Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Сысоева Галина Викторовна

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного, называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoritelnyy_i_predlozhnyy_padezhi_prilagatelnyh.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект урока по русскому языку

во 4-А классе по теме

«Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Разработала и провела:

учитель начальных классов

МБОУ школа № 15

Сысоева Галина Викторовна

Феодосия, 2018

Русский язык              4 класс             Урок № ____________                 Дата ________________                      

 Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Тип урока: формирования умений и навыков

Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, ( равнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью и выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. -Запишите дату. Дайте характеристику звукам, обозначаемым на письме буквой М.  Пропишите в тетрадях:

 Мм му мм см Ми  

      - Объясните пословицы. Запишите каллиграфически.

 Мир не без добрых людей.  

 Муравьиная рать и льва победит.

 – Поставьте правильно ударения и запишите слова:

  Мастерски, мельком, мизерный.

  1. Словарный самодиктант.

— Прочитайте слова. (на доске)

Дв..ровый, переб..гать, гр..бник, взгл..ни, д..ждевая, л..сок, л..тел, гн..здо, б..готня, гр..ница, л..тун, х.лодное. космос (слов.слово)   

                                                 

— Что у них общего? (Все начинаются с буквы, обозначающей согласный звук. Во всех словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)

Подберите устно проверочные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

(Проверка по образцу, самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

1) - Среди записанных слов найдите имена прилагательные в мужском и среднем роде. (Дворовый ( пес), холодное(утро).)

-  Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Просклоняйте получившиеся словосочетания.

(Два ученика работают на откидной доске.)

-  Какие знания и умения вам пригодились при выполнении задания?

 Упр. 50 (с. 25).

Рассмотрите схему.

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? (По вопросам и окончаниям.)

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.

На доске:    ?    и ?      падежи ……………… и    ……………………… рода.

(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)

- Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)

- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах, и научиться правильно их писать.) (Поупражняться в склонении и правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.)

IV. Работа по теме урока

 1) Упражнения в проверке и правописании окончаний имен прилагательных. (Слайды 2-3)

На экране словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание.

под    …..им снегом                              в     …..ом наряде

за      …..им морем                                на      …..ом дереве

под       …..им льдом                             при     …..ом морозе  

- В каком падеже должны быть прилагательные? (1 столбик – в творительном падеже, 2 столбик – в предложном падеже) В  каком роде? (В мужском и среднем роде)

- Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Запишите словосочетания.

2) Работа по развитию речи. (Слайд 4)

- Посмотрите на иллюстрацию, придумайте название. (Зимний лес. Зима в лесу…)

- Ребята, а сейчас мы будем составлять предложения о зимнем лесе

Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах        

 Очень тихо в (зимнем лесу).

Всё вокруг засыпано (пушистым белым снегом) .

Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.

-А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. Выберите словосочетания, которые вы используете для построения текста. Запишите текст. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.

        В белом наряде ……..  .

        Под снежным одеялом ………  .

        На гладком снегу ……..  .

        Под низким кустом ………  .

        Над большим сугробом ………  .

        На высоком дереве ……..  .

- Прочитайте записанный текст. Выскажите мнения по услышанному.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Работа по карточкам.

    1) Работа по карточкам Программный уровень

-  Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

2)Уровень повышенной сложности

—  Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

(Самопроверка и самооценка по образцу.)

VII. Рефлексия.

Повторение правила о прилагательном.

1. Расскажите друг другу правило, что вы знаете о прилагательном.

2. Блиц-опрос.

-Ответьте на вопросы: да или нет

*имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)

*имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)

*имя прилагательное обозначает предмет (нет)

*имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

*имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как?  (нет)

* имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)

* имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

*имя прилагательное имеет постоянный род (нет)

*имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

*род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?

— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Что показалось вам трудным?

- Каким был урок? Ответьте прилагательным.

Домашнее задание Упр. 53 (с. 26).

Работа по карточкам Программный уровень

-  Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн..  даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк..  ароматом и грациозн..  красотой. В самом крошечн..  лютике, привычн.. одуванчике или син..  васильке таится великая сила.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа по карточкам Программный уровень

-  Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн..  даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк..  ароматом и грациозн..  красотой. В самом крошечн..  лютике, привычн.. одуванчике или син..  васильке таится великая сила.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа по карточкам Программный уровень

-  Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн..  даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк..  ароматом и грациозн..  красотой. В самом крошечн..  лютике, привычн.. одуванчике или син..  васильке таится великая сила.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа по карточкам Программный уровень

-  Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн..  даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк..  ароматом и грациозн..  красотой. В самом крошечн..  лютике, привычн.. одуванчике или син..  васильке таится великая сила.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа по карточкам Программный уровень

-  Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн..  даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк..  ароматом и грациозн..  красотой. В самом крошечн..  лютике, привычн.. одуванчике или син..  васильке таится великая сила.

Уровень повышенной сложности

—  Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

……………………………………………………………………………………………………………………………………..

Уровень повышенной сложности

—  Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Уровень повышенной сложности

—  Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Уровень повышенной сложности

—  Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

………………………………………………………………………………………………………………………………………..
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с компьютерной презентацией по русскому языку в 4 классе «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»

урок изучения новой темы, используется информационно-коммуникацивная технология, научить учащихся правильно писать окончания имен прилагательных  мужского и среднего рода в предложном и творитель...

Презентация к уроку «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»

Слайды к уроку русского языка в 4 классе "Творительный и предложный падежи имен прилагательных вмужского и среднего рода"...

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"...

Урок – соревнование по русскому языку. 4 класс.«Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»

Цели урока:  - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода....

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Конспект и презентация  к уроку русского языка в  4 класс, УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

Презентация: Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Творительном и Предложном падежах" 4 класс.

Цель работы: Способствовать формированию знания учащихся правильного написания безударныых окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и Предложных падежах....

Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...