Программа эллективного курса по русскому языку
элективный курс по русскому языку (2 класс) по теме

Шустова Лариса Анатольевна

Работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets_kurs_2012_rus.yaz_.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа №47 город Набережные Челны»

Согласовано:                                                                                                                                              Утверждаю:

Проректор НГПИ                                                                                                                                   Директор МАОУ «Кадетская школа№47»

_______________ Гильманов ДШ                                                                                                        __________________МЮМухамадеев

«           » _______________ 2012г                                                                                                         «           » _______________ 2012г

Рассмотрено

На заседании методического совета

«            »______________2012г

Протокол №1

___________ Салимова Э. Р.

Программа спецкурса

Русскому языку

«Тайны текста»

для учащихся 2 класса

(24 часа)

Программу составила:

Учитель начальных классов

Шустова Л. А.

высшая квалификационная категория

                                                                                                                       2012г

Содержание:

  1.  Пояснительная записка……………………………………………………..3
  2. Цели и задачи спецкурса…………………………………………………….4
  3. Требования к уровню усвоения учебного материала……………………...4
  4. Содержание курса……………………………………………………………5
  5. Учебно-тематический план………………………………………………….5                        
  6. Учебно-тематическое планирование…………………………………..6
  7. Темы творческих работ………………………………………………………7
  8. Список использованной литературы………………………………………..8

Пояснительная записка.

                Спец курс « Тайны текста»предназначается для учащихся 2 класса и рассчитан на 24 часа.

Предлагаемая программа спецкурса “Тайны текста” позволит существенно расширить представления о языке и углубить знания и работу с текстом, способствует становлению у детей  самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Направлена  на развитие способностей личности ребенка.

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования.  Однако на практике развитие речи по-прежнему понимается традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. Не видя конечной цели, учитель осуществляет эту работу по старинке, без осознания компонентов методической системы развития речи.

Данный спецкурс имеет коммуникативную направленность, Коммуникативные функции языка могут найти наиболее полную реализацию только в тексте. Поэтому текст в данном курсе рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности. Центральное место текста  определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов – предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и др. Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Младших школьников необходимо научить воспринимать и создавать тексты разных типов речи и жанров.

         Рецензия

на спецкурс по русскому языку

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

муниципального автономного общеобразовательного учреждении

«Кадетская школа №47»

Шустовой Ларисы Анатольевны

Данная программа по русскому языку спец курса « Тайны текста»предназначается для учащихся 2 класса и рассчитана на 24 часа. 

Актуальность работы обусловлена реформами в современном образовании, направленностью школы на развитие способностей личности ребенка.

Автором серьезно продуманы логика и структура программы:
пояснительная записка с постановкой целей и раскрытием форм и методов
работы на уроках, условия реализации программы и модель выпуска,
тематическое     содержание.              Последнее     свидетельствует    о    верном методическом подходе

 Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами курса.

Реализация данной программы позволит учащимся начальных классов ориентироваться в основных разделах языка: лексикологии, фонетике, орфоэпии, морфологии, синтаксисе.

Программа спецкурса направлена на интеллектуальное и речевое развитие учащегося, совершенствование языкового мышления, формирование мотивации к обучению, осознанной практической грамотности учащихся. Она способствует расширению кругозора учащегося, его подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх по русскому языку.Русский язык - одна из ведущих дисциплин в современной школе, поэтому считаю актуальным введение программы спецкурса «Тайны текста», составленной Л. А. Шустовой, в начальных классах. Это первый шаг к дальнейшей предпрофильной и профильной подготовке учащихся в гуманитарном направлении.

Программа спецкурса «Тайны текста» подтверждена конкретной школьной практикой, оценена положительно, одобрена и рекомендована к использованию.  

     Выводы: рекомендовать к использовании в образовательном процессе.

Рецензент (ты):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«              »  ___________________2012г

Литература. 

1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.

2.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 классы. Москва. АСТ. 2003

3.Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2-3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.

4.Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками.

Ярославль.2006 г.

5.Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.

6.Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.

7.Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.

8.В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.

9.Г.Т. Дьячкова. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. Волгоград. 2006 г.

10.П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

11. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.

Содержание курса.

Введение (1 час)

Текст (6 часов)

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Место “данного” и “нового” в предложении.

Жанры текста (8 часов)

 (ознакомление). Записка, объявление, телеграмма, письмо.

Типы речи (8 часов)

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Повествование, глаголы говорения.

Итоговое занятие (1час)

Учебно-тематический план

Названия разделов и тем

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1

  Введение

1

1

Лекция

Анкета, записи

2

Текст

6

2

4

Лекция, практическое занятие

Записи, творческие работы

3

Жанры текста

8

2

6

Лекция, практическое занятие

Записи, творческие работы

4

Типы речи

8

2

6

Лекция, практическое занятие

Записи, творческие работы

6

Итоговое занятие  

1

1

Представление работ

Творческие работы

Темы творческих работ

  1.  Страницы книжки-малышки:

- варианты заглавий

 -записка

-загадка

- объявление

- телеграмма

- письмо

2.  Книжка-малышка.

Цели и задачи курса

Цель курса: “Тайны текста” – развитие умений построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного письменного высказывания и умений оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.

Задачи курса: 

  • углубить знания учащихся начальной школы о базовых понятиях теории текста;
  • научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
  • научить извлекать свой текст из текста-источника;
  • совершенствовать умение самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа;
  • развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как логичность, последовательность, точность.

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате работы по данной программе учащиеся должны:

Обучающиеся должны знать и уметь: 

  • распознавать текст;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • различать типы текста: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи.

В соответствии с правилами культуры общения, уметь писать записку, письмо, вести личный дневник, составлять загадку, писать объявления и телеграммы;

  • писать изложение с элементами сочинения;
  • писать сочинение повествовательного характера.

Учебно-тематическое планирование.

п\п

Название раздела

Количество часов

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

I.

Введение. 1ч.

Учимся говорить. Роль связанной речи.

1ч.

II.

Текст. 6ч

Текст. Признаки текста (тема, основная мысль).

Текст. Заголовок.

Учимся озаглавливать текст.

Текст. Как в детской пирамидке.

Место “данного” и “нового” в предложении.

Учимся составлять текст.

Знакомство с жанрами текста.

1ч.

Записка.

III.

Жанры текста. 8 ч

Учимся писать записку.

Загадка.

Учимся составлять загадку.

Пишем объявления.

Телеграмма. Учимся писать телеграммы

Письмо.

Понятие о типе речи как способе изложения.

1 ч

Учимся повествовать. Глаголы-говорения.

IV.

Типы речи. 8 ч

Пересказываем, рассказываем, сочиняем.

Знаем – повторим

Проверим себя.

Творческие работы

V.

Итоговое занятие.1 ч  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Уроки русского языка для предупреждения дисграфии"

Предлагаемая программа « Уроки русского языка для  предупреждения дисграфии» факультативного курса  разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школ...

Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...

Программа элективного курса по русскому языку 2 кл (ФГОС)

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...

Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Программа элективного курса по русскому языку " Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10-11 классов, 68 часов...

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность.(программа "Школа России")

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность....