Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Речевые ошибки и приемы их устранения".
рабочая программа по русскому языку по теме

Токарева Анна Николаевна

Программа предназначена для обучающихся 10 класса. В ней специально подобран дидактический материал, часть которого представлена текстами ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

Элективный курс по русскому языку в 10 классе

                                                  «Речевые ошибки и приемы их устранения»

Пояснительная записка:

        Элективный курс «Речевые ошибки и приемы их устранения»  предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном уровне, так и на базовом. Электив  представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Цель курса:

выработать у учащихся  любовь к хорошей, правильной русской речи, нетерпимость к «порче» языка, пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля;

ознакомить учащихся с нормами литературного языка;

предупредить ошибки в собственных письменных работах.

Задачи курса:

дать типологию основных речевых ошибок.

привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера ошибок и умелом их устранении.

Практическая направленность курса:

Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку. Он призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.  

Содержательная часть курса:

Курс представлен  лекционными и  практическими занятиями.  На лекционных занятиях дается обзор системы языка,  классификация типичных речевых недочетов, повторяются нормы литературного языка. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся пишут тест по культуре речи и редактируют текст, предложенный учителем.

Введение.

Портрет  современного делового человека?  Критерии успешности построения карьеры? Роль коммуникативной  речевой компетентности в сфере общения.

Раздел 1. Виды общения. Нормы литературного языка.

Классификация видов общения. Понятие нормы. Классификация норм литературного языка: орфоэпические, грамматические, стилистические.

Раздел 2. Коммуникативные качества речи.

Правильность  речи. Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы литературного языка.

Точность речи. Условия и средства достижения точности.

Логичность речи. Виды логических ошибок.

Выразительность речи. Средства выразительности: тропы и фигуры речи. Фразеологизмы.

Чистота речи. Нарушение чистоты речи: употребление варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов.

Этикетность речи. Речевой этикет. Этикетные формулы.

Раздел 3. Функциональные стили русского литературного языка.

Понятие функционального стиля. Группа книжных функциональных  стилей. Сфера их употребления. Основные стилевые черты.

Раздел 4. Учимся говорить публично.

Как преодолеть застенчивость? Как тренировать память? Методы и приемы публичного выступления. Практическая направленность «этюдов»  книги В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично»

Требования к знаниям и умениям учащихся.

По завершении курса учащиеся должны  знать:                                                            

-классификацию видов общения, норм литературного языка;

-классификацию стилей  русского литературного языка, языковые черты стилей  и сферу их применения.

По завершении курса учащиеся должны уметь:

-владеть нормами литературного языка на практике;

-составлять конспекты, тезисы, выступления под руководством учителя;

-оформлять деловые бумаги;

-редактировать тексты со стилевыми и языковыми нарушениями.

                                               Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Формы учебной

деятельности

Виды

контроля

Введение

Портрет современного делового человека.

1

Лекция.

Практическое занятие №1

Портрет делового человека (работа в группах).

1.

Виды общения. Нормы литературного языка

1

Лекция

Составление конспектов

2.

Коммуникативные качества речи

22

2.1

Правильность речи

1

Лекция

Диагностический тест

Контрольная работа по определению уровня орфоэпической грамотности

2.2

Орфоэпические нормы литературного языка

3

Практическое занятие №2 «Найди ошибки в диалогах»

Составление таблицы произносительных норм и словаря ударений

Проверочная работа№1

2.3

Морфологические нормы литературного языка

3

Практическое занятие №3 «Найди очаги нарушений»

Составление таблицы «очагов нарушений» и правильного употребления самостоятельных частей речи.

Проверочная работа №2

2.4

Синтаксические нормы литературного языка

3

Практическое занятие №4

Классификация нарушений, связанных с синтаксическими нормами.

Проверочная работа №3

2.5

Точность речи

2

Практическое занятие№5

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

Проверочная работа№4

2.6

Логичность речи

2

Лекция. «Композиционные особенности типов речи».

Практическое занятие №6

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

Проверочная работа №5

2.7

Выразительность  речи

3

Лекция. Тропы. Фигуры речи. Фразеологизмы. Составление терминологического словарика.

