Рабочая программа по предмету "Русский язык" 1 класс. Школа России. ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Бакшаева Анна Александровна

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной  программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования ,  учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1кл.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №75»

                              «Рассмотрено»                                               «Согласовано»                                                      «Утверждаю»

                         на заседании методического                              Заместитель директора по                                Директор МОУ СОШ № 75

                         объединения учителей                                       УВР ___________________                               _______________________

                         начальных классов                                             .....                                                    ...

                         Протокол № 1                                                      от «27» августа 2011 г                                     Протокол №

                         От «27» августа 2011 г                                                                                                                   от «30» августа  2011 г.

                         Руководитель МО

                         ___________________

                          .....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

РУССКИЙ ЯЗЫК   1 КЛАСС

для УМК образовательной системы «Школа России»

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной  программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  ….),  учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1кл.)

Составитель: творческая группа учителей начальных классов: Бакшаева А.А.

Рабочая программа включает четыре раздела:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс, список  рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • тематическое планирование, раскрывающее  основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
  • календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
  • контрольно-измерительные материалы.

1. Роль и место дисциплины

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Систематический курс «Русский язык» начинается после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте» и продолжается до окончания 4-го класса.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  1-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа  России».

3. Соответствие    Федеральному государственному образовательному стандарту

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.).

Элементы  содержания, которые дополняют требования ФГОС, выделены курсивом.

4. Программное обеспечение

Образовательная система «Школа России» (заключение РАО от 06.08.2007 г).

Для реализации программы используются:

 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.  (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);

Канакина В.П., Горецкий В.Г «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)». - ОАО «Издательство «Просвещение» 2009.

5. Требования к планируемым результатам

На конец 1 класса обучающиеся научатся определять:

  • названия букв и их последовательность в алфавите
  • начертания прописных букв

На конец 1 класса обучающиеся получат возможность научиться:

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
  • различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные);
  • обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь и гласных е, ё, ю, я, и;
  • делить слова на слоги, ставить ударение;
  • делить слова на части для переноса (простые случаи);
  • проводить звуко-буквенный анализ слова;
  • вычленять слова из предложений;
  • составлять предложения из слов;
  • четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
  • аккуратно, разборчиво, правильно списывать слова, предложения, текст с письменного, печатного шрифта и проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • грамотно (без пропусков и искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, правописание которых не расходится с произношением;
  • писать заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  • писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);
  • не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;
  • уметь безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: багаж, берёза, ветер, воробей, грамм, девочка, диван, ещё, заяц, картина, карандаш, картон, коньки, Кремль, машина, медведь, медведица, Москва,  пальто, пенал, петух,  посуда, рисунок, ромашка,  тетрадь, топор.
  • ставить знак препинания в конце предложения;
  • находить корень в группе однокоренных слов;
  • различать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делал? что сделал?
  • отличать текст от набора предложений;
  • составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку

Выпускник начальной школы должен:

  • понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
  • умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
  • уметь осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

  • умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
  • овладеть общеучебными умениями и универсальными действиями, отражающими учебную самостоятельность и познавательные интересы (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

7. Универсальные учебные действия

Личностные универсальные действия:

  • использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.

Регулятивные универсальные действия:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;
  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова,  составления предложений и полноты текста;
  • коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.

Познавательные универсальные действия:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для  установления языковых закономерностей;
  • моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;
  • классифицирование звуков, слов по заданному основанию;
  • анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;
  • синтез — составление целого текста  из частей;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

8. Целевая установка

Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у детей чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

8. Принципы, лежащие в основе построения программы

  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).

9. Специфика  программы

  • Пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий. 
  • Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
  • Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

 

10. Основные содержательные линии курса

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

основы лингвистических знаний:

  • фонетика и орфоэпия,
  • графика,
  • морфемика,

   грамматика:

  • морфология,  
  • синтаксис;
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

11. Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  • Виды занятий: проверочная работа, урок:  

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы языковедческих понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Урок развития речи.

12. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала,
  • взаимоконтроль — в процессе его отработки,
  • рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
  • итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.

КИМы, предусмотренные данной рабочей программой,  соответствуют методическим рекомендациям для учителя «Русский язык. 1 и 2 классы». / . Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл

13. Объем и сроки изучения

Систематический курс русского языка по программе «Школа России»  рассчитан на 560 часов. Из них:

1 класс – Программа курса общим объемом 50 ч в год, 5 ч в неделю

III четверть - 8 часов (с 15 марта)   IV четверть - 36 часов часов; 6 часов резервных.

2 класс – 170 часов;

3 класс – 170 часов;

4 класс – 170 часов.

Программа учебного курса «Русский язык» объемом 50 часов в год, по 5 ч. в неделю. Изучается  после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте».

14.Библиографический список

Список  литературы  для   обучающихся,  учебники:  

Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»: 
1.
Горецкий В.Г.,КирюшкинВ.А., Виноградская Л.А. и др.  Азбука. 1 кл. в 2-х ч. 
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл. 
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях 
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях 
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях

Методические пособия для учителя:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( по разделам курса русского языка)

Содержание курса

Характеристика деятельности обучающихся

Фонетика и графика (7 часов, в т.ч. 1 час контроля)

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звон кости-глухости согласных звуков.

 Определение качественной характеристики звука:  гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

    Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

    Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.

    Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

    Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.

Классифицировать   звуки   русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»)

Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные,     согласные твёрдые /мягкие, звонкие / глухие).

Анализировать: определять звук по его характеристике,  соотносить звук (выбирая из ряда предложенных)   и  его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, твердых/мягких, звонких/глухих согласных

Группировать слова  с  разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв,   количество  звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).

Объяснять принцип деления слов на слоги

Наблюдать: выбирать необходимый звук  из ряда предложенных,  давать его качественную характеристику

Морфология ( 3 ч)

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Слово – имя собственное.

Различать слова по их значению.

Анализировать связь вопроса и обобщённого значения слова.

Находить основание для классификации слов.

Подбирать максимальное количество слов названий предметов, признаков предметов, действий предметов.

Синтаксис (3 ч)

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различия.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Орфография и пунктуация (22 ч + 3 ч контроля)

     Формирование орфографической зоркости.

Применение правил правописания:

        сочетания жи — ши, ча—ща, чу — щу в положении под ударением;

        сочетания чк — чн, чт, щн,

перенос слов;

        прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

        проверяемые безударные гласные в корне слова (общее знакомство);

        парные звонкие и глухие согласные в корне слова (общее знакомство);

        знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси
тельный и восклицательный знаки

 22 ч

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Развитие речи (3ч)

Осознание ситуации общения; с какой целью, с кем и где происходит общение.

Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (повествование).

Анализировать нормы речевого этикета.  Оценивать собственную речевую культуру. Моделировать правила участия в диалоге

( умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)

Создавать устные монологические выказывания: рассказы на определенную тему.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

 Выражать собственное мнение,

аргументировать его с учётом ситуации общения.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки.

Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм речевого этикета.

Воспроизводить простой  текст в  соответствии с заданием:  подробно,  выборочно.

Графика (8 часов)

Звуки и буквы русского языка. Алфавит как основа русской письменности. Гласные ( ударные и безударные) согласные ( твердые и мягкие; звонкие и глухие). Смыслоразличительная роль звуков. Правила обозначения звуков буквами. ( правила графики)

8 ч

Соотносить звук и соответствующую ему букву;

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков;

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;

Объяснять функцию буквы ь;

Использовать алфавит для упорядочивания слов

Морфология (4 часа)

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?

Различать слова по их значению.

Анализировать связь вопроса и обобщённого значения слова.

Находить основание для классификации слов.

Подбирать максимальное количество слов названий предметов, признаков предметов, действий предметов.

Лексика (изучается во всех разделах курса)

Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова.

