Зимняя олимпиада
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Данный урок разработан по программе «Школа 2100..» для 3 класса. На уроке русского языка учащиеся совершают увлекательное путешествие, знакомятся с основными видами спорта зимних Олимпийских Игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_olimpiada_-_urok-igra.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ г. СОЧИ

ЛАЗАРЕВСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 99

 ИМЕНИ  ГЕРОЯ РОССИИ  Д.Д ТОРМАХОВА

"Зимняя олимпиада"

Урок - игра в 3-м классе по русскому языку

                                                                                   

   Посаднева Наталия Юлиановна

                                                                              учитель начальных классов

                                                                             МОБУ ООШ № 99 г. Сочи

имени Героя России Д.Д.Тормахова


"Зимняя олимпиада"

Урок - игра по русскому языку

Класс: 3

Форма проведения: урок- игра.

Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

УМК «Школа 2100»

Цели:

  • совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умения выделять в предложении грамматическую основу.
  • способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта;
  • способствовать привитию интереса  к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Оборудование:

  • словари
  • карта мира
  • карточки с заданиями
  • презентация «Зимняя Олимпиада»
  • компьютер, мультимедийный проектор
  • DVD-диск
  • Мультимедийный тренажер «Универсальное мультимедийное пособие по русскому языку»

Литература

  1. Бунеева Е.В., М.А. яковлева «Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя», М.: БАЛАСС, 2010
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык», 1999
  3. Родиченко, В.С. Твой олимпийский учебник: Учеб. Пособие для учреждений образования России.  / В.С. Родиченко и др.  – М.: Физкультура и спорт, 2004.
  4. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов. – М.: Цитадель-трейс, 2007.
  5. Энциклопедия «Все обо всем в вопросах и ответах», - М.: МАХАОН, 2008
  6. Энциклопедия «Спорт»  – М.: Физкультура и спорт, 2004.

Источник иформации:

В презентации использованы рисунки:

Ход урока-игры

I. Организация начала урока

II. Фрагмент театрализованного представления

Интерактивная доска: DVD – диск: Мультфильм “Сказка о царе Салтане…» (фрагмент)

                Ветер по морю гуляет

                И кораблик подгоняет;

                Он бежит себе в волнах

                На поднятых парусах

                Мимо острова крутого,

                Мимо города большого;

                Пушки с пристани палят,

                Кораблю пристать велят.

                Пристают к заставе гости;

                И …. на урок заходят к нам в гости.

К доске выходят «гости»-учащиеся .

                Ой вы, гости-господа,

                Вы откуда и куда?

                Славно ль за морем иль худо?

                И какое в свете чудо?

1 гость-чтец

        Мы объехали весь свет.

        За морем житье не худо;

        В свете ж вот какое чудо;

        Остров на море лежит,

        Град на острове стоит

        С златоглавыми церквами,

            С теремами да садами.

2 гость-чтец

        Дом хрустальный там стоит,

        И бассейнов много там,

        Горнолыжный комплекс есть.

        Спортплощадок-то не счесть!

3 гость-чтец

На соревнованья собрались

Все красавцы удалые,

        И спортсмены молодые.

        Все равны, как на подбор.

        Проявить себя желают

        В спортивном состязанье,

        В 2014 году в славном граде Сочи.

Учитель: Кто из вас знает, о каких таких соревнованиях идет  речь? Когда  были первые  Олимпийские игры? Какие виды Олимпийских игр вы знаете? Что вы знаете об олимпийских играх, которые пройдут в  2014 году? Сегодня на уроке русского языка мы вспомним и пополним свои знания о зимних олимпийских играх.  Наш урок отличается тем, что вы можете  проявить себя во всех зимних видах спорта.

III. Словарная работа

– Для начала давайте  вспомним, что такое олимпиада? Найдите и прочитайте значение этого слова в толковом словаре. Олимпиада – это:

– Олипиада – это крупнейшие международные состязания по основным видам спорта, проводимых раз в четыре года.

– Олимпиада – это конкурс, соревнование в какой-либо области (математики, истории и т.д.)

– Запишите это слово в своих словариках. Обозначьте безударную гласную. Запомните, как это слово пишется (слайд 1).

 Составьте и запишите со словом олимпиада вопросительное (1 вариант), восклицательное (2 вариант) и повествовательное предложение (3 вариант).

1. «Разминка»

Мы вспомнили, что такое олимпиада. Закрепили навык работы с нашими помощниками – словарями. Наши соревнования начинаются с разминки, с объяснительного диктанта.

