Главные вкладки

    Учение через деятельность. Дополнительные занятия по русскому языку, 4 класс.
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Баранова Елена Владимировна

     

    Именно программой по русскому языку для 4 класса формируется фундамент будущих крепких лингвистических знаний. В этом классе учащиеся знакомятся с основными положениями науки о языке, у них формируются умения и навыки  грамотного письма, развивается устная и письменная речь. Поэтому так важно  не запустить процесс овладения школьниками русским языком, ведь восстановить пробелы позже будет сложнее, чем предупредить их сейчас.

    Тематика разделов подобрана таким образом, что при изучении спецкурса у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к языку и речевому творчеству, развивается языковая эрудиция, что значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon arkhiv_zip_-_winrar.zip17.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа учебного предмета

    «Русский язык, 4 класс»

    Автор: учитель начальных классов Баранова Е.В.

    г. Вольск, 2011 год

    Пояснительная записка

    Именно программой по русскому языку для 4 класса формируется фундамент будущих крепких лингвистических знаний. В этом классе учащиеся знакомятся с основными положениями науки о языке, у них формируются умения и навыки  грамотного письма, развивается устная и письменная речь. Поэтому так важно  не запустить процесс овладения школьниками русским языком, ведь восстановить пробелы позже будет сложнее, чем предупредить их сейчас.

    Тематика разделов подобрана таким образом, что при изучении спецкурса у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к языку и речевому творчеству, развивается языковая эрудиция, что значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.

    Изучение дополнительного часа основано на расширении школьной программы, что способствует эффективному усвоению материала и помогает школьнику разобраться в темах, позволяет улучшить оценки и предотвратить проблемы с пониманием наиболее трудных тем.

    Цель дополнительного часа по  русскому языку в 4-м классе – заложить прочные основы лингвистических знаний; формировать навыки грамотного, безошибочного письма.

    Задачи: развить логическое и абстрактное мышление учеников, зрительную и моторную память, привить ребятам интерес к этой увлекательной науке. Обучающиеся познакомятся с устройством и функционированием родного языка, овладеют умениями выделять и характеризовать языковые единицы( звук, морфема, слово, предложение) с опорой на алгоритмы. Программа курса имеет практическую направленность.

    Знания и умения:

    • различать, сравнивать: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
    • различать, сравнивать: корень, приставку, суффикс, окончание;
    • уметь выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
    • уметь пользоваться словарями; использовать алфавит при работе со словарем;
    • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов с изученными правилами правописания;
    • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

     Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.

    Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: игры, уроки общения, уроки практикумы, что соответствует возрастным особенностям обучающихся.

    Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.

    Отработка и закрепление основных умений и навыков  осуществляется при выполнении практических заданий.

    Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.

    Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения; использовать разнообразные виды работы с текстом и другими источниками информации.

    Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения - не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы.

    Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается промежуточная аттестация в форме итогового контроля по итогам учебного года по русскому языку за курс 4 класса.

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

    Учащиеся должны называть: 

    • изученные части речи;
    • значимые части слова;

    различать, сравнивать:

    • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
    •  имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
    •  корень, приставку, суффикс, окончание;
    • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания(главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

    приводить примеры:

    • простого двусоставного предложения;

    решать практические и учебные задачи:

    • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены

     ( в простом предложении);

    • пользоваться словарями;
    • использовать алфавит при работе со словарем.
    •  писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими  изученными правилами правописания:
    • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
    • звонкие и глухие согласные в корнях;
    • удвоенные согласные;
    • безударные гласные, проверяемые ударением ( в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
    • разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
    • не с глаголами;
    • безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
    • правописание безударных личных окончаний глаголов;
    • знаки препинания в конце предложения ( точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
    • отвечать на вопросы к тексту;
    • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

    Учебно-тематическое планирование

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Дата проведения

    Вид занятия

    план

    факт

    1

    Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и

     3-го склонения.

    1

    урок- игра

    2

    Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и

     3-го склонения.

    1

    урок-путешествие

    3

    Правописание безударных окончаний имен существительных множественного числа.

    1

    практикум

    4

    Правописание безударных окончаний имен существительных.

    1

    урок-путешествие

    5

    Правописание  окончаний имен прилагательных.

    1

    практикум

    6

    Правописание  окончаний имен прилагательных.