Объяснять значение фразеологизмов.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( по основным темам курса русского языка в 1 классе)

Тема  курса

Характеристика деятельности учащихся

Наша речь (2 ч)

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык — родной язык русского народа.

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Текст, предложение, диалог[1] (3 ч)

Текст (общее представление).

Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.

 

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении.

Диалог.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.

 

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Различать диалог.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику

Слова, слова, слова … [2] (4 ч)

Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника.

Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.

Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Составлять текст по рисунку и опорным словам

Слово и слог. Ударение (6 ч)

Слово и слог (2 ч)

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

Перенос слов (2 ч)

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

Ударение (общее представление) (2 ч)

Способы выделения ударения.

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Знакомство с орфоэпическим словарём.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ).

Переносить слова по слогам.

Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи.

Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

 

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

 Составлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке.

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы (2 ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Русский алфавит, или Азбука (2 ч) 

Значение алфавита.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Использование алфавита при работе со словарями.

Гласные звуки (3 ч)

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Слова с буквой э.

*Слово с непроверяемым написанием: деревня.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

Ударные и безударные гласные звуки (5 ч)

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографическим словарём.

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Согласные звуки (3 ч)

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

Слова с удвоенными согласными.

Буквы Й и И

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч)

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции — сохранять мир в своей стране и во всём мире.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч)

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Согласные звонкие и глухие (5 ч)

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

 

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

 

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Шипящие согласные звуки (5 ч)

Буквы шипящих согласных звуков:

непарных твёрдых ш, ж;

непарных мягких ч, щ.

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

 

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Заглавная буква в словах (3 ч)

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

Правила вежливого обращения.

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Применять знание алфавита при пользовании словарями.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др..

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андер-сена «Дюймовочка».

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны слóн, трáва трáвы).

Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса.

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.

Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки.

Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика.

Осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений,

определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв» и с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега).

Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.

 

Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.

Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш.

 

Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов.

Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

 

Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание.

Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

 

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

 

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

К – урок контроля, оценки и коррекции знаний

Р/р – урок развития речи

П – проектная деятельность

с/к - самоконтроль

в/к - взаимоконтроль

р/к – рубежный контроль

и/к - итоговый контроль

№ уроков

Тема урока

тип урока

Элементы содержания

Вид

конт-

роля

Планируемый результат

обучения

Характеристика

деятельности учащихся

П*- повышенный уровень

Наша речь (2 ч.)

1

Знакомство с учебником. Язык и речь

онз

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык — родной язык русского народа.

*Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

беседа

Словарное богатство языка

Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать содержание.

Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.

2

Речь устная и письменная

онз

Различать письменную речь от устной, звук от знака.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

3

Текст (Общее представление)

ОНЗ

Текст (общее представление).

Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.

С/К

В/К

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.

Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

  • различать предложения от слов;
  • записывать сочетания слов;
  • выбирать знак в конце предложения;

2 уровень:

  • применять знания по составлению словосочетаний, по знакам в конце предложения на практике;
  • обосновывать изученные правила.

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;
  • работать с деформированным текстом.

4

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

ОНЗ

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении

С/К

В/К

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

5

Диалог

ОНЗ

Диалог.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки

С/К

В/К

Различать диалог.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику

Слова, слова, слова … (4 ч)

6

Слово. Роль слов в речи

ОНЗ

Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника.

Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

С/К

В/К

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.

Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Составлять текст по рисунку и опорным словам

Анализировать поэлементный состав букв.

Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом.

1 уровень:

  • различать слово и предложение;
  • находить в предложении слова – предметы, слова – признаки, слова - действия;

2 уровень:

  • устанавливать связь между вопросом и словом;
  • группировать слова по вопросам;
  • находить подлежащее и сказуемое;
  • согласовывать слова по смыслу.

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера (замени букву в слове так,  чтобы оно отвечало на вопрос кто? что? опиши предмет, составь текст из данных слов).

