СТИХОТВОРЧЕСТВО КАК ПРИЕМ СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Анохина Юлия Леонидовна

«Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить» -  Н. В. Гоголь

              В русском языке имеется достаточно большое количество слов, написание которых подчинено традиционному принципу написания: слова просто запоминаются, их принято называть «словарными».

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТИХОТВОРЧЕСТВО КАК ПРИЕМ СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.                                 «Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить» -  Н. В. Гоголь

              В русском языке имеется достаточно большое количество слов, написание которых подчинено традиционному принципу написания: слова просто запоминаются, их принято называть «словарными». С ними проводится большая работа на уроках и дома. Здесь особенно эффективен «детский фольклор». Я использую некоторые приемы («Буриме»), облегчающие процесс заучивания слов, для чего слова неоднократно обыгрываются в разных сочетаниях. Речевой материал содержит подобранные в рифму разнокоренные слова почти никак между собой не связанными с одинаковыми сомнительными гласными, что существенно облегчает их запоминание детьми.  Словарные слова даю «блоками», разделяя на группы: слова с гласным звуком А, О, Е, И. Группу из 3-4 слов даю по желанию к домашнему заданию. Например, слова с сомнительным гласным «Е» - бензин, керосин, дельфин.                                                                                                                                 Когда во время кризиса подорожал БЕНЗИН,                                                                                                   Пришлось купить для примуса ДЕЛЬФИНУ КЕРОСИН.

 Также используются и зарифмованные фразы из словарных слов, рассчитанные на непроизвольное запоминание в силу их необычности (прием «Абракадабра»). Например, даются зарифмованные слова «парад – салат»:                                                                             Мы ходили на ПАРАД, чтобы скушать там  САЛАТ.

                  Или:

 САЛАТ не ходит на ПАРАД.  

                  Или:  

ПАРАД не любит САЛАТ.

             Работа настолько захватывает, что часто втягиваются в творческий процесс и родители, что попутно дает хороший воспитательный эффект. Использую этот прием уже много лет, поэтому накопился большой объем детских работ, который позволяет поэтически проиллюстрировать практически любую тему по русскому языку. По результатам изучения слов, ребятами создаются книжки - самоделки, которые выполняются с большой охотой и выдумкой. В них только произведения собственного сочинения. Это первые шаги в творчество, не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.  Все детские работы проходят коллективное обсуждение (что является очень важной формой оценки), которое проходит со смехом и шутками, с большим желанием,  так  как  нет ничего страшного, если ошибешься, -  ведь это экспромт. И слова запоминаются легко и  навсегда.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

               Игровое задание «Я начну, а ты продолжи…» использую на уроках чтения.  Предлагается начало поэтических строк. Дети должны их самостоятельно закончить, «развернув» дальнейший сюжет. На выполнение отводится определенное время, можно разделить ребят на команды, предложив разные начала. По окончании работы мини – поэтические тексты обсуждаются. Каждому участнику предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы: придумать заголовок, назвать тему, сформулировать основную мысль, объяснить правописание, знаки препинания. Например:

В пустыне чахлой и скупой,                       Шел по лесу крокодил.                                                                                                                       На почве, зноем раскаленной,                 Бедный крокодил в яму угодил.                                                                                                    Сидит жучок и терпит зной,                  Этот крокодил выбраться не смог.                                                                                                                          Он от жары едва живой.                          Дождь пошел… Что делать? Крокодил промок.                                                                              

Созданные детьми занимательные стишки могут послужить хорошим дидактическим материалом, учебными упражнениями для выполнения грамматических заданий на уроках русского языка. Работы размещаю на общем плакате – мозаике или создаем рукописные сборники произведений. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Поэтому часто рождаются маленькие поэтические шедевры.

                Для оживления урока, развития речи и создания положительной мотивации ребята сочиняют мини – стихи на изучаемую тему по русскому языку. Например, на тему «Приставки» и «Суффиксы» получились такие стихи:

Приставка к слову приставляется –               Суффикс выделяют домиком.                                                                                                             Другое слово получается.                                Суффикс ИК дружит с гномИКом,                                                                                                             Вот, например, ты – сел.                                   Огромный суффикс ИЩ  с котИЩе,                                                                                                   Приставку ПРИ возьми.                                     И даже со словом морИЩе!                                                                                                       И ты уже не сел, а весело ПРИсел.                 Суффикс выделяют домиком..

