Сообщение "Виды игровой деятельности на занятиях по русскому языку"
статья по русскому языку по теме

Лазарева Елена Михайловна

В сообщении представлены материалы , позволяющие оптимизировать  деятельность учителя при проведении уроков и занятий внеурочной деятельности с младшими школьниками /приведена возможная  классификация   дидактических  игр по русскому языку /

Скачать:


Предварительный просмотр:


Игра и игровая деятельность

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Почему же?

Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат.                                                                                                                          А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать.

Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

Классификация дидактических игр по русскому языку

Как классифицируют игры? Наверняка вы вспомнили такие игры своего детства, как «в маму и папу», «в больницу» (это ролевые игры), игры с любимыми игрушками (предметные), а есть еще сюжетные, имитационные, деловые игры, а также игры-драматизации.

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка (П.М. Баев, Л.В. Петрановская и др.).

 Классификация дидактических игр по русскому языку основана

  • на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры

1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», «превратим волка в козу», метаграммы, анаграммы, логогрифы); различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение («зайди в свой порт», «старуха Шапокляк»); различение твердых и мягких согласных («два короля»); звук [j]; слоговой состав слов («вкусные слова», «слог за слогом»); омофония, омография, определение ударного слога («русский, польский и французский»); особенности русского ударения.

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм  (см. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль: Академия развития, 1998).

2. Лексико-фразеологические игры

2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий (четвертый) лишний», «ассоциации», «гибриды», лото, домино, карты, игры с мячом, с юлой).

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину»; «соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и мн. др.).

3. Игры по морфемике и словообразованию

3.1. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы», «глокий язык», «слова по схеме»; последние четыре игры – из книги Л.В. Петрановской) и т.д.

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

  •  Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические (Селевко, стр. 53).

 По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

Все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (а также сканворды и чайнворды), шарады, загадки, метаграммы, анаграммы и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Элементы игровой деятельности на каждом занятиии

Игровая деятельность как элемент занятия  может применяться на любом этапе.

1-й этап. Рефлексивно-оценочный этап

Необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно и только тогда, когда вы полностью владеете ситуацией в классе. В противном случае «разыгравшиеся» на первой десятиминутке дети потом так и не войдут в нужное русло занятия. Игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

Наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду с орфографической в привычку. Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие.

Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведем пример одной из игр.

ПРИМЕР 1

«Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если было задано на дом познакомиться с понятием тембра голоса, то уместно будет проверить задание, поиграв в конкурс пародистов.

ПРИМЕР 2

Конкурс пародистов.

Цель игры: отработка умения менять тембр голоса.

Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнесите фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.

Фраза

Тембр

Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец? Дела пытаешь аль от дела лытаешь?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?

Корову заведем, молоко пить будем.

Старческий, зловещий, хриплый, низкий

Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый

Ласковый, нежный, мурлыкающий

(См. Калмыкова И.Р.  Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998).

Если вы приучили своих учеников к систематической работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры.

ПРИМЕР 3

«Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова kalopodium, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского camisia – рубаха), турецкие каблук (а – у) от арабского kab – пятка, камыш (а – ы) – «тростник»: русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.

ПРИМЕР 4

«Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов).

Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

ПРИМЕР 5

«Орфографическое лото».

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек.

к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох

б_тон
в_трина
г_рбарий
г_рчица

ПРИМЕР 6

Разгадывание кроссворда.

Известно, что все учащиеся независимо от возраста хотели бы поощрения своей активности, сообразительности, осведомленности. Перед проведением игры надо разработать критерии оценок и договориться о них с ребятами. Победителем может быть вся команда (при командных играх) или один ученик. Предположим, победила 1-я команда, а вы заранее объявили, что победители получают по пятерке. Однако и вы, и ребята видели, что не все члены команды были одинаково активны в игре. Надо ли учителю акцентировать на этом внимание? Думается, что на первых порах не надо. Однако в дальнейшем вы предлагаете дополнительные баллы за такое качество, как «сыгранность» команды, равное участие каждого в общей игре. Можно предложить команде самой «расставить» оценки, оценив участие каждого.

При единоличном первенстве критерии оценок могут быть проще: тот, кто первым правильно разгадал кроссворд, получает оценку «пять», у второго по скорости – «четыре». Ставить оценку «три» за разгадывание кроссворда я бы не рекомендовала, так как оценки ниже четверки могут убить желание играть в будущем (хотя все зависит от типа личности). При проведении обобщающей игры, игры-конкурса можно предусмотреть небольшие призы или красочно выполненные дипломы, которые торжественно вручаются победителям.

Основной этап

На этом этапе проводятся обучающие игры. В 3 -4 = х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности.

ПРИМЕР 7

Возьмем слово СОМ и поиграем с ним. Давайте попробуем «наперегонки» заменить в нем первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Только не торопитесь смотреть в ответ: может быть, еще что-нибудь придет в голову. Запишите слова.

3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.

Так, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».

ПРИМЕР 8

«Чье гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Учитель устанавливает песочные часы (или засекает время по секундомеру). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время (например, за 10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.

Материал для команд: корни с чередованием 1) -раст-/-ращ-/-рос-; 2) -лаг-/-лож-; 3) -кас-/-кос-; 4) -тир-/-тер-.

).

Игра «Собери фразеологизм».

Класс разбивается на команды по 5–10 человек. Распределение ролей в команде: 1 чел. – толкователь (определяет значение фразеологической единицы (ФЕ); 1 чел. – грамматист (определяет строение ФЕ и синтаксическую роль в предложении); 2 чел. – систематики (подбирают к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы); 1 чел. – сочинитель (сочиняет предложения с ФЕ).

Жюри из 3 человек вырабатывает систему оценок работы каждой команды.

Побеждает та команда, которая первой закончит выполнение всех заданий и наиболее правильно, четко, эмоционально представит результаты своей работы.

Задание 1. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты.

(1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.)

(2-я команда – расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу).

Задание 2. Определите значение каждой ФЕ. Каково их строение (модель)? Какой части речи (члену предложения) они соответствуют?

Задание 3. Подберите к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы (если есть). Определите, в какую фразеосемантическую группу они входят.

Задание 4. Составьте с собранными ФЕ по 1 предложению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Учение через деятельность. Дополнительные занятия по русскому языку, 4 класс.

Именно программой по русскому языку для 4 класса формируется фундамент будущих крепких лингвистических знаний. В этом классе учащиеся знакомятся с основными положениями науки о языке, у них форм...

Игровое занятие по русскому языку 1 класс

Игровое занятие по русскому языку 1 класс...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".

В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...

Разработка открытого занятия внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" по русскому языку.

Выявление знания о жилом помещении (о доме, квартире). Ориентация учащихся по домашнему адресу....

Игровое дидактическое занятие по русскому языку «Мягкий знак» в группе продленного дня

Цель: закрепление умения распознавать в словах мягкий знак, обозначающий мягкость согласных и разделительный ь1.- Тему нашего занимательного занятия по русскому языку вы отгадаете сами. Будьте внимате...