Игровое занятие по русскому языку 1 класс
план-конспект урока (1 класс) на тему

Хохлова Ольга Дмитриевна

Игровое занятие по русскому языку 1 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хохлова Ольга Дмитриевна

"Как Кузя Тотошку выручил"

(Игровое  занятие  по русскому языку в 1 классе)

Цель: развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и

           орфографии.

Задачи:

  • расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
  • развивать память, логическое мышление, наблюдательность;
  • формировать коммуникативные компетенции младших школьников.

Предназначение: можно использовать на уроке русского языка в 1 классе после окончания изучения "Букваря", на неделе Русского языка,  как внеклассное мероприятие.                                    

Оборудование –  компьютер, проектор, экран.

Комментарии:

Управление слайдом осуществляется нажатием левой кнопкой мышки.

Конспект занятия

Учитель: "Проснулось солнышко и в окошко заглянуло. Пробралось в самый дальний уголок и остановилось на носу маленького домовёнка Кузьки.

        Открыл Кузька глаза и сказал: «Какое чудесное утро!» А потом испугался, вскочил: «Значит солнце высоко в небе, утро вовсю разворачивается. Я проспал».

- Ой, матушка родненькая, как же вышло так? Не дело мне, домовёнку, спать допоздна, бока отлеживать. А где Тотошка?  Почему не поет, не будит?

        Побежал Кузька к петушку, а тот клюв раскрывает, а голоса нет.

- Как же так? Где твой голос потерялся?- спрашивает Кузька.

А Тотошка и не знает. (Слайд 2).

- Делать нечего, нужно в дорогу собираться, выручать петушка, голос его искать.

Кого же в помощники взять? Может вы, ребята, со мной пойдете?

I  встреча.  Пугало огородное. (Слайд 3 )

Вышел за околицу деревни Кузька, пошел полем. А в поле Пугало стоит и спрашивает:

-Что, Кузя, грусть - тоску развел? Что нерадостный?

- Да как же радоваться, коли утро проспал, хозяев подвел, петушок не спел, и я сделать ничего не успел. Пугало, может ты знаешь, где Тотошка свой голос потерял?

- Слышал я звуки разные, голоса, а вот какой из них Тотошкин, даже и не знаю. Да вы сами послушайте. (Слайды 4 - 15)

(Детям предлагаются загадки, но в ответ нужно назвать не отгадку, а произнести те звуки, которые издает это животное. Выполняют по группам.)

1 группа.

а) Голодна – мычит, сыта – жует, малым ребяткам молоко дает. (корова) (слайды 4,5)

б) Окраской -  сероватая,  повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона, это я ….(ворона) (слайды 6,7)

2 группа.

а) По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (гусь) (слайды 8, 9)

б) мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, с водой не знается. (кошка).   (слайды 10, 11)

3 группа.

а) Длинна, а не нитка, зла, а не ведьма, черна, а не ворон. (змея)

 (слайды 12, 13)

б) Серый, опасный, хищный, зубастый, в лесу любит зайцев ловить, в сказках – с лисою дружить. (волк) (слайды 14, 15)

Пугало: « Ну что, Кузя, услышал ты голос Тотошки?» (слайд 16)

Кузя: «А вы, ребята, услышали? Я – нет. Придется дальше идти искать».

Учитель:  Чьи голоса, ребята,  мы услышали? А что мы произносили? (неречевые звуки)

II  встреча. Гласные – согласные.  (слайд 17)

Дети (заранее подготовленные) читают стихотворение.

  1. Мы - не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

     Мы - не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

  1. Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку можем ухом различать.

А ещё произносить,

Но не трогать и носить.

Кузя: «Это куда же мы попали?»

Звуки: « В царство фонетики".

(разыгрывается диалог между детьми)

Гласные: «Мы важнее! Без нас никто рта не откроет!»

Согласные: «Ну ,это ещё нужно проверить! Попробуйте нас произнести, чтобы хоть немного  не открыть рот».

Гласные: « Пожалуйста, ммммм».

Согласные: «Кроме звука  [М] есть и другие звуки».

Гласные: «А мы все равно важнее, без нас ни одно слово не обходится, ни один слог...»

Согласные: «Нет, мы главнее, без нас ни одно слово не будет понятно.

Попробуйте сказать что-нибудь без нашей помощи».

Кузя: « Ой, что это за ссора, негоже это, когда мира нет. Ребята, кто знает песенку  «В лесу родилась елочка»?  Давайте мы споем её вместе, но слова у всех буду разные. (слайд 18)

1 группа: « АААААААА, УУУУУУУ».

2 группа: « ЫЫЫЫЫЫЫЫ, ОООООООО».

3 группа: «КККККККККККК, ППППППП».

(Дети пробуют петь)

Кузя:

- У кого совсем не получилось? Почему?  (Ответы детей)

- А кому понятно, о чем мы пели? Почему?  (Ответы детей)

- Вот, ребята, нужно всем жить вместе и не ссориться. А вы догадались, кто это перед нами?

 ( версии  детей)

(Звуки продолжают ссориться.) (Слайд 19).

Гласные:  Гласные тянутся в песенке звонкой,

                   Могут заплакать и закричать.

                   В темном лесу звать и аукать,

                   И в колыбельке Алёнку баюкать,

                    Но не желают свистеть и ворчать.

Согласные: А согласные согласны

                      Шелестеть, шептать, скрипеть,

                      Но не хочется им петь.

                      С-с-с-с- змеиный слышен свист.

                      Ш-ш-ш-ш – шуршит опавший лист.

        Р-р-р-р-р – моторы тарахтят.

                      Ж-ж-ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.

Кузя: «Что нам делать? Как же быть? Как нам звуки помирить? (Слайд 20).

(Находит около елочки конверт, там задания). (Слайд 21).

1 группа.                           2 группа                        3 группа

___с___ л                         ___гл ____                      к ___кл ____                      

л ____ с ___                    з ___рн ____                   ш ___р ____

п ___р ___д                    в ___т ___р                     к ___зл ____к

На доске задание:  (слайд 22)

 Пл_л п_ р_чк_  с_р_й  г_сь,  п_т_шк_  ск_ з_л:

- Н_  тр_сь!  

Кузя: «Кто же главный?  (ответы детей)   Дружно должны жить гласные и согласные, чтобы мы могли говорить и понимать друг друга».

- Ура! Я нашел! Я кусочек голоса петушка нашел!

- А вы, ребята, увидели?          (КУ)

- Спасибо, звуки, до свидания. (Слайд 23)

III  встреча.  Птички – буковки.

Кузя: «Что – то я проголодался. Нужно подкрепиться».

         Сел он на пенек, достал свою горбушку хлеба. Увидел птичек. «Идите, угощайтесь, небось уже давно хлеба не ели».

Птичка: «Спасибо, Кузя, а почему ты грустный такой? У ж  не случилось ли что?  (Слайд 24)

Кузя: « Да, Тотошка наш голос потерял, я пошел искать, но пока нашел только КУ. Может быть, вы что–то знаете?»

Птичка: «Нужно тебе с нами пойти, к нашим подружкам буковкам, может они знают. Но нужно через реку перебраться? Сможешь?

Кузя: «Пойдем, ребята?»

         Пошли все к реке. А река разлилась, в море превратилась.

Кузя: « Как мне на то берег перебраться? Лодки у меня нет, плавать я не умею.

Вынырнула рыбка с конвертом, а там совет: «Преврати море в реку» (Слайд  24)

(на доске задание)(Слайд 25)

МОРЕ – ( горе –гора –пора –поза –лоза – луза – лука – рука ) –РЕКА.

Словарь.

Горе - сильная печаль, несчастье. Нас постигло большое горе.

Гора - сильно возвышенная местность, большой холм.  Кататься с горы.

Пора - время, период, срок. Осенняя пора.

Поза - положение, принимаемое человеческим телом. Живописная поза.

Лоза - гибкий длинный стебель некоторых кустарников. Виноградная лоза.

Луза - отверстие с подвешенным к нему сетчатым мешочком по краю бильярдного стола. Положить шар в лузу.

Лука - изгиб, кривизна чего-нибудь. Лука дороги.

Рука - одна из двух верхних конечностей человека, от плеча до конца пальцев. Кисть руки.

Река - поток, огромное количество чего - либо. Судоходная река.

Кузя: «Спасибо, ребята, я один бы не справился.

          (дети должны увидеть еще 2 слога РЕ – КА, если не увидят, то обыграть этот момент)

- Ура! Почти всё нашёл! (Слайд 26)

Учитель:  "Ребята, что нашел Кузя?, Чему он так радуется?"

-  Что ещё осталось?

 Учитель:  " Кто заметил, какого слога не хватает?"   (КУ).

- Река, конечно, глубокая, но не море все же. Как же перебраться? 

(Слайд 27)

Вынырнула рыбка с конвертом: карточки со словами:

ХОР, КОН, УГОЛ, ШЕСТ, МОЛ,  МЕЛ.

- Что же мне с этим делать? Как это мне поможет? (Слайд 27)

(Ребята должны догадаться, превратить слова при помощи Ь, обнаружить слово МЕЛЬ, если не догадаются, то птичка в клюве принесет Ь, может это поможет. Если после этого не догадаются, то Кузя "поманипулирует" этой буквой и словами, чтобы направить мысль детей).