          К теме «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» были составлены дидактические четверостишия:

На небе светит солнца ЛУЧ,                                   Шел по  канату известный ЦИРКАЧ,                                                                                                  Из-под земли пробился КЛЮЧ.                                Ловко подбрасывал гири СИЛАЧ.                                                                                                     В небе кружит стремительный СТРИЖ,           За час до полета мы сдали БАГАЖ,                                                                                                             В хвойном лесу заливается ЧИЖ.                         На судне приветствовал нас ЭКИПАЖ.          

                 А для урока природоведения по теме «Осень» получилось следующее:

Опять падают листья.                Давно никто не видел осу.                                                                                                                          Дни стали короче.                          Лето прошло давно.                                                                                                               Длиннее стали ночи.                     Стало не так уж тепло.                                                                                                                                      Зима уже на носу.                           Опять опадают листья…

                Много лет веду спецкурс по русскому языку, автор В. Синицын. Это углубленная лексико – орфографическая работа по обогащению словаря учащихся. На еженедельных занятиях стараюсь пробудить интерес к отдельному слову через прием «От СЛОВА – к авторскому ТЕКСТУ».   Слово рассматривается с разных сторон: произношение, правописание, лексические значения, происхождение, строение, способ образования. После   всесторонней работы со словом переходим к приему «Душа слова»: любое слово имеет свой характер, душу. Здесь мы подбираем синонимы, эпитеты, антонимы. Прием «Слово и рифма»: подбираются простые рифмы из одного-двух слов или словосочетаний. Даю детям простые стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), виды рифмовок. Прием готовит к «большому» сочинительству, работает как зарядка или разогрев воображения. Прием «Слово и образ» очень любят ученики с образным мышлением: отталкиваясь от сравнений, дети фантазируют – на что похоже слово? Прием «Слово – магнит» нравится «лирикам». Слово может быть добрым, злым или нейтральным. Слово, как магнит, может притягивать к себе или отталкивать слова. Такие «притягивающиеся» слова могут быть разными частями речи. Из них получается необычное поле слов (опорные слова), которые служат строительным материалом для написания своего стихотворного текста. Например, дается слово «семья» и появляется такой текст:  

                       «Моя семья».                                                                                                                                                        У меня семья большая: папа, мама, брат и кот.                                                                                                                             Папа ходит на работу, брат играет и поет.                                                                                    Наша мама варит кашу, кормит нашего кота.                                                                                                        И в семье у нас порядок, и добро, и красота!                                                                                         Кот наш ловит серых мышек – для мышей он страшный враг.                                                               Но на улицу не ходит, ведь боится он собак.                                                                                                   После сочинительства идет защита текста. Стихи по желанию можно иллюстрировать. На основе этих работ мы выпускаем рукописный журнал – альманах «Лимонад».

               Результативность применения данных приемов: знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее, терпимее друг к другу, к окружающему миру, что повышает индивидуальную мотивационную и потребностную сферу каждого ребенка. Стихотворчество учит детей восхищаться ритмическим ходом, каждой паузой в текстах. Следовательно, им легче заучивать тексты и стихи, они лучше понимают и ценят юмор, не боятся писать сочинения, не ненавидят русскую грамматику.  Некоторые ученики, почувствовав вкус к творчеству, начинают посещать кружки «Юный журналист» и «Пресс – клуб» в детском образовательном центре, где работают уже с профессионалами. По окончании начальной школы каждый ребенок получает на память сборник своих сочинений. Знаю, что такими рукописями особенно дорожат родители, даже спустя много лет.  Кроме того, совместное творчество очень сближает детей и родителей, что положительно влияет на их отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Формирование положительной мотивации учения в системе Л.В. Занкова"

Формирование положительной мотивации ученияв системе Л.В. Занкова...

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке.

Тема:"Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке".Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается ...

Создание положительной мотивации на уроках в начальной школе

Материал о том, как создать условия для учения с интересом....

«Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества сис...