Проверочная работа №5(на основе тестов ЕГЭ)

2.8

Чистота речи

2

Лекция.

Практическое занятие №7

Работа в группах: разработка проекта программы борьбы со словами-паразитами в нашей речи.

Защита проектов.

2.9

Этикетность речи

2

Сообщения учащихся о речевом этикете. Классификация речевых формул

Разыгрывание различных речевых ситуаций.

3.

Функциональные стили

8

3.1

Научный стиль

2

Лекция о языковых чертах научного стиля. 

Учебные сочинения научных жанров: рефераты, тезисы.

Редактирование введения к реферату по определенной теме.

3.2

Официально-деловой стиль

3

Лекция о стилевых чертах делового стиля, о жанрах.

Практическое занятие №8

Составление деловых бумаг: автобиографии, резюме, характеристики одноклассника и т. д.

Ролевая игра «Прием на работу»

3.3

Публицистический

стиль

2

Лекция об особенностях публицистического стиля, жанрах устной и письменной речи.

Практическое занятие № 9

Придумывание оригинального начала выступления на одну из предложенных тем:

Что значит быть счастливым?

Деньги решают всё. Так ли это?

4.

Учимся говорить публично

2

Обзор книги В.Шахиджаняна «Учимся говорить публично»

ВСЕГО:

34

Дидактический материал к теме: «Правильность речи»

Орфоэпические нормы литературного языка

                                                             Анкета для учащихся

                                             по первоначальной диагностике знаний

                                                          о правильности речи

1.Твой уровень культуры речи?

а) высокий

б) средний

в) низкий

2.  Как ты реагируешь на ошибки в произношении окружающих?

а) отмечаю про себя

 б) пытаюсь вежливо поправить говорящего

 в) возмущаюсь, выражая негодование

4. Как ты расширяешь свой словарный запас?

5. Какие словари ты знаешь? Умеешь ли с ними работать?

6. В чем различие буквы от звука?

7. С какой целью ты выбрал для изучения элективный курс по культуре речи?

Контрольная работа по определению уровня орфоэпической грамотности учащихся

Работа проводится только устно, индивидуально с каждым учащимся без предварительной подготовки.

Учитель отмечает количество произносительных и акцентологических ошибок, которые фиксирует в своем диагностическом журнале.

По окончании курса целесообразно провести эту работу повторно, чтобы сравнить результаты.

       Индия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира. Мама попросила купить в кулинарии языковую колбасу, свеклу, творог, торты и бутылочку сливового сока. В Москву из США прибыли эксперты ФБР. Необходимо упростить выражение. У нас сегодня на ужин будет яичница с беконом. Самолеты НАТО бомбардировали югославские города. Правительства разных стран обсудили инцидент и выразили соболезнование. Телефон звонит не переставая. В 2009 году прибыль предприятий составила 17 миллионов 237 895 рублей. Мусоропровод опять не работает! Ожидается созыв очередного заседания Государственной Думы. Посмотри перечень товаров в каталоге. Оптовый магазин предлагает мягкую и кухонную мебель любой комплектации и расцветки: холодильники, стиральные машины, газовые плиты и прочую бытовую технику; шторы, жалюзи, мелкую галантерею

Список использованной литературы:

Бабайцева В.В. Русский язык 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля.- М: Дрофа, 2005

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов.- М: просвещение, 1996

Голуб  Б. Стилистика русского языка.-М.: Рольф,1999

Демиденко Л.П. Речевые ошибки. – Минск, 1986.

Дускаева Л.Р., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство.- Пермь, 1998

Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Сочинение: от темы к тексту.- Пермь, 2001

Иссер О.С., Н.А. Кузьмина. Почему так не говорят по-русски.Учебное пособие. М.1999.

Пототня Е.М. Интеллектуальные игры для школьников: сборник.- Пермь, 2005

Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи.- СПб, 1997

Шахиджанян В.В. Учимся говорить публично.- СПб, Пропаганда,2004

     

 

 

 

 

 

 

                



Предварительный просмотр:

Программа

Элективный курс по русскому языку в 10 классе

                                                  «Речевые ошибки и приемы их устранения»

Пояснительная записка:

        Элективный курс «Речевые ошибки и приемы их устранения»  предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном уровне, так и на базовом. Электив  представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Цель курса:

выработать у учащихся  любовь к хорошей, правильной русской речи, нетерпимость к «порче» языка, пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля;

ознакомить учащихся с нормами литературного языка;

предупредить ошибки в собственных письменных работах.

