Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Образование имён прилагательных".
методическая разработка (4 класс) по теме

Краснова Ирина Яковлевна

 

Конспект урока русского языка в 4 классе  по теме: "Образование прилагательных".

 

Цели: Образовательные:

- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

- показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

Развивающие:

- расширять лингвистический кругозор учащихся;

- развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

Воспитательные:

- формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

- формировать сознательную дисциплину.

Оборудование:

- учебник А. В. Поляковой, г. 4 кл.; сборник упражнений.

- мультимед. проектор; интерактивная доска, презентация .

- индивидуальные задания, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Краснова Ирина Яковлевна.  Персональный идентификатор: 100-446-652

Конспект урока русского языка в 4 классе  по теме: "Образование прилагательных".

Цели: Образовательные:

- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

- показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

Развивающие:

- расширять лингвистический кругозор учащихся;

- развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

Воспитательные:

- формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

- формировать сознательную дисциплину.

Оборудование:

- учебник А. В. Поляковой, г. 4 кл.; сборник упражнений.

- мультимед. проектор; интерактивная доска, презентация .

- индивидуальные задания,

Ход урока:

1. Слайд 1-2. Орг момент:  Девиз урока(хором)«Думай, проверяй, пиши! У нас всё получится!». Проверьте готовность к уроку. Итак, начинаем.

2.Слайд 3-4.  Работа с акростихом.

Внимание на доску. Перед нами стихотворение, но оно непростое, в нём спрятано ключевое слово. Прочитайте стихотворение про себя, теперь вслух.

Апрель – проказник и обманщик, 
оПрава марта, пропуск в май,
миРов сиреневых шарманщик, 
кудЕсник, страстный шалопай,
оскоЛком льда прирос к рассвету,
метелЬю странной канув в лету.

Подумайте какое это слово? (апрель) . Верно.

3. Слайд 5-6. Работа с толковым словарём.

А вы знаете, как называется такой вид стихов? Посмотрим, что нам говорит Толковый словарь Ожёгова. Акростих -  (акро- греческий корень, означает: крайний, верхний) стихотворение, в котором буквы каждой строки составляют какое-нибудь  слово или фразу (часто по вертикали). А в нашем случае, как были выставлены буквы в ключевом слове? (по диагонали). Верно, значит у нас Диагональный акростих – когда ключевое слово «спрятано» по диагонали.

4. Слайд 7-8. Работа над фонетикой. Фонетический разбор.

Фронтально: Устная работа. Индивидуально: 2 инд карточки: хороший, лесной.

Откройте тетради, отступите 2стр от предыдущей работы. Запишите число, 18 апреля, Классная работа.

Слово Апрель ап-рель – 2 слога.

Характеристика звуков:

  • а- [а] гл., безуд.
  • п -[п] согл., гл., парн., тв.,
  • р- [р']согл., зв., непарн., мягк.,
  • е - [э]гл., уд.
  • л - [л'] согл., зв., непарн., мягк.,
  • ь - [---]
  • 6 б., 5 зв.

5. Чистописание .

Записываем 1 букву слова апрель, Аа- заглавную и строчную. И пословицу. - Прочитайте, объясните её смысл. Апрель, апрель – на дворе звенит капель.Спишите. Подчеркните орфограммы. Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)  Как оно называлось? (Двенадцать месяцев).

6. Слайд 8-14. Словарная работа.

Индивидуально: 3 инд. Карточки со словарной работой.

Индивидуально: 1 у доски.

Фронтально: Записываем ниже Словарь, на слайде иллюстрации, вы записываете название, либо предложение – а вы должны записать одним словом, что это. Что мы выделяем? Ударение и без.гласные.

Проверка:   Словарь:  салют, волшебник, медленно, берёза, космонавт, победа, горячий, холодный, одиннадцать, направо.

С какой частью речи мы работали на прошлых уроках? ( имя прилагательное)

Верно. Найдите в словарной работе имена прилагательные и составьте с ними 2 предложения.

7.Слайд 15-25. Повторение изученного раннее.

Индивидуально: 4 чел в сборнике  упр 70

Фронтально: А по каким признакам вы находили имена прилагательные? Давайте вспомним.

отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

обозначает признак предмета

изменяется по числам и родам, склоняется

в предложении бывает определением

Но у нас остаются вопросы и, сегодня, мы дополним наши знания о прилагательных.

8. Зарядка для глаз. Следим только глазами. Слайд 18.