- Превращаем слова, какая группа быстрее справиться, та и получает больше очков (1 за каждое слово). (Слайд 28)

- Река большая, где же МЕЛЬ, в каком месте? (Слайд 29)

Задание: расставить слова по алфавиту.

( кон, мел, мол, угол, шест)

Где слово мель, там и можно перейти речку. (Слайды 30, 31)

IV встреча. Лешик ( внук Лешего и друг Кузи).

Кузя:  «Ау –А-у!! Лешик! Где ты? Спрятался, любит в прятки играть. С кем же он играет? Где он спрятался? Найдем его! (Слайд 32)

Слова на доске: ХЛЕВ, КОСА, ЩЕЛЬ, ПОЛИСАДНИК, ЗАСЛОНКА, УКРОТИТЕЛЬ.

( отгадывают названия животных,  находят "лишнее слово"

за елью появляется Лешик).  (Слайды 33, 34)

Лешик: «Кузя, я так рад тебя видеть. А что ты такой расстроенный? Что случилось?

Кузя: «Лешик, Тотошка, петушок наш, голос потерял. Я помогаю голосок найти. У тебя здесь птички – буковки живут, говорят, что они словами играют, а в них Тотошкин голос мог спрятаться. Помоги найти».

Лешик: «Как же другу не помочь. С радостью. Эй, птички –невелички, летите сюда скорей, несите свои слова, поиграем. (Слайд 35)

1 группа.             2 группа.              3 группа.

БОЛЬ                    ДОМ                     БЫК

(Кто больше составит слов, меняя только одну букву, тот получает больше очков).

Группы представляют свою работу.

Кузя: «Нашли голос? Нет (расстроенный,). Вот уже и день прошел, ночь наступает, пора домой возвращаться ,а я так и не нашёл голос петушка. Что же я ему скажу?

Лешик: « Не печалься, Кузя, Утро вечера мудренее. Иди домой, не грусти. А завтра мы поищем голос петушка. А чтобы домой быстрее добраться, нужно сыграть в игру «Наоборот». Ты сразу кажешься дома.

На доске слова: ЛЁН, ЛЕЙ, ЛЮК. Нужно прочитать их наоборот.

(ребята должны увидеть буквосочетание  КУ, если не заметят, обыграть поиск)

V. Возвращение домой.

Кузя: «Тотошка! Тотошка! Я нашёл твой голос, вот он: КУ-КА-РЕ-КУ!!! Ну, давай, пой, провожай солнышко!

        Молчит Тотошка, Будто воды в тор набрал. Что–то не получилось.(Слайды 39, 40)

Летит птичка, принесла листочек -  на нем шарада:

«С глухим согласным наливаюсь в поле

 Со звонким –сам звеню я на раздолье».

Отгадывается шарада. Чья группа быстрее.

Кузя: «Я понял, Тотошка клевал зерно, да подавился одним. Нужно водички попить, скорее, уже солнышко садится.

        Попил Тотошка водички, взлетел на забор и запел звонко. Голову свою вверх задрал, хвост распушил, крыльями машет, кукарекает пуще прежнего.

А Кузя его нахваливает:

- Ах, Тотошка, ах, миленький, как поёшь хорошо.

- Спасибо тебе, Кузя, - говорит Тотошка, - без тебя бы у меня ничего не получилось.

Кузя: «Спасибо, ребятам, они мне очень помогали, я бы один ничего не сделал».

VI. Рефлексия. Учитель: Ребята, чему мы сегодня научились на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке?

Используемые источники:

1. Татьяна Александрова

 «Как домовенок Кузька всех выручил»  Изд.«Стрекоза – Пресс», 2001 г.

2. Е.Н. Арсенина «Внеклассные мероприятия в начальной школе», Изд. «Учитель», Волгоград, 2005 г.

3. О.В. Зайцева «На досуге» , Ярославль – «Академия развития», 1997 г.

Слайд 1  картинка http://cs4362.userapi.com/u138099992/-14/x_d234583c.jpg 

Слайд 2 , картинка http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0846/01lab5km21226445872.jpg 

Слайд 3 картинка Кузя http://i061.radikal.ru/0904/d9/01c913e4c447t.jpg 

Слайд 3, 16, 40 ,42 картинка Пугало http://s001.radikal.ru/i194/1011/12/8e118c9baeec.jpg 

Слайд 5 , картинка коровы http://i03.fsimg.ru/1/tlog_box/1751/1751276.jpg 

Слайд 7  картинка вороны http://cs10365.vkontakte.ru/u2119405/-14/x_7244f468.jpg 

Слайд 23 картинка Кузя http://tommerce.gorod.tomsk.ru/uploads/37592/1251186232/image007.jpg 

