Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"
рабочая программа по русскому языку на тему
Программа элективного курса по русскому языку " Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10-11 классов, 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса по русскому языку
«Русский язык в формате ЕГЭ»
для учащихся 10-11 классов.
2016 - 2017г.
Лях Наталья Геннадьевна, учитель МБОУ СОШ № 59
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» для 10-11 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, программы Н. Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское слово» 2014 года к учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2012 год).
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как форма экзамена требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении, углублении базового образования. Содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку алгоритма применения правил русского языка при выполнении заданий ЕГЭ, итоговой государственной аттестации.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 - 11-х классов и рассчитана на 68 часов.
Место курса в образовательном процессе
Курс ««Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы, оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9 классов согласно требованиям тестов ЕГЭ;
- скорректировать умения каждого ученика в работе с КИМами;
- подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
-выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на литературный материал;
- формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод.
Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- понимать и интерпретировать текст;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ публицистических, научных, художественных текстов, текстов смешанных стилей;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
- формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста.
Содержание программы элективного курса
10 класс (34)
Введение - 2 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-24.
Текст. Информационная обработка письменных текстов различных
стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. Средства связи предложений в тексте (Задания 1-3, 20, 21, 23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Точность словоупотребления. Тропы. (Задания 5, 22, 24)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы (образование форм слова). Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6)
Синтаксис. (Задания 7) Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24)
Орфография (Задания 8-14).
Орфографические нормы. Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при
подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок). Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир/ /бер-, -тир-//тер-, -стил- / / -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст-//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //
-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле. Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки {русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат,, -ист-, -онък- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных.
Типичные суффиксы глагола и их написание (-и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова- и др. ).
Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. Правописание не с различными частями речи.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, основанные на дифференциации морфем, в составе которых входит орфограмма о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем
Правописание слитное, раздельное, дефисное омонимичных частей речи (наречия, деепричастия, местоимения с предлогом, существительного с предлогом, частицы, союза).
Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Словарь «Слитно или раздельно?».
Пунктуация (Задания 15 – 19)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные члены, не соединенные союзом, соединенные неповторяющимися союзами, соединенные повторяющимися союзами, соединенные двойными союзами. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Характеристика предложений с обособленными дополнениями. Пунктуация в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставление случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др.)
Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.
Речь. Языковые средства.(24) Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.
11 класс (34)
Введение (4). Демоверсия, кодификатор и спецификация ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Повторение орфографии в формате ЕГЭ (4)
Повторение пунктуации в формате ЕГЭ (2)
Информационная обработка текста № 25(12). Критерии оценивания задания с развернутым ответом. Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы текста. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте (текстуальный и концептуальный комментарий). Авторская позиция. Выявление и формулировка авторской позиции. Клише. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента. Композиция сочинения. Средства связи между предложениями в тексте. Виды вступления, заключения. Речевое оформление. Логические, грамматические, речевые ошибки.
Комплексная подготовка к ЕГЭ(12). Тренинг в формате ЕГЭ. Выполнение тренировочных КИМов ЕГЭ (1-24). Индивидуальная коррекция ошибок. Выполнение задания 25- написание сочинения-рассуждения. Анализ ученических работ.
2.Таблица тематического распределения количества часов:
№п/п | Разделы, темы | Рабочая программа по классам | |
10 класс | 11 класс | ||
1. | Введение | 2 | |
2. | Подготовка к заданиям 1-24 | 32 | |
2.1 | Текст 1-3,20, 21, 23 | ||
2.2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы 4 | ||
2.3 | Лексика и фразеология 5, 22, 24 | ||
2.4 | Морфология 6 | ||
2.5 | Синтаксис 7 | ||
2.6 | Орфография 8-14 | ||
2.7 | Пунктуация 15-19 | ||
2.8 | Речь. Языковые средства 25 | ||
1. | Введение | 4 | |
2. | Повторение орфографии в формате ЕГЭ | 4 | |
3 | Повторение пунктуации в формате ЕГЭ | 2 | |
4 | Информационная обработка текста | 12 | |
5 | Комплексная подготовка к ЕГЭ | 12 | |
Итого | 34 | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Н.Г Гольцова. Русский язык 10 – 11 классы: Москва, Русское слово, 2012;
2. Н.Г Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. Москва, Русское слово, 2012;
3.Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н. Г. Гольцовой «Русский язык 10-11 классы» - Москва, ВАКО, 2014;
4. П.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс. – Москва. ВАКО, 2015.
5. В.Ф. Греков. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 2013.
- Москва. Просвещение.
6. Н.А. Сенина УМК «Русский язык. ЕГЭ », 2016, 2017 - Ростов-на-Дону, Легион.
7. Г.Т. Егораева. «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)», 2016 - Москва, Экзамен.
8.И.П. Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ, 2016,2017. – Москва, Национальное образование.
9. И.П. Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. ФИПИ, 2016, 2017. – Москва, Национальное образование.
10. В.В. Львов. ЕГЭ. Русский язык. ФИПИ, 2016, 2017. – Москва, Экзамен
11. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки, 2016, 2017.- Ростов-на-Дону, Легион.
12.С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс материалов.- Москва, Интеллект-центр.
13.Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, 2-16, 2017. - Москва. Народное образование.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://www.statgrad.org,
3. http://www.iro.23.ru,
3. http://www.neznajka.pro
4. http://www.uchportal.ru
5. http://pedsovet.org
6. http://www.1september.ru
7. http://www.ctege.info
8.http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование элективного курса по русскому языку во 2 классе "Культура речи".
Данное планирование элективного курса "Культура речи" составлено для 2 класса из расчёта 1 час в неделю, всего 34 часа в год....
Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...
Элективный курс по русскому языку
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка «Секреты орфографии» для учащихся 2 класса...
Программа элективного курса по русскому языку 2 кл (ФГОС)
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Речевые ошибки и приемы их устранения".
Программа предназначена для обучающихся 10 класса. В ней специально подобран дидактический материал, часть которого представлена текстами ЕГЭ по русскому языку....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".
Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ» 3 КЛАСС
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации &q...