Сложение двух основ. Сложные слова. Русский язык. 3 класс. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Урок русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Сложение двух основ. Сложные слова. 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема: Сложение двух основ. Сложные слова.

Цели:

в результате исследований вывести детей на новый способ словообразования - сложение двух основ.

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных учебных действий.

Задачи:

предметные

- создать условия для выведения учащимися нового способа словообразования, наблюдения за образованием сложных слов путём сложения двух основ;

- упражнять в написании соединительных гласных в сложных словах;

метапредметные

- учить анализировать учебную ситуацию с точки зрения языкового материала с выделением  существенных и несущественных признаков;

- определять  логику  решения  практической  и  учебной  задач;

- планировать, контролировать и корректировать ход решения  учебной  задачи;

- учить освоению способов работы с учебной книгой, словарями;

- формировать умение ученика  определять собственные знания по предмету;

- формировать коммуникативные навыки: умение вести диалог, учитывать мнение и позиции другого, стремление к сотрудничеству.

Оборудование:

 учебник Русский язык. 3 кл. I часть. Н.В.Нечаева,

 компьютер с мультимедиапроектором и экраном¸ «Толковый словари».

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

           Учитель. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне  

           свои улыбки.  

           Спасибо.

           Возьмём с собой на урок  три  волшебных слова: А –активность,

           В –внимание,  С – старание.

           Язык – и стар, и вечно нов!

             И это так прекрасно-

             В огромном  море – море слов-

             Купаться ежечасно.            А.Шибаев.

  1. Актуализация знаний. Повторение способов словообразования.

Учитель. Прочитайте слова, записанные на доске  (на экране).

Дети. Водяной, водопад, водица, наводнение, заводь, подводный,

Учитель. Что объединяет эти слова?        

Дети. Это однокоренные слова, в словах общий корень   –вод-

Учитель.  Распределите слова по группам в соответствии со схемами.

  1.                                2.                                   3.

Работа в парах.

Учитель. Поблагодарите друг друга за работу.

Проверка работы.

Учитель. Какие слова вы отнесли к  первой группе?

Дети. Заводь.

Объясните значение этого слова.

Как об этом сказано в словаре?

Работа со словарём.

Дети. Заводь – небольшой залив, часть водоёма (реки, озера) около берега с замедленным течением.

Учитель. Назовите способ образования слова заводь.

Дети. Слово образовалось с помощью приставки.

Учитель. Назовите слова второй группы.

Дети. Водица, водяной.

           Учитель. Как образованы эти слова?

           Дети.  С помощью суффикса.

Учитель. Объясните значение слова водица.

Дети. Ласкательное значение к слову вода.

Учитель. В каком литературном жанре  можно встретить это слово?

 Дети. В сказках: «дай водицы напиться», «коровье копытце полно водицы»,…

Учитель. Чем интересно слово водяной?

Дети. Слово водяной может быть именем прилагательным. Какой?  Водяной – водяные капли, водяной насос, водяной знак. Но это слово может быть и именем существительным, если речь идёт о сказочном герое. Кто? Водяной.

 Учитель. Назовите слова  третьей группы.

Дети. Подводный. Наводнение.

Учитель. Какие существительные можно подобрать к слову   подводный?  Что означает слово наводнение?

Учитель. Каким способом образованы эти слова?  

Дети. С помощью приставки  и суффикса.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Какое слово не вошло ни в одну группу?

Дети. Водопад.

Учитель. Можно ли предположить, что это новый способ образования слов?  

Дети. В этом слове нет ни суффикса, ни приставки. Значит это какой-то новый способ образования слов.

Учитель. Что такое водопад? Объясните своими словами. Обратитесь к словарю.

Дети. Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.

Учитель. Сколько корней в слове водопад?

Дети высказывают разные мнения. Доказывают наличие двух корней.

Учитель. Как  же образовалось это слово?

Дети. Соединили два корня -вод- и -пад-.

Учитель. Какую роль играет гласная  о  в слове водопад? Соединяет две основы.

Гласная  о  так и называется соединительная гласная. Способ образования слов называется сложение, а сами слова – сложными.

Сформулируйте тему и задачи нашего урока.

Дети. Мы будем изучать сложные слова. Объяснять  значение таких слов, учиться использовать их в речи.

Учитель. Выполним задание и понаблюдаем за сложными словами.

Ответьте на вопрос кто?  одним сложным словом. Запишите слова.