Слайд 5 , 7 , 9, 11, 13, 15, 18, 21, 22, 30, Кузя картинка http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1815000/1814948-8407ce37a458988e.png 

Слайд 9 ,картинка гусь

http://cs952.vkontakte.ru/u26585886/142209641/x_f43 a3f94.jpg 

Слайд 13, картинка змея

http://mobini.pl/upload/files/127/920/240/728/806/325_small_snake_and_green_clover_123.jpg 

Слайд 15, картинка волк http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/72335_volk_trava_vzglyad_1920x1200_(www.GdeFon.ru).jpg 

Слайд 11, картинка кот http://i1.i.ua/prikol/pic/0/9/408190_391546.jpg 

Слайд 18, 20, картинка елка http://files.geometria.ru/pics/original/18623696.jpg 

Слайд 22, картинка гусь http://yves.marsal.free.fr/atoutgifs/animaux/canard03.gif 

 Слайд 24,  картинка с Кузей http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_vrag/20.jpg 

Слайд 24, картинка рыбки http://img848.imageshack.us/img848/3994/654338.gif 

Слайд 25, 28, 30, 35, 41,  птички http://justclickit.ru/other/bird.php?str=16 

Слайд 25, картинка море http://img1.loadtr.com/b-416810-hareketli_deniz_sahil.gif 

Слайд 26, 27 ,29, 31, картинка река http://resim.manzara.gen.tr/manzara-resimleri-301-800x600.jpg 

Слайд 27,  29 ,31 картинка  Кузя  http://s48.radikal.ru/i122/0906/05/e1cb50473dect.jpg 

Слайд 32, 34, 36,  картинка лес, http://bitimpex.en.ecplaza.net/main.jpg 

Слайд 36, картинка Лешик http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_sunduchok/11.jpg 

Слайд 40 картинка Кузя  http://i061.radikal.ru/0904/d9/01c913e4c447t.jpg 

Слайд 4 , 6, 8, 10, 12, 14, 20, 25, 28, 32, 33, 34, 36,37,41 Кузя, Лешик-  картинки http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_sunduchok/09.jpg 

Слайд 42, колос, http://www.smbeer.ru/images/kolos2.gif 

Слайд 43, картинка http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/puteshestvie_kuziki/02.jpg 

Слайд 43, петушок http://www.hercocuk.org/images/articles/3719.gif 

Слайд 27, картинка рыбки http://photobucket.com/albums/pp236/Keefers_/Keefers%20Graphics/angelfish90.gif 

Слайд 25. звук прибоя http://zvuki-tut.narod2.ru//shum_priboya/Priboi.mp3 

Львенок http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/81939623.5c/0_8f089_1331532c_XL 

Лиса http://rf.foto.radikal.ru/0709/c9/bf2b9876c919t.jpg 

Оса - http://img535.imageshack.us/img535/3827/bee1jb.jpg 

Слоник - http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/119528728.a2c/0_9613c_a5b4da89_XL 

Крот - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/717/73717258_0055.gif 

 корова мычит http://zvuki-tut.narod2.ru/michanie_korovi/Mychanie_korovy.mp3 

Ворона каркает - http://zvuki-tut.narod2.ru/vorona_soroka_karkaet/Vorona.mp3 

Гуси гогочут - http://zvuki-tut.narod2.ru/gusi_gagochut/Gusi_gagochut.mp3 

Мяуканье кошки - http://zvuki-tut.narod2.ru/myaukane/Myaukane.mp3 

Змея шипит - http://zvuki-tut.narod2.ru/zmeya_kobra/Zmeya_shipit_kobra.mp3 

Волк воет - http://zvuki-tut.narod2.ru/volk/Volk_voet.mp3 

Петух кричит - http://zvuki-tut.narod2.ru/petuh_krichit/Petuh_krichit.mp3 

 В лесу родилась елочка - http://b-track.ru/song/5595/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игровые медиапроекты по русскому языку для 2 класса.

Интерактивное пособие к уроку русского языка для 2 класса.Тема: "Звук [Й`] и его обозначение на письме"....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Сообщение "Виды игровой деятельности на занятиях по русскому языку"

В сообщении представлены материалы , позволяющие оптимизировать  деятельность учителя при проведении уроков и занятий внеурочной деятельности с младшими школьниками /приведена возможная  кла...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"

В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...

Игровое дидактическое занятие по русскому языку «Мягкий знак» в группе продленного дня

Цель: закрепление умения распознавать в словах мягкий знак, обозначающий мягкость согласных и разделительный ь1.- Тему нашего занимательного занятия по русскому языку вы отгадаете сами. Будьте внимате...