9. Повторение изученного раннее. Но сначала повторим правописания безударных окончаний у имён прилагательных.

Инд работают : Вика, Мадина, Данила, Нафиса. В Сборнике  упр  70.

Фронтально: Остальные со мной. Давайте вспомним алгоритм определения без.окончания прилагательных. – определить падеж существительного, задать вопрос к прилагательному и по вопросу и падежу определить окончание.

Сейчас мы будем работать с интерактивным тренажёром. Вставлять окончания в прлагательные.

К скорому утреннему поезду, под толстой развесистой сосной, на мягкой тёплой постельке, с ближнего ржаного поля.

10. Работа над новой темой. Работа по учебнику. Слайд 26-32.

Сейчас работаем по учебнику Упр 331, с 26 Задание прочитает Олег.

 По вариантам 1, 2 , 3 –Начинаем работать.

(Проверяю и оцениваю инд задания).

Обращаем внимание на посадку.

По 1 чел из вар выходят к доске и выписывают по 1 паре сущ и словосочетаний. (проверка по слайду)

Зуб – зубной врач.    Город – городское хозяйство.   Гора – гористый склон.

Сравните основы прилагательных с основами существительных. Что их отличает? (суффиксы). Верно, выделите их. (проверка по слайду)

Как вы думаете, какая же у нас тема урока? Что нового мы узнали, что мы с вами открыли?  Тема урока: Образование прилагательных от основ существительных.

А судя по тому, что вы написали в тетрадях, составили прилаг. от слова Апрель- какое же правило мы можем вывести.?  Имя прилагательное образуется от основ существительных при помощи суффиксов -н, -ск, -ист. Давайте проверим, что же нам говорят учёные линвисты, обратимся к учебнику. Анжелика читает правило на стр26? Это правило аналогично нашим выводам. Да.

11. Физминутка. Слайд 33.

  • Раз – подняться, подтянуться,
  • Два – согнуться, разогнуться
  • Три – в ладоши три хлопка,
  • Головою три кивка.
  • На четыре – руки шире,
  • Пять – руками помахать,
  • Шесть – за парту тихо сядь.

12. Слайд 35- 40. Закрепление . Итак, сейчас работа по вариантам, 1 и 2, задание на доске.

Образуйте  прилагательные  от существительных при помощи суффиксов -Н,-СК,-ИСТ и разберите их  по составу. Взаимопроверка.

Упр 332 по вар 1вар -1, 2 предл, 2 вар -3, 4 предл. 5 предл – у доски.

Проверяем по 1 предл.

Как же мы сегодня пополнили наши знания о прилагат.? Что нового узнали?

  • образуется от основ существительных с помощью суффиксов

13. Физминутка для глаз. Слайд 41.

Следим только глазами.

14. Тестовая работа.  Слайд 43-46.

А сейчас в тестовом режиме мы повторим то,  что знали и узнали сегодня о имени прилагательном. На слайде задания, ваша задача выбрать правильный ответ и записать в тетрадь № задания и вариант ответа.

 Затем взаимопроверка. Кто допустил 1-2 ошибки, больше 3? Молодцы.

15. Оценки за урок. Кто работал  с инд заданиями и я не оценила, поставлю сегодня, когда проверю тетради в эл. журнал. Оценки за работу на уроке.

16. Домашнее задание:

1 вариант – Упражнение 334

2 вариант – Упражнение 335

По желанию: Модуль 24.Выполнить разноуровневые  задание.

17.Итог урока, Рефлексия.

 Наш урок подошёл к концу и я хотела бы узнать, что нового вы узнали? Каким он был для вас? На слайде даны слова, к какой  части речи мы можем их отнести? Имена сущ.

А я вас попрошу отвечая на вопрос, образовать от сущ - прилаг, применив знания полученные на уроке.

Урок окончен. Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ОБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» Автор: учитель начальных классов Краснова И.Я.

Слайд 2

ДЕВИЗ УРОКА: «ДУМАЙ, ПРОВЕРЯЙ, ПИШИ! У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!!»

Слайд 3

Апрель – проказник и обманщик, оПрава марта, пропуск в май, миРов сиреневых шарманщик, кудЕсник, страстный шалопай, оскоЛком льда прирос к рассвету, метелЬю странной канув в лету.