Объяснительный диктант (слайд 2)

Лыжник, конькобежец, фигурист, хоккеист, бобслеист, сноубордист,  биатлонист,   горнолыжник, лыжница..

– Прочитайте и объясните значение слова. Графически обозначьте знакомые вам орфограммы. Найдите однокоренные слова. Докажите.

2. Эстафета. Лыжные гонки. (слайд  3)

– Лыжный спорт. Возможно, вы считаете лыжи одним из современных видов спорта, но на самом деле это один из древнейших способов передвижения. Английское слово «лыжи» происходит от исландского слова «скидх», что означает «снежная обувь».

Лыжный спорт появился в Норвегии, в провинции Телемарк (показывает на карте). Город Моргедаль в этой норвежской провинции известен как колыбель лыжного спорта. Поскольку зимы в этом районе очень снежные, а снег здесь держится подолгу, местным жителям приходилось использовать лыжи как средство передвижения. Куда бы они ни собрались – на охоту, на ярмарку, в гости в соседнюю деревню, - они повсюду передвигались только на лыжах!

        И если вы считаете лыжные гонки современным изобретением, то вас должен удивить тот факт, что первые соревнования по лыжам с призами состоялись в Норвегии в 1767 году! Дистанцию в 5 километров победитель прошел приблизительно за 30 минут.

Работа в группах

– В нашей «лыжной» эстафете участвуют 3 команды. Каждая команда должна составить мини-текст из данных слов и словосочетаний на тему «Лыжные гонки». Задание у вас написано на карточках. Постарайтесь передать в тексте напряжение, ритм, настроение  состязаний.  Каждая команда  проходит дистанцию самостоятельно и на время.

Карточка: Соревнования, лыжные гонки, лыжники, старт, дружно, срываются, не отстают ни на шаг, скорость,  начинают обгонять,  стремительно скользит к успеху, финиш, победа.

Учащиеся работают в командах. Зачитываются и обсуждаются получившиеся тексты.

3. Горнолыжный спорт

        – А кто из вас знает, какая трасса годится для начинающих лыжников? (пологая)

        – Какая самая длинная дистанция в соревнованиях по лыжам? (50 км)

        – Наш следующий этап – горнолыжные соревнования. Горнолыжный спорт – это…. ? (ответы учащихся) Найдите подтверждение вашего ответа в словарях.

            Горнолыжный спорт –  спортивный скоростной спуск с гор на лыжах по специальным трассам. (слайд   4)

             – На трассе по скоростному спуску лыжники развивают скорость до 130 км/ч! Спускаясь по трассе, горнолыжнику, прежде чем спуститься вниз, приходится на большой скорости нестись вниз, огибать повороты, делать прыжки, Чтобы наш лыжник пришел к финишу первым, вам надо найти  и закрасить цветными карандашами слова-названия видов спорта. Слова спрятаны по диагонали, горизонтали, вертикали, «зигзагообразно». (слайд 5)

Б

О

Л

А

С

Щ

Б

И

А

Т

Л

О

Н

О

Г

Б

К

Н

С

Л

О

П

У

Х

Е

Е

Р

У

Е

Ч

О

Е

 П

Л

А

В

А

Н

И

Ь

Р

Г

Е

У

И

О

Р

Т

К

Ч

Ц

У

Б

Е

Т

С

Б

О

Т

Я

Т

А

К

Е

Т

А

Ц

Л

Н

О

К

Х

Ф

Л

Н

Е

Р

Я

А

О

О

О

Р

И

Г

Р

Е

Т

И

К

А

И

Л

Н

Ж

Д

Р

Х

О

К

К

Е

Й

А

–  Какие слова вы нашли? Что их объединяет? Выпишите слова, относящиеся к зимним олимпийским играм. Составьте с любым словом предложение (устно).

ФИЗМИНУТКА

1V. Изучение нового материала.

С о о б щ е н и е  темы и цели урока.

– Прочитайте, что записано на доске.

Каждые четыре года лучшие спортсмены мира съезжаются на олимпийские игры.

– Что это? (Предложение)

– А каким оно является по цели высказывания и интонации?

– Сколько слов в этом предложении? Какие слова главные? Спишите и подчеркните главные члены предложения.

      – Сегодня на уроке мы будем учиться находить главные члены предложения. А чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо спуститься с горы на управляемых санях. Кто знает,  как называется этот вид спорта? (Бобслей)

4. Бобслей  

        – Бобслей – скоростной спуск с горы на управляемых санях. (слайд 6)

        – Какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы без травм спуститься с такой горы? А мы с вами попробуем выполнить следующие упражнения без ошибок и правильно. 

