Урок обучения грамоте (письмо) «Строчная и заглавная буквы щ, Щ».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

 

      Цель урока:  обучение письму строчной и заглавной буквы щ, Щ.

      Задачи:

  1. Обучать письму строчной и заглавной буквы щ, Щ, слогов и слов с этой буквой;  учить писать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
  2. Расширять словарный запас,  развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, работать над развитием внимания;
  3. Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote-pismo.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте - письмо в 1 классе.

(по прописи Н.В.Нечаевой – система Л.В.Занкова)

Тема урока: «Строчная и заглавная буквы щ, Щ».

      Цель:  обучение письму строчной и заглавной буквы щ, Щ.

      Задачи:

  1. Обучать письму строчной и заглавной буквы щ, Щ, слогов и слов с этой буквой;  учить писать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
  2. Расширять словарный запас,  развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, работать над развитием внимания;
  3. Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

Предполагаемые результаты:

 В результате изученной темы дети должны:

 1. Уметь писать строчную и заглавную буквы щ, Щ, слоги и слова с этими буквами;

 2. Уметь письменно отвечать на вопросы, составлять предложения;

 3. Уметь давать характеристику звуку.    

 Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, демонстрационная карточка с буквами, оценочные листы.

Ход  урока:

Этапы урока

Деятельность

     учителя    

Деятельность

  ученика

УУД

1.

Мотивация.

Эмоциональный настрой.

Мы начинаем урок письма. Давайте начнем урок с улыбки и хорошего настроения. Подарите свои улыбки мне,  своим друзьям и нашим гостям.

-Чему мы учимся на уроках письма?    Девиз нашего урока:

Перо пишет, а ум водит. Как понимаете эту пословицу? Слайд 2

Положительная мотивация и познавательный интерес.

2.

Актуализация     знаний

Игра  «Что лишнее?»     Слайд 3

 Р,С, А, ш, И, О; (Лишняя буква "ш" - она строчная.)

 е. ё, и, ю, я, а;  (Лишняя буква "а" - она указывает на твёрдость согласного.)

 р. м, н, л, щ; (Лишняя буква "щ" - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

 -  А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы "ч"  и "й".)  

- С какой последней буквой познакомились? (с буквой Ч)

  Дайте характеристику звуку. Слайд 4

Рассматривание букв на экране. Повторение изученных букв.

Обобщать, сравнивать, выделять главное.

3

 Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

На доске: карточка с буквой Щ.       Слайд 5

 Постановка цели урока детьми.            

 -Над чем будем работать на уроке? (Учиться писать буквы Щ, слоги, слова и

 предложения с ней.)

  Загадка:                                                    

 Он играет, громко лает,

 Скуки он совсем не знает.

 На пути сбивает с ног,

 Шустрый, маленький ...   (щенок)

- Дайте характеристику первого звука в слове.

 Характеристика звука [щ']: согласный, глухой,  всегда мягкий.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

Фонетическая зарядка + физминутка

-А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.  Если  услышим в слове звук [щ'], хлопаем в ладоши:    

ЩЁТКА,  шёлк,  ЩЕЛКУНЧИК, честный,  жизнь, ЩИПЦЫ,  ЯЩИК, поход, ЩЕКА, туча, ЩУКА, печка, ПРОЩАНИЕ,  РОЩА, шёпот.

Выполнение упражнений.

4.

Этап усвоения новых знаний.        Проблемная

ситуация

Будем  работать в прописях на странице 21.

Исследуем элементы в прописи. Какие элементы надо ещё дописать, чтобы получилась буква? (короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо)

 Буква щ, Щ на экране.                   

Сравните письменную и печатную букву. Чем похожи и чем отличаются буквы?

 Какие элементы буквы вам знакомы? У каких букв они встречались?

 Обучение письму строчной и заглавной букв Щ.  Показ на доске. Запись буквы в воздухе. Обведите букву по образцу в тетради. Запись слогов.

 Обведите на строке заглавные буквы.  Проверьте, как научились писать букву Щ.

Рассматривание элементов буквы на экране.

Написание новых букв.

Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Зарядка для глаз

«Щенок играет в мяч»  Слайд  6

Выполнение упражнений.

5.

Первичное закрепление.

- Какое  сейчас время года? Зимой очень холодно. Плохо приходится братьям нашим меньшим. Но о домашних животных заботится человек. А вот птицам нужна наша помощь. -Как вы помогаете птицам пережить холодную зиму?

-Какие птицы прилетают на кормушки?

Весной птицы вернутся к нам из тёплых стран, и повсюду зазвучат их красивые песни.

Чтение предложения: Весной в роще щебетали шустрые щеглы.

-Что вы знаете об этих птицах?

Щегол не является перелетной птицей, но с начала зимы до середины апреля щеглы собираются в стайки и кочуют на небольшие расстояния в поисках пищи. Щегол - веселая, подвижная, ловкая, с красивым оперением птица.  Слайд 7

-О ком говорится в  этом предложении?  Подчеркнём одной чертой. Что говорится о щеглах? Подчеркнём двумя чертами. Это главные члены предложения. - Как называются остальные слова в предложении?

Ответим на вопросы.

Щеглы (какие?) шустрые

Щебетали (где?) в роще

Щебетали (когда?) весной

А вы слышали, как щебечут щеглы?   Слушание записи.

Работа над скороговоркой        Слайд 8

Щебетал щегол со щеглихой,

Щекотал своих щеглят,

А щеглиха-щеголиха

И щеглята-щеголята

По щеглиному пищат.

Ответы на вопросы, формулирование полных предложений.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пропись.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме.

Осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков.

6.

Обобщение и систематизация знаний.

Работа в паре.

Наш щеночек потерялся. Найдите на странице слово Щенок. Выполним задание.  Работать будем в парах.

Щенок бежит. Щегол летит. Червячок ползёт.

Выполняют задание, проговаривая новые предложения.

Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

7.

Итог урока.

-Над чем работали на уроке? (Учились писать буквы Щ, щ, слоги, слова и предложения с ней.)

 -Что нового узнали?

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8.

Рефлексия.

Самооценка

Поделитесь своими  впечатлениями об уроке. Слайд 9

Поработайте со своим оценочным листом.

1.Каждое задание мне было понятно, я  научился писать букву Щ,щ, писать слоги и слова с этой буквой – зелёный цвет.

2.Я знаю, но испытываю затруднения в написании букв Щ,щ – жёлтый цвет.

 3. Я затрудняюсь и прошу помощи – красный цвет.

Развивать самоконтроль при устных высказываниях.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Заглавная буква Ч".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Урок по обучению грамоте" Письмо строчной и заглавной букв я, Я", 1 класс, программа "Школа России"

Урок по обучению грамоте" Письмо строчной и заглавной букв я, Я", 1 класс, программа "Школа России"...

Урок обучения грамоте (письмо) на тему "Заглавная и строчная буква С,с"

Представлена презентация урока письма по теме "Заглавная и строчная буква С,с"...

Урок обучения грамоте (письмо) на тему "Заглавная и строчная буква С,с"

Презентация к уроку обучения грамоте (письмо) на тему "Заглавная и строчная буква С,с"...

Урок обучение грамоте. Письмо. Строчная и заглавная буква В в

Методическая разработка на тему "Урок обучение грамоте. Письмо.Строчная и заглавная буква В в"...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Письмо строчной и прописной буквы Ж" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Ж; совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Ж.Задачи урокаДидактические:Научить анализировать фо...