Слайд 4

А прель – проказник и обманщик, о П рава марта, пропуск в май, ми Р ов сиреневых шарманщик, куд Е сник, страстный шалопай, оско Л ком льда прирос к рассвету, метел Ь ю странной канув в лету. АПРЕЛЬ

Слайд 5

Толковый словарь С.И. Ожёгова АКРОСТИХ - ( акро- греческий корень, означает: крайний, верхний) стихотворение, в котором буквы каждой строки составляют какое-нибудь слово или фразу (часто по вертикали). Диагональный акростих – когда ключевое слово «спрятано» по диагонали.

Слайд 7

Фонетический разбор. Апрель ап-рель – 2 слога. Характеристика звуков: а - [а] гл., безуд. п -[п] согл., гл., парн., тв., р - [р']согл., зв., непарн., мягк., е - [э]гл., уд. л - [л'] согл., зв., непарн., мягк., ь - [---] 6 б., 5 зв.

Слайд 9

Словарь: 1.Праздничный залп. 2. .

Слайд 10

3. Антоним к слову «быстро». 4.

Слайд 11

5. 6. Синоним к слову «успех».

Слайд 12

8. Сумма чисел десяти и одного. 9. Поворот в правую сторону. 7.

Слайд 14

ПРОВЕРКА Словарь: с а лют, в о лшебник, медл енн о, б е рёза, к о см о навт, п о беда, г о рячий, х о лодный, о ди нн адцать, направ о.

Слайд 16

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначает признак предмета изменяется по числам и родам, склоняется в предложении бывает определением

Слайд 17

ТРЕНАЖЁР «ВСТАВЬТЕ БУКВЫ»

Слайд 18

К скор Вставь пропущенную букву утренн поезду … .. … ..

Слайд 19

Вставь пропущенные буквы развесист сосной Под толст … .. … ..

Слайд 20

Сравните основы прилагательных с основами существительных Зуб – зубной врач. Город – городское хозяйство. Гора – гористый склон.

Слайд 21

Сравните основы прилагательных с основами существительных Зуб – зуб н ой врач. Город – город ск ое хозяйство. Гора – гор ист ый склон.

Слайд 23

ТЕМА УРОКА: ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ ОСНОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Слайд 24

Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов -н, -ск, -ист

Слайд 26

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сядь.

Слайд 28

Образуйте прилагательные от существительных при помощи суффиксов - Н,-СК,-ИСТ и разберите их по составу. брат - … море-… зуб -… апрель -… лес - … ворс - … Ростов - … искра - … сахар - … степь - …

Слайд 29

Образуйте прилагательные от существительных при помощи суффиксов - Н,-СК,-ИСТ и разберите их по составу. брат – брат ск ий море-мор ск ой зуб -зуб н ой апрель - апрель ск ий лес – лес н ой ворс - ворс ист ый искра – искр ист ый сахар - сахар н ый Ростов - Ростов ск ий степь - степ н ой

Слайд 30

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначает признак предмета изменяется по числам и родам, склоняется в предложении бывает определением образуется от основ существительных с помощью суффиксов

Слайд 32

Тест «Имя прилагательное» Проверь себя.

Слайд 33

1. С какой частью речи связано имя прилагательное? А) с именем существительным; Б) с глаголом; В) не связано; 2.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –ЕЕ? А) утренн… небо; Б) утренн… зарядка; В) утренн… завтрак;

Слайд 34

3. В каком падеже у имён прилагательных окончания –ОМУ,-ЕМУ? А) в творительном падеже; Б) в родительном падеже; В) в дательном падеже; 4. Какая буква пропущена в окончании имён прилагательных? Кружился в син…м небе, на ближн…м озере А) -е; Б) -и; В) другая буква;

Слайд 35

5.Укажи падеж прилагательных в словосочетаниях: Видел в синем небе, рисовал на холодном окне А) винительный падеж; Б) предложный падеж; В) творительный падеж; 6. Что отличает основы прилагательных от основ однокоренных существительных? А) окончания; Б) суффиксы ; В) приставки;

Слайд 36

Проверь себя: 1. А) 2. А) 3. В) 4. А) 5. Б) 6. Б)

Слайд 37

Домашнее задание. 1 вариант – Упражнение 334 2 вариант – Упражнение 335 По желанию: Модуль 24. Выполнить разноуровневые задание.

Слайд 38

Каким был урок для вас? Интерес Искра Труд Длина Радость Удар Скука

Слайд 39

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «им...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных»

Цели деятельности учителя: ввести понятия «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по чис...