Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Будникова Наталья Сергеевна

Конспект и презентация  к уроку русского языка в  4 класс, УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Бажирская основная общеобразовательная школа

Урок русского языка

4 класс

Тема: Правописание падежных окончаний  

имен прилагательных мужского и среднего рода

 в дательном падеже

Учитель: Будникова Наталья Сергеевна

Дата

29.01.2016г.

Учитель

Будникова Наталья Сергеевна

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема урока

Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Тип урока

Урок открытия нового знания  

Цель урока

Формирование  образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже»

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского
и среднего рода в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; находить в тексте обращения; выделять окончания имен прилагательных

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом
(под руководством учителя);

Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной по-зиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Организационная структура урока

Этап урока

(обязательные этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Сегодня у нас гости. Давайте им покажем, как мы работаем на уроках русского языка.

-Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

- Давайте напомним девиз работы на уроке:

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится. (слайд №2)


Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? В какие игры вы играете зимой?

-Какая зима обходится без катания с горки?

-Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной Е.

Игра «Горка» (слайд №3,4)

ф.враль

    д.кабрь

         .нварь

             кал.ндарь

                     мес.ц

                         пр.красный

                                          с.йчас

-К названиям месяцев подберите прилагательные, отражающие основные признаки каждого из месяцев. декабрь суровый

январь морозный

февраль вьюжный

- Что такое имя прилагательное?

Настраиваются на доброжелательное отношение.

Запись в тетради

Записывают и проверяют с помощью сигнальных карточек и по эталону.

Дают определение ими прилагательного

Регулятивные УУД:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формировать  умение слушать и слышать.

2.Целеполагание

На доске записаны словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание. Необходимо дописать словосочетания.

По ……ему солнцу, к ……ому флажку, по …….ому  лугу, к …..ему морю.

Проблемный вопрос:

- В каком падеже должны быть имена прилагательные?

- В каком роде?

- Докажите.

Нацеливание на определение темы и учебной задачи урока.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Какие задачи поставите перед собой, использую слова на слайде .

-Да, вы правы! Сегодня мы остановим наше внимание на правописании окончаний имен прилагательных  мужского и среднего рода в дательном падеже (слайд №5,6)

Возьмите оценочный лист, поставьте +, если знаете ответ, если нет, поставьте -. Работаем в первом столбике

Оценочный лист

Начало урока

Конец урока

Вопрос имен прилагательных  мужского и среднего рода в Д.п

Окончания прилагательных  мужского и среднего рода

Алгоритм  определения падежа имен прилагательных

Записывают словосочетания в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

В дательном.

В мужском и среднем.

Определяют тему урока «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в  дательном падеже»

Я хочу:

 -узнать, что…

- узнать, какие…

- понять, как …

Я хочу научиться:

- находить…

-составлять…

- обозначать…

Выполняют оценочное действие в оценочном листе

Регулятивные УУД:

 -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- поставить и решить проблему.

Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

3.Планирование

1.Объяснение нового материала.

 Работа с электронным приложением

- Сравните с правилом. Прослушайте, как оно звучит в электронном приложении.

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже.?(Какому?)

-Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже? (-ому,-ему)

-Составьте алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных в дательном падеже.

-Поработайте в группах. (Детям выдаётся алгоритм  с перепутанными номерами высказываний.)

-Проверьте. У кого так  же. (Слайд 7)

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

-Вы составили  алгоритм правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в  дательном падеже.

2. Первичное закрепление знаний. 

  Упражнение 40 (с комментированием)

– Прочитайте. Назовите сказки.

– Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род
и падеж.

– Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных

Анализируют формулировку правила (понятия), данную на диске. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Делают вывод: имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому?» и имеют окончания -ому, -ему

Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают, вставляя пропущенные окончания. Указывают род и падеж имен прилагательных.

Идут они по дальн (м. р., Д. п.) пути, по широк (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Иванушке пить. По щучь (ср. р., Д. п.) веленью ведра сами пошли в гору. Покатится яблочко по серебрян (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист – Ясный сокол.

Выполняют морфологический разбор слова.

(По) блюдечку – сущ., по чему?, нач. ф. – блюдечко, неодушевленное, нарицательное, ср. р.,
2-е скл., ед. ч., Д. п., дополнение

Познавательные УУД:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

-Я называю прилагательное. Если оно мужского рода, вы приседаете. Если  женского – руки в стороны. Если среднего- руки вверх.

Деревянный, высокая, прилежный, вкусное, быстрая, толстый, нежное, ласковая, сливочное, волшебная, дешёвый, глубокое, модная, сладкий, красное.

Учащиеся выполняют задания в процессе физминутки.

4.Самоконтроль, взаимоконтроль

 А)  Упражнение 41 (работа в парах)

– Прочитайте. Запишите ответ на вопрос, употребляя в нем данные в скобках словосочетания в нужном падеже.

– Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.

2) Самостоятельная работа. Тест.

(карточки на столах у детей)

-Вставить окончание, отметить букву правильного ответа.

1. К глубок…. оврагу

А)-ему   Б)-ому

2 . По  син… морю

А)-ему   Б)-ому

3. К весел… празднику

А)-ему   Б)-ому

4. По огромн… мосту

А)-ему   Б)-ому

5.  К  хорош…  другу

А)-ему   Б)-ому

6. По  широк… полю

А)-ему   Б)-ому

Ответы :

1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б. (слайд №8)

Записывают ответы на вопросы. Выделяют окончания имен прилагательных. Каждая пара выбирает по 1 вопросу.

С ранн (Р. п.) утра до поздн (Р. п.) вечера дятел стучал по дереву. Пчелка летела из пчелин (Р. п.) улья к душист (Д. п.) клеверу. Корабль плыл по син (Д. п.) морю мимо скалист (Р. п.) острова к далек (Д. п.) горизонту. Дети радовались ясн (Д. п.) утру,
зимн
 (Д. п.) солнцу и пушист (Д. п.)снегу.

Тренируются в правописании окончаний прилагательных в  дательном падеже.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверка по эталону

Регулятивные УУД:

– действовать по инструкции в задании,

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

 – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Домашнее задание  (слайд №9)

- Предлагаю вам задания двух уровней:

1 уровень средней сложности(задания написаны на голубых  карточках)

2 уровень повышенной сложности (задания написаны на желтых  карточки)

- Вернемся к целям нашего урока. (слайд №10)

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

- Заполните оценочный лист (второй столбик). Произошли изменения? Исчезли минусы?

-Если минусов нет, то я думаю, что цель, которую вы ставили перед собой на уроке, вы достигли!

- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите синий квадратик.

Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный квадратик.

- Я благодарю всех присутствующих. Урок окончен. До свидания (слайд №11)

Учащиеся определяются с объемом и содержанием д/з.

1 уровень

Напиши существительные и прилагательные в дательном падеже.

Разговаривал по ( городской телефон), приготовил к (новогодний праздник), подошел к (новый дом), поехал к (дальнее озеро), шли по (ветхий мостик), помогал ( лучший друг).

2 уровень

Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.

К высокая  берегу, по родная селу, горячее киселю, к большая дому, по  пушистое снегу, по  голубым небу, к открытого окну.

Анализируют свою собственную деятельность.

Знакомятся с притчей, обсуждают.

Обсуждение .Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД:

 - осознавать качество и уровень усвоения и овладения теми или иными учебными действиями.

Личностные УУД:        

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Разработка урока  русского языка  4 класс Тема урока: Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе План...

Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Цель урока: Сформировать представление о написании  окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...