7

Слова – названия предметов, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов

ОНЗ

С/К

В/К

8

Слова однозначные и многозначные (общее представление)

ОНЗ

С/К

В/К

9

Слова, близкие и противоположные по значению

ОНЗ

Р/Р

Р/К

Слово и слог. Ударение (6 ч)

10

11

Слово и слог

ОНЗ

Слово и слог (2 ч)

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

*Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка

С/К
В/К

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Подбирать слова, соответствующие схеме, делить слово на слоги

Ставить ударение.

Соотносить слова со слогоударной схемой.

1 уровень:

  • находить количество слогов в слове и делить слово на слоги;

2 уровень:

  • устанавливать зависимость количества слогов в слове от количества гласных звуков;
  • делать логические умозаключения;
  • обосновывать изученные правила.

3 уровень:

  • применять полученные знания в новой ситуации;
  • выполнять задания творческого характера.

12

13

Перенос слов

Р/Р

Перенос слов (2 ч)

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

С/К

В/К

Графический диктант

 Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ).

Переносить слова по слогам.

Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

1 уровень:

  • находить количество слогов в слове и делить слово на слоги;
  • объяснять правила переноса слова

2 уровень:

  • устанавливать зависимость количества слогов в слове от количества гласных звуков;
  • анализировать правила переноса слов;
  • делать логические умозаключения;
  • обосновывать изученные правила.

3 уровень:

  • применять полученные знания в новой ситуации;
  • выполнять задания творческого характера.

14

15

Ударение (общее представление)

ОНЗ

Р

Р/Р

Ударение (общее представление) (2 ч)

Способы выделения ударения.

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Знакомство с орфоэпическим словарём.

*Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

С/К

В/К

Р/К

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи.

Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

 

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

1 уровень:

  • находить ударные и безударные слоги в словах;
  • произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения

2 уровень:

  • группировать слова по ударным слогам;

- находить в орфоэпическом словаре нужную информацию о произношении слова.

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;

Звуки и буквы (34 ч)

16

17

Звуки и буквы

ОНЗ

Звуки и буквы (2 ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело.

     

С/К

В/К

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Выделять звуки в слове.

Находить слова с заданными звуками.

Определять ударные и безударные гласные.

Подбирать проверочные слова.

Различать проверочные и проверяемые слова.

1 уровень:

  • рассказывать алфавит;
  • различать звук и букву, обозначать звук буквой;

2 уровень.

  • обосновывать изученные правила;
  • делать логические умозаключения.

3 уровень.

  • выполнять задания творческого характера;
  • работать с деформированным текстом;
  • применять полученные знания в новой ситуации.

18

19

Русский алфавит, или Азбука

ОНЗ

Русский алфавит, или Азбука (2 ч) 

Значение алфавита.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Использование алфавита при работе со словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. 

С/К

В/К

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Применять знание алфавита при пользовании словарями.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

20

21

22

Гласные звуки

ОНЗ

Р/Р

Гласные звуки (3 ч)

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Слова с буквой э.

*Слово с непроверяемым написанием: деревня.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос

С/К

В/К

Р/К

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др..

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андер-сена «Дюймовочка».

Характеризовать функцию букв гласных, и    Ь.

Характеризовать звуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные  - непарные; твёрдые – мягкие, шипящие).

1 уровень:

  • обозначать звук буквой;
  • выявлять признаки гласных и согласных звуков.
  • находить ударные и безударные слоги в словах;
  • различать гласные звуки и буквы;
  • обозначать звуки буквами;
  • формулировать правило проверки безударных гласных.

2 уровень.

  • находить существенные признаки гласных и согласных звуков;
  • группировать слова по ударным слогам;
  • устанавливать связь между гласными звуками и буквами;
  • обосновывать свои действия.

3 уровень.

  • выполнять задания творческого характера;
  • работать с деформированным текстом;
  • применять полученные знания в новой ситуации.
  • выполнять задания творческого характера;

(предложи алгоритм для проверки безударного гласного, дополни текст словами на изученную орфограмму).

23

24

25

26

27

Ударные и безударные гласные звуки

ОНЗ

    К

Р/Р

Ударные и безударные гласные звуки (5 ч)

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографическим словарём.

Проверочный диктант.

*Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко.

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам

С/К

В/К

       Р/К

И/К

Р/К

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны слóн, трáва трáвы).

Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса.

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

1 уровень:

  • обозначать звук буквой;
  • выявлять признаки гласных и согласных звуков.
  • находить количество слогов в  слове.

2 уровень:

  • делать логические умозаключения;
  • обосновывать изученные правила.

3 уровень:

  • применять полученные знания в новой ситуации;
  • выполнять задания творческого характера.

28

29

Согласные звуки

ОНЗ

Согласные звуки (3 ч)

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

Слова с удвоенными согласными.

С/К

В/К

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

30

Буквы Й  и И

ОНЗ

Буквы Й и И

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

*Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.

С/К

В/К

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

1 уровень:

- находить согласный звук [й’] и гласный звук [и].в словах;

  • обозначать звуки буквами;
  • формулировать правило  о переносе слов с буквой «и краткое»

2 уровень:

- группировать слова по звукам [й’] и  [и].в словах;

  • устанавливать связь между звуками и буквами;
  • обосновывать свои действия при обозначении звука буквой, при переносе слова..

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;

31

32

33

Твёрдые и мягкие согласные звуки

ОНЗ

Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч)

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

*Слово с непроверяемым написанием: ребята.

Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции — сохранять мир в своей стране и во всём мире.

С/К

В/К

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.

Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

1 уровень

  • выявлять признаки гласных и согласных звуков;
  • обозначать мягкость согласного с помощью гласных букв е, е, ю, и, я;

2 уровень

  • находить существенные признаки гласных и согласных звуков;
  • группировать сочетания написаний  жи, ши, ча, ща, щу, чк, чн;
  • обосновывать изученные правила.

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;
  • применять полученные знания в новой ситуации;

34

35

36

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

ОНЗ

Р/Р

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч)

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

С/К

В/К

Р/К

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки.

Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика.

Осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений,

определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.

1 уровень

  • выявлять признаки гласных и согласных звуков;
  • обозначать мягкость согласного на конце слова с помощью мягкого знака;

2 уровень

  • находить существенные признаки гласных и согласных звуков;
  • обосновывать изученные правила.

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;
  • применять полученные знания в новой ситуации;

37

38

39

40

41

Согласные звонкие и глухие

ОНЗ

И/К

Р/Р

Согласные звонкие и глухие (5 ч)

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

 

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

 

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

Проверочный диктант.

*Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

С/К

В/К

И/К

Р/К

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв» и с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега).

Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.

 

Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.

Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

1 уровень:

  • различать звонкие и глухие согласные звуки;
  • формировать правило проверки парного согласного на конце слова;
  • находить в словах звонкие и глухие согласные.

2 уровень:

  • анализировать правило проверки парного согласного на конце слова;
  • группировать слова по существенным признакам.

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;

(предложи алгоритм для проверки парного согласного, дополни текст словами на изученную орфограмму).

42

43

Шипящие согласные звуки

ОНЗ

Шипящие согласные звуки (5 ч)

Буквы шипящих согласных звуков:

непарных твёрдых ш, ж;

непарных мягких ч, щ.

*Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

С/К

В/К

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш.

 

Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

1 уровень:

  • различать  шипящие  согласные звуки;
  • находить в словах шипящие согласные.

2 уровень:

  • группировать слова по существенным признакам.

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;

(дополни текст словами на изученную орфограмму

44

Проект «Скороговорки»

Р/Р
И/К

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».

В/К

И/К

Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки.

Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов.

Списывать слова и предложения в соответствии с  заданным

алгоритмом, контролировать этапы  своей работы.

45

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

Р/Р

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

 

*Слово с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

С/К

В/К

 

Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.

Выполнять задания в нужной последовательности.

Проверять себя по учебнику.

1 уровень

  • объяснять правила написаний сочетаний жи, ши, ча, ща, щу, чк, чн, чт.

2 уровень

  • группировать сочетания написаний  жи, ши, ча, ща, щу, чк, чн, чт;
  • обосновывать изученные правила.

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;
  • применять полученные знания в новой ситуации;
  • дополнять текст словами с сочетаниями жи, ши, ча, ща, щу, чк, чн.

46

Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

ОНЗ

К

Р/Р

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

*Слово с непроверяемым написанием: машина.

Проверочный диктант.

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».

В/К

     И/К

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

47

48

Заглавная буква в словах

ОНЗ

Р/Р

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

Правила вежливого обращения

С/К

В/К

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

Осуществлять самопроверку

1 уровень:

  • различать написание слов с заглавной буквы от других слов;
  • объяснять написание предлогов со словами;
  • давать определение предлога.

2 уровень:

  • применять знания в практической деятельности;
  • обосновывать правила по написанию заглавной буквы в словах и по написанию предлогов;

3 уровень:

  • выполнять задания творческого характера;
  • применять знания в новой ситуации (работа с деформированным текстом).

49

Проверочный диктант

К

Проверочный диктант.

и/к

Уметь грамотно ( без пропусков и перестановки или замены букв) записывать под диктовку слова, предложения, написание которых не расходится с произношением.

50

Проект «Сказочная страничка»

Проект «Сказочная страничка» (в

 названиях сказок — изученные правила письма).

Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.

Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К-1

1.        Контрольное списывание.

У нас живёт попугай Яша. Он часто смотрит в окно. Яшка любит просо. После еды он чистит клюв.

2.        Задания:
I вариант:

а) подчеркнуть все гласные буквы в первом предложении;

б) записать буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки.

II вариант:

а)        подчеркнуть все согласные буквы в первом предложении;

б)        записать согласные буквы, которые обозначают всегда мягкие звуки.

К-2

1.        Словарный диктант.

Корова, ученица, огород, стакан, ребята.

2.        Запишите слово, состоящее: из одного слога; из двух слогов; из трех слогов. Поставьте в словах ударение.

3.        Диктант.

Стоит тёплый день. На реке треснул лёд. Быстро плывут льдины. Из леса вышли лоси. Они стали пить воду.

4.        Запишите слова: день, река. Укажите цифрами количество звуков и букв в словах.

К-3

1.        Диктант.

Весной птицы  построили гнёзда. У аиста гнездо на берёзе. Ласточка живёт под крышей дома. У чибиса дом в траве. А хитрый воробей свил гнёздышко рядом с орлиным. Там хорошо и спокойно.

2. Над словами 1-го предложения поставить ударение.

3. Подчеркнуть в 1-м предложении:   I вариант: согласные буквы;      II вариант: гласные буквы.

  1. Записать 3 однокоренных слова.

К-4

1.        Контрольный диктант.

Каркуша.

У Иры жила ручная ворона. Звали её Каркуша. Она любила делать запасы. За ковром были конфеты. У ножки стола — кусочки сала. Часто их находил кот Васька. Он был им рад.

2.        Грамматические задания.

I        вариант.

1.        Слова 1-го предложения разделить на слоги.

2.        Подчеркнуть в словах 1-го предложения буквы, в написании которых можно ошибиться.

II        вариант.

1.        Слова 1-го предложения разделить для переноса.

2.        Подчеркнуть в словах 6-го предложения буквы, в написании кот


[1] Работа над текстом и предложением продолжается при изучении всех разделов курса.

[2] Работа над словом продолжается при изучении всех разделов курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России  Моро М. И. ФГОС...

рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС

Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по математике. 3 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование к учебнику Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч.: М.:...

Рабочая программа по Математике 1 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа для 1 класса по дисциплине "Математика" Школа России ФГОС на основе авторской  программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой с тематическим планированием (136 ч.)...

Рабочая программа по технологии, 2 класс, "Школа России" ФГОС.

Рабочая программа по технологии, "Школа России", 2 класс, ФГОС....