Наш лес
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Иргит Ольга Адыг-ооловна

Урок отличный, глубоко продуманный, вместе с тем эмоциональный. Учительница умело ведет учащихся от простого к сложному. Дети читают правильно и выразительно. Проведена на уроке большая работа по развитию речи и работа по воспитанию любви к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_les.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

НАШ ЛЕС

Урок развития речи по русскому языку во 2 классе

Иргит Ольга Адыг-ооловна,                                                                                        учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Шуй

Цели:

  1. формирование умения составлять рассказ по картине по вопросам и опорным словам, развитие устной речи учащихся;
  2. активизация речевой деятельности учащихся путем работы по картине;
  3. совершенствование навыков правильного произношения русских слов, совершенствование навыков выразительного чтения четверостиший;
  4. воспитание любви к природе, к родному краю, воспитание бережного отношения к природе;
  5. обучение правильному поведению в природе;
  6. развитие умения видеть и чувствовать красоту родной природы.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся учатся составлять рассказ; отрабатывают произношение трудных слов.

Личностные результаты:

Осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимают оценку.

Познавательные: контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; строят рассуждения; анализируют; делают выводы.

Коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют собственную точку зрения.

Образовательные ресурсы: презентация к уроку, компакт-диск «Дидактические и развивающие игры в начальной школе»,  ПК.

Интернет-ресурс: Звукозапись «Голоса леса».

Сценарий урока.

Организация начала урока.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Подарите свои улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.

Сегодня на уроке мы будем повторить изученное. Будем учиться правильно  произносить слова. Теперь вы сформулируйте свои цели. В конце урока обсудим, как выполнены намеченные цели. Как бы вы сформулировали задачу сегодняшнего урока?

Двое учащихся проговаривают цели для всего класса.

Дети: Будем учиться составлять устный рассказ; вспомним. с помощью каких гласных букв может обозначаться мягкость согласных звуков на письме; будем учиться правильно произносить и записывать слова.

Учитель: Подошёл к концу месяц зимы – декабрь. Он подарил нам много удивительных встреч с природой. Тему сегодняшнего урока я предлагаю вам отгадать самим. Отгадка и будет темой нашего урока. О чем мы сегодня поговорим, узнайте, прочитав следующую загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

Васю – хворостиной!

(Лес)

Словарная работа:

Хворостинка – кургаг шывык

Костяника – кускун-кады

Жимолость – дая-кады        

Бузина – кустарник с красными ягодами.

Учитель: Как вы думаете, ребята, о каком богатыре идёт речь?

Дети: О лесе.

Учитель: Правильно. А почему  мы  любим ходить в лес? Прочитаем следующее четверостишие.

Наш лес и щедр, и богат,

Под каждым кустиком есть клад

Там красотой и добротой

Наполнен чудный мир лесной.

Учитель: Забота о сохранении и умножении богатства природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «легкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород.  

Сейчас мы с вами поговорим о лесе, о его жителях, поговорим о том, как мы можем помочь сохранить его богатство.

Актуализация знаний.

- Лес – это дом зверей и птиц, а также растений. Лес нам дарит много чудес. Мы не устаём ими любоваться. Яркие цветы летом – это чудо. Появляются грибы после дождя – это чудо. Красивые стрекозы, нежные бабочки, радуга – это летние чудеса.

Вот про такие чудеса говорится в загадках, которые я вам загадаю. Попробуйте их отгадать.

Отгадывание загадок.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Отгадайте.

Шев…лились у цв…тка

Все четыре лепестка.

Я с…рвать его хотел

Он вспорхнул и ул…тел.

(Бабочка)

2. Вставьте пропущенные буквы. Отгадайте.

Бусы красные в…сят,

Из кустов на нас глядят.

Оч…нь любят бусы эти

Дети, птицы и м…дведи.

(Малина)

  1. Вставьте пропущенные буквы. Отгадайте.

Зв…рька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шу…ке серенькой з…мой,

А в рыжей шубк… - летом.

(Белка)

  1. Вставьте пропущенные буквы. Отгадайте.