В ы п о л н е н и е  упражнений.

1. Упр. 397. Выполняется устно, в тетрадь записывают только главные члены предложения.

2. Р а б о т а  с определением, работа по вопросам.

5. Сноубординг

– Сноуборд это скоростной спуск с горы на доске. (слайд 7) Сноуборд – это один из самых молодых олимпийских видов спорта. Суть его полностью отражена в названии – снег плюс доска. И не нужны тебе лыжные палки.  Лететь на огромной скорости предлагается, балансируя руками. Впервые сноуборд заявил о себе на зимних играх в Нагано в 1998 году. В России этот вид спорта появился недавно. Сноуборд – молодежный спорт.

– Какими качествами должны обладать спортсмены этого вида спорта?

– В русском языке, чтобы правильно выделить главные и второстепенные члены предложения необходимо уметь работать с инструкцией, знать определения. Попробуем, как спортсмены сноубординга выполнить работу, пользуясь инструкцией.

      3.  Упр. 398. Выполняется устно по «шагам» упражнения.

ФИЗМИНУТКА

6. Биатлон

Ты попробуй бегать день,

А потом попасть в мишень,

Метясь лежа, из винтовки…

Тут нельзя без тренировки!

А мишень тебе не слон,

Спорт зовется … (биатлон)

Биатлон - зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России и Норвегии. Это один из самых интересных соревнований зимних Игр. (слайд 8)

На сегодняшний день существует много разновидностей биатлона, сочетающие лыжную гонку и стрельбу из спортивного лука (арчери-биатлон), гонку на снегоступах и стрельбу из винтовки (биатлон на снегоступах), гонку на охотничьих лыжах и стрельбу из охотничьей винтовки (охотничий биатлон).

        А мы с вами попробуем попасть в цель – правильно выполнить задание.

Мультимедийный тренажер (ДИСК «Универсальное мультимедийное пособие по русскому языку» раздел: Главные члены предложения»)

V. Закрепление изученного материала.

     В ы п о л н е н и е  упр. 399 (самостоятельно)

           

VI. Подведение итогов

 – Что такое грамматическая основа предложения?

 – Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения С. Маршака?

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга горит.

      –  О каких зимних видах спорта мы сегодня говорили на уроке? (Лыжный спорт, бобслей, биатлон, сноуборд) Что объединяет все эти виды спорта?  (Относятся к зимним играм, являются лыжным спортом). О других видах зимнего спорта мы узнаем на следующих уроках.

      – Какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы достигнуть высокой цели? (Смелость, решимость, целеустремленность, выносливость…..)

      – Вы слышали имя – Ирек Зарипов? Ирек Зарипов  в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом: ампутация обеих ног.  Через два года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол «Сочи 2014». Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов? (Смелость, решимость, сила воли.)

      –   Какими видами зимнего спорта вы хотели бы заниматься?

      –   Какие качества необходимы вам, чтобы выполнить задание по русскому языку на «5».

VII Домашнее задание: выполнить упр. 4, с. 135.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сочи 2014: зимняя олимпиада"

материал с фото зимних видов спорта, символами и талисманами олимпиады. Актуален при проведении классных занятий по теме в предверии олимпиады 2014г....

Конспект урока "Сочи 2014: зимняя олимпиада"

материал с фото зимних видов спорта, символами и талисманами олимпиады. Актуален при проведении классных занятий по теме в предверии олимпиады 2014г....

Презентация по теме "Зимняя Олимпиада" для электронной интерактивной доски SMART Board.

Презентация по теме "Зимняя Олимпиада" может быть использована на логопедическом занятии в начальных классах. Задания в презентации направлены на развитие лексико-грамматического строя речи учащихся, ...

Классный час "Зимняя олимпиада в Сочи"

конспект, презентация, материал для групповой работы...

Презентация "Зимняя олимпиада в Сочи"

Эта презентация была создана ученицей 3 класса....

Внеклассное мероприятие с мультимедийным сопровождением "Зимняя олимпиада. Сочи 2014"

Разработка классного часа , сопровождающаяся мультимедийной презентацией станет огромным помощником в проведении мероприятия в начальной школе по теме  "Зимняя олимпиада. Сочи 2014". Цель со...

Итоги зимней Олимпиады Сочи-2014

Итоги зимней Олимпиады Сочи-2014...