Задачи курса:

дать типологию основных речевых ошибок.

привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера ошибок и умелом их устранении.

Практическая направленность курса:

Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку. Он призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.  

Содержательная часть курса:

Курс представлен  лекционными и  практическими занятиями.  На лекционных занятиях дается обзор системы языка,  классификация типичных речевых недочетов, повторяются нормы литературного языка. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся пишут тест по культуре речи и редактируют текст, предложенный учителем.

Введение.

Портрет  современного делового человека?  Критерии успешности построения карьеры? Роль коммуникативной  речевой компетентности в сфере общения.

Раздел 1. Виды общения. Нормы литературного языка.

Классификация видов общения. Понятие нормы. Классификация норм литературного языка: орфоэпические, грамматические, стилистические.

Раздел 2. Коммуникативные качества речи.

Правильность  речи. Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы литературного языка.

Точность речи. Условия и средства достижения точности.

Логичность речи. Виды логических ошибок.

Выразительность речи. Средства выразительности: тропы и фигуры речи. Фразеологизмы.

Чистота речи. Нарушение чистоты речи: употребление варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов.

Этикетность речи. Речевой этикет. Этикетные формулы.

Раздел 3. Функциональные стили русского литературного языка.

Понятие функционального стиля. Группа книжных функциональных  стилей. Сфера их употребления. Основные стилевые черты.

Раздел 4. Учимся говорить публично.

Как преодолеть застенчивость? Как тренировать память? Методы и приемы публичного выступления. Практическая направленность «этюдов»  книги В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично»

Требования к знаниям и умениям учащихся.

По завершении курса учащиеся должны  знать:                                                            

-классификацию видов общения, норм литературного языка;

-классификацию стилей  русского литературного языка, языковые черты стилей  и сферу их применения.

По завершении курса учащиеся должны уметь:

-владеть нормами литературного языка на практике;

-составлять конспекты, тезисы, выступления под руководством учителя;

-оформлять деловые бумаги;

-редактировать тексты со стилевыми и языковыми нарушениями.

                                               Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Формы учебной

деятельности

Виды

контроля

Введение

Портрет современного делового человека.

1

Лекция.

Практическое занятие №1

Портрет делового человека (работа в группах).

1.

Виды общения. Нормы литературного языка

1

Лекция

Составление конспектов

2.

Коммуникативные качества речи

22

2.1

Правильность речи

1

Лекция

Диагностический тест

Контрольная работа по определению уровня орфоэпической грамотности

2.2

Орфоэпические нормы литературного языка

3

Практическое занятие №2 «Найди ошибки в диалогах»

Составление таблицы произносительных норм и словаря ударений

Проверочная работа№1

2.3

Морфологические нормы литературного языка

3

Практическое занятие №3 «Найди очаги нарушений»

Составление таблицы «очагов нарушений» и правильного употребления самостоятельных частей речи.

Проверочная работа №2

2.4

Синтаксические нормы литературного языка

3

Практическое занятие №4

Классификация нарушений, связанных с синтаксическими нормами.

Проверочная работа №3

2.5

Точность речи

2

Практическое занятие№5

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

Проверочная работа№4

2.6

Логичность речи

2

Лекция. «Композиционные особенности типов речи».

Практическое занятие №6

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

Проверочная работа №5

2.7

Выразительность  речи

3

Лекция. Тропы. Фигуры речи. Фразеологизмы. Составление терминологического словарика.

Проверочная работа №5(на основе тестов ЕГЭ)

2.8

Чистота речи

2

Лекция.

Практическое занятие №7

Работа в группах: разработка проекта программы борьбы со словами-паразитами в нашей речи.

Защита проектов.

2.9

Этикетность речи

2

Сообщения учащихся о речевом этикете. Классификация речевых формул

Разыгрывание различных речевых ситуаций.

