Рабочая программа по русскому языку (3 класс).
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) на тему

Кононенко Марина Геннадьевна

Материал содержит рабочую программу по русскому языку 3 класс по образовательной системе "Школа 2100". Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass_2013-2014.doc621.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С Федоровского»

Рабочая программа

для реализации курса начальная школа:

по русскому языку

Составитель:

Кононенко Марина Геннадьевна

Юрга, 2013 год

Пояснительная записка

     Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы «Литературное чтение» (авторы:Р.Н. Бунеев. Е.В. Бунеева) из примерной основной образовательной программы по образовательной системе   «Школа 2100», в соответствии с ФГОС. Москва. Баласс, 2011.

  Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

        Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

        Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.

В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м  классе  части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.

3-4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

3-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производитьзвуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверятьнаписанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Приложение

Таблица предметных требований
к умениям учащихся по русскому языку (3-й класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
  • приобретение и систематизация знаний о языке;
  • развитие чувства языка
  • овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

3 класс

  • правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
  • читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
  • составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
  • читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • писать подробное изложение доступного текста;
  • определять тему текста;
  • читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
  • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  • находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
  • выделять два корня в сложных словах;
  • конструировать сложные слова;
  • подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
  • различать однокоренные слова и формы слова;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
  • выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
  • образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
  • подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
  • выделять из предложения словосочетания;
  • видеть в предложении однородные члены;
  • различать простое и сложное предложение;
  • выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
  • находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
  • писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
  • обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
  • писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
  • писать слова с ъ и ьразделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
  • писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
  • писать раздельно частицу не с глаголом;
  • писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
  • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
  • самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
  • графически объяснять выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
  • пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
  • ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

3-й класс
170 ч (5 часов в неделю) или 136 ч (4 часа в неделю)

Вводный урок (1 ч)

Повторение. (10 или 7 ч)

Слово. (116 или 100 ч)

1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст. (25 или 18 ч)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (5 ч)

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Резерв. (13 или 4 ч)

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 3, 4-го классов;
  • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го класса;
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
  • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса;
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • компьютеры.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

  • орфографический и пунктуационный тренинг;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).


Количество часов программного материала

по курсу русского языка (по программе 170 часов)

раздела.

Название раздела.

Количество часов.

1.

Введение.

1

2.

Повторение.

10

3.

Слово.

116

4.

Предложение.

25

5.

Повторение.

18

Итого:

170

Календарно – тематическое планирование по русскому языку

(170 часов, из расчёта 5 часов в неделю)

№ урока

Дата

Название тем

Кол-во часов

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Раздел 1. Введение.

1

1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

1

Знакомиться с новым учебником, вычитывать

информацию из иллюстраций, с обложки, изоглавления; прогнозировать содержание и видыработы по учебнику.

Раздел 2. Повторение.

10

2-3.

Что мы знаем о тексте.

2

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и

рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквысогласных, буквы ъ и ь).

Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Графически обозначать выбор написания,писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

4.

Что мы знаем о слове, предложении, тексте.

1

5.

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.

1

6-7.

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.

2

8.

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

1

9.

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание.

1

проверочное списывание

10.

Правописание большой буквы в словах.

Повторение алфавита.

1

11.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

1

контрольный диктант

Раздел 3. Слово.

116

1. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.

3

12.

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

1

Находить корень в группе однокоренных слов,

аргументировать правильность выбора.

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

Составлять связный текст из деформированных предложений.

13.

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.

1

14.

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

1

2. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

5

15.

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова).

1

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Участвовать в «открытии» и формулировании

орфографических правил, работать в группе(паре), представлять результат работы в видетекста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы поих опознавательным признакам, правильнописать слова, графически объяснять выбор

написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при

фонетическом разборе слова.

Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки наконце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

16.

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

1

17-18.

Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

2

19.

Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова».

1

проверочная работа

3. Удвоенные буквы согласных в корне слова.

5

20.

Понятие об удвоенных буквах согласных.

1

21-23.

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

Р/р Творческая работа.

3

24.

Повторение.

Проверочная работа №2 по «Удвоенные буквы согласных в корне слова ».

1

проверочная работа

4. Буквы непроизносимых согласных в корне слова.

10

25.

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

26.

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.

1

27.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам).

1

28.

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.

1

29.

Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.

1

30.

Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова».

1

проверочная работа

31-32.

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

2

33.

Контрольный диктант №2 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова».

1

контрольный диктант

34.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

5. Безударные гласные в корне слова.

8

35.

Правописание букв безударных гласных в корне слова.

Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

1

36.

Развитие умения видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных.

1

37-38.

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

Р/р Свободный диктант.

2

39.

Повторение.

Проверочная работа №4 по теме «Буквы безударных гласных в корне слова».

