склонения с мягкой и твёрдой основами.

11.11

тематический

 47.

Третье склонение имён существительных.

12.11

текущий

 48.

Падежные окончания имён существительных третьего склонения.

13.11

текущий

 49.

Правописание окончаний имён существительных единственного числа.

14.11

текущий

 50.

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2,3-го склонения.

15.11

текущий

 51.

 Написание безударных падежных окончаний имён существительных.

18.11

текущий

фронтальный опрос

 52.

Падежные окончания имён существительных.

19.11

текущий

 53.

Р/р.  Обучающее изложение «Моя поляна».

20.11

изложение

 54.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

21.11

р/ош

 55.

Винительный падеж имен существительных.

22.11

текущий

фронтальный опрос

 56.

Правописание имён существительных в форме творительного падежа.

25.11

текущий

фронтальный опрос

 57.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

26.11

текущий

 58.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

27.11

текущий

 59.

Правописание  падежных окончаний имён существительных единственного числа.

28.11

текущий

 60.

Правописание  падежных окончаний имён существительных единственного числа.

29.11

тематический

 61.

Правописание окончаний имён существительных единственного числа. Закрепление.

02.12

тематический

 62.

Правописание окончаний имён существительных единственного числа. Закрепление.

03.12

тематический

 63.

Р/р. Подробное изложение.

04.12

изложение

 64.

Работа над ошибками. Редактирование текста.

05.12

р/ош

 65.

Диктант «Друзья леса» «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, безударных гласных в корнях слов и приставках»

06.12

диктант

 66.

Работа над ошибками. Множественное число имен существительных.

09.12

тематический

 67.

Окончания имён  существительных множественного числа.

10.12

р/ош

 с/р

 68.

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

11.12

текущий

 69.

Склонение  имён существительных в форме множественного числа.

12.12

тематический

фронтальный опрос

 70.

Склонение имён существительных. Закрепление.

13.12

тематический

 71.

Диктант « Запах свежего хлеба» по теме «Правописание окончаний имён существительных».

16.12

диктант

 72.

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками.

17.12

р/ош

 73.

  Имя прилагательное (25ч)

Общие сведения об имени прилагательном.

18.12

фронт. опрос

 74.

Общие признаки  имени прилагательного.

19.12

фронт. опрос

 75.

Лексическое значение имени прилагательного и его основные грамматические признаки.

20.12

тематический

 76.

Общие признаки имени прилагательного. Закрепление.

23.12

тематический

 77.

Р/р. Обучающее изложение «Тополя».

24.12

изложение

 78.

Редактирование текста изложения.

25.12

р/ош

                                               3 четверть

 79.

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

09.01

словарный диктант

 80.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

10.01

текущий

 81.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

13.01

фронт. опрос

 82.

Совершенствование умения склонять имена прилагательные, определять их род, число, падеж.

14.01

текущий

 83.

Склонение имён прилагательных. Именительный и винительный падежи.

15.01

текущий

 84.

Склонение имён прилагательных. Родительный и винительный падежи.

16.01

текущий

 85.

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода.

17.01

текущий

 86.

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода.

20.01

текущий

 87.

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода.

21.01

текущий

 88.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных  женского рода.

22.01

Текущий с/р

 89.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

23.01

текущий

 90.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода. Закрепление.

24.01

тематический

 91.

Развитие речи. Сочинение на пословицу.

27.01

сочинение

 92.

Повторение. Определение типа текста.

28.01

р/ош

 93.

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа.

29.01

текущий

 94.

Склонение имён прилагательных множественного числа.

30.01

текущий

 95.

Склонение  и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа.

31.01

фронт.опрос

 96.

Диктант  «Снег» по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных».

03.02

диктант

 97.

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное».

04.02

тест

 98.

        Местоимение (10ч)

Ознакомление с личными местоимениями.

05.02

фронт. опрос

 99.

Единственное и множественное число личных местоимений.

06.02

тематический

 100.

Распознавание  и употребление в речи личных местоимений.

07.02

словарный диктант

 101.

Склонение личных местоимений единственного числа.