    Клейкие почки, з…леные л…сточки,

    С белой корой стоит над г…рой.

(Берёза)

Интерактивная игра «Волшебные подарки».

Цель игры: Развитие фонематического слуха; формирование умений анализировать звуковой состав слова; развитие умений дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.

В игру включено аудио-сопровождение, что позволяет учащимся услышать чётко произнесённое слово и выделять нужный звук.

В ресурсе «Волшебные подарки» ребёнку необходимо подарить подарки лягушке, ёжику, пчёлке и кошечке. В названии подарка должен быть определённый звук:

1) лягушка любит подарки, в названии  которых есть звук [м], ёжик – [м’], пчёлка – [б], кошечка – [б’].

2) ёжик любит подарки, в названии которых есть звук [т], лягушка – [т’], пчёлка – [л], кошечка – [л’]

Ученик кликает на изображение «подарка», прослушивает слово-название, делает выбор и пересекает картинки с изображением ягод к соответствующему грибку. Если картинка выбрана правильно, то она исчезает при перетаскивании на верно выбранный гриб. Переход на следующее задание осуществляется по кнопке «Далее».

При выполнении заданий ресурса ребёнок прослушает слова «голубика», «бузина», «рябина», «жимолость», «малина», «слива», «клюква», «земляника», «костяника», «голубика».

Выполнив задание игры, дети делают вывод о том, что буквы я, е, ё, ю, и на письме обозначают мягкость согласных.

Чтение текста «Лес – наш друг». Стр.34.

Лес – наш друг. Он защищает поля и сады от холодного ветра. Он защищает реки и ручьи. Лес даёт нам тепло, одевает нас и кормит.

В лесу очень красиво. Тут белые берёзы, высокие сосны и тополя. Тут и зелёные кедры и ели, высокий дуб и красивая черёмуха.

Лесу надо помогать. Лес надо беречь от пожара.

Словарная работа.

Цветут – чечектелип турар

Надо беречь – камнаар херек

Защищает (защищать) – камгалап турар (камгалаар)

Холодный – соок

Ручей - дамырак

Работа над произношением.

        Друг, цветут, защищает, от холодного, ручьи, надо беречь, одевает.

Беседа по содержанию текста.

1.О чём этот текст? 2.Придумайте название. 3.Почему лес называют нашим другом? Ответь на данный вопрос сам (сама) или найди в тексте ответ на него и прочитай. 4.Почему в лесу очень красиво? Найди в тексте ответ на данный вопрос и прочитай. 5.Почему лесу надо помогать? 6.От чего нужно беречь лес?        Физкультминутка.

Чтобы нам не болеть

и не простужаться,

мы зарядкой всегда

будем заниматься.

Будем весело шагать,

будем руки поднимать,

приседать и вставать,

будем бегать и скакать.

Н.Шифрина

Лесная аптека.

На экране появляются картинки, на которых изображены лекарственные растения. Учащиеся называют растения и их целебные свойства.

- При каких болезнях помогают эти лекарственные растения?

  1. Ландыш – болезни сердца
  2. Крапива – сок останавливает кровотечение
  3. Подорожник – лечит раны
  4. Малина – лечит от простуды
  5. Шиповник – укрепляет сердце
  6. Земляника – корень улучшает зрение

Работа по теме урока.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимой в лесу».

Учитель: Рассмотрите картину. Что мы видим на картине?

Дети: На картине - зимний лес.

Учитель: Зимний лес какой?

Дети: Зимний лес большой и красивый.

Учитель: Что растёт в лесу?

Дети: В лесу растут разные деревья: тополь, берёза, кедр, лиственница, сосна и ель.

Учитель: Что художник изобразил на переднем плане картины.

Дети: На переднем плане – покрытые снегом ели.

Учитель: На кого похожи покрытые снегом ели?

Дети: Ели похожи на красавиц в белых кружевных платьях.

Учитель: Во что оделись деревья?

Дети: Оделись деревья в тяжёлые белые шубы.

Учитель: Что лежит на ветках?

Дети: На ветках лежит снег.

Учитель: На что похож снег на ветках?