    1

    практикум

    7

    Правописание  окончаний имен прилагательных.

    1

    урок - викторина

    8

    Морфологический разбор имени прилагательного.

    1

    практикум

    9

    Буквы о-е после шипящих и ц.

    1

    практикум

    10

    Буквы о-е после шипящих и ц.

    1

    практикум

    11

    Местоимение.

    1

    практикум

    12

    Правописание местоимений.

    1

    практикум

    13

    Орфограммы приставок.

    1

    практикум

    14

    Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки.

    1

    практикум

    15

    Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки.

    1

    урок-викторина

    16

    Синтаксический анализ простого предложения.

    1

    практикум

    17

    Синтаксический анализ простого предложения.

    1

    практикум

    18

    Глагол как часть речи.

    1

    практикум

    19

    Правописание не с глаголами.

    1

    практикум

    20

    Изменение глаголов по временам.

    1

    практикум

    21

    Изменение глаголов по лицам.

    1

    практикум

    22

    Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.

    1

    практикум

    23

    Изменение глаголов по числам.

    1

    урок-викторина

    24

    Правописание –ться и –тся в глаголах.

    1

    практикум

    25

    Спряжение глаголов.

    1

    практикум

    26

    Спряжение глаголов.

    1

    урок-зачет

    27

    Наречие как часть речи.

    1

    практикум

    28

    Правописание наречий.

    1

    практикум

    29

    Морфологический разбор наречий.

    1

    практикум

    30

    Имя числительное. Правописание мягкого знака в именах числительных.

    1

    практикум

    31

    Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных.

    1

    практикум

    32

    Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных.

    1

    урок-общения

    33

    Знаки препинания в сложном предложении.

    1

    практикум

    34

    Знаки препинания в сложном предложении.

    1

    урок-общения

    Содержание изучаемого курса

    1.Морфология. (12 часов)

    Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

    Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Наречие как часть речи. Имя числительное: общее значение.
    2.Синтаксис. (4 часа)

    Синтаксический анализ простого предложения. Сложное предложение.
    3.«Правописание» (формирование грамотного письма)(18 часов)

    Ознакомление с правилами правописания и их применение:

    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой
    •  не с глаголами;
    •  мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
    •  мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
    • безударные личные окончания глаголов;
    • суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
    • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
    •  буквы а, о на конце наречий;
    • мягкий знак на конце наречий;
    •  слитное и раздельное написание числительных;
    • мягкий знак в именах числительных;
    •  запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

                Использование орфографического словаря для определения

    (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при

    проверке собственных и предложенных текстов.

    Список литературы

    1. Шукейло В.А. Русский язык: сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы.-М.:Вентана-Граф,2007.
    2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»- М.:Вентана-Граф,2009.
    3. Весь русский язык с контрольными диктантами и игровыми заданиями: 1-4-йкл./О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.-М.:Астрель:АСТ:Профиздат,2007.
    4. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Справочное пособие по русскому языку для начальной школы/Уроки русского языка.- К.:ГИППВ,2002.
    5. Современная энциклопедия начальной школы. Русский язык/ И.Г.Терентьева.- М.: Слово, Эксмо , 2006.

    Образовательные диски

    1. Русский язык, 4 классы. Дидактический и раздаточный материал. «Учитель», 2009
    2. Русский язык, 4 класс. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал для дополнительных занятий по русскому языку . 1класс.

    Дополнительный материал по русскому языку 1 класс...

    Краткая программа дополнительных занятий по русскому языку, 4 класс

    Элементы содержания к занятиям по русскому языку, 4 класс...

    Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

    Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

    Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».

    Использование дидактических игр на уроках  русского языка для достижения познавательной активности учащихся...

    Сообщение "Виды игровой деятельности на занятиях по русскому языку"

    В сообщении представлены материалы , позволяющие оптимизировать  деятельность учителя при проведении уроков и занятий внеурочной деятельности с младшими школьниками /приведена возможная  кла...

    Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку

    Рабочая программа дополнительных занятий (кружка) по русскому языку в 3 классе.  Программа рассчитана на 68 часов....

    Программа дополнительных занятий по русскому языку «Слушаю. Думаю. Пишу»

    Рабочая программа дополнительных занятий «Слушаю. Думаю. Пишу» составлена на основе авторской программы по русскому языку Образовательная система «Школа России». Рассчитана на ...