10.02

тематический

 102.

Склонение личных местоимений множественного числа.

11.02

тематический

 103.

Склонение личных местоимений множественного и единственного числа.

12.02

тематический

 104.

Употребление предлогов с личными местоимениями.

13.02

тематический

 105.

Склонение личных местоимений множественного и единственного числа. Закрепление.

14.02

тематический

 106.

Р/р. Редактирование текста.

17.02

проверочная работа

 107.

Обобщение знаний по теме «Местоимение».

18.02

тест

 108.

         Глагол (45ч)

Общие  сведения о глаголе.

19.02

тематический

 

 109.

Совершенствование умений находить в тексте глаголы, ставить к ним вопросы.

20.02

фронт. опрос

 110.

Ознакомление с глаголами неопределённой формы.

21.02

текущий

 111.

Совершенствование умения отличать глаголы неопределённой формы, разбирать их по составу.

24.02

фронт. опрос

 112.

Закрепление знаний по теме «Неопределённая форма глагола».

25.02

тест

 113.

Р/р. Составление кулинарного рецепта.

26.02

р/р

 114.

Закрепление знаний по теме «Неопределённая форма глагола». Употребление глаголов в речи.

27.02

тематический

 115.

Ознакомление с изменением глагола по временам.

28.02

 116.

Время глагола.

03.03

словарный диктант

 117.

Ознакомление с глаголами прошедшего времени.

04.03

текущий

 118.

Образование глаголов прошедшего времени.

05.03

текущий

 119.

Проверочный диктант «Вот так чудо!» по теме «Глагол».

06.03

фронт. опрос

 120.

Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам и числам.

07.03

диктант

 121.

Ознакомление с глаголами I и II спряжения.

10.03

текущий

 122.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

11.03

текущий

 123.

Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

12.03

тематический

 124.

Окончания глаголов в форме  2-го лица единственного числа.

13.03

текущий

 125.

Окончания  глаголов 3 -го лица единственного числа.

14.03

текущий

 126.

Правописание окончаний глаголов 3-го лица единственного числа.

17.03

текущий

 127.

Развитие речи. Редактирование текста.

18.03

с/р

 128.

Правописание  личных окончаний глаголов.

19.03

текущий

 129.

 Диктант «Весенняя осень» по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных, предлогов с местоимениями, безударных  гласных в корне слова.

20.03

диктант

 130.

Работа над ошибками.

21.03

р/ош

                                                     4 четверть

 131.

Личные окончания глаголов множественного числа

01.04

текущий

 132.

Спряжение глаголов. Закрепление.

02.04

с/р

 133.

Закрепление знаний о глаголе.

03.04

тематический

 134.

Определение спряжения глаголов.

07.04

текущий

 135.

Определение спряжения и времени глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени.

08.04

текущий

словарный диктант

 136.

Правописание личных окончаний глаголов I  и II спряжения.

09.04

текущий

 137.

Правописание личных окончаний глаголов.

10.04

текущий

 138.

Правописание глаголов неопределённой формы.

11.04

текущий

 139.

Определение спряжения глаголов.

14.04

текущий

 140.

Правописание личных окончаний глаголов.

15.04

тематический

 141.

Р/р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

16.04

сочинение

 142.

Анализ сочинений. Редактирование текста.

17.04

р/ош

 143.

Правописание личных окончаний глаголов.

18.04

 144.

Правописание личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов.

21.04

текущий

 145.

Закрепление знаний по теме «Глагол».

22.04

с/р

 146.

Правописание не с глаголами, спряжение глаголов.

23.04

текущий

 147.

Определение спряжения глаголов.

24.04

текущий

 148.

Р/р. Изложение.

25.04

изложение

 149.

Закрепление по теме «Спряжение глаголов».

28.04

тест

 150.

Закрепление знаний по теме «Глагол».

29.04

тест

 151.

Контрольный диктант  «Половодье»  по теме «Глагол».

30.04

диктант

 152.

Контрольное списывание «Лес»

02.05

к/с

 153.

Работа над ошибками. Обобщающий урок по теме «Глагол».

05.05

тематический

 

 154.

    Наречие (4ч)

Наречие как часть речи.

06.05

текущий

словарный диктант

 155.

Наречие - неизменяемая часть речи.

07.05

текущий

 156.

Образование наречий.

08.05

с/р

 157.

Распознавание наречий в тексте.

12.05

фронт. опрос

 

158.

Повторение (обобщение)  пройденного(13ч.)

Повторение по теме «Предложение». Главные и второстепенные члены предложения.

13.05

тематический

 159.

Обобщение по теме «Имя существительное».

14.05

тематический

 160.

Обобщение  по теме «Имя прилагательное».

15.05

тематический

 161.

Повторение изученных частей речи

16.05

тематический

 162.

Итоговая контрольная работа. Контрольный диктант с заданием «Лесная прогулка»

19.05

диктант

 163.

Контрольное списывание «Коростель и крот»

20.05

к/с

 164.

Повторение по теме «Звуки и буквы».

21.05

тематический

 165.

Распознавание однокоренных слов.

22.05

тематический

 166.

Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков.

23.05

тематический

 167.

Правописание предлогов и приставок.

26.05

тематический

 168.

Совершенствование умения разбирать слова по составу.

27.05

тематический

 169.

Словообразование сложных слов.

28.05

тематический

 170.

Урок – соревнование «Хочу всё знать!».

29.05

тематический

Учебно – методическое обеспечение

1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч.

 М.: Просвещение, 2012.

2.  Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык в начальной школе. 4 класс: книга для    

учителя. –  М.: Просвещение, 2004.

3. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. –  

М.: Просвещение, 2013.

4. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: тесты для 4 класса: в 2 ч. – М.:

Просвещение, 2013.

Дополнительная литература

1.Никифорова В.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс. М.: ВАКО, 2012. – 96 с.

2.Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой. 4 класс. М.: ВАКО, 2008 – 368 с.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой  «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

      Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:

- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

        Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:

- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;

- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;

- развитие творческих возможностей учащихся;

- формирование и развитие познавательных интересов.

      Согласно  авторской программе «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантовой  на изучение математики в 4 классе  отводится 136 часов, в том числе на проведение контрольных работ – 12 часов, самостоятельных работ – 3 часа.

            Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

       Для реализации программного содержания используются:

Учебник для общеобразовательных учреждений  Математика. 4 класс в 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова  – М. : Просвещение, 2012.

Тетрадь «Проверочные работы»  Математика. 4 класс М.И. Моро, М.А. Бантова  . – М. : Просвещение, 2013.

Рабочая тетрадь Математика. 4 класс М.И. Моро, М.А. Бантова. – М. : Просвещение, 2013.

           Рабочая программа ориентирована на  общеобразовательный класс, состоящий из 4 девочек и 8 мальчиков. Программа первых трех лет обучения  в целом пройдена успешно. 4 человека (Маслова Е., Сорокина А., Соколов М., Кошелев С.) усвоили программу на высоком уровне,6 человек – на среднем уровне и 2 человека на низком уровне.  Учитывая особенности класса, считаю необходимым организацию систематической работы на уроках математики, направленной на развитие не только логического, но и творческого математического мышления. Важнейшее значение при этом придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления, аналитико-синтетической деятельности учеников.

        Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобран ных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычисли тельных приемов на основе изученных теоретических положе ний (переместительное свойство сложения, связь между сложе нием и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);

- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жиз ненный опыт ребенка, практические работы, различные свойст ва наглядности, подведение детей на основе собственных наблю дений к индуктивным выводам, сразу же находящим примене ние в учебной практике;

- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Трениро вочные упражнения рационально распределены во времени. Усилено внимание к практическим упражнениям с раз даточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.

     Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка не обходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реали зации дифференцированного подхода в обучении.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспе чивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответ ствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).

  Уделяя значительное внимание формированию у учащих ся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного ма териала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явле ниями. Этим целям отвечает не только содержание, но и сис тема расположения материала в курсе.

  Важнейшее значение придается постоянному использова нию сопоставления, сравнения, противопоставления связан ных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последо вательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебно го материала и создает хорошие условия для совершенство вания формируемых знаний, умений и навыков.

  Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отноше ний) – важнейшего метода математики.

   Развитие интереса к предмету реализуется и через методи ческую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, ис пользуются дидактические игры. Широко представлены упражнения, но сящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно услож няющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содер жание которых определяется требованиями программы. Наряду с реше нием готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятель ное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алго ритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотре нии таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.

   Курс является нача лом и органической частью школьного математического об разования. Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми  в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.

            Место предмета в  базисном учебном плане

  В соответствии с базисным учебным планом математика изучается с 1 по 4 класс. Общее число часов – 672.   В 4 классе на изучение математики отводится 136 часов – 4 часа в неделю.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.

Количество часов в год – 136.

 Количество часов в неделю – 4.

 Количество часов в   I четверти – 36.

 Количество часов во II четверти – 27.

 Количество часов в   III четверти – 41.

 Количество часов в   IV четверти – 32.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Работа, состоящая из примеров:

«5» – без ошибок.

«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.

«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» – 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач:

«5» – без ошибок.

«4» – 1–2 негрубых ошибки.

«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.

«2» – 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» – 2–3 грубые и 3–4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» – 4 грубые ошибки.

Контрольный устный счет:

«5» – без ошибок.

«4» – 1–2 ошибки.

«3» – 3–4 ошибки.

Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)

Оценка "5" ставится:

-   вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

-  допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится:

-  допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий  

   или

-    допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка "2" ставится:

- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка

или

-  при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Комбинированная работа (2 задачи и примеры)

Оценка "5" ставится:

- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится:

-    допущены ошибки в ходе решения одной из задач или

-         допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка "2" ставится:

      -    допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач   или

      -    допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки  или

-   допущено в решении

Математический диктант

Оценка "5" ставится:

- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка "3" ставится:

-         не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.

Оценка "2" ставится:

-   не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

 

Тест

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса

      НУМЕРАЦИЯ

      Учащиеся должны знать:

 - название и последовательность чисел в натуральном ряду; как образуется каждая следующая счетная единица; сколько разрядов содержится в каждом классе; название и последовательность первых трех классов.

    Учащиеся должны уметь:

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

      Учащиеся должны знать:

   - названия и обозначения арифметических действий, название компонентов и результата каждого действия;  связь между компонентами и результатом каждого действия; правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; -таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания;

        Учащиеся должны уметь:

Записывать и вычислять значения числовых выражений вида: а±3, 8-k, b:2, а±b, c·d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;  выполнять устные вычисления в пределах 100, а с большими числами – в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выполнять письменные вычисления и проверку вычислений

ВЕЛИЧИНЫ

      Учащиеся должны знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин.

- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении.

Учащиеся должны уметь:

 - находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника;

 - находить площадь прямоугольника, зная длины его сторон;

 - узнавать время по часам, выполнять арифметические действия с величинами;

 - применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащиеся должны знать:

 - виды углов (прямой, острый, тупой);

 - определение прямоугольника ( квадрата)

 - свойство противоположных сторон прямоугольника.

- строить заданный отрезок; строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

Вид

контроля

1.

Числа от 1 до 1000

13

к/р - 2

2.

Числа, которые больше 1000. Нумерация

10

к/р – 1,

 с/р - 1

3.

Величины

18

к/р – 2,

с/р - 1

4.

Сложение и вычитание чисел больше 1000

8

к/р – 1,

с/р - 1

5.

Умножение и деление чисел больше 1000

73

к/р - 5

6.

Повторение

14

к/р - 1

Всего

136 часов

к/р – 12,

с/р - 3

                                   Основное содержание

                  Числа от 1 до 1000(13ч)

Нумерация чисел от 1 до 1000. Разряды. Сложение и вычитание, умножение и деление. Порядок выполнения действий. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

 Обучающиеся должны знать: - названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- как образуется каждая следующая счетная единица, сколько разрядов содержится в каждом классе.

