Конспект и презентация к уроку русского языка "Значение суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Лесных Наталья Александровна1975

Урок русского языка в 3 классе по теме "Значение суффиксов" (УМК "Школа России")

   Цели: 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

               2.  Учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока42 КБ
Файл Презентация805.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Значения суффиксов»

   Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

     (Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

     - Что такое суффикс? Для чего он служит?

     - Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

      1. Фронтальная работа

      - Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

     Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

     - Как найти в слове суффикс?

    2. Словарный диктант

    Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

   Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

   Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

   В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - написал -ик-.

«Большой дом»

«Домище», - писал -ищ-.

«Старый, дряблый дом».

«Домишко», писал -ишк-.

   Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

   В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

   Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

     - Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

    1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

    - Прочитайте слова.

    Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

    - Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

    - Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

   Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

   Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

   Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

   Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.

   Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

   Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

    2. Работа по учебнику

    Упр. 168 (с. 91).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

    - Какое значение словам придают эти суффиксы?

    3. Анализ смысловых значений суффиксов

    - Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

    - Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

    (Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)

    Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

    - С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

    - Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

    4. Работа по учебнику

    Упр. 169 (с. 91).

    - Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

    - Прочитайте суффиксы в рамочке.

    - Найдите данные суффиксы в словах.

    - Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

    - Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

    - Назовите слова с таким суффиксом.

    - Выполните письменные задания к упражнению.

    (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

    Упр. 170 (с. 92).

    - Прочитайте.

    - Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

    - Выполните письменные задания к упражнению.

    (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

    - Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

       Работа по учебнику

       Упр. 172 (с. 92).

       (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

       - Какое значение придают эти суффиксы словам?

      Упр. 173 (с. 93).

      - Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

      - Объясните лексическое значение каждого слова.

      - С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

      - Выполните письменные задания к упражнению.

      (Взаимопроверка.)

      Упр. 174 (с. 93).

      - Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

      - Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?

      - А кто помнит мораль басни? Расскажите.

      - Выполните письменные задания к упражнению.

      - Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

      - Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

    Упр. 175 (с. 94).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

    - Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

    - Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

        1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

     - От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

     Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

     - Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

     - Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)

     2. Игра «Хитрые вопросы»

     -Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

     - Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

     - Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

     - Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

     - Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

     - Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание

      Упр. 176 (с. 94).

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

   Жил-был суффикс -ёр-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

   Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

   И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.

    Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-?

   - А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

Resource id #5700

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 12 ноября 2013 года 1

Слайд 2

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий. Дв е на д цатое н о ября. 2

Слайд 3

Толстый толстяк, болтливый болтун, сильный силач, храбрый храбрец, дикий дикарь. Дв е на д цатое н о ября. 3

Слайд 4

..бед , уж.. н , ст..лица , к.. мпьют .. р , п.. трушка , ов ..щи , г.. рох , .. гурец , п..м.. дор , ..г..род , вторн ..к , тракт..р . Дв е на д цатое н о ября. 4

Слайд 5

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс - это часть слова. Дв е на д цатое н о ября. 5

Слайд 6

Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Дв е на д цатое н о ября. 6

Слайд 7

Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Дв е на д цатое н о ября. 7

Слайд 8

Дв е на д цатое н о ября. 8

Слайд 9

Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай! Дв е на д цатое н о ября. 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов"

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов." 2 класс. УМК  "Начальная школа 21 век"...

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Презентация к уроку русского языка "Суффиксы -ик, -ек"

Урок - путешествие с героями советских мультфильмов...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Образование имён прилагательных".

Конспект урока русского языка в 4 классе  по теме: "Образование прилагательных". Цели: Образовательные:- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;- ...

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

Конспект и презентация к уроку русского языка «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (УМК "Школа России").Цель: 1. Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правиль...