Урок русского языка во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Коваленко Татьяна Николаевна

Урок разработан по учебнику "Русский язык" 2 класс под редакцией С.В.Иванова УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока "Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Начальная школа 21 века»

Урок русского языка во 2 классе

Учитель Коваленко Т.Н.

Тема: «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»

Задачи урока: закреплять умения работать с текстом;

учить  кратко излагать текст, выделяя ключевые слова; составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами;

готовить к работе над планом текста;

способствовать развитию памяти, развитию речи;

воспитывать любовь к учению.

Оборудование: материал для индивидуальной работы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается  урок.

Кратко текст излагать

Будем вместе повторять.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте название блока.                            

 – Развитие речи.

- Чему будете учиться сегодня на уроке?        

  - Правильно выражать на письме свои мысли и чувства.                                                                                                        

- Прочитайте тему урока.                                    

 – Учимся составлять текст по заголовку и  ключевым словам.  

 - Зная тему урока, какие вы можете поставить  перед собой задачи?                                                                                                                                                                                                                                                

- Повторить, что такое текст, заголовок.

 - Будем учиться составлять текст по заголовку и ключевым словам.

3. Введение в тему урока.

Тест «Верные и неверные высказывания».

- Я вам буду читать высказывания, а вы на пальцах показывайте ответ: знак «+» - верное высказывание, знак «-« - неверное высказывание.

1. Текст состоит из предложений.                                                                                        +

2. К тексту нельзя придумать заглавие.                                                                               –

3. Все предложения в тексте имеют границы.                                                                     +

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.                          –

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.                                                           +

6. Текст можно разделить на части.                                                                                      +

7. Каждая часть текста записывается с  красной строки.                                                    +

- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.   (На парте карточка)

Гордился рыжий Львенок,

Гордился рыжий Львенок

Своей пушистой кисточкой

На кончике хвоста.

Наверно, я художник,

Конечно, я художник

Раз у меня есть кисточка

На кончике  хвоста.

                                     Г.Сапгир

4. Физкультминутка.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел

Оттого и потолстел.

5. Минутка чистописания.

Т в антенну превратилось

 И на доме очутилось.

Т  П  Т  П  Т  П  Т

Терпенье и труд всё перетрут.

6. Работа по учебнику.

Упражнение 1. Прочитай текст. Найди ключевое (главное) слово всего текста. Запиши его. Найди ключевые слова каждого абзаца. Запиши их. Можно ли по заголовку и ключевым словам каждого абзаца сказать, о чем текст?

Увели.

Мы поймали птенца. Птенец был крохотный, с желтыми крылышками в желтых полосках и красной головкой. Посадили мы его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили в сторонку под куст.

Вдруг под кустом началась суматоха. Налетела целая стая взрослых щеглов. Штук десять. Кинулись они к коробке и стали проклевывать марлю. Птенец помогал снизу, пробивая марлю, как скорлупку яйца. Мы решили не вмешиваться.

Наконец в марле была проклевана большая дыра. Птенец с писком вывалился наружу. Переваливаясь, он заковылял в кусты. Сзади, спереди, с боков и сверху его сопровождали птицы.

Ай да щеглы! Увели!

(По Ю. Александрову)

- Прочитайте текст.

- Сформулируйте основную мысль текста.   (Предложения записываются на доске).

  • Как взрослые щеглы спасали птенца из неволи.

(Среди вариантов выбирается и корректируется тот, который будет принят всем классом как наилучший).

- Выделите слово, которое передает основную мысль текста (Ключевое слово не обязательно должно быть в тексте: это может быть и синоним).

  • Спасали.

- Выделите ключевое слово каждого абзаца.

Вариант ответа:

1.Птенец

2.Спасители (щеглы)

3. Свобода

4. Увели

- Перескажите текст по ключевым словам.

7. Физкультминутка.

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте, ноги,

Легче выдох, глубже вдох.

Путь не близок, недалек.

Впереди течет ручей,

Перепрыгнем поскорей.

Упражнение 2. Текст озаглавлен «Рыбаки». В нем говорится о том, как ребята пошли ловить рыбу, но вместо этого стали купаться и мешать другим рыбакам. В тексте три абзаца. Придумай текст по названию и ключевым словам абзацев. Запиши текст.

Ключевое слово первого абзаца – собираться.

Ключевое слово второго абзаца – теплая.

Ключевое слово третьего абзаца – купаться.

- Прочитайте задание.

- Как озаглавлен текст?

- Рыбаки.

- Назовите основную мысль текста.

- Как ребята пошли ловить рыбу, но вместо этого стали купаться и мешать другим рыбакам.

Соответствует ли основная мысль текста его заглавию – «Рыбаки»?

- Заголовок насмешливый, ироничный.

- Они не поймали ни одной рыбки.

- Ребята забыли про рыбу.

- Прочитайте ключевое слово первого абзаца.

- Собираться.

- Составьте  абзац.    (Ребята предлагают варианты).

Вариант текста:

Рыбаки.

Петя, Саша и Вова собирались на рыбалку. Рано утром они взяли удочки, ведерки и пошли к реке. Ребята устроились на поваленном дереве. Приготовили удочки и забросили в воду.

Солнце пригревало. Вода в реке стала тёплая. Сидеть на берегу было жарко, а рыба не клевала.

 Мальчики решили искупаться. Они попрыгали в воду. Ребята ныряли, барахтались, плавали наперегонки. А другие рыбаки сердито смотрели на них и качали головой. Рыбалка не удалась.

Ребята списывают с доски коллективно составленный текст.

8. Словарная работа.

- С каким словарным словом мы сегодня знакомимся?

- Вчера.

- Спишите слово, подчеркните непроверяемые орфограммы.

- Подберите и запишите родственные слова.

  Вчерашний.

- Составьте предложение с этим словом.

Проверка. Прочитайте предложения.

9.Домашнее задание.

Списать предложения упр.6. Тетрадь «Пишем грамотно». Выучить словарные слова.

10.Итог урока.

- Вспомните, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока?

- Чему успели научиться?

Рефлексия.

- Кому на уроке работалось легко, интересно?

- Какое задание вы бы с удовольствием выполнили еще раз?

-Какие трудности испытывали при выполнении задания?

Самооценка.

- Если вы считаете, что хорошо и отлично  умеете составлять текст по ключевым словам, то покажите улыбающегося человечка.

- Если вы где – то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Оценка учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...