1

проверочная работа

40.

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

контрольный диктант

41.

Р/р Сочинение по опорным словам.

1

42.

Контрольный диктант №3 по теме «Буквы безударных гласных в корне слова»..

1

контрольный диктант

6. Сложные слова и их правописание.

6

43.

Знакомство с понятием «сложные слова».

1

Находить в предложении (тексте) сложные словапутём выделения двух корней и соединительнойбуквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложногослова, которое складывается из значения двухкорней.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в томчисле характеризующих человека (внешность,характер).

44.

Соединительные буквы о и е в сложных словах.

1

45.

Образование сложных слов.

1

46.

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

1

47.

Употребление в речи и правописание сложных слов.

Р/р Свободный диктант.

1

48.

Повторение.

Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их правописание».

1

проверочная работа

7. Части слова. Приставка.

1

Находить в словах корень, суффиксы, приставки,различать омонимичные приставки и предлоги.

Мотивироватьслитное –раздельное написание

(по-– это приставка, так как ... поэтому пишетсяслитно; по – это предлог, так как ... поэтому

пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

Различать приставки по-и па-, про- и пра-.

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из составаслова и фонетических опознавательных признаков.

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Систематизировать знания о составе слова ввиде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составеслова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

49.

Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.

1

8. Безударные гласные в приставках.

3

50-51.

Правописание букв безударных гласных в приставках.

2

52.

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.

1

9. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

2

53.

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.

1

54.

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

1

10. Разделительные Ъ и Ь.

5

55.

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных Ъ и Ь.

1

56.

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь.

1

57.

Повторение.

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка.».

1

проверочная работа

58.

Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь. Р/р Свободный диктант.

1

59.

Контрольный диктант № 4 по теме «Разделительные Ъ и Ь».

1

контрольный диктант

11. Части слова. Окончание и основа.

2

60.

Понятие об окончании и основе слова.

1

61.

Развитие умения находить в слове окончание.

1

12. Основа слова и окончание.

2

62.

Как найти в слове основу.

1

63.

Развитие умения находить в слове окончание и основу.

1

13. Части слова. Суффикс.

2

64.

Суффикс и его роль в слове.

1

65.

Развитие умения находить в слове суффикс.

Обобщение и систематизация знаний о частях слова.

1

14. Разбор слова по составу.

4

66.

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.

1

67.

Контрольное списывание.

1

контрольное списывание

68.

Упражнения в разборе слов по составу.

1

69.

Повторение.

Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс».

1

проверочная работа

15. Части речи в русском языке.

1

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

Определять грамматические признаки имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. (П)

Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой.

Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»).

Письменно пересказывать текст-повествование

с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).

Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.

70.

Части речи в русском языке.

1

16. Имя существительное как часть речи.

2

71.

Определение имени существительного.

1

72.

Роль имён существительных в речи.

Р/р Творческая работа: составление текста.

1

17. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

4

73.

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

1

74.

Имена существительные в речи.

1

75.

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

контрольный диктант

76.

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных.

1

18. Род имён существительных.

3

77.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

1

78.

Род – постоянный признак имён существительных.

1

79.

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.

1

19. Число имён существительных.

4

80.

Изменение имён существительных по числам.

1

81.

Образование множественного числа имён существительных.

1

82.

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе.

1

83.

Разбор имени существительного как части речи.

1

20. Словообразование имён существительных.

8

84.

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

1

85.

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.

1

86.

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов.

1

87.

Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами.

1

88.

Разбор имён существительных по составу.

1

89.

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка».

1

90.

Употребление имён существительных в речи.

1

91.

Повторение.

Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи».

1

проверочная работа

21. Местоимение как часть речи.

7

Отличать местоимения от слов других частейречи.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно.

Осознавать роль личных местоимений в речи.

Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»).

92.

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

1

93-94.

Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.

2

95.

Разбор местоимения как части речи.

1

96.

Роль личных местоимений в речи.

Р/р Обучающее изложение «О себе».

1

97.

Закрепление знаний о местоимении.

Р/р Свободный диктант «Паучок».

1

98.

Повторение.

Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи».

1

проверочная работа

22. Имя прилагательное как часть речи.

4

Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте имена прилагательные повопросу.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П)

Различать текст-повествование и текст-описание. (П)

Выделять в предложении словосочетанияприл. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Называть признаки имени прилагательного(морфологический разбор).

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять написание безударного окончанияимени прилагательного с помощью вопроса.

Разбирать по составу имена прилагательные.

99.

Определение имени прилагательного.

1

100.

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.

1

101.

Роль имён прилагательных в речи.

1

102.

Разбор имени прилагательного как части речи.

1

23. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

4

103.

Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

1

104.

Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

1

105.

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами.

1

106.

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.

1

24. Разбор имён прилагательных по составу.

4

107.

Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным  сочетаниям слов.

1

108.

Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное как часть речи».

1

проверочная работа

109.

Разбор имён прилагательных по составу.

1

110.

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных».

1

контрольный диктант

25. Глагол как часть речи.

4

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

111.

Определение глагола как части речи.

1

112.

Изменение глаголов по временам.

1

Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.

Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола.

Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.

Совместно составлять алгоритм разбора глаголакак части речи.

113.

Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

114.

Изменение глаголов по числам.

1

26. Правописание частицы не с глаголами.

2

115.

Употребление частицы не с глаголами.

Правило правописания частицы не с глаголами.

1

116.

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

Р/р Свободный диктант.

1

27. Неопределённая форма глагола.

8

117.

Понятие о неопределённой форме глагола.

1

118.

Р/р Контрольное изложение.

1

контрольное изложение

119.

Неопределённая форма глагола. Правописание Ь в глаголах неопределённой формы.

1

120.

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание частицы не с глаголами».

1

контрольный диктант

121.

Образование форм времени от неопределённой формы глагола.

1

122.

Разбор глагола части речи.

1

123.

Повторение.

Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи».

1

проверочная работа

124.

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

контрольный диктант

28. Наречие как часть речи.

3

125-127.

Понятие о наречии как части речи.

3

Раздел 3. Предложение.

26

1. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

3

Различать виды предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.

Накапливать опыт постановки логического ударения.

Различать слово, словосочетание и предложение.

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

Разделять непунктированный текст на предложения.

Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения.

Использовать этот порядок при разборе.

Оценивать правильность работы.

Распространять и сокращать предложение доосновы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания.

Конструировать предложения с однороднымичленами.

Накапливать опыт нахождения в тексте ииспользования в речи таких предложений.

Наблюдать за ролью разделительного знака –запятой в предложении с однородными членами.

Различать простое и сложное предложения (однаграмматическая основа – две грамматическиеосновы). (П)

Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух

частей с бессоюзной связью. (П)

Конструировать сложные предложения (посхеме, по данному началу). (П)

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действоватьпо алгоритму, проверять себя. (П)

128.

Виды предложений по цели высказывания.

1

129.

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.

Логическое ударение.

1

130.

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

2. Главные и второстепенные члены предложения.

7

131.

Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое.

1

132.

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

1

133.

Понятие о второстепенных членах предложения.

1

134.

Составление схем предложений и предложений по схемам.

1

135.

Предложения распространённые и нераспространённые.

1

136-137.

Разбор предложений.

2

3. Предложения с однородными членами.

9

138.

Однородные подлежащие и сказуемые.

1

139.

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.

1

140.

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

1

141.

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

1

142.

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.

1

143-144.

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум).

2

145.

Повторение изученного.

Р/р Свободный диктант.

1

146.

Контрольный диктант №7 по теме «Однородные члены предложения».

1

контрольный диктант

4. Простые и сложные предложения.

7

147.

Понятие о простом и сложном предложении.

1

148.

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

1

149-150.

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

2

151.

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.

Р/р Свободный диктант.

1

152.

Разбор простого и сложного предложений.

1

153.

Повторение.

Проверочная работа №12 по теме «Предложение».

1

проверочная работа

Раздел 4. Повторение.

17

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и

пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

154.

Повторение знаний о предложении, тексте.

1

155.

Повторение знаний о предложении, тексте. Контрольное списывание.

1

контрольное списывание

156.

Повторение знаний о правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

1

157.

Повторение знаний о правописание букв безударных гласных в корне слова.

1

158.

Повторение знаний об именах существительных, местоимениях.

Разбор имён существительных по составу.

1

159.

Повторение знаний об имени прилагательном.

Разбор имени прилагательного по составу.

1

160.

Повторение знаний о глаголе.

Разбор глагола по составу.

1

161.

Повторение. Итоговый тест.

1

итоговый тест

162.

Повторение знаний о грамматической основе предложения.

Подлежащее и сказуемое.

1

163.

Повторение знаний об однородныхчленах предложения.

1

164.

Контрольный диктант по итогам года.

1

итоговый контрольный диктант

165.

Повторение знаний о простом и сложном предложении. Разбор простого и сложного предложений.

1

166.

Повторение.

Итоговая контрольная работа.

1

итоговая контрольная работа

167.

Повторение знаний о грамматической основе предложения.

Подлежащее и сказуемое.

1

168.

Повторение знаний об однородных членах предложения.

1

169-170.

Повторение знаний о простом и сложном предложении. Разбор простого и сложного предложений.

2

Итого:

170

проверочная работа -12

контрольный диктант - 8

контрольное списывание – 3

контрольное изложение - 1

В течение учебного года допускаются внесения корректировок в календарно-тематическое планирование при согласовании с администрацией школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...