3.

Функциональные стили

8

3.1

Научный стиль

2

Лекция о языковых чертах научного стиля. 

Учебные сочинения научных жанров: рефераты, тезисы.

Редактирование введения к реферату по определенной теме.

3.2

Официально-деловой стиль

3

Лекция о стилевых чертах делового стиля, о жанрах.

Практическое занятие №8

Составление деловых бумаг: автобиографии, резюме, характеристики одноклассника и т. д.

Ролевая игра «Прием на работу»

3.3

Публицистический

стиль

2

Лекция об особенностях публицистического стиля, жанрах устной и письменной речи.

Практическое занятие № 9

Придумывание оригинального начала выступления на одну из предложенных тем:

Что значит быть счастливым?

Деньги решают всё. Так ли это?

4.

Учимся говорить публично

2

Обзор книги В.Шахиджаняна «Учимся говорить публично»

ВСЕГО:

34

Дидактический материал к теме: «Правильность речи»

Орфоэпические нормы литературного языка

                                                             Анкета для учащихся

                                             по первоначальной диагностике знаний

                                                          о правильности речи

1.Твой уровень культуры речи?

а) высокий

б) средний

в) низкий

2.  Как ты реагируешь на ошибки в произношении окружающих?

а) отмечаю про себя

 б) пытаюсь вежливо поправить говорящего

 в) возмущаюсь, выражая негодование

4. Как ты расширяешь свой словарный запас?

5. Какие словари ты знаешь? Умеешь ли с ними работать?

6. В чем различие буквы от звука?

7. С какой целью ты выбрал для изучения элективный курс по культуре речи?

Контрольная работа по определению уровня орфоэпической грамотности учащихся

Работа проводится только устно, индивидуально с каждым учащимся без предварительной подготовки.

Учитель отмечает количество произносительных и акцентологических ошибок, которые фиксирует в своем диагностическом журнале.

По окончании курса целесообразно провести эту работу повторно, чтобы сравнить результаты.

       Индия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира. Мама попросила купить в кулинарии языковую колбасу, свеклу, творог, торты и бутылочку сливового сока. В Москву из США прибыли эксперты ФБР. Необходимо упростить выражение. У нас сегодня на ужин будет яичница с беконом. Самолеты НАТО бомбардировали югославские города. Правительства разных стран обсудили инцидент и выразили соболезнование. Телефон звонит не переставая. В 2009 году прибыль предприятий составила 17 миллионов 237 895 рублей. Мусоропровод опять не работает! Ожидается созыв очередного заседания Государственной Думы. Посмотри перечень товаров в каталоге. Оптовый магазин предлагает мягкую и кухонную мебель любой комплектации и расцветки: холодильники, стиральные машины, газовые плиты и прочую бытовую технику; шторы, жалюзи, мелкую галантерею

Список использованной литературы:

Бабайцева В.В. Русский язык 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля.- М: Дрофа, 2005

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов.- М: просвещение, 1996

Голуб  Б. Стилистика русского языка.-М.: Рольф,1999

Демиденко Л.П. Речевые ошибки. – Минск, 1986.

Дускаева Л.Р., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство.- Пермь, 1998

Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Сочинение: от темы к тексту.- Пермь, 2001

Иссер О.С., Н.А. Кузьмина. Почему так не говорят по-русски.Учебное пособие. М.1999.

Пототня Е.М. Интеллектуальные игры для школьников: сборник.- Пермь, 2005

Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи.- СПб, 1997

Шахиджанян В.В. Учимся говорить публично.- СПб, Пропаганда,2004

     

 

 

 

 

 

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование элективного курса по русскому языку во 2 классе "Культура речи".

Данное планирование элективного курса  "Культура речи" составлено для 2 класса из расчёта 1 час в неделю, всего 34 часа в год....

Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...

Элективный курс по русскому языку

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка «Секреты орфографии» для учащихся 2 класса...

Программа элективного курса по русскому языку 2 кл (ФГОС)

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Программа элективного курса по русскому языку " Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10-11 классов, 68 часов...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".

Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ» 3 КЛАСС

 Данная программа  разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации &q...