Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Оюн Ирина Игоревна
 

 Разработка урока  русского языка  4 класс

 

Тема урока: Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

 

Планируемые предметные результаты

Учебные:Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным, склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: самостоятельно формулировать задание:
определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно
оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных
и научно-популярных книг, понимать прочитанное

 

Личностные результаты

 

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; осознавать личностный смысл учения; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

 

Ход   урока.

1.1.Организация мотивации, постановки учебной задачи

Обратить внимание детей на некие конструкции, которые лежат у них на столах. Пирамидки с пустыми ячейки для заполнения).

1задание: Фундамент:

Отгадать ребус, в отгадке назвать орфограмму и объяснить правописание;

На обороте- Вставьте пропущенные буквы. Укажите над выделенными прилагательными род и падеж.

  1. Ребус: (Семья)

На обороте: Вставьте пропущенные буквы. Укажите над выделенными словосочетаниями род, число, падеж и склонение

 Основа крепк…(ого) дом…(а)- прочный фундамент.

  1. Ребус: (Окно)

На обороте: Вставьте пропущенные буквы. Укажите над выделенными словосочетаниями род, число, падеж и склонение

: Хранительницей домашн…(его) очаг…(а) является хозяйка дома.

  1. Ребус: (Юрта)
  2. На обороте: Вставьте пропущенные буквы. Укажите над выделенными словосочетаниями род, число, падеж и склонение

В традиционном жилище тувинцев вместо прямоугольн…(ого) окн…(а)- круглое отверстие над юртой.

–Что общего в содержании этих предложений? (все они о доме, о семье, о семейном очаге)

Какой сегодня день?(Татьянин день)

Словарная работа.

Учитель: Рассмотрим слово «день» (Слайд ).

Вызов у детей зрительных и слуховых ассоциаций: день, солнце, свет

Учащиеся дают характеристику данному слову.

● Лексическая характеристика слова:

День-это светлое время суток

День- часть суток от восхода до захода солнца, между утром и вечером.

● Фонетическая характеристика слова:

День – 1 слога, 4 буквы, 3 звука. Учащиеся выполняют транскрипцию слова день [д'эн'].

● Морфемная характеристика слова:

Корень – день, окончание – нулевое, основа – день.

● Характеристика слова как части речи:

Имя существительное, мужского рода, 2-го склонения, неодушевленное, нарицательное.

● Задание на развитие речи:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Разработка урока  русского языка  4 класс

Тема урока: Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Планируемые предметные результаты

Учебные:Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным, склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: самостоятельно формулировать задание:
определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно
оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
коммуникативные:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных
и научно-популярных книг, понимать прочитанное

Личностные результаты

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; осознавать личностный смысл учения; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Ход   урока.

1.1.Организация мотивации, постановки учебной задачи

Обратить внимание детей на некие конструкции, которые лежат у них на столах. Пирамидки с пустыми ячейки для заполнения).

1задание: Фундамент:

Отгадать ребус, в отгадке назвать орфограмму и объяснить правописание;

На обороте- Вставьте пропущенные буквы. Укажите над выделенными прилагательными род и падеж.

  1. Ребус: (Семья)

На обороте: Вставьте пропущенные буквы. Укажите над выделенными словосочетаниями род, число, падеж и склонение

 Основа крепк…(ого) дом…(а)- прочный фундамент.

  1. Ребус: (Окно)

На обороте: Вставьте пропущенные буквы. Укажите над выделенными словосочетаниями род, число, падеж и склонение

: Хранительницей домашн…(его) очаг…(а) является хозяйка дома.

  1. Ребус: (Юрта)
  2. На обороте: Вставьте пропущенные буквы. Укажите над выделенными словосочетаниями род, число, падеж и склонение

В традиционном жилище тувинцев вместо прямоугольн…(ого) окн…(а)- круглое отверстие над юртой.

–Что общего в содержании этих предложений? (все они о доме, о семье, о семейном очаге)

Какой сегодня день?(Татьянин день)

Словарная работа.

Учитель: Рассмотрим слово «день» (Слайд ).

Вызов у детей зрительных и слуховых ассоциаций: день, солнце, свет

Учащиеся дают характеристику данному слову.

● Лексическая характеристика слова:

День-это светлое время суток

День- часть суток от восхода до захода солнца, между утром и вечером.

● Фонетическая характеристика слова:

День – 1 слога, 4 буквы, 3 звука. Учащиеся выполняют транскрипцию слова день [д'эн'].

● Морфемная характеристика слова:

Корень – день, окончание – нулевое, основа – день.

● Характеристика слова как части речи:

Имя существительное, мужского рода, 2-го склонения, неодушевленное, нарицательное.

● Задание на развитие речи:

Учитель: Как вы понимаете устойчивое выражение:

  Изо дня в день (ежедневно)

  Каждый божий день (ежедневно)

  Не день и не два (длительное время) – кстати, 

  Дни и ночи напролет

  День-деньской (целый день)

  День в день (от начала до конца)

  Ни днем ни ночью (покоя нет)

Дети высказывают свои предположения. Учитель подводит итог: Данные выражения выражают о событиях в течение времени

Учитель: Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к слову «день» (праздничный день, субботний день, Татьянин день, целый день, счастливый день итд.). Учитель предлагает детям с одним из словосочетаний составить предложение. Учащиеся называют свои варианты.

Проверка Д/з: Послушать краткие справки о празднике.

-Что общего в выполнении грамматического задания?(все выделенные прилагательные в форме родительного падежа, все выделенные существительные 2 склонения- мужского и среднего рода)

Рассмотрите таблицу.  (слайд №1)

И.п.

ой  ый  ий

ое  ее

Р.п

              ого      его

Д.п

              ому    ему

В.п

ой ый ий ого

ое ее

Т.п

               ым  им

П.п

ом ем

- Рассмотрите данные сочетания букв…

- Кто догадался, о чём речь? (Это падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.)

- Какую тему урока вы предложили бы? (Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода)

Учитель: Рассмотрим правописание окончаний имен прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода (Слайд 5).

- Тема предложена. Какую цель вы можете поставить? (Закрепить написание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Учиться писать их без ошибок)

- Каким образом мы будем достигать поставленной цели? (Путём упражнений, применения правил).

Учитель: В чем трудность написания данных окончаний?

Трудность:

Ответы детей: трудность в том, что произношение и написание данных окончаний отличается.

Преодоление трудности:

Верно, поэтому нужно запомнить правописание данных окончаний.

 Рассмотрите карту самоконтроля нашего урока.

 Карта  самоконтроля

Начало урока

Конец

урока

Моё настроение в начале ( в конце) урока

Я знаю, что такое имя прилагательное

Я  умею использовать изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода          

Я красиво и аккуратно буду работать( работал) в тетради

На уроке было интересно, я всё понял(а)

----------

Молодец!                Хорошо!                Надо постараться!

2. Актуализация ранее изученного материала.

1 .Чистописание.

Выборочное написание. Запиши окончание Им п , м.р.; Р.п. ср.р.; и т.д.

1) ой ый ийого  егооеее ому ему  ым им ом ем

2) Вставь пропущенное окончание в пословицу. Спишите. Пословицы.

Добр…   начало — половина дела.

Маленьк…   дело лучше больш…    безделья.

3) Объясните правописание окончаний.

2) Актуализация опорных знаний

1.- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?      (Слайд №)

2.Работа с карточкой. Подумайте, какие задания вы дали бы к этим словам?

1)Вставить буквы.  2) Разделить слова на группы. 3) Списать только имена прилагательные.

4) Разобрать слова по составу.

А…уратный, а…ея, б…рёзовый, дв..надцать, инт..ресный, медле….о, ж…лтоватый, сн…гирь, м…розный.

2) С какими орфограммами вы встретились?

3) Какие слова выписали? Почему?

4) Разберите данные слова по составу.

5) Составьте с прилагательными словосочетания устно.

Физкультминутка

"Собери в корзинку"

Найдите в классе слова - имена прилагательные в родительном падеже, прикрепите на доску.

Докажите, что нашли правильно.

Снежный, снежного, пушистый, пушистого, северного, северными, зелёного, светлого, солнечный, солнечного, летний, летнему, зимнего, зимнему, красивые, красивыми.

Составьте с этими словами словосочетания, придумав подходящее по смыслу существительное.

Снежного, пушистого, солнечного, зимнего, северного.

Карточки со словами крепятся по всему классу.

(Нужно изготовить корзину)

Звучит веселая музыка (музыка дилээр мен!)

3. Закрепление изученного материала.

1) Просклоняйте имена прилагательные морозный день, морозное утро. (Слайд )

И.п.

(какОЙ?) морознЫЙ (какОЕ?) морознОЕ

Р.п.

(нет)

(какОГО?)  морознОГО         морознОГО

Д.п.

(дать)

(какОМУ?) морознОМУ         морознОМУ

В.п.

(вижу)

(какОЙ?) морознЫЙ (какОЕ?) морознОЕ

Т.п.

(горжусь)

(какИМ?)   морознЫМ            морознЫМ

П.п.

(мечтаю)

( о какОМ?) о морознОМ    о морознОМ

-Выделите окончания.

– Что заметили? Как изменялось имя прилагательное, когда мы его склоняли по падежам? (Изменялось окончание) – Сделайте вывод. (Имена прилагательные изменяются по падежам)– От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени существительного, к которому оно относится)– Верно. Падеж имени прилагательного так же, как и род, и число, зависит от имени существительного, с которым оно связано.

Что помогло вам правильно написать окончание в таблице?

Проверьте  алгоритм написания безударного окончания имени прилагательного. Что здесь лишнее?

Алгоритм

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу смени существительного, к которому  относится имя прилагательное.
  3. Вспомнить, какие суффиксы служат для образования новых имён прилагательных.
  4. Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.
  5. Проверить окончание имени прилагательного по  окончанию вопроса, на который  отвечает имя прилагательное.

Проверка алгоритма по учебнику стр 16.

4. Контроль за процессом и результатом освоения

1) Работа над упр 27.стр16

Давайте вспомним стишок:

Если вопрос, какого?

Пишем мы -его, -ого

Снежного, озорного,

Зимнего и смешного.

Для чего мы повторяли правило? Выберите способ проверки правильного написания падежного окончания.

2) Работа с карточками. "Каждому своё"

Дифференцированная работа.

1 уровень.

Вставь пропущенные окончания.

Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора.

2 уровень

Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже.

На опушке (зимний лес), на улицах (маленький город), приготовил для (любимой мамы), вышел из (тёплый дом).

3 уровень

Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.

Около старая дерева, из спелое яблока, белой снега, около большими дома, без тёплые варежки.

3) Творческая работа.

- Написать мини-сочинение, а именно письмо-поздравление студентам. Выберите вариант по своим силам.

На слайде картина
1. вариант. Прошу маленькой помощи. Даны слова – помощники:
день, морозный, январский, Татьянин, тяжелые, экзамены, зачеты, отличное настроение, бодрости духа, крепкого здоровья
2. вариант. Прошу большой помощи. Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.

Уважаемый ____________студент!
В этот________________день желаю тебе забыть __________________экзамены, зачеты! Желаю ________________настроения, ________________крепкого здоровья и ____________духа!

4) Индивидуальный опрос по карточкам.

- Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, выделите их.

Рыж… пес, широк… поле, зимн… день, последн… слово, добр… гном, грозов… облако, громк… голос, ранн.. утро, солнечн… день.

- Составьте с одним из словосочетаний предложение.

Взаимопроверка работы. Самооценка.

5) Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания в два столбика.

Острый

Тяжёлый

Верный

Красный

Вкусный

нож

багаж

товарищ

кирпич

борщ

Запомни слова первого столбика (даётся 1 минута);

Запиши в тетрадь словосочетания, ставя имена прилагательные и существительные в Р.П., восстанавливая слова 1 столбика по памяти и словам второго столбика

5. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

 – Назовите способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

– Назовите безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

6. Домашнее задание  Упр 26 стр17

Приложение. Карточка для детей.

Карта  самоконтроля

Начало урока

Конец

Урока

Моё настроение в начале ( в конце) урока

Я знаю, что такое имя прилагательное

Я  умею использовать изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода          

Я красиво и аккуратно буду работать( работал) в тетради

На уроке было интересно, я всё понял(а)

----------

Молодец!                Хорошо!                Надо постараться!

Задание №1

А…..уратный,  а…ея,  б…рёзовый,  дв...надцать,  инт...ресный,  медле……о,  ж…лтоватый,  сн…гирь, м…розный.

Подумай! Какие задания можно дать к этим словам?

Задание №2

И.п.

(какОЙ?) _____________ (какОЕ?)______________

Р.п.

(нет)

(какОГО?)___________________________________        

Д.п.

(дать)

(какОМУ?)___________________________________

В.п.

(вижу)

(какОЙ?) ______________ (какОЕ?) _______________

Т.п.

(горжусь)

(какИМ?)   ____________________________________

П.п.

(мечтаю)

( о какОМ?) ___________________________________

  Алгоритм

1.        Найти существительное, к которому относится прилагательное.

2.        Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу смени существительного, к которому  относится имя прилагательное.

3.        Вспомнить, какие суффиксы служат для образования новых имён прилагательных.

4.        Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

5.        Проверить окончание имени прилагательного по  окончанию вопроса, на который  отвечает имя прилагательное.

                                                   Сочинение.

1.слова – помощники:

2.Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.

Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Конспект и презентация  к уроку русского языка в  4 класс, УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

"Различие падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода в единственном числе, отвечающих на вапрос какой?" Русский язык. 4 класс.

Это презентация к уроку-исследованию по русскому языку в 4 классе по теме "Различие падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода в единственном числе, отвечающих на вапрос какой?"Эт...

Урок русского языка.Тема урока. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Цели урока.  Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; ...

Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Цель урока: Сформировать представление о написании  окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...

Урок русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе".

Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.Тип урока: применение знаний, умений и навыков.Цель: обобщить знания учащихся об имени при...