Обучающиеся должны уметь: представлять любое число в виде суммы разрядных слагаемых;

 - читать, записывать и сравнивать числа, записывать результат сравнения.

           Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч)

Новая  счётная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц и класс тысяч, класс миллионов. Чтение,  запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Вычисления, основанные на нумерации.

  Обучающиеся должны знать: название и последовательность первых трех классов; виды углов.

  Обучающиеся должны уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона, записывать результаты сравнения, используя знаки < ,>,=.

          Величины (18ч)

Единицы длины, площади, массы, времени.

   Обучающиеся должны знать: единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин.

- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении.

  Обучающиеся должны уметь: находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника;

 - находить площадь прямоугольника, зная длины его сторон;

 - узнавать время по часам, выполнять арифметические действия с величинами;

 - применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

         Сложение и вычитание чисел больше 1000(8ч)

Сложение и вычитание. Задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0, переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Сложение и вычитание значений одной и той же величины. Виды треугольников.

  Обучающиеся должны знать:

- названия компонентов и результата действий сложения и вычитания; связь между компонентами и результатом сложения и вычитания; правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их.

Обучающиеся должны уметь: записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия; находить числовые значения буквенных выражений вида а+-в при заданных числовых значениях входящих в них букв; выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях сводимых к действиям в пределах 100; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, проверку вычислений, решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий.

 

         Умножение и деление чисел больше 1000(73ч)

Письменные приёмы умножения. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Умножение числа на произведение. Деление числа на произведение. Решение задач на движение.

   Обучающиеся должны знать:- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата умножения и деления; связь между компонентами и результатом действий умножения и деления; правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их.

   Обучающиеся должны уметь: - записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия ( со скобками и без них); находить числовые значения буквенных  выражений вида 8·k, b:2, с·d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв; выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверять  вычисления; решать задачи в 1-3 действия.

       Итоговое повторение (14ч)

Нумерация. Выражения. Равенства. Неравенства. Сложение и вычитание. Умножение и деление.

Календарно – тематическое планирование по математике

 

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Сроки

Факт

1 четверть – 36 часов

Числа от 1 до 1000 (продолжение)

Арифметические действия (13 часов)

Обучающиеся должны знать:

  • Названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуются каждое следующее число в этом ряду);
  • Как образуется каждая следующая счётная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д.) сколько разрядов содержится в каждом классе.

Обучающиеся должны уметь:

  • Представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых

1

Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

Повторение  

02.09

2

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий

Повторение

03.09

3

Сложение и вычитание

Повторение

04.09

4

Нахождение суммы нескольких слагаемых

Повторение

05.09

5

Вычитание трёхзначных чисел вида 804-467

Повторение

09.09

6

Письменный приём умножения

Повторение

10.09

7

Умножение на 0 и 1

Повторение

11.09

8

Входная контрольная работа

Контроль ЗУН

12.09

9

Письменный приём деления

Повторение

16-17.09

10

11

Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль

Повторение

18.09

12

Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата

Повторение

19.09

13

Контрольная работа по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление»

Контроль ЗУН

23.09

Числа, которые больше 1000

Нумерация (10 часов)

Обучающиеся должны знать:

  • Названия и последовательность первых трёх классов;
  • Виды углов: прямой, острый, тупой.

Обучающиеся должны уметь:

  • Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
  • Записывать результат сравнения, используя знаки <, >, =

14

Класс единиц и класс тысяч.

Изучение нового материала

24.09

15

Чтение и запись чисел

Изучение нового материала

25.09

16

Разрядные слагаемые

Изучение нового материала

26.09

17

Сравнение чисел

Изучение нового материала

30.09

18

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

Изучение нового материала

01.10

19

Определение общего числа тысяч, сотен, десятков в числе

Изучение нового материала

02.10

20

Класс миллионов и класс миллиардов. Самостоятельная работа по теме «Нумерация»

Изучение нового  материала. Контроль ЗУН

03.10

21

Луч. Числовой луч

Изучение нового материала

07.10

22

Угол. Виды углов. Построение прямого угла.

Изучение нового материала

08.10

23

Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше 1000»

Контроль ЗУН

09.10

Величины (18 часов)

Обучающиеся должны знать:

  • Единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин.

Обучающиеся должны уметь:

  • Находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • Находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  • Узнавать время по часам;
  • Выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число)

24

Единицы длины. Километр.

Изучение нового материала

10.10

25

Закрепление знаний о единицах длины

Закрепление  

14.10

26

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр.

Изучение нового материала

15.10

27

Ар. Гектар.

Изучение нового материала

16.10

28

Таблица единиц площади

Обобщение

17.10

29

Измерение площади фигуры с помощью палетки

Изучение нового материала

21.10

30

Контрольная работа за 1 четверть

Контроль ЗУН

22.10

31

Нахождение нескольких долей целого

Изучение нового материала

23.10

32

Нахождение целого по его части

Изучение нового материала

24.10

33

Единицы массы. Тонна. Центнер.

Изучение нового материала

28.10

34

Таблица единиц массы. Самостоятельная работа по теме «Величины»

Обобщение. Контроль ЗУН

29.10

35

Единицы времени. Год.

Повторение

30.10

36

Счёт времени в сутках

Изучение нового материала

31.10

2 четверть – 28 часов

37

Решение задач

Изучение нового материала

11.11

38

Единицы времени. Секунда.

Изучение нового материала

12.11

39

Единицы времени. Век.

Изучение нового материала

13.11

40

Таблица единиц времени

Обобщение

14.11

41

Контрольная работа по теме «Величины»

Контроль ЗУН

18.11

Сложение и вычитание (8 часов)

Обучающиеся должны знать:

  • Названия компонентов и результата действия сложения и вычитания;
  • Связь между компонентами и результатом сложения и вычитания;
  • Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их.

Обучающиеся должны уметь:

  • Записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
  • Находить числовые значения буквенных выражений вида а+-3, а+-в при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  • Выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  • Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, проверку вычислений;
  • Решать уравнения вида х+-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  • Решать задачи в 1-3 действия.

42

Письменные приёмы сложения и вычитания

Изложение нового материала

19.11

43

Приём письменного вычитания для случаев вида 7000-456, 57001-18032

Изучение нового материала

20.11

44

Нахождение неизвестного слагаемого

Повторение и углубление

21.11

45

Нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого

Повторение и углубление

25.11

46

Решение задач

Повторение

26.11

47

Сложение и вычитание величин

Изучение нового материала

27.11

48

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

Повторение. Контроль ЗУН

28.11

49

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

Контроль ЗУН

02.12

Умножение и деление (73 часа)

Обучающиеся должны знать:

  • Названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата умножения и деления;
  • Связь между компонентами и результатом действий умножения и деления;
  • Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их.

Обучающиеся должны уметь:

  • Записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
  • Находить числовые значения буквенных выражений вида к*8, в*2, с*д, к:п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  • Выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  • Выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверку вычислений;
  • Решать уравнения вида х*12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  • Решать задачи в 1-3 действия

50

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.

Повторение

03.12

51

Письменные приёмы умножения

Изучение нового материала

04.12

52

05.12

53

Умножение чисел, оканчивающихся нулями

Изучение нового материала

09.12

54

Нахождение неизвестного множителя

Повторение и углубление

10.12

55

Деление как арифметическое действие

Повторение и углубление

11.12

56

Письменные приёмы деления

Изучение нового материала

12.12

57

16.12

58

Решение задач

Повторение

17.12

59

Нахождение неизвестных делимого и делителя

Повторение и углубление

18.12

60

Контрольная работа за 1 полугодие

Контроль ЗУН

19.12

61

Решение задач

Повторение

23.12

62

Письменные приёмы деления, содержащие в частном нули

Изучение нового материала

24.12

63

Закрепление письменных приёмов деления на однозначное число

Повторение

25.12

3 четверть – 41 часов

64

Закрепление письменных приёмов деления на однозначное число

Повторение

09.01

65

Решение задач

Повторение

13.01

66

Определение «среднего» значения

Изучение нового материала

14.01

67

15.01

68

Скорость. Время. Расстояние

Изучение нового материала

16.01

69

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

Изучение нового материала

20.01

70

21.01

71

Повторение

22.01

72

Решение задач

Повторение

23.01

73

Виды треугольников

Изучение нового материала

27.01

74

Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

Повторение и углубление

28.01

75

Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»

Контроль ЗУН

29.01

76

Умножение числа на произведение

Изучение нового материала

30.01

77

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Изучение нового материала

03.02

78

Решение задач

Закрепление

04.02

79

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

Изучение нового материала

05.02

80

Решение задач на движение

Изучение нового материала

06.02

81

Перестановка и группировка множителей

Изучение нового материала

10.02

82

Решение задач

Повторение

11.02

83

Деление числа на произведение

Изучение нового материала

12.02

84

Устные приёмы деления для случаев 600:20, 5600:800

Повторение и углубление

13.02

85

Деление с остатком на 10, 100, 100

Изучение нового материала

17.02

86

Решение задач

Повторение

18.02

87

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Изучение нового материала

19.02

88

20.02

89

Закрепление

24.02

90

25.02

91

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Изучение нового материала

26.02

92

27.02

93

Контрольная работа

Контроль ЗУН

03.03

94

Умножение числа на сумму

Изучение нового материала

04.03

95

Устные приёмы умножения вида 12*15, 40*32

Изучение нового материала

05.03

96

Письменное умножение на двузначное число

Изучение нового материала

06.03

97

10.03

98

11.03

99

Решение задач

Изучение нового материала

12.03

100

13.03

101

Закрепление письменных приёмов умножения на двузначное число

Повторение и закрепление

17.03

102

18.03

103

Письменное умножение на трёхзначное число

Изучение нового материала

19.03

104

20.03

4 четверть

105

Письменное деление на двузначное число

Изучение нового материала

01.04

106

Письменное деление с остатком на двузначное число

Изучение нового материала

02.04

107

Деление на двузначное число

Изучение нового материала

03.04

108

07.04

109

08.04

110

09.04

111

10.04

112

Деление и умножение на двузначное число

Повторение и закрепление

14.04

113

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное числа»

Контроль ЗУН

15.04

114

Деление на трёхзначное число

Изучение нового материала  

16.04

115

17.04

116

21.04

117

22.04

118

23.04

119

Деление с остатком

Изучение нового материала

24.04

120

Решение задач

Повторение

28.04

121

Проверка умножения делением.

Закрепление

29.04

122

Проверка деления умножением

Закрепление

30.04

123

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное и трёхзначное число»

Контроль ЗУН

05.05

Итоговое повторение (14 часов)

124

Закрепление изученного материала

Повторение

06.05

125

Закрепление изученного материала

Повторение

07.05

126

Закрепление изученного материала

Повторение

08.05

127

Контрольная работа за год

Контроль ЗУН

12.05

128

Нумерация

Повторение

13.05

129

Уравнение

Повторение

14.05

130

Арифметические действия. Сложение и вычитание

Повторение

15.05

131

Арифметические действия. Умножение и деление

Повторение

19.05

132

Правила о порядке выполнения действий

Повторение

20.05

133

Величины

Повторение

21.05

134

Геометрические фигуры

Повторение

22.05

135

Решение задач

Повторение

26.05

136

Знакомство с микрокалькулятором

Изучение нового материала

27.05

резерв

Повторение изученного материала

Повторение

28 - 29.05

                                         Учебно-методическое обеспечение

         Литература для учащихся:

      1. Моро М.И. Математика. Учебник для 4 кл. в 2 ч.-  М.:Просвещение, 2012 г

      2. Моро М.И. Рабочая тетрадь  к учебнику 4 класс в 2 частях

         Литература для учителя:

      1.Дмитриева О.Д. Поурочные разработки по математике:4 класс –М.: «ВАКО»  

      2.Уткина Н.Г.Дидактический материал  по математике 4класс  М.:АСТРЕЛЬ:АСТ,2009

      3. Волкова С.И.Математика:тесты:4 класс.-М.: АСТРЕЛЬ АСТ: 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...