Дети: Снег на ветках похож на меховые шапки.

Учитель: Какой иней лежит на деревьях?

Дети: На деревьях лежит блестящий иней.

Учитель: Что лежит на земле?

Дети: На земле лежит белый пушистый ковёр.

Учитель: Небо какое?

Дети: Небо голубое, чистое, огромное.

Учитель: Воздух какой?

Дети: Воздух чистый, прозрачный, морозный.

Учитель: Какие чувства вызывает эта картина?

Дети: Картина вызывает радостное, приятное настроение (настроение приподнятости, свежести, спокойствия).

Учитель: Вам нравится эта картина?

Дети: Да, нам нравится эта картина.

Учитель: Как в лесу зимой?

Дети: Хорошо зимой в лесу!

Дети повторяют составленный рассказ.

Правила поведения людей в природе.

Учитель: А сейчас поговорим о правилах поведения в природе.

Приходите в гости в лес,

Но не забывайте правил,

Не разоряйте гнезда,

Не разжигайте пламя.

В лесу можно вести себя как в гостях. Нельзя громко кричать. Нужно охранять природу.

- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.

- А что вы можете сделать для охраны родной природы?

- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.

- Давайте повторим эти правила. Что означают эти экологические знаки?

На экране показываются слайды.

  1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников!
  2. Не рви цветов в лесу и на лугу!
  3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву.
  4. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
  5. Не разводите костёр в лесу!
  6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
  7. В лесу запрещается включать на полную мощность музыку, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять  тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

Прослушивание звукозаписи «Голоса леса».

Обобщение.        

- О чем сегодня шла речь на уроке?

- Что вы узнали нового для себя?

Коллективное заполнение таблицы.

- Рассмотрим таблицу и сделаем вывод. Какова польза леса для людей? (Слайд)

Учитель: Великую пользу приносит лес человеку. С давних времен строят люди из бревен свои дома. Из дерева делают необходимые для жизни предметы. Дровами отапливаются жилища. Но лес не только дает древесину. Лес очищает воздух от пыли. Лес – лучшее украшение земли. Лес прекрасен всегда. Там, где много леса, не бывает засухи. Будь другом леса! Он раскинет тебе скатерть-самобранку. А на ней будут малина, грибы, травы, орехи, брусника. В ягодах очень много витаминов, из трав делают лекарства.

Почему мы дружим с лесом? Для чего он нужен людям?

Дети: Лес украшает природу нашей страны. Деревья очищают воздух от пыли. Лес кормит людей, зверей и птиц.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Обратите внимание, какой снег на деревьях? Он необычный, переливается разными оттенками от беловато-голубого до синеватого отлива. От него идёт какое-то радостное сияние. Посмотрите!

- Сегодня на уроке необычная зима. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью волшебного зимнего дерева. Прикрепите на него голубую снежинку, если все удалось, - зелёную, а если недостаточно хорошо поняли тему, много непонятного, - красную.

- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

- Как вы себя чувствовали на уроке. Какое настроение в конце урока?

Ученики могут ответить на вопросы, показывая условные обозначения: весёлую или грустную рожицу.

Домашнее задание по выбору учащихся:

1.        Написать мини-сочинение на тему «Наш лес».

2.        Пересказать текст «Лес – наш друг».

3.        Придумать себе задание самостоятельно.

Подведение итога урока.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. О чём сегодня говорили на уроке?

Дети: О лесе.

Учитель: Вспомним, какие цели ставили в начале урока? (Ответы учащихся.) Закончим наш урок четверостишием:

Любите наш лес,

Любите наш лес!

Богатство природы

Он сказочный весь

В любую погоду.

Литература:

  1. Русский язык в загадках. 1-4 классы. Разрезные карточки. Составитель: М.М. Малахова Волгоград «Учитель».
  2. Базыр Г.С. «Русский язык» учебник для 2 класса тувинской школы. Кызыл-2012.
  3. Дидактические и развивающие игры в начальной школе.  Методическое пособие с электронным приложением Составитель: Галанжина Е.С. Москва «Планета.