- Кто разводит пчёл? (пчеловод)

- Кто рубит лес? (лесоруб)

- Кто варит сталь? ( сталевар)

- Кто разводит коней (коневод)

- Кто копает землю (землекоп)

- Кто выращивает овощи? (овощевод)

- Кто варит кашу? (кашевар)

- Кто ловит птиц (птицелов)

Учитель. Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительные гласные. Что заметили?

Дети. Есть слова с соединительной гласной е.

Учитель. Верно. Проведите исследование. При чтении слов соединительную гласную о замените на гласную е, а букву е на о.

Учитель. Что выяснили?

Дети. Неудобно, звучит некрасиво.

Учитель. Продолжите наблюдение за словами попробуйте объяснить выбор гласной  буквы:  в каких случаях пишется соединительная гласная о, а в каких - е.

Работа по группам.

Выдвигаются предположения.  В ходе обсуждения делаются выводы: буква о пишется, если основа заканчивается на твёрдый  согласный, буква  е – после мягких согласных, а также после шипящих и ц.

Учитель. А теперь давайте сверим наши выводы с теми, что даны в учебнике – источнике знаний. Прочитайте правило на стр. 81.

Учитель. Теперь вы знаете, в каких случаях пишутся гласные  е и о. Примените это правило, выполняя упражнении 150  в учебнике на странице 81.

А) Прочитайте слова.

Камн_пад, пеш_ход, солнц_пёк, мяс_рубка, стал_вар, пч_ловод, мил_сердие, корн_плод, гряз_вод_лечебница, земл_мерка, перв_проходец, овощ_хранилище.

Задание для девочек. Выпиши сложные слова с соединительной

буквой  о.

Задание для мальчиков. Выпиши сложные слова с соединительной буквой  е.

Учитель. Продолжим наблюдение за сложными словами.

Б) В упражнении все вместе найдите слово с секретом. В чём его секрет?

В) Среди записанных вами  слов найдите  те, которые соответствуют схеме :

 

                          _                       а

Г) Проверьте работы друг у друга. Если надо, внесите исправления.

В ходе проверки делается вывод, что в сложных словах может быть более двух основ (грязеводолечебница),  а также  то, что в сложных встречаются  суффиксы (мясорубка, землемерка).

Учитель. К каким частям  речи относятся слова из упражнения 150?

Дети. Это имена существительные

Учитель. Можно ли от этих слов образовать другие части речи?

Дети. Надо попробовать.

Дети образуют имена прилагательные: пешеходный, милосердный.

Делают вывод, что сложными могут быть и имена прилагательные.

Учитель. О чём можно сказать пешеходный?

Дети. Пешеходный переход.

Учитель. Верно, со словом пешеходный чаще всего употребляется слово переход.

Какое существительное: одушевлённое или неодушевлённое можно подобрать к слову милосердный?

Дети. Милосердный поступок (неодушевлённое).

Дети. А ещё так говорят о человеке. Значит, можно подобрать одушевлённое существительное. Милосердный человек – человек с добрым сердцем, добросердечный, жалостливый…

Учитель. Вы правильно раскрыли значение этого слова. В русском языке много сложных слов, характеризующих человека. Постарайтесь раскрыть смысл некоторых из них. Для этого выполним упражнение 157 в учебнике на странице 84.

Раскрой смысл сложных слов. Подчеркни букву соединительного гласного.

  Остроумный, трудолюбивый, гостеприимный, доброжелательный, злопамятный, слабовольный, милосердный, добродушный, добросовестный, жизнерадостный, легкомысленный.

Выпиши те слова, которые, по твоему мнению, характеризуют тебя.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель.  Какой новый способ словообразования мы узнали сегодня на уроке? Что выяснили в ходе исследований о сложных словах?

На шкале оценивания отметьте уровень понимания этой темы.

            Учитель. Определите свое состояние, продолжив любую из фраз:

              Было интересно…

              Было трудно…

              Меня удивило…

              Мне захотелось…

              Моё настроение…

  1. Домашнее задание.

Учитель. Вспомните  сказки,  найдите и запишите сложные слова, встречающиеся в сказках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова).

Задачи:*Систематизировать  сведения по правописанию буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.*Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.*Дать ориентир на познавательный ин...

Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"

Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа + тематическое планирование по русскому языку для сторого класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова,   с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по литературному языку для 2 класса. Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа + тематическое планирование для второго класса с учётом требований ФГОС...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...

Конспект урока русского языка по системе развивающего обученя Л.В.